Санкт-Петербург хочет стать центром развития малого предпринимательства

26 марта 2007
За становление и процветание малого бизнеса в Санкт-Петербурге отвечает заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Дмитрий Быков. Он относительно недавно занял этот пост. До административной работы занимался малым, а потом средним бизнесом не как чиновник, а как менеджер. Сейчас Смольный хотел бы вывести эту сферу экономики на новые рубежи. Об этом с Дмитрием Быковым беседует корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».
В.: В Петербурге есть целый набор программ, предназначенных для поддержки частных предпринимателей, владельцев и руководителей малых предприятий. Как вы оцениваете их действенность?
О.: По-разному. Всего таких программ десять. Часть из них не действует, от них надо отказываться. Часть нужны, но неэффективны, и надо предпринимать меры, чтобы вывести их на новый уровень. В настоящее время идет оценка всех этих программ, поэтому мне не хотелось бы конкретно называть, что будет свернуто, а что, наоборот, усилено. Но могу обозначить: перспективно то, что имеет четкие критерии отбора участников и востребовано максимальным числом субъектов МБ.
Например, вряд ли есть будущее у программы санации малых предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии. Если фирма попала в тяжелое положение из-за ошибок собственного менеджмента, то вряд ли правильно оставлять ее на плаву за счет бюджета.
В городе с участием ряда коммерческих банков действует программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства». В ее рамках за весь прошлый год выдано порядка 80 кредитов. Если учесть, что в Петербурге около 180 тысяч малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, то получается, что один кредит приходится на 2 с лишним тысячи его потенциальных получателей, а стало быть, льготные деньги практически недоступны. Отказываться от программы субсидирования кредитов не стоит. Но ее необходимо доработать в том числе в части залогового обеспечения.
А вообще цель перед нашим ведомством стоит достаточно амбициозная. Подготовить, а самое главное - осуществить единую программу «Санкт-Петербург - столица малого бизнеса». Мы планируем вынести этот документ на рассмотрение правительства в конце этого года, а реализация займет несколько лет. Малый бизнес сегодня - это почти треть экономики города. Он доказал свою жизнеспособность и устойчивость в период кризисов. Это не объект для получения дотаций, это прежде всего 630 тысяч занятых.
В.: Какие же ориентиры будут поставлены этой программой? Скажем, сколько малых предприятий будет в нашем мегаполисе через пять лет?
О.: Пока озвучивать какие-то цифры рано. Если честно, то в городе еще нет даже достоверной статистики по текущему положению дел в нашей сфере. Но качественные направления трансформации малого бизнеса можно обозначить. Прежде всего это развитие субконтрактинга и аутсорсинга. Под этими терминами скрываются простые и понятные явления интеграции малого и среднего бизнеса в бизнес большой, даже транснациональный.
Субконтрактинг - это поставки комплектующих. Есть главный контракт, есть его часть - субконтракт, его исполнитель взаимодействует не с конечным потребителем, а с держателем главного контракта. Например, в Японии вокруг «Тойоты» действует приблизительно 20 тысяч малых предприятий. Что-то подобное может быть и здесь, и не только с данным автоконцерном, но и с «Ниссаном», «Бош-Сименсом», «Электролюксом», «Дженерал Моторс» и другими. Приход крупных инвесторов в наш регион - это огромный шанс для местного бизнеса.
Аутсорсинг - это передача непрофильного производства в специализированную фирму. Заводу зачастую ни к чему иметь в штате собственных работников столовой, уборщиц. Транспортный цех и даже бухгалтерия могут быть недозагруженными.
Очень важно развитие малого бизнеса в сфере внесения передовых достижений науки в производство. Зарегистрирован «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга». Капитал этого фонда - 400 млн рублей, из которых 100 млн - деньги города, еще столько же поступило из федерального бюджета, а 200 млн - за счет привлечения средств инвесторов. Эти средства поступят в инновационные предприятия на конкурсной и возвратной основе. Возвращаясь в бюджет фонда с прибылью, они будут направляться на развитие новых фирм.
Еще один шаг, который должен превратить Петербург в столицу малого бизнеса, - развитие сети бизнес-инкубаторов, мест, где на первое время существования малых предприятий площади им будут предоставляться по сниженным арендным ставкам. Такие учреждения будут в каждом районе. Как раз продолжается конкурс по первому инкубатору на улице Седова. В 2007 году на субсидирование части арендной платы в подобных инкубаторах направляется 19 млн рублей. Хотя такие площадки не могут стать панацеей, ведь они предназначены только для начинающих, к тому же на весь город в них будет около одной тысячи мест для фирм-квартирантов, где-то по пятьдесят на район.
Мы уже говорили о низкой доступности кредитования. Эту проблему можно решить, если сделать беззалоговый кредит обеспеченным, а в качестве обеспечения использовать поручительство.
В.: А что мешает превратить город в столицу малого бизнеса?
О.: Я бы расположил эти проблемы в следующем порядке: трудности с получением кредитов, дороговизна недвижимости, бюрократические проблемы, нехватка квалифицированных кадров.
В.: Традиционно малый бизнес связывают с торговлей. Что будет в этой сфере нового?
О.: Будет развиваться система магазинов «шаговой доступности». Ограничение по площади и ассортименту этих магазинов делают их непривлекательными для сетей.

ИА Альянс-Медиа

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
26
марта
2007
Учредители агентства