Обзор изменений федерального законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

В первом чтении принят законопроект, уточняющий порядок исчисления налога на имущество и земельного налога

Так, законопроектом предлагается скорректировать порядок исчисления налога на имущество физических лиц. В настоящее время при исчислении налога действует временный коэффициент, предусматривающий постепенное увеличение суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости, по сравнению с налогом, рассчитанным по инвентаризационной стоимости. Величина такого коэффициента в течение первых пяти лет применения кадастровой стоимости увеличивается ежегодно на 20 процентов (с 0,2 до 1). Предлагается отказаться от дальнейшего увеличения временного коэффициента, зафиксировав его максимальный показатель на уровне 0,6. Для тех регионов, где исчисление налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости осуществляется с коэффициентом 0,6, с 2018 года вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы такого налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Для целей исчисления земельного налога, налога на имущество организаций/физических лиц поправками предусматривается:

- возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода. Изменения площади, назначения и т. п. будут учитываться со дня внесения сведений о них в ЕГРН;

- применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

Проектом также предусмотрен ряд изменений, касающихся применения налоговых льгот гражданами. В частности, предложено:

- выделить в отдельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц детей-инвалидов (в настоящее время к льготной категории граждан отнесены только инвалиды с детства);

- признать самостоятельными объектами налогообложения части жилых домов и части квартир в целях применения к ним налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц;

- распространить налоговые льготы по налогу на имущество физлиц для владельцев гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1203586/#ixzz5K4gXM020

Административные штрафы за превышение скорости по средним показателям предлагают исключить

Группа депутатов Госдумы выступила с инициативой закрепить в КоАП правило, согласно которому фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании расчета средней скорости не будет доказательством административного правонарушения.

В этих целях предлагается внести дополнения в ст. 1.5, 1.7-1.8 КоАП РФ. Также это правило вносится отдельным примечанием в ст. 12.9 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за превышение скорости движения.

Как отмечается в пояснительной записке, в некоторых регионах водителям назначают административные штрафы за движение со средней скоростью, которую измеряют с помощью автоматических комплексов. Ее рассчитывают с помощью данных двух комплексов, фиксирующих скорость в начале и конце участка дороги. В случае, если величина средней скорости выше установленной ст. 12.9 КоАП РФ , автомобилист подвергается административному наказанию. Парламентарии считают такой способ назначения санкции некорректным, поскольку в ст. 2.9 КоАП РФ, так и в ПДД отсутствует понятие "средняя скорость".

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1203587/#ixzz5K4h7McLd

Налоговая база по НДС при выдаче банковской гарантии определяется с учетом некоторых особенностей

Если соглашение о выдаче банковской гарантии предусматривает возмещение банку принципалом (стороной соглашения) суммы денежных средств, которые банк перечислит бенефициару (третьей стороне) при исполнении своих обязательств, налоговую базу необходимо определить как сумму, превышающую сумму дохода, полученную банком по заключенному соглашению о выдаче банковской гарантии с принципалом над размером денежного требования по договору, заключенному между принципалом и бенефициаром. Соответствующий вывод опубликован на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.

Налоговая база в таких случаях определяется в соответствии с порядком, предусмотренным абз. 2 п. 1 ст. 155 Налогового кодекса при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров, услуг, работ. Если сумма дохода, полученного банком при уступке указанных прав требования, не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, то налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю. То есть применительно к рассматриваемой ситуации, у банка возникает право требования денежных средств у принципала при перечислении банком средств бенефициару.

Сформулированные выводы основываются на анализе норм Гражданского кодекса и НК РФ. По независимой гарантии банк (гарант) обязуется по просьбе другого лица (принципала) уплатить указанному лицу (бенефициару) определенную сумму денежных средств (п. 1 ст. 368 ГК РФ). Принципал обязан возместить гаранту (банку) выплаченные денежные суммы по условиям независимой гарантии, если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное (п. 1 ст. 379 ГК РФ).

В то же время, при передаче имущественных прав, НК РФ предусматривает определение налоговой базы по НДС с учетом особенностей главы 21 НК РФ. В данной ситуации налоговики считают необходимым применять порядок определения налоговой базы по НДС согласно абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204182/#ixzz5K4hqZAsM

ИП вправе осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность только лично

Росздравнадзор представил пояснения по вопросу выдачи ИП лицензий на медицинскую и фармдеятельность (письмо Росздравнадзора от 4 марта 2015 г. № 01-5237/15).

Обращается внимание, что действие лицензии может распространяться только на получившее ее физическое лицо, а лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом.

