ГДЕ И КАК ПОДДЕРЖИВАЮТ МАЛЫЙ БИЗНЕС


Подпишитесь на рассылку сайтаВеликобритания

Развитие самозанятости, совершенствование деловой среды служит блестящей практической школой для создания новых МП. Это ведет к образованию динамичного рынка стартующих МП с высоким уровнем вхождения в новый бизнес и вытеснением менее эффективных предприятий. Стартующие и новые МП (в возрасте до 3,5 лет) служат наиболее активными источниками инноваций, конкурентных возможностей и новых идей, одновременно создавая больше рабочих мест, чем давно действующие предприятия. Это способствует росту конкуренции на существующих рынках благодаря стремлению новых МП поднять свою долю продаж. Новые МП создают условия для совершенствования местной экономики, способствуют расширению сферы услуг и обеспечивают создание до 85% новых рабочих мест, сокращая уровень безработицы. Около 50% новых МП с числом занятых от 10 до 49 человек вовлечено в инновационную деятельность и играют ключевую роль в распространении новаций и высоких технологий. При входе на рынок новых МП происходит оздоровление рыночной среды, что приводит к росту производительности труда на 20-40% в течение каждых 5 лет. Таким образом, существует прямая зависимость между уровнем предпринимательской активности и развитием национальной экономики.

\"Хочу стать бизнесменом\"

Динамичному развитию МП в значительной степени препятствует слабая подготовленность молодежи к трудовой деятельности, в том числе и в сфере предпринимательства. В системе образования Великобритании обычно мало уделялось внимания идеологической, психологической, профессиональной и практической подготовке учащихся к трудовой деятельности, в том числе и в сфере предпринимательства. Это подтверждается социологическими исследованиями SBS, которые показали, что 85% молодежи положительно оценивают идею создания собственного бизнеса, однако этому препятствует недостаток знаний о предпринимательстве, отсутствие профессиональных навыков и практического опыта.

Опросы взрослого населения страны показали, что только 12% собираются заняться предпринимательством, из них 6% намерены были открыть свое дело в ближайшие 1-2 года, а спустя 12 месяцев оказалось, что только 1% из них действительно стали предпринимателями. Наибольшая предпринимательская активность наблюдается у лиц в возрасте от 35 до 44 лет с высшим образование или с высокой профессиональной квалификацией, следом за ними идут лица в возрасте 25-35 лет. Наибольшим потенциалом для дальнейшего развития предпринимательства в стране являются молодежь и лица с высшим образованием и хорошей профессиональной подготовкой в возрасте до 44 лет. При дальнейших исследованиях оказалось, что среди лиц, желающих заняться предпринимательством, 1/3 не знает, как получить необходимые финансовые ресурсы; еще 1/3 не обладают достаточными знаниями в законодательстве и не могут разработать бизнес-план; оставшиеся 1/3 осознают недостаток опыта в маркетинге, бухучете, логистике и других видах деятельности, так необходимых в предпринимательстве.

Эти данные указывают на несоответствие требованиям рынка труда уровню знаний и профессиональных навыков, полученных в системе образования, что усугубляется безынициативностью и слабой мотивацией молодежи к самостоятельной трудовой и предпринимательской деятельности. Однако, для успеха в современной деловой среде необходимо обладать предприимчивостью и настойчивостью, нужно уметь позитивно реагировать на возникающие трудности и творчески решать возникающие проблемы. В этой связи в обществе постепенно возникало мнение о необходимости реформирования традиционной системы образования с целью развития личной инициативы, самостоятельности, решительности и культивирования многих других предпринимательских качеств у учащихся наряду с обретением профессиональных знаний и практического опыта работы.

Обоснованность такого подхода подтверждается выводами Дюрхамского Университета, который предлагает на всех этапах обучения предпринимательству - от начальной до высшей школы - одновременно с изучением обязательных предметов развивать у учащих ряд личностных качеств и способностей, обеспечивающих успешность в конкурентной среде. У всех категорий обучаемых необходимо развивать инициативность и предприимчивость в любых жизненных ситуациях в сочетании с умением принимать самостоятельные и ответственные решения - на основе личного опыта, интуиции и предпринимательских навыков. Эти качества предусматривают способности к оценке возможных рисков при принятии эффективных решений и к гибкому реагированию на изменения в рыночной ситуации. Развитие этих качеств позволит придать молодежи уверенность в своих силах и в возможности создания собственного успешного дела сейчас или в будущем.

Как воспитать дух предпринимательства?

