ФНС объявила войну убыточным компаниям

6 марта 2007
Налоговики вызывают на спецкомиссии коммерсантов, компании которых показывают убыток за период более трех лет, и выясняют у предпринимателей причину ежегодного отсутствия прибыли. Пройдя через такие «беседы», уже несколько тысяч предпринимателей предпочли не ждать проведения проверки компании и согласились уплатить налог на прибыль.

Спецкомиссии по прибыли, на которые вызывают руководителей убыточных компаний, отдаленно похожи на те, которые вынуждены были в течение прошлого года посещать владельцы предприятий с зарплатой ниже прожиточного минимума в регионе.

На заседании такой комиссии налоговики пытаются понять причину убыточности предприятия, определить специфику его расходов, которая приводит к многолетнему отсутствию прибыли у организации. Как правило, причиной постоянного отсутствия прибыли является либо неэффективный менеджмент, либо намеренный уход от уплаты налогов через списание средств на фирмы-однодневки.

Официально в ФНС информацию о создании новых спецкомиссий не подтверждают, но источник в налоговых органах утверждает, что эти сведения были обнародованы на закрытой для прессы коллегии ФНС в минувшую среду.

По мнению экспертов, новая акция фискалов, к примеру, в столице происходит с подачи московских властей. В середине января мэр Москвы Юрий Лужков на заседании правительства города предложил создать в префектурах комиссии по работе с убыточными предприятиями. По словам мэра, в настоящее время налоговые поступления в бюджет растут, но «треть субъектов хозяйственной деятельности (по данным столичного комитета по делам о несостоятельности, убыточными является 27% предприятий) является нулевыми или отрицательными по поступлению налогов в госказну». По данным Росстата, в первом полугодии 2006 года доля убыточных компаний в России составляла 35,6%.

Инициатива мытарей не стала неожиданностью для бизнеса. Более того, вызов на спецкомиссии эксперты уже прозвали «схемой». Годится любой мало-мальски правдоподобный повод, чтобы вызвать налогоплательщика на комиссию. «Комиссия создает впечатление, что фирма уже крепко влипла и ею занимаются чуть ли не так же серьезно, как когда-то ЮКОСом, — объясняет внутреннюю «кухню» гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. — Налоговики психологически давят на налогоплательщика, и он сам принимает решение, что лучше что-то изменить в своем налогообложении».

Между тем законных оснований для вызова руководителей убыточных компаний на комиссию нет. «Законодательство не содержит запрета на деятельность компаний, даже если они не приносят прибыль», — говорит начальник отдела консалтинга АКГ «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. Также нигде не прописано, что убыточные предприятия следует закрывать или подозревать в неуплате налогов.

Но для того, чтобы налоговики оставили компанию в покое и не устраивали проверок поставщиков, контрагентов, дополнительных проверок учета расходов компании, предприниматели предпочитают заплатить.

«Кроме того, при отсутствии взаимопонимания между чиновниками и менеджментом компании последние могут испытать на себе натиск административного ресурса при помощи, например, СЭС или прокуратуры», — пояснил исполнительный директор «МЦФЭР-консалтинг» Станислав Джаарбеков.

При этом отделаться обещаниями впредь показывать хоть какую-то прибыль коммерсанту не удастся, ему придется вносить изменения в готовую отчетность. «Если предприниматель признает, что он завысил расходы, уменьшив базу по налогу на прибыль, то заплатит недоимку и пени за каждый день просрочки платежа», — говорит Нина Козлова.

ИА Альянс-Медиа

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
6
марта
2007
Учредители агентства