В то же время индивидуальные предприниматели могут заключать договоры для совместного осуществления медицинской деятельности, если фактический адрес осуществления медицинской деятельности, указанный в лицензиях обоих индивидуальных предпринимателей, один и тот же.

При этом ИП вправе привлекать на договорной основе других работников для исполнения работ, не связанных непосредственно с осуществлением лицензируемого вида деятельности, (для охраны помещений и материальных ценностей, осуществления погрузочно-разгрузочных работ, уборки помещений и т.д.).

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204205/#ixzz5K4iLTgJa

По результатам госрегистрации налоговый орган будет оформлять только электронные документы

С 3 июля вступят в силу поправки, корректирующие порядок регистрации юрлиц, ИП и КФХ (приказ Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 86н "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 169н").

Документы по результатам госрегистрации будут оформляться только в электронном виде. Налоговая инспекция может направить налогоплательщику документы на бумаге только при наличии соответствующего заявления от налогоплательщика.

Если государственная регистрация является основанием для постановки на налоговый учет юрлица, ИП или КФХ, то результатом такой услуги дополнительно будет являться документ о постановке на учет в налоговом органе.

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации, заявитель после устранения причин, послуживших основанием отказа, в течение трех месяцев со дня принятия инспекцией решения об отказе вправе дополнительно однократно представить необходимые документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом уже имеющиеся документы в налоговой инспекции заявитель может не подавать. Эта норма вступит в силу с 1 октября.

Будет уточнен порядок взаимодействия МФЦ и налоговой при оказании госуслуги. Например, документы, представленные в МФЦ, будут направляться в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня с даты их поступления.

При предоставлении документов в налоговый орган заявитель должен будет указать адрес электронной почты.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204318/#ixzz5K4ie9m1Y

Уточнено, могут ли налоговики запросить у банка информацию о счете ИП, открытом ему как физлицу

Налоговая инспекция вправе запрашивать информацию у банка о счетах ИП, в том числе и сведения о тех счетах, которые открыты ему как физлицу, не являющемуся ИП. Такой вывод содержится в письме ФНС России от 20 июня 2018 г. № ЕД-3-2/4043@ "Об использовании банковской карты индивидуальным предпринимателем". При этом у ИП отсутствует обязанность сообщать в налоговый орган об использовании для предпринимательской деятельности счета, открытого ему как физлицу, не являющемуся ИП.

Однако налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления субъектов и участников налогообложения в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением требований законодательства о налогах и сборах.

НК РФ предусматривает обязанность банков по выдаче налоговым органам, например, справки о наличии счетов, справки об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах ИП и физлиц в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Ведомство пояснило, что законодательство о налогах и сборах не запрещает использовать ИП свою личную банковскую карту для получения оплаты за оказанные услуги, обналичивать денежные средства в банкомате и вносить эти денежные средства на свой расчетный счет, открытый для ведения предпринимательской деятельности. Также действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанность ИП, физлица, не являющегося ИП, сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита). Согласно п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса эта обязанность возложена на банк. Следовательно, банки сообщают идентифицирующую информацию о счете, в том числе и когда у ИП открыт счет как физлицу, не являющемуся предпринимателем.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204357/#ixzz5K4j2seWZ

Перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ может расшириться

Внесенным в Госдуму законопроектом планируется включать предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий поставщиком. При этом таким поставщикам, как и во всех остальных случаях включения в реестр недобросовестных поставщиков планируется предоставлять право обжаловать в суде как сам факт включения в реестр, так и содержание внесенных сведений (ч. 6 ст. 5 закона № 223-ФЗ). Сейчас в указанный реестр вносятся сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, либо с которыми договоры по решению суда расторгнуты из-за существенных нарушений их исполнения поставщиками (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Как поясняют разработчики документа, недостатки товаров и услуг, приобретенных в рамках госзакупок по Закону № 223-ФЗ, выявляются не на стадии конкурсных процедур, а при исполнении договора сторонами. Впоследствии заказчику приходится инициировать расторжение договора из-за невыполнения его условий, причем сведения о таких контрагентах в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ). В то время как в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) отражается информация об участниках госзакупок, от исполнения госконтракта которыми заказчик в одностороннем порядке отказался по этому основанию (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204363/#ixzz5K4jIQPKJ

Разъяснено, какими документами можно подтвердить факт кражи автомобиля для целей исчисления транспортного налога

Справка о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности не опровергает ранее установленный факт кражи транспортного средства, которое продолжает находиться в розыске и, следовательно, не может облагаться транспортным налогом. Такой вывод содержится в письме ФНС России от 25 июня 2018 г. № БС-4-21/12192@ "Об основаниях налогообложения транспортного средства, находящегося в розыске".

