Бизнес становится более социально ответственным

8 сентября 2008

«Социальность бизнеса» все активнее получает распространение в повседневной деятельности малых и средних предприятий. Как показал опрос в 2008 году на Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке», 57% предпринимателей сегодня готовы следовать одному из «Семи принципов ведения дел в России», принятому еще в 1912 году, – «люби и уважай человека».

   Участников форума социологи Информационно-аналитического управления НП «Московский центр развития предпринимательства» попросили также высказать свое представление о том, что, на их взгляд, наиболее полно соответствует понятию «социальность бизнеса». Примерно каждый второй (51%) соотносит его с социальной ответственностью, а 40% - с социальной значимостью. Только каждый десятый из опрошенных (10%) пока не полной мере определился в содержательном истолковании данного критерия.

    Несмотря на многогранность понятия «социальная ответственность», на сегодня у нас и за рубежом ответственное перед обществом экономическое поведение начинают сертифицировать. Известно, например, что в 1997 был разработан, а в 2001 году обновлен международный стандарт SA8000 – стандарт на систему социального и этического менеджмента, применяемого на добровольной основе. Данный стандарт может быть применен к любой организации, независимо от ее размера, формы собственности и видов деятельности.

    В России получает распространение практика использования предприятиями стандарта Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Социальная отчетность» с последующим независимым аудитом «Союзэкспертизы». Опросы Комитета по информационному обеспечению предпринимательства ТПП РФ за последние годы руководителей территориальных палат показывают, что свыше 70% из них констатируют как наличие реального опыта применения социальных отчетов, так и довольно активно демонстрируемый интерес к социальной стандартизации предпринимательской деятельности со стороны своих членов.

    С уверенностью на сегодня можно говорить и о социальной значимости деятельности малых и средних предприятий. В рамках празднования 20-летия малого бизнеса Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства была организована масштабная межрегиональная научно-практическая конференция «Итоги и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации 1987-2007 гг.». Участникам было предложено оценить, в чем за 20 лет влияние МП сказалось наиболее активным образом. По мнению предпринимателей, благодаря малому бизнесу удалось в немалой степени решать проблемы расширения потребительского рынка – 69% ответов, обеспечения занятости населения и развития самозанятости – 60%, а также развития частной инициативы – 53%.

    Многолетний мониторинг намерений представителей малых и средних предприятий, осуществляемый ИАУ Московского центра развития предпринимательства в столичном регионе, демонстрирует устойчивое стремление руководителей МСП к расширению своего участия в социальных программах города. На протяжении нескольких лет порядка 40-45% представителей МП устойчиво прогнозируют возрастание вклада малого бизнеса в решении значимых социальных вопросов, а снижение активности деятельности малого бизнеса в социальной сфере предвидят всего лишь порядка 10% опрашиваемых.

    Новым знаковым шагом в сфере МСП становится сегодня зарождающееся социальное предпринимательство, пытающееся в разумных пределах коммерциализировать деятельность в социальной сфере. Так, в Подмосковье фондом «Ордынцы» учреждена коммерческая организация, специализирующаяся на оказании зооуслуг (содержание, дрессировка, ветобслуживание животных). Доход от коммерческой структуры используется фондом для осуществления социальной, педагогической, психологической и медицинской помощи детям, в том числе детям-инвалидам. В Москве работает ресторан «В темноте!?», открытый по инициативе Фонда слабовидящих и слепых. Работа данного предприятия способствует реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями, а вся прибыль от деятельности ресторана идет на поддержание незрячих и слабовидящих людей. Имеется опыт создания подобных предприятий и в других регионах.

    Другой перспективной разновидностью социально ориентированных предприятий в Москве является «Российский микрофинансовый центр» и некоторые подобные ему учреждения, осуществляющие поддержку частного бизнеса и предпринимательских инициатив за счет схем микрокредитования. Согласно опроса НП «МЦРП» предпринимателей на упоминавшейся конференции, где оценивались 20-тилетние итоги развития МБ, две трети (63%) участников из Москвы и регионов программам микрофинансирования без каких-либо сомнений предсказали устойчивую перспективу.

    Социальное предпринимательство начинает привлекать внимание и у россиян. Летом нынешнего года Исследовательская группа ЦИРКОН в интересах Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» провела всероссийский зондаж общественного мнения методом интервьюирования взрослого (от 18 лет и старше) населения Российской Федерации по теме «Восприятие населением понятия «социальное предпринимательство». По репрезентативной выборке было опрошено 1614 человек.

    В отчете по итогам исследования отмечается, что для развития социального предпринимательства в обществе складываются весьма благоприятные условия. Каждый второй россиянин считает возможным распространение данной практики в нашей стране; более половины опрошенных (58%) приветствуют распространение инновационных подходов в социальной сфере. Правда, поскольку в данном направлении и за рубежом, и в России делаются только первые шаги, информированность о них тоже пока невелика. 70% опрошенных, указывают социологи, никогда раньше не слышали этого термина, 62% не смогли сформулировать никаких ассоциаций по поводу этого словосочетанием. Представления остальных респондентов демонстрируют широкий смысловой разброс: к социальному предпринимательству относят и благотворительность, и бизнес, и деятельность социальных служб, и государства, и общественных организаций. И все же 7% опрошенных заявили, что им известен термин «социальное предпринимательство», а еще 23% «что-то слышали» о нем.

    В целом соотечественники довольно оптимистично оценивают перспективы внедрения социального предпринимательства в России: примерно каждый второй респондент (53%) считает, что распространение подобной практики в России возможно. При этом повышенный оптимизм по данному вопросу выразили респонденты в возрасте от 18 до 44 лет с высшим образованием, обеспеченные, проживающие в крупных городах, а также жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов.

    Одним из факторов, стимулирующим поддержку обществом практики социального предпринимательства, является одобрительное отношение к применению инноваций в социальной сфере. Более половины опрошенных (58%) считают, что сегодня необходимо внедрять новые современные подходы к решению социальных проблем. Не согласных с такими подходами и верящих в действенность традиционных способов решения социальных проблем оказалось меньше - каждый третий россиянин, а 13% затруднились с ответом. Чаще переход на инновационный путь развития социальной сферы поддерживается молодежью в возрасте 18-34 лет, то есть теми, от кого во многом будет зависеть благополучное социальное будущее.

    Остается надеяться, чтобы масштабы нового явления в предпринимательстве скорее пришли в соответствие с существующими социальными потребностями государства.

    Материал подготовлен Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства» на основе результатов собственных опросов и социологических данных других социологических центров.

   ИА "Альянс Медиа"

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
8
сентября
2008
Учредители агентства