Минфин дал официальные разъяснения по вопросу уплаты НДС в рамках малой приватизации
В письме за подписью статс-секретаря – заместителя Министра финансов РФ Сергея Шаталова от 19 октября 2009 г. № 03-07-15/147 указывается на ряд важных моментов, связанных с возникшей проблемной ситуацией для предпринимателей.
Так, согласно 224-ФЗ от 26 ноября 2008г., с 1 января 2009 г. при реализации госимущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего казну страны НДС, уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с нормами 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» начальная цена приватизируемого гос- или муниципального имущества устанавливается на основании отчета о его оценке. Также, согласно 159-ФЗ о льготной приватизации , гос- или муниципальное имущество «отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Как напоминает Минфин, в соответствии со 135-ФЗ, «под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства». Также, согласно приказу Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, «цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя».
Таким образом, резюмирует замглавы Минфина, при определении налоговой базы по НДС в отношении гос- или муниципального имущества, реализуемого по выкупной цене на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, «следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость».
«В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 1 января 2009 г., не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога», - считают представители Минфина.
Комментируя официальные разъяснения финансового ведомства, эксперт портала ОПОРЫ РОССИИ Олег Беденко напомнил о том, что длительная полемика о порядке исчисления НДС при выкупе арендуемого имущества в рамках закона 159-ФЗ между предпринимателями и представителями муниципалитетов ведется с первого дня вступления в силу 224-ФЗ. Теперь, по мнению О. Беденко, «ситуация обрела определенную ясность: НДС должен быть «внутри» цены имущества указанной в отчете об оценке». «Особую важность это разъяснение представляет для независимых оценщиков, у которых до этого не было единого мнения по поводу исчисления НДС», - считает эксперт.
В то же время, отметил предприниматель, письмо Минфина России не дает исчерпывающие ответы на все возможные вопросы по этой теме. К примеру, открытым остается вопрос о том, как можно исправить допущенную ошибку в отчете об оценке НДС. «Если в уже сделанном и переданном муниципалитету отчете об оценке НДС не указан, должен ли оценщик по своей инициативе исправить отчет об оценке? Или арбитражные суды опять будут завалены очевидными исковыми заявлениями?», - указал на одну из возможных спорных ситуаций эксперт.
Напомним, в июне этого года ОПОРА РОССИИ официально обратилась к Заместителю Председателя Правительства РФ - Министру финансов РФ Алексею Кудрину с просьбой инициировать внесение изменений в Налоговый кодекс РФ с целью отмены НДС для субъектов закона о малой (льготной) приватизации №159-ФЗ.
В августе в ОПОРУ поступил ответ статс-секретаря – заместителя Министра финансов РФ Сергея Шаталова с разъяснениями по применению нормы налогового кодекса РФ в части уплаты НДС. Как и в письме от 19 октября 2009 г. № 03-07-15/147, в министерстве сообщили, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении гос- и муниципального имущества, реализуемого по выкупной цене, равной определенной независимым оценщиком рыночной стоимости, следует исходить из того, что эта стоимость включает НДС.