Обзор федерального законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

МРОТ в России сравнялся с величиной прожиточного минимума

3 мая 2018

С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда составляет 11 163 руб. в месяц.

Таким образом, МРОТ сравнялся с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал 2017 года (как это предусмотрено внесенными в конце прошлого года поправками в законодательство).

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194674/#ixzz5En9o3jdI

В счете-фактуре не обязательно указывать реквизиты нормативного правового акта, которым утверждена его форма

3 мая 2018

Соответствующие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 апреля 2018 г. № 03-07-09/25153.

В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в п. 5-5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ.

Реквизиты счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав и (или) получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, установлены п. 5-5.1 ст. 169 НК РФ.

Сокращенный перечень реквизитов счета-фактуры предусмотрен п. 5.1 ст. 169 НК РФ для счетов-фактур, выставляемых при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (в их числе – порядковый номер и дата составления счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав, наименование валюты, сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, налоговая ставка и т.п.).

При этом счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. А счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных уполномоченных лиц (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Подчеркивается, что указание в счете-фактуре реквизитов (дата, номер и наименование) нормативного правового акта, которым утверждена форма счета-фактуры, указанными пунктами ст. 169 НК РФ не предусмотрено. Таким образом, заполнение счетов-фактур по форме, в которой отсутствуют реквизиты вышеуказанного нормативного правового акта, нормам НК РФ не противоречит.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194692/#ixzz5En9xzjAg

Кадастровая стоимость объектов недвижимости не должна включать НДС

3 мая 2018

Соответствующие пояснения приведены в письме ФНС России от 26 апреля 2018 г. № БС-4-21/8060@. Об этом сообщается на официальном сайте налоговой службы.

Для налогообложения объектов недвижимости организаций в отдельных случаях применяется их кадастровая стоимость. Например, согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении:

·         административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

·         нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения таких офисов и объектов;

·         объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства;

·         жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета.

В свою очередь, п. 1 ст. 390 НК РФ предусматривает определение налоговой базы по земельному налогу как кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Налоговики отмечают, что в указанных случаях расчет налоговой базы не предусматривает каких-либо корректировок в виде поправочных коэффициентов и вычетов к ее величине. Так, по общему правилу, кадастровая стоимость определяется в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости. Однако если кадастровая стоимость была оспорена и изменена в связи с определением рыночной стоимости объекта, то ее размер устанавливается на основании решения комиссии или суда (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Рыночная стоимость недвижимости, определенная в качестве кадастровой, устанавливает наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть реализован. Но само по себе определение рыночной стоимости для дальнейшей эксплуатации без реализации объекта недвижимости не является поводом для включения НДС в кадастровую стоимость.

Аналогичной позиции придерживается и Минфин н России, о чем свидетельствуют пояснения, приведенные в письме от 23 апреля 2018 г. № 03-05-04-01/27451.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194809/#ixzz5EnAgzQ8d

Определено, как подтверждать, что товары произведены в России, при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства

3 мая 2018

Новым пунктом 5.1, который вступит в силу с 1 июня, дополнено постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (п. 1 постановления Правительства РФ от 24 апреля 2018 г. № 498 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9").

В соответствии с новой нормой подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в России, является заключение, выданное Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории России.

Новая норма будет применяться к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июня.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194803/#ixzz5EnB3DOEn

В России в пилотном режиме запустят интернет-агрегатор для малых госзакупок

3 мая 2018

Правительство РФ приняло решение создать информационный ресурс для госзакупок малого объема. Речь идет о закупках товаров, работ или услуги на суммы, не превышающие 100 тыс. руб., 200 тыс. руб., 400 тыс. руб. в зависимости от их целей согласно п. 4-5п. 28 ч. 1 ст. 93Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Агрегатор позволит обеспечить взаимодействие поставщиков товаров, работ, услуг, размещающих свои предложения, с госзаказчиками. А последние с его помощью смогут выбирать наиболее качественный товар по оптимальной цене.

Ресурс будет использоваться заказчиками и поставщиками на добровольной основе с 1 июля 2018 года, и на обязательной основе – с 1 ноября – в отношении госзакупок для нужд федеральных органов исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р ). Единым агрегатором торговли смогут воспользоваться лица, зарегистрированные в единой информационной системе в сфере закупок, с применением информации, размещенной в системе.

