Тенденции кредитования малого бизнеса: чего ожидать

30 марта 2010

Кризис не пощадил российскую экономику. Особенно не повезло предпринимательству, которое страдает не только от подчас несправедливого к себе отношения со стороны известного даже за пределами страны российского чиновнического аппарата, но и со стороны непредсказуемых стихийных причин – мировой экономической рецессии. Теперь в сложной ситуации оказался банковский сектор, который всегда был за то, чтобы крепкий предприниматель развивался и дальше, т.к. первый всегда до последнего боролся за лишнего клиента (ведь, как известно, чем больше клиентов, тем больше выбора именно из надёжных заёмщиков), с другой стороны, в период кризисных явлений банки вынуждены приостанавливать программы кредитования малого бизнеса в связи с повысившимися рисками.

   Комментируя ситуацию, заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Радмир Ганеев в интервью отметил, что общий объем кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства кредитными организациями республики за 2009 год, составил 41,5 млрд руб., что в два раза меньше, чем в 2008 году. По состоянию на начало текущего года задолженность по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства республики от банковского сектора, составила 38,1 млрд руб., что на 16% меньше, чем в начале 2009 года. Но, по его мнению, в начале 2010 года наметилась тенденция постепенного увеличения объемов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и в настоящее время кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства занимаются более 30 банков, действующих на территории республики.

   Основными причинами, сдерживающими бойкий процесс кредитования малого и среднего бизнеса, по мнению Ганеева, являются, конечно, высокие кредитные риски. Они обусловлены, прежде всего, неустойчивым финансовым состоянием потенциальных заемщиков, а также сохраняющейся непрозрачностью деятельности определенной части малых и средних предприятий. Например, бизнес зачастую специально регистрировался как малый, чтобы иметь право не показывать реальное финансовое состояние. В результате, как только начался кризис, качество задолженности предпринимателей стало резко ухудшаться.

   По словам юриста одного из уфимских банков Анны Даниловой, в 2009 году согласно результатам исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства, произошло значительное сокращение ключевых показателей развития малого предпринимательства в разных регионах. Так, в самый пик кризиса в большей степени пострадали малые предприятия Саратовской, Самарской и Кировской областей и Башкирии. То же самое можно говорить о количестве занятых. Например, Республика Башкортостан попала в список регионов, где этот показатель значительно сократился где-то на 20-25%. Однако ситуация в Башкирии стремится к исправлению. Что касается сокращения объемов кредитования малого бизнеса, то среди регионов самое сильное сокращение испытали Башкирия, Свердловская, Курганская и Оренбургская области, тогда как Пермский край, Удмуртия и Тюменская область с северными округами даже выросли. Что касается кредитования малого бизнеса, утверждает юрист, то на разных территориях ситуация сильно отличается. Удмуртия, Курган, ХМАО и ЯНАО в числе относительно благополучных (4-5%). Пока. Наихудшее качество портфеля в Башкирии, Пермском крае и Свердловской области (9-10%). Причем реальные масштабы просрочки неизвестны: всего за месяц до того, на 1 августа, Пермский край, например, имел средний по Уралу показатель в 7%.

   "Главная характеристика региональных рынков как перед кризисом, так и сегодня - высокая концентрация, - продолжает А.Данилова. - На первую тройку участников в Свердловской и Челябинской областях приходится порядка 70%, в Курганской области и Башкирии - до 60% рынка. В настоящий момент количество отказов предпринимателям на сто обращений выросло в среднем на треть. По объемам совокупный портфель КМБ (кредитование малого бизнеса) теперь растёт, к концу прошлого года он вырос в среднем на 7%. И этот рост обусловлен не за счет лидеров, а за счет «новичков», чье присутствие на рынке до кризиса не было заметно. Лидеры сокращают объемы КМБ в среднем на 18%, а новички их увеличивают (в среднем на 20%). Дело, конечно, не в том, что крупнейшие участники вдруг расхотели работать с МБ.

   Имея значимый портфель КМБ на момент кризиса, они получили большой объем плохих кредитов, работа с которыми легла на подразделения, их выдавшие. Здесь требуется такая же скрупулезная работа над их возвратом, как и с крупными предприятиями, при том что количество заемщиков несравненно больше. И силы, которые при прочих равных условиях могли бы быть направлены на поиск новых заемщиков, сегодня и в обозримом будущем будут потрачены на работу с проблемными кредитами. Но в общем-то, подводя итог, могу сказать, что острая фаза кризиса все-таки уже в прошлом, чувствуется оживление на рынке. Значит, ещё немножко и предприниматели смогут получить заветные средства на собственное развитие. Скоро экономическая ситуация войдёт в докризисное русло, и ставки также будут понижаться".

   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Независимой Уральской газеты"

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
30
марта
2010
Учредители агентства