МБ – по-прежнему аутсайдер экономики

3 ноября 2006
В июле 2006г. общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ провела исследование, целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах России. Результаты исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательтсва в регионах России» были представлены на пресс-конференции, прошедшей в ИА «Росбалт» 1 ноября.

Сергей Борисов, президент ОПОРЫ, считает, что исследование «стало неким индикатором и для правительства по ряду направлений, и показало предпринимательскому объединению, в каком направлении нужно действовать более активно». По его словам, исследование оценивает в первую очередь мнение самих бизнесменов о степени развития предпринимательства и уровне формирования предпринимательского климата, который сложился на данный момент в регионах России.

С.Борисов подчеркнул, что в регионах малый бизнес развивается медленно, и по-прежнему сохраняет \"позицию аутсайдера в экономике, не становясь мотором ее развития\". Он озвучил основные проблемы, влияющие на общую ситуацию. Прежде всего, по-прежнему отсутствует капитализация малого бизнеса. Согласно опросам, порядка 70% респондентов по разным причинам не могут приобрести бизнес-недвижимость, и этот показатель не меняется. Главной причиной этого более половины опрошенных называют ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах недвижимости.

Также ощутимым препятствием для развития своего бизнеса предприниматели называют недостаточность финансовых инструментов. Больше половины опрошенных позиционируют свое финансовое положение как относительно устойчивое: для поддержания бизнеса денег хватает, для его развития – нет. «В 2006 году ситуация не изменилась, позиция банков в этом вопросе категорична и ставит малый бизнес в категорию наименьшего благоприятствования для финансирования», - подчеркнул глава ОПОРЫ.

С.Борисов отметил, что оценивая причины закрытия малых предприятий, половина опрошенных (51%) считают, что дело не в факторах внешней среды, а в самих предпринимателях, их низкой квалификации и собственных ошибках.

Около 25% предпринимателей непреодолимыми для развитии бизнеса считают административные барьеры, 22% - негативное влияние крупных корпораций.

По словам президента ОПОРЫ, второй год подряд исследование показывает, что конкурентоспособное предпринимательское пространство искажено административными барьерами. Как и в прошлом году, более 60% опрошенных отметили, что в регионах имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. 80% опрошенных осведомлены, что представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам. С.Борисов отметил, что доля тех, кто считал это явление широко распространенным, за год сократилась с 46% до 32%. «Но проблема фаворитизма шагает по стране очень широко», - заключил он.

Согласно исследованию, более 60% предпринимателей отмечают, что сталкиваются с произволом как со стороны администрации, так и со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов. О том, что \"в регионах дают и берут взятки\", заявляют более 60% опрошенных, причем более 40% считают эту практику широко распространенной. Цифры повторяют прошлогодние и показывают, что в этой сфере здесь за год ничего не изменилось. «Выводы таковы, что масштабы аппетита чиновников становятся выше», - резюмировал С.Борисов.

По его словам, следующий серьезный вывод исследования состоит в том, что возросли издержки предпринимателей на преодоление административных барьеров. Если в 2005 году бизнес оценивал свои издержки на их преодоление в 8,5% от выручки, то в 2006 году этот показатель вырос до 9,6%. С.Борисов сообщил, что этот показатель был принят правительством как индикатор и задействован в программе административной реформы, согласно которой запланировано его снижение к 2008 году до 3%. По-прежнему лидируют по вмешательству в предпринимательскую деятельность органы МВД, налоговая инспекция и Роспотребнадзор. 22% предпринимателей считают, что страдают от МВД, 17% - от Роспотребнадзора и 16% – от налоговой инспекции.

Однако более 70% респондентов высказали мнение, что проверки не представляют существенной проблемы для развития бизнеса, главная проблема – административные препятствия на пути к ресурсам, производственным и офисным площадям, инфраструктуре и пр. «Это выдвигается предпринимателями на первый план: без административно-ресурсной поддержки нормального развития быть не может», - считает С.Борисов.

Президент ОПОРЫ напомнил, что результаты прошлогоднего исследования вызвали заметный резонанс в средствах массовой информации. Рейтинг с числовым показателем воспринимался буквально, и с учетом этого совместно с ВЦИОМ был разработан новый индекс ОПОРЫ, графический. Все множество регионов разделено на 4 типа зон, в которых предприниматели считают: «в нашем регионе лучше, чем в других», «в нашем регионе хуже»; а также регионы, в которых значение интегрального индекса условий и факторов развития предрпринимательства выше, чем в среднем по стране, и, соответственно, ниже среднего. Образовавшиеся зоны получили названия: устойчивого развития – зона «А», неустойчивого благополучия – зона «В», неиспользованных возможностей – зона «С», депрессивные – «D». По словам С.Борисова, зоны «неустойчивого благополучия» - это зоны, в которых, несмотря на высокий потенциал, есть множество проблем, мешающих развитию предпринимательства. Зоны «неиспользованных возможностей» - это регионы, в которых есть шансы создать успешный малый бизнес, особенно если наладить сбыт за пределами региона.

Одной из позитивных тенденций исследования, считает С.Борисов, явилась большая востребованность института судейства. Более 40% респондентов отмечают, что могут решать свои проблемы в суде в отличие от прошлогодних 29%. Конкуренция и споры хозяйствующих субъектов заставляют бизнес пользоваться судебными механизмами для защиты своих прав. Однако говорить о росте доверия к институту суда преждевременно. «Когда речь заходит о шансах выиграть дело в суде, то 60% респондентов считают, что у предпринимателей нет шансов отстоять законные интересы своего бизнеса в суде, либо такие шансы минимальны», - сообщил глава ОПОРЫ.