ФНС России отметила, что факт угона (кражи) автомобиля подтвердит справка об угоне (краже) и иные документированные сведения, выдаваемые правоохранительными органами, которые осуществляют работу по расследованию и раскрытию угонов (краж).

Автомобиль не признается объектом налогообложения транспортного налога, если он находится в розыске и есть документ, подтверждающий факт кражи (угона) (подп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса). При этом в НК РФ и других нормативных актах отсутствует исчерпывающий перечень таких документов.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204519/#ixzz5K4jgbjDC

МЧС России подготовило рекомендации по проведению с работниками вводного инструктажа по гражданской обороне

МЧС России составило рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне. В документе изложены порядок и требования к проведению данного инструктажа, планируемые результаты его проведения, его примерная программа. Также приводится форма журнала учета вводного инструктажа по гражданской обороне (Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне (утв. МЧС России 5 июня 2018 г. № 2-4-71-13-8)).

В рекомендациях предусмотрено, что вводный инструктаж по ГО проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд.

Указывается, что вводный инструктаж по ГО проходят:

вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;

лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.

Инструктаж проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).

При наличии в организации удаленных филиалов и представительств допускается проводить вводный инструктаж по ГО в дистанционной форме.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204545/#ixzz5K4jtmFkq

Электронные трудовые книжки планируется ввести с 1 января 2020 года

Введение электронных трудовых книжек исключит необходимость восстановления трудового стажа в случае утери или подделки бумажной трудовой книжки. Поясняется, что с помощью электронных трудовых книжек работодатели смогут в онлайн-режиме передавать сведения о сотрудниках в ПФР. Также они предоставят преимущество удаленным сотрудникам и обращающимся за оказанием госуслуг.

Появление электронных трудовых книжек с 1 января 2020 года не станет основанием для полного прекращения ведения их бумажных версий. В течение следующего года, как ожидается, должны быть решены все необходимые для этого организационные и правовые вопросы.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204692/#ixzz5K4k6thKn

Применять ставку 0% по НДС смогут больше налогоплательщиков

Президент РФ подписал Федеральный закон, положения которого расширят перечень налогоплательщиков, которым разрешено применять нулевую ставку по НДС при реализации драгоценных металлов (Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Теперь такую ставку смогут использовать налогоплательщики, реализующие драгоценные металлы и камни Госфонду и региональным фондам, Банку России и банкам, если их произвели из лома и отходов без лицензии на пользование недрами.

Закон вступит в силу с 1 октября 2018 года. Но до этой даты нулевую ставку по НДС смогут применить по-прежнему при реализации драгоценных металлов только налогоплательщики, осуществляющие их добычу или производство из лома и отходов на основании лицензии (подп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 марта 1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204691/#ixzz5K4kjS0jB

Минфин России пояснил, кто является налоговым агентом по НДФЛ, если организация заключила агентский договор с физлицом

Если организация выступает агентом физического лица (принципала) по сдаче в аренду жилых помещений, она не признается налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 июня 2018 г. № 03-04-06/42656. Источником дохода физического лица – арендодателя являются наниматели (арендаторы) жилых помещений, находящихся в собственности этого физлица.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204986/#ixzz5K4kvMpBu

В Госдуму внесен законопроект о создании прижизненных личных фондов с 1 июня 2019 года

Согласно разработанному законопроекту, личным фондом будет считаться унитарная некоммерческая организация, созданная либо при жизни гражданина-учредителя им самим, либо после его смерти нотариусом – для управления имуществом фонда. В результате, «личным фондом» будут считаться как «прижизненный», так и посмертный наследственные фонды. При этом председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству пояснил, что фонды, преследующие благотворительные, культурные, образовательные или другие социальные, общественно полезные цели будут именоваться "общественно полезными фондами".

Планируется, что имущество личного фонда будет формироваться за счет имущества учредителя. Поэтому все управленческие решения будет принимать учредитель, в частности, утверждать устав фонда, условия управления им и другие внутренние документы. Также учредитель сможет по своему усмотрению определять структуру и состав органов фонда, а также выступать в качестве единоличного исполнительного органа. После смерти учредителя уставные документы, утвержденные им при жизни, по общему правилу нельзя будет изменить.

