Антикоррупционный пакет законов призван помочь малому бизнесу в условиях кризиса

16 декабря 2008

Депутаты Госдумы готовят ко второму чтению поправки в антикоррупционный пакет законов, который облегчит жизнь малого бизнеса. Поправки, в частности, предусматривают более жесткий контроль имущества и подарков чиновникам, а также в большинстве случаев заменяют арест предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях. Их заключение под стражу будет заменено освобождением под залог или подпиской о невыезде. Вызвано это тем, что сегодня коррумпированные чиновники и милиционеры, чтобы «взять свое», часто пользуются возможностью арестовать предпринимателя и парализовать его бизнес, ведь обвинение в экономическом преступлении проще сфабриковать, чем в уголовном.
Административные «наезды» в первую очередь страшны для малого бизнеса, у которого, в отличие от крупных компаний, нет связей во власти. Одновременно малый бизнес (МБ) подвергается чисто экономическим опасностям, связанным с мировым экономическим кризисом. Эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) прогнозируют: снизится спрос на продукцию МБ, начнутся задержки платежей, а кредит на пополнение оборотных средств будет сложно привлечь, так как банки ужесточат требования к заемщикам.
«Во время кризиса малый бизнес окажется между двух огней – с одной стороны, сплошные убытки, а с другой – надо искать «черный нал» на взятки», – рассказала председатель организации защиты предприятий «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Такая ситуация опасна тем, что МБ уже составляет заметную долю нашей экономики – он производит 13–20% ВВП и дает места 18–20% работников.
Официально признано: перспективы России зависят от того, как будет развиваться малый бизнес, особенно инновационный. По планам правительства, к 2020 году его доля в ВВП должна достичь примерно 70%. Вряд ли этот план осуществится, если малый бизнес сойдет на нет из-за двойного (коррупционного и финансового) давления.
«Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность», – говорится в докладе НИСИПП.
На «прямой линии» 4 декабря премьер Владимир Путин пообещал, что в 2009 году программа поддержки МБ за счет федерального бюджета составит 40,5 млрд. руб. Кроме того, регионам предоставлена возможность снизить ставку налога по упрощенной налоговой системе с 15 до 5%.
Однако блицопрос малых бизнесменов показал: государство, возможно, пытается помочь МБ там, где помощь не нужна, и наоборот – не решает действительно насущных проблем. Во-первых, слухи о падении доходов малого бизнеса сильно преувеличены. «Посещаемость моего сайта стабильно растет, а вот доходы от рекламы в сентябре упали в 1,5 раза», – рассказал Юрий Синодов, главный редактор новостного сайта об интернет-бизнесе. Тем не менее он не теряет оптимизма. Раз сайт читают все больше и больше, значит, после завершения кризиса, когда реклама снова появится, доходы по сравнению с докризисным уровнем вырастут.
«На мой бизнес кризис пока повлиял только положительно. Растут продажи игрушек, гаджетов. Видимо, взрослые люди решили побаловать себя перед затяжным безденежьем», – рассказал Александр Ильин, владелец интернет-магазина техноподарков.
В докладе НИСИПП отмечается, что от кризиса не пострадает бизнес, производящий дешевую продукцию и услуги массового спроса, а также продукцию с неэластичным спросом. Проще говоря, чинить утюги и стричься раз в месяц нужно независимо от кризиса, а от хлеба люди в любом случае не откажутся (это и есть неэластичный спрос).
Финансовый кризис также не очень страшен: последний опрос ОПОРЫ РОССИИ показал, что, банковские кредиты для старта бизнеса используются лишь в 24% случаев, а для финансирования деятельности – в 36%.
С другой стороны, некоторые антикризисные предложения властей уже вызвали раздражение бизнеса. В частности, возможное уменьшение квоты на привлечение иностранной рабочей силы. «На моем предприятии работает несколько приезжих из Средней Азии. Разрешения на работу заканчиваются, а из-за сокращения квот продлить их не удастся. При этом сокращения спроса на наши услуги я не вижу, поэтому не буду увольнять гастарбайтеров, а просто переведу их на нелегальное положение», – рассказал частный предприниматель, пожелавший по понятным причинам сохранить анонимность.
Яна Яковлева обращает внимание на другой изъян в антикризисном плане – чиновники снижают налоговую нагрузку на бизнес на 1% ВВП, но, в свою очередь, бизнес, по экспертным оценкам, отдает 13% ВВП на взятки чиновникам. Из этого следует, что снижение коррупции хотя бы на пятую часть заведомо перекроет эффект от снижения налогов.
По данным ОПОРЫ РОССИИ, 6% выручки МБ тратят на взятки. При этом государство собирается сократить налог на прибыль до 5%. То есть и по этим оценкам взятки будут забирать денег больше, чем налоги.
Таким образом, в нынешних условиях борьба с коррупцией стала бы самой эффективной антикризисной мерой. По мнению г-жи Яковлевой, законодательные инициативы властей по борьбе со взяточничеством и снижению административных барьеров в принципе правильны, но они не будут работать без политической воли. «Последнее время не был уволен ни один чиновник за просчеты или злоупотребления. Часто СМИ публично уличают чиновников в нарушениях, но не видно реакции, последующего наказания провинившегося», – говорит она.
К схожим выводам приходит замгендиректора консалтинговой компании Анатолий Ушаков и по поводу другой недавно озвученной антикризисной меры – уведомительной регистрации бизнеса. «Очень важно понимать, что уведомительный механизм будет работать без сбоев только в том случае, если будет изменена технология работы самих надзорных органов. Государственные органы должны не проверять начинающего предпринимателя, а помогать ему», – полагает он.

/"Новые известия"/

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
16
декабря
2008
Учредители агентства