МБ влияет на демократию

17 августа 2006
Ряд российских и зарубежных экспертов считают, что только достижение определенного уровня ВВП в расчете на душу населения позволяет функционировать реальной, а не имитационной демократии в стране. Ими называется цифра $6000. В прошлом году в России этот показатель достиг $5300. Несложные расчеты показывают, что при ежегодном пятипроцентном темпе роста ВВП искомый рубеж будет достигнут уже в 2008 году.

Очевидно, что такой одномерный подход к оценке готовности к демократии может породить излишний оптимизм. Демократия как явление, прошедшее \"точку невозврата\" в авторитарное, тем более, в тоталитарное политическое устройство, становится реальностью в результате очень сложного сочетания разнообразных факторов. В их числе немаловажное место занимают факторы социальные, считает Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций.
Один из этих факторов – масштабы бедности в России. В принципе, нынешнее число россиян с доходами ниже прожиточного минимума - менее 20% от всего населения - не катастрофично. Но реально малообеспеченных людей у нас на самом деле не менее чем в полтора-два раза больше по сравнению с официальной статистикой.
Другой фактор, от которого напрямую зависят шансы на формирование в стране устойчивой демократии, - это положение малого бизнеса. Сейчас малый бизнес - ведущая сфера приложения труда во всех экономически развитых странах. Там занято уже 60-75% рабочей силы. И это не случайно. Постиндустриальная эпоха сделала существование большинства крупных предприятий просто нецелесообразным. Недаром промышленные гиганты выводят свои производства из развитых стран, в которых основная часть ВВП производится уже не на заводском конвейере, а в исследовательской лаборатории, мобильном творческом коллективе, консалтинговой фирме.
Люди, занятые в инновационном интеллектуальном малом предпринимательстве, - важнейшая часть среднего класса, который не безразличен к местному самоуправлению. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского союза - не менее 30. В целом в данном секторе экономики занято примерно 15 млн человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения, что практически в 3-3,5 раза ниже уровня западноевропейских стран. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания (с этим профилем зарегистрировано более 50% от общего числа малых предприятий). В России такие секторы, как инновации, внедренческий и научный бизнес, здравоохранение, характерные для малой экономики развитых стран, практически не представлены. Достаточно сказать, что на долю малых предприятий приходится всего 1% выданных в стране патентов.
Почему так происходит? Ведь каждый день можно услышать произносимые с самых высоких трибун слова о важности развития малого бизнеса. Но на деле крепнет монополизация экономики, причем со стороны гигантских концернов, контролируемых государством. Вместо реальной диверсификации народное хозяйство становится все более зависимым от добычи и экспорта сырья все той же узкой группой монополистов. На местах царствует коррупционный беспредел, отнимающий средства для развития в первую очередь у самых уязвимых - малых предпринимателей.
По мнению Е.Гонтмахера, политический цикл 2008-2016 годов дает последний шанс для того, чтобы наконец-то подобрать нужные ключи к будущему России как успешной страны в экономическом, социальном и политическом смыслах.

АЛЬЯНС МЕДИА

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
17
августа
2006
Учредители агентства