Законопроектр о проверках малого бизнеса принят в первом чтении

18 сентября 2008

Госдума приняла в первом чтении законопроект по проверкам малого бизнеса. Впереди долгая и, судя по всему, непростая работа по его подготовке ко второму чтению: депутаты, поддержав концепцию документа, обозначили в нем целый ряд противоречий и спорных моментов, призвав Минэкономразвития публично и тщательно доработать этот проект закона.

   Проект федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» был представлен на рассмотрение нижней палаты российского парламента в среду, 17 сентября. Выступившая с докладом статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Анна Попова отметила, что цель документа – снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, упорядочение проведения контрольно-надзорных мероприятий. «Реализация законопроекта будет способствовать повышению деловой активности, стимулировать граждан к началу собственного дела, обеспечивать гарантии свободы предпринимательства», - подчеркнула замминистра.

   В частности, проектом закона вводится давно обсуждаемый уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. То есть юридические лица и индивидуальные предприниматели должны будут уведомить уполномоченный орган о начале осуществления своей предпринимательской деятельности, заявив о соответствии требованиям законодательства. Данный порядок предполагается распространить на ограниченный перечень видов предпринимательской деятельности, куда входят: оказание гостиничных, бытовых услуг населению, услуг общественного питания, розничная и оптовая торговля, коммерческая перевозка грузов (свыше 2,5 тонн) и пассажиров (не более 20 человек), текстильное и швейное производство, производство одежды, изделий из кожи, обуви, обработка древесины, издательская и полиграфическая деятельности, деятельность, связанная с использованием информационных технологий. Как пояснила А.Попова, были выбраны «наиболее болезненные с точки зрения предварительных согласований, а также наиболее массовые направления деятельности малого предпринимательства». Замминистра добавила, что в дальнейшем, возможно, этот перечень будет расширен.

   Кроме того, законопроект более четко регламентирует проведение контрольно-надзорных мероприятий в сфере малого бизнеса. Так, преимущество отдается документарной проверке без выезда на предприятие. При этом плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Исключение составят лишь наиболее социально значимые объекты – больницы, детские сады, школы и проч. Сокращаются основания для внеплановой проверки: к ним относятся лишь возникновение угрозы или причинение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и аварийные ситуации. При этом, заметила А.Попова, основанием для проверки не будет анонимное сообщение о подобных угрозе или вреде. Внеплановая проверка может проводиться только по согласованию с прокурором региона, в котором действует предприятие.

   Продолжительность выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако в законопроекте оговаривается, что в исключительных случаях, связанных с проведением сложных и длительных исследований, срок проведения проверки может быть продлен, но не больше чем на 20 рабочих дней. Установлено и максимальное общее время проведения выездной проверки: для микробизнеса она не может превышать 15 часов в год, для малого бизнеса – 70. При этом А.Попова заявила, что Минэкономразвития готово снижать эту планку. Кроме того, законопроект обязывает контролирующие органы уведомлять предпринимателей о проведении плановой проверки за 72 часа до ее начала. «Все это приведет к существенному сокращению административной нагрузки на бизнес», - уверена замминистра.

   Содокладчик по данному вопросу, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев сообщил, что комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако отмечает ряд неточностей и противоречий, которые необходимо будет устранить при подготовке документа ко второму чтению. В частности, в законопроекте содержится ряд некорректных отсылочных норм к законодательству о техрегулировании. Кроме того, вводится большое количество отсылочных норм на еще не принятые постановления правительства. По мнению зампреда Думского комитета, их надо максимально сократить. Неоднозначно В.Головнев относится и к введению уведомительного порядка начала бизнеса. По его мнению, «уведомление относится к предварительному контролю, следовательно, фактически вводится еще один вид контроля». Кроме того, по его мнению, документарной плановой проверки, вводимой как основной в законопроекте, будет недостаточно, чтобы оценить, в частности, безопасность и качество продукции.

   В целом комитет поддерживает представленный законопроект, но В.Головнев не отрицает, что при его подготовке ко второму чтению «предстоит огромная работа».

   При обсуждении законопроекта депутаты поддержали сомнение В.Головнева относительно слишком большого количества отсылочных норм к еще не принятым постановлением правительства. А.Попова в ответ на это сообщила, что Минэкономразвития уже начало готовить эти документы, и к концу года вся необходимая нормативная база будет создана.

   Законопроект поддержали три из четырех Думских фракций: против высказалась только КПРФ. Депутат Сергей Решульский (КПРФ) назвал представленный документ «концептуально несостоятельным», «опасным», подчеркнул, что язык, которым он написан, не будет понятен предпринимателям, и предостерег от ускоренного принятия этого законопроекта. По его словам, подобный документ демонстрирует лишь «имитацию заботы государства о предпринимательстве». С.Решульский заявил, что в нынешнем виде законопроект принимать нельзя.

   Иного мнения придерживаются представители трех остальных фракций. Так, Ирина Горькова (ЛДПР) подчеркнула, что «закон крайне нужен, возможно, он и не решает всех проблем, но решает хотя бы часть». Депутат заявила о поддержке этого документа со стороны ЛДПР.

   «Единая Россия» также поддержала проект закона. По мнению Анатолия Иванова («Единая Россия»), «актуальность законопроекта сомнений не вызывает». В то же время он отметил ряд противоречий в документе, заявив о необходимости снятия их ко второму чтению.

   Геннадий Гудков («Справедливая Россия»), признав, что многие нормы законопроекта носят декларативный характер и что в любом случае его действительно необходимо серьезно дорабатывать, заявил о поддержке этого документа. При этом он предостерег от принятия его в ускоренном режиме. «Он должен быть не очередным отчетом по выполнению поручений президента, с его помощью надо создать в стране нормальную бизнес-среду», - заявил депутат. По его мнению, работа над этим законопроектом только начинается, и продолжаться она будет длительное время.

   Подводя итог обсуждению, первый вице-спикер ГД Олег Морозов также признал, что законопроект нуждается в серьезной доработке. «Мы поручаем профильному комитету тщательно поработать над законопроектом при подготовке его ко второму чтению. Нам нужен хороший действующий закон», - заявил он.

   Анна Попова также сообщила, что Минэкономразвития предполагает «большую и сложную работу при подготовке документа ко второму чтению». «Он действительно очень нужен для бизнеса», - подчеркнула замминистра.

   По итогам голосования данный законопроект был принят в первом чтении.

 &nbs p; ИА "Альянс Медиа"
 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
18
сентября
2008
Учредители агентства