Также более востребованы стали финансовые ресурсы. Почти 40% респондентов считают, что получить банковский кредит для них не составляет проблем. «Этот показатель говорит о том, что число банков, поворачивающихся в сторону малого бизнеса, растет и конкуренция за малый бизнес началась», - отмечает С.Борисов. 24% участников опроса считают возможным получение банковского кредита или ссуды. Здесь начинает срабатывать эффект работы правительства, начинают работать фонды кредитования, которые берут бремя по гарантированию процентной ставки, считает президент ОПОРЫ.

Главный вывод исследования, вселяющий оптимизм, по его мнению, состоит в том, что основные риски малых предприятий – экономические, означающие, что Россия проделала немалую часть пути в сторону цивилизованного рынка.

«Получившийся в результате исследования документ должен стать настольной книгой для любого чиновника, так как и федеральные, и региональные власти, если хотят успешно развивать бизнес в своем регионе, должны знать, что о них говорят предприниматели», - заключил президент ОПОРЫ.

Андрей Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ, отметил, что «данное исследование во многом нелицеприятно для всех уровней власти». Те данные, которые в нем представлены, в полной мере отражают его объективность, и заставляют серьезно задуматься над состоянием дел в секторе малого предпринимательства. «Этот опрос будет использован и МЭРТ, и правительством как индикатор состояния предпринимательской среды в регионах Российской Федерации», - подчеркнул А.Шаров.

А.Шаров озвучил принципиальные проблемы малого предпринимательства, выявленные в ходе исследования. Главная – «недостаточный доступ к недвижимому имуществу». Он отметил, что уже сейчас в законе о приватизации государственного и муниципального имущества предусматривается ряд преференций для субъектов МП, в частности, предусматривается двукратное снижение залога при участии в конкурсе или аукционе и трехлетняя отсрочка платежа. Также в регионах и муниципалитетах планируется создание имущественных фондов только для субъектов малого предпринимательтсва. «Нам кажется, что так мы сделаем большой шаг в удовлетворении потребностей малого предпринимательства в недвижимом имуществе», - сказал А.Шаров.

Традиционной проблемой остается ограниченный доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. По словам А.Шарова, уже есть договоренности с Центробанком об изменении нормативно-правовой базы для того, чтобы коммерческим банкам было выгодно и не обременительно кредитовать малых предпринимателей. Уже начала реализовываться программа, в соответствии с которой в 31 регионе начинается создание гарантийных фондов, которые предоставляют залоговое обеспечение тем предпринимателям, у которых его нет.

А.Шаров отметил, что в этом исследовании впервые была предоставлена возможность предпринимателям самим оценить свою работу, в результате чего выяснилось, что на 50% бизнес закрывается по вине предпринимателей.

«Мы считаем, что сфера поддержки начинающих предпринимателей должна стать одним из приоритетов, поэтому в 2005 году была начата программа по созданию бизнес-инкубаторов», - сказал А.Шаров. По его словам, сегодня в более чем 70 регионах РФ создается порядка 100 бизнес-нкубаторов, в которых оказывается помощь по повышению выживаемости компаний.

А.Шаров порадовался, что в 2006 году взятки и административные барьеры в 2 раза меньше беспокоят предпринимателей, чем собственные промахи. «Мы считаем, что через программу правительства по поддержке и развитию малого предпринимательства, через программы субъектов РФ, муниципалитетов, эта проблема в течение 2-3 лет будет решена», - отметил он. Однако его настораживает увеличение издержек бизнеса на 1,1% на преодоление административных барьеров. Это, по мнению А.Шарова, доказывает необходимость административной реформы, принятия административных регламентов, внедрения стандартов государственных услуг, сокращения количества государственных унитарных предприятий и неэффективных госучреждений, сокращения лицензирования и пр.

Также А.Шаров сообщил, что 58% респондентов отметило: \"правительство не мешает и не помогает» развивать бизнес\". Это по его словам, «радует и настораживает». 2% считают, что правительство помогает, но эти 2% процента относятся к федеральной власти, что доказывает существование больших проблем с властью на региональном уровне. Представитель МЭРТ подчеркнул, что уже сейчас для муниципалитетов предлагается софинансирование программ малого бизнеса, поэтому «муниципалитеты должны конкурировать за бизнес – это рабочие места и налоговая база».

Настораживает его и выявленный в ходе исследования низкий уровень информированности предпринимателей о программах поддержки и действиях правительства в этой сфере. «В этом вопросе совместно с регионами предстоит провести большую работу», - резюмировал А.Шаров.

Владимир Петухов, директор по исследованиям ВЦИОМ, подчеркнул объективность и уникальность исследования, охватившего 75 регионов РФ. В опросе приняло участие около 6 тыс. респондентов – руководителей малых предприятий (как собственников так и наемных менеджеров). Выборка респондентов проводилась по различным видам предпринимательской деятельности: работающим в производстве, сфере услуг и торговле. В.Петухов подчеркнул, что на протяжении последних лет достаточно быстрыми темпами идет формирование российского среднего класса, который, по разным данным, составляет 30-40% населения, и весомую долю в нем занимают представители малого и среднего бизнеса. Именно поэтому он считает важным доводить результаты исследования не только до власти, но и до общественности.

В заключение пресс-конференции С.Борисов сообщил, что в 2007 году ОПОРА продолжит изучение проблем малого предпринимательства, а также проведет новое исследование с целью выработки «алгоритмов реальной диверсификации малого бизнеса», так как, по его мнению, «малый бизнес постепенно должен приходить в промышленность». Он сообщил, что к новому проекту подключатся зарубежные компании, имеющие опыт работы с малыми предприятиями. Новое исследование планируется провести в течение первых 3-4 месяцев 2007 года. В марте на форум ОПОРы будет вынесена тема развития малого бизнеса в промышленности.

альянс - медиа

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
3
ноября
2006
Учредители агентства