Меняются отношения малого бизнеса и банков
Ситуация с кредитованием малого бизнеса может измениться уже сейчас. С одной стороны, руководство страны поставило задачу в обозримом будущем довести уровень населения с доходами выше среднего до 60% от общего числа россиян. Безусловно, одним лишь повышением зарплат бюджетникам такой задачи не решить. Малому бизнесу надо срочно наращивать «мышечную массу».
С другой стороны, отечественные банки как раз сейчас сворачивают программы кредитования для целого ряда достаточно крупных предприятий, поскольку, чтобы финансировать их проекты, у многих из них (особенно в нижней половине банковских рейтингов) просто нет денег. А дешевых денег на Западе нашим больше не дают.
Ипотечные кредиты населению, хоть и изначально более надежные (в силу имеющегося залога), рассчитаны на длительные сроки.
Микрокредитование компаний малого и среднего бизнеса - вот новая сфера для приложения банковских сил. У нее масса положительных последствий не только для новеньких или начавших, но еще не освоившихся предпринимателей, но и для самих кредитных учреждений. У маленьких компаний оборот капитала гораздо более высокий. Значит, и отдача на каждый первоначально рубль может быть более ощутимой. Даже при неизменной процентной кредитной ставке. Маленькие не в состоянии пытаться объять необъятное. Их проекты всегда предельно конкретны и локализованы. И следовательно, легче поддаются контролю. К тому же "малыши" в полном соответствии с законами природы растут быстрее, чем более "взрослые". А переход в иную весовую категорию сулит банку приобретение лояльного ему клиента с иными финансовыми возможностями.
Минус у всего этого только один - высокий риск. Сейчас для снижения подобных рисков нужно подключаться государству в лице органов исполнительной власти и их представителей, причем на самых разных уровнях.
Ведь государство тоже извлечет максимум прибыли из роста предпринимательской массы. Кредитование малого бизнеса заставит его выйти «из тени» и легализовать все сферы своей деятельности. Что даст дополнительную прибавку налогоплательщиков и налоговых поступлений.
И потому органы исполнительной власти могли бы сейчас более активно участвовать в становлении начинающих бизнесменов. Например, субсидируя часть процентной ставки или же гарантируя часть кредита. Особенно если это касается проектов, отвечающих концепциям развития тех или иных территорий.
К тому же следует вспомнить, что в стране стабилизировалась не только экономическая ситуация в целом, но и налоговая система. Любые изменения, которые будут происходить в этой сфере, станут претворяться в жизнь не с завтрашнего дня, а спустя как минимум год после принятия решения. В этом случае бизнес-планирование может вернуть ту значимость, в которой ему было отказано суровыми российскими реалиями.
В любом случае в отношениях малого бизнеса и банковского сектора государство - явно не третий лишний. К тому же трио имеет гораздо большие возможности, чем дуэт. Особенно если оно слаженное.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"