Как поясняет правительство, цель появления нового ресурса – расширение возможностей субъектов МСП предлагать свои товары, работы, услуги госзаказчикам.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194811/#ixzz5EnBBxI4V

Определен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

3 мая 2018

Кабмин утвердил перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для большей части товаров она станет таковой с 1 декабря следующего года, в частности для:

·         духов и туалетной воды;

·         шин и пневматических резиновых новых покрышек;

·         предметов одежды, включая рабочую одежду, изготовленных из натуральной или композиционной кожи;

·         трикотажных женских или для девочек блузок, блуз и блузонов машинного или ручного вязания;

·         пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных мужских и женских изделий или для мальчиков, а также девочек;

·         постельного, столового, туалетного и кухонного белья;

·         фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек (распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р).

Маркировка средствами идентификации табачной продукции станет обязательной с 1 марта следующего года, а обувных товаров – с 1 июля 2019 года.

Помимо этого, утверждена и модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. В числе базовых принципов такой системы – регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Россию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров, а также ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему и за достоверность указанной информации (распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 791-р). 

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194821/#ixzz5EnBWcwVC

На льготное кредитование субъектов МСП выделено более 800 млн руб.

3 мая 2018

Правительство РФ направит из своего резервного фонда еще 805,3 млн руб. на предоставление по льготной ставке кредитов субъектам МСП, необходимых для реализации проектов в приоритетных отраслях экономики. Речь идет, в частности о сельском хозяйстве (включая производство сельскохозяйственной продукции), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, транспорте и связи, деятельности в области здравоохранения (распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 803-р).

Как поясняет кабмин, дополнительное финансирование льготного кредитования МСП призвано увеличить объем выданных кредитов на реализацию проектов в приоритетных отраслях не менее, чем на 63 млрд руб. Программа льготного кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики была утверждена в декабре прошлого года (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1706). Указанные кредиты предоставляются субъектам МСП по ставке не выше 6,5% годовых, причем размер субсидируемой процентной ставки составляет 3,5% годовых для субъектов малого предпринимательства и 3,1% – для субъектов среднего предпринимательства. 

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194827/#ixzz5EnBgtCeJ

Из Налогового кодекса планируется исключить понятие "образовательные услуги"

4 мая 2018

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму группой депутатов нижней палаты парламента.

Авторы инициативы отмечают, что объектом образовательных правоотношений является образование как социальное благо – совокупность универсальных (общекультурных) и (или) профессиональных способностей (знаний, умений, навыков), формируемых и развиваемых в результате освоения образовательных программ. Как социальное благо образование не является имуществом или результатом выполнения работ, оказания услуг. Поскольку образовательный процесс характеризуется совместной деятельностью образовательной организации, педагога и обучающегося по реализации (освоению) образовательных программ, то он не является услугой (ни коммерческой, ни социальной), как его определяет законодательство.

В связи с этим предлагается исключить из ст. 149 Налогового кодекса норму, освобождающую от НДС реализацию услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии. Одновременно планируется дополнить перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, осуществлением образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об обучении на возмездной основе.

Соответствующее дополнение может быть внесено в п. 2 ст. 146 НК РФ с уточнением, что осуществление образовательной деятельности по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ не рассматривается как реализация товара, работы, услуги.

Также законопроектом предусмотрена корректировка подп. 46 ст. 217 НК РФ в части замены понятия "услуги по обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам" на понятие "обучение налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам".

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194839/#ixzz5EnCA3uYA

Прекращение договора страхования гражданской ответственности застройщика без согласия дольщика незаконно

4 мая 2018

Банк России полагает, что ни страховая организация, ни общество взаимного страхования застройщиков не вправе отказаться от исполнения договора страхования гражданской ответственности застройщика без согласия участника долевого строительства.

Затронутая Банком России проблема актуальна для российского рынка долевого строительства жилья в связи со следующим (письмо Банка России от 10 апреля 2018 г. № 53-Н-2-07/9361).

С одной стороны, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон о долевом строительстве) в редакции, действовавшей до 30 июля 2017 года, прямо запрещает расторжение договоров страхования гражданской ответственности застройщика без согласия участника долевого строительства.

С другой стороны, застройщик может страховать гражданскую ответственность по одной из двух схем: либо заключить договор со страховой компанией, либо вступить в НКО ПОВСЗ - единственное в стране общество взаимного страхования застройщиков.

При этом Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее – закон о взаимном страховании) противоречит положениям закