Новые ГОСТЫ

13 марта 2008
Качество российского бензина постоянно вызывает нарекания автовладельцев, а также экологов. Несмотря на то, что некоторые из крупнейших нефтяных компаний вкладывают немалые средства в модернизацию производства, зачастую их более-менее качественное топливо разбавляется (в прямом и переносном смыслах) на АЗС суррогатом. Ситуацию призвана сломить новая политика государства в области регулирования этого рынка: жесткая ответственность АЗС за качество топлива и благоприятствование производителем бензина стандартов Евро-3 и Евро-4. Конкуренция с суррогатом - одна из самых трудных и обидных, как для крупных нефтяников, так и для владельцев мелких сетей АЗС. Поэтому все громче звучат призывы к радикальному усилению контроля за качеством автомобильного топлива. Причем контроля сквозного - от нефтеперерабатывающего завода до автозаправки. Контроль затруднен тем, что обязательного для всех нормативного документа, устанавливающего качество топлива нет. Действующая в настоящее время система контроля - ГОСТы производства топлив и два уровня сертификации продукции (на НПЗ и на АЗС) - не исключает продажу фальшивого бензина, уверены эксперты. Оставшийся еще с советских времен ГОСТ устарел хотя бы только потому, что сегодня свыше 40% российского автопарка соответствует европейским нормам Евро-2 (30%), Евро-3 и Евро-4 (10%). Эти нормы требуют более высокого качества горючего, нежели отечественные авто. Во-вторых, даже этот устаревший ГОСТ не является обязательным. По закону, обязательным может быть лишь технический регламент, но для моторного топлива он пока не принят. Между тем, этот документ уже полгода как разработан во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП). Введение технического регламента позволит расширить сферу ответственности за качество моторных топлив до владельцев автозаправочных станций, считают авторы проекта. Техрегламент станет обязательным для всех. Производитель сможет выбирать любой способ производства, но он должен гарантировать качество и экологические свойства конечной продукции по техрегламенту. В свою очередь, покупая топливо на НПЗ, владельцы АЗС должны потребовать с них подтверждения продукции техрегламенту и могут потребовать подтверждения соответствия ГОСТ. А в дальнейшем владельцы АЗС, продавая это топливо на бензоколонках, обязуются не изменять качество полученного с НПЗ бензина. Задачей этого техрегламента также является доведение количества вредных выбросов от использования автомобилей до европейского уровня. Сами нефтяники не спешат вкладывать средства в модернизацию производств. Как показывает опыт Хабаровского НПЗ и «ЛУКОЙЛа», переоборудование одного завода стоит не менее полумиллиарда долларов. Причем если на Дальнем Востоке эти деньги быстро отбиваются, так как подавляющее большинство автовладельцев в тех краях пользуется японскими и корейскими машинами, то в других регионах России это пока не очень рентабельно. Из-за этого Минпромэнерго и Минэкономразвития предлагают снизить акцизы на топливо более высокого качества на основе технических регламентов. Работа над предложениями по акцизам будет завершена до конца первого квартала 2006 года, с тем чтобы с 1 января 2007 года акцизы были снижены. Ужесточения контроля за качеством топлива на АЗС, вытеснение суррогатного бензина, и более мягкая акцизная политика по отношению к высококачественному топливу могут сделать стандарты Евро-3 и Евро-4 выгодными для наших нефтяников. И, следовательно, цены на более качественный бензин не сильно будут отличаться от известных ныне стандартов.

Правда.ру

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
13
марта
2008
Учредители агентства