Важность совершенствования системы образования обусловлена необходимостью воспитания духа предпринимательства с раннего возраста при одновременном практическом обучении различным специальностям. Эффективность учебных программ должна оцениваться в обретении практических навыков и способности предвидеть возможные ситуации и соответственно реагировать, легко приспосабливаясь к рыночным изменениям. Было признано целесообразным на всех этапах школьного обучения давать общие представления о предпринимательстве и параллельно развивать в учащихся такие качества, как предприимчивость, ответственность и коммуникативность, наряду с преподаванием профессиональных знаний, сопровождаемых практическими навыками. При этом специальные бизнес-ориентированные предметы должны стать обязательными составляющими учебных программ старших классов средних школ, профессиональных училищ, колледжей и вузов. Обучение молодежи предпринимательству должно происходить в реальной среде, где учащиеся самостоятельно выбирают цели, решают проблемы и при необходимости идут на риск.

На основании изучения общественного мнения, с учетом данных союзов работодателей о требованиях рынка труда и проблемах найма молодежи Правительством Великобритании были сделаны выводы о дальнейшем расширении пропаганды предпринимательства среди всех слоев населения и необходимости совершенствования национальной системы образования в части обучения предпринимательству и профессиональному мастерству. Одновременно для охвата широких слоев населения было признано необходимым разработать систему дистанционного обучения предпринимательству для людей, неудовлетворенных своим нынешним положением, для низкоквалифицированных работников, безработных и для молодежи из групп риска.

Учитывая столь высокую значимость развития предприимчивости и профессионального обучения, Департамент образования и профессиональной подготовки (The Department for Education and Skills -DfES - http://www.dfes.gov.uk/), координирующий деятельность всей национальной системы обучения, разработал в 2004 г. \"Национальную образовательную стратегию на 5 лет\", в которой значительное внимание уделено специальной подготовке учащихся к трудовой деятельности как в качестве наемных работников, так и в сфере предпринимательства. По решению DfES, в сентябре 2005 г. были разработаны рекомендации о предоставлении ученикам 4-го класса средней школы возможности прохождения 5-дневного курса предпринимательской практики, дающей им общее представление о предпринимательстве, необходимых для этого знаниях и оценке их личной склонности к предпринимательской деятельности. Для этого еще в 2004 г. группа консультантов по предпринимательству в целях передачи практического опыта тесно сотрудничала с ведущими преподавателями 1000 средних школ, расположенных преимущественно в депрессивных районах.

С чего начинается карьера

Сейчас уже более половины всех начальных школ страны преподают основы предпринимательства, а все учащиеся средних школ проходят обязательный курс профессиональной подготовки и деловой практики как важнейшей основы для их дальнейшей трудовой карьеры. При этом школы будут использовать все возможности для предоставления учащимся комплекса знаний и профессиональных навыков, востребованных на рынке труда или необходимых для предпринимательской деятельности.

Процессы обучения предпринимательству и ведению бизнеса включены в учебные программы начальных и средних школ в виде обязательных или факультативных предметов обучения, а также в форме внешкольного обучения (клубы по интересам, летние трудовые лагеря, воскресная трудовая практика). Учебные программы для учеников начинаются с возраста 5-8 лет - они направлены на повышение самосознания, мотивацию к инициативному действию и корректировку поведения. Для детей в возрасте 14-16 лет практические занятия по предпринимательству длятся 1-3 недели. Для учащихся и студентов в возрасте 15-19 лет программа обучения предусматривает практические занятия по разработке бизнес-планов и созданию микропредприятия и по работе в стартовом периоде. Часто такие программы реализуются в форме соревнований и деловых игр с награждением победителей дипломами или денежными премиями. Важным элементом учебных программ является их практическая направленность, базирующаяся на коллективном взаимодействии учащихся. Это способствует развитию инициативы и ответственности учащихся за выполнение поставленных практических задач. В настоящее время в Великобритании действует более 2000 средних школ, почти 300 колледжей и множество центров практической подготовки специалистов, что позволяет ежегодно обучить более 90 тыс. учащихся в возрасте 14-19 лет различным профессиям. Партнерские отношения различных учебных заведений со множеством центров практического обучения позволяют учащимся выбрать наиболее интересные программы обучения.

Ключевым фактором всех программ обучения и развития предпринимательской инициативы является вовлечение учащихся в процессы зарождения и развития их собственной бизнес-идеи, которая может быть реализована (хотя бы частично) в виде вновь созданного и управляемого ими собственного предприятия. Наиболее эффективные методы обучения молодежи предпринимательскому искусству основываются на динамичном сочетании теоретических знаний с практической деятельностью и накоплением личного опыта. Это позволяет обучающимся приобрести определенную квалификацию и выработать необходимые черты характера, способствующие успеху в будущей предпринимательской деятельности.

Виталий БОНДАРЕНКО

businesspress.ru

22 мая 2006