На рынке кредитования МСБ настала "оттепель"

31 мая 2010

Текущую ситуацию на рынке кредитования малого бизнеса можно охарактеризовать как «оттепель». Ставки возвращаются на докризисный уровень, отдельные банки продолжают наращивать кредитный портфель в данном секторе, однако качественный сдвиг на рынке может произойти только с расширением предложения целевых и отраслевых кредитных продуктов, более тонко учитывающих возможности малого бизнеса при работе с банками. Таков итог исследования, проведенного Консалтинговой компанией «Финист» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

Исследование охватывает 20 крупнейших банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. В качестве основного показателя для составления рейтинга был выбран совокупный портфель кредитов для МСБ. На основе анализа существующих кредитных программ, процентных ставок кредитования, системы консультирования клиентов рассчитывался индекс кредитного благоприятствования, отражающий настроения участников, их готовность кредитовать малый бизнес.

Основные черты такой готовности – открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).

Изменение индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в большую или меньшую сторону показывает настроения участников рынка, уровень их заинтересованности в кредитовании малых предприятий.

По итогам исследования, индекс кредитного благоприятствования в мае 2010 г. составил 177 баллов, увеличившись по сравнению с февралем 2010 года на 17%.

Во втором квартале 2010 года банки продолжали снижать ставки кредитования, появились новые кредитные продукты, однако наибольший вклад в динамику индекса обеспечил рост качества консультирования и организации продаж. Вклад индекса качества консультирования в общем Индексе кредитного благоприятствования (ИКБ) составил 29% по сравнению с 23% в феврале текущего года.

Конкуренция среди банков, работающих на рынке кредитования малого бизнеса, растет, о чем свидетельствует не только динамика ИКБ, но и изменения в рейтинге банков по уровню кредитного благоприятствования.

Лидером майского мониторинга стал банк Траст (226 баллов), который во втором квартале расширил линейку услуг, снизил базовые ставки кредитования, а также заметно повысил уровень консультирования клиентов.

Лидер февральского мониторинга – Номос-банк, наоборот, сократил линейку кредитных продуктов и не проявил достаточной активности во время консультирования клиентов (хотя именно за этот он был номинирован в феврале как «Самый настойчивый банк»).

Достаточно устойчивые позиции в банковском рейтинге занимают Сбербанк, Росбанк (рост в рейтинге за счет расширения линейки кредитных продуктов и высокой маркетинговой активности) и Локо-банк, уверенно обосновавшиеся в ТОП-5.

Улучшение позиций банка Уралсиб связано в основном с ростом качества консультирования.

Значительно улучшили свои позиции МДМ-банк и банк Интеза, которые начали снижать ставки кредитования. Ранее оба банка отличались одной из наименее благоприятных кредитных политик для заемщиков, в т.ч. самыми высокими ставками кредитования, достигавшими 30%.

Вместе с тем, отмечают авторы исследования, динамика индекса кредитной политики пока еще оставляет желать лучшего. Индекс кредитной политики вырос в течение квартала всего на 5%.

При наблюдаемом повсеместном снижении базовых ставок (средняя индикативная ставка по годовым кредитам, с учетом единоразовых комиссий за выдачу кредита, для банков ТОП-20 составила в мае 17,8%) сохраняются достаточно высокие требования к заемщикам как в части финансово-экономических показателей, так и в отношении залогов, подходов к оценке их стоимости. Поэтому декларируемые ставки на уровне 15-16% оказываются доступными только для наиболее качественных заемщиков, способных предоставить в качестве залога коммерческую недвижимость.

При этом ликвидность банковской системы очень высока, и перед банками стоит задача эффективно разместить аккумулированные средства, в т.ч. кредитуя малый бизнес. Однако сделать это в рамках существующих универсальных кредитных продуктов достаточно сложно, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками.

Расширить кредитование в таких условиях можно только за счет увеличения специальных отраслевых предложений, доля которых пока еще довольно мала.

Банки ТОП-20 предлагают более 110 кредитных программ. Однако они не всегда отражают потребности бизнеса. Прежде всего отмечается недостаток продуктов, имеющих отраслевые специфики. Универсальные кредиты составляют более 2/3 всего предложения на рынке. Отраслевые кредиты представлены в основном продуктами Россельхозбанка, однако доля аграрных компаний в структуре малого бизнеса не слишком значительна.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться на официальном сайте НИСИПП.

АЛЬЯНС МЕДИА

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
31
мая
2010
Учредители агентства