В соответствии с поправками в Гражданский кодекс, выгодоприобретателями личного фонда смогут стать любые лица, за исключением коммерческих организаций. При этом их права будут неотчуждаемыми, не переходящими по наследству, на них нельзя будет обращать взыскание по обязательствам выгодоприобретателя. Если же выгодоприобретателем станет организация, то ее права прекратятся при реорганизации, за исключением случаев преобразования.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204996/#ixzz5K4obDn5D

Если продавец товара на УСН заключил договор по цене с НДС, налог в бюджет можно не платить

Если в договоре стоимость реализуемых товаров, оказанных услуг или выполненных работ указана с учетом НДС и при оплате этих товаров, услуг, работ покупателем в платежном поручении выделена сумма налога, при невыставлении счета-фактуры продавцом, применяющим УСН, обязанности по уплате НДС в бюджет не возникает. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2018 г. № 03-07-11/42820 «О применении НДС при реализации услуг по тарифам, установленным с учетом НДС».

Обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на продавца, применяющего УСН или другой специальный налоговый режим, только в случае выставления такими продавцами покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС (подп. 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса).

Добавим, что если налогоплательщик на спецрежиме все же выставил счет-фактуру, то НДС необходимо перечислить в бюджет не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 4 ст. 174 НК РФ). Однако возникновение обязанности по уплате НДС в случае выставления счета-фактуры не означает, что организация или ИП, выставившие счет-фактуру, приобретают по таким операциям статус налогоплательщика НДС (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июля 2016 г. № 03-07-09/42413 "О случаях уплаты НДС лицами, применяющими специальные налоговые режимы").

По общему правилу, перечислить НДС в бюджет обязаны организации и ИП, применяющие ОСН. При применении УСН организации или ИП перестают признаваться плательщиком этого налога (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). За исключением случаев, например, когда налогоплательщик на этом спецрежиме ввозит товары на территорию РФ.

 

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1204994/#ixzz5K4sfS5Li

27 июня 2018 г. в Государственную Думу внесён законопроект № 498384-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обеспечения возможности возврата заемщику - физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору потребительского кредита (займа)».

Законопроект направлен на обеспечение возможности возврата заемщиком части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением всех обязательств по договору потребительского кредита (займа) (возвратом всей суммы потребительского кредита (займа) и исполнением иных обязательств по договору). С этой целью законопроектом предлагается внести изменения в статью 11 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и статью 91 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", установив, что при досрочном отказе страхователя от договора страхования, обеспечивающего исполнение обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), по которому заемщик досрочно исполнил свои обязательства, уплаченная страховщику страховая премия подлежит возврату страхователю за вычетом части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. При этом право страхователя на возврат страховой премии может быть реализовано только в случае, если досрочный отказ от договора страхования заявлен в течение 14 календарных дней с даты досрочного исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа). В тех случаях, когда договоры страхования заключаются банками от своего имени в интересах и с добровольного согласия заемщиков (путем подключения к программам коллективного страхования), в целях обеспечения соответствующего права заемщика ему предлагается предоставить право в течение 10 календарных дней с даты досрочного исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа) требовать от банка возврата уплаченных им денежных средств в счет компенсации расходов банка на уплату страховой премии за вычетом части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование; при этом не подлежат возврату денежные средства, уплаченные заемщиком банку в качестве компенсации расходов банка на оформление договора страхования (комиссии за подключение заемщика к программе коллективного страхования).

http://sozd.parliament.gov.ru/bill/498384-7

В Государственную Думу внесен законопроект № 498543-7 О введении социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения.

Законопроектом предлагается ввести новое понятие - социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня  трудоспособного населения – которая представляет собой предоставление работающему гражданину денежной суммы к доходам, определенным в соответствии со статьей 210 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту жительства гражданина или по месту его пребывания.

Социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня  трудоспособного населения выплачивается исключительно в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и являются налогоплательщиками в соответствии с Главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (налог на доходы физических лиц).

Предложенная законопроектом конструкция предполагает аналог ставки 0% по НДФЛ для работающих граждан, чей доход, определенный в соответствии со статёй 210 части второй НК РФ после вычета НДФЛ не превышает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

То есть, работающие граждане, являющиеся плательщиками НДФЛ, чей доход не выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, уплачивает НДФЛ в общем порядке. Далее, для того чтобы чистый доход граждан, которые они получают на руки, составлял не меньше величины прожиточного минимума, такой гражданин должен подать заявку на социальную доплату к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения. Государство выплачивает гражданину такую сумму, чтобы довести его доход до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, и одновременно не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.

http://sozd.parliament.gov.ru/bill/498543-7

2 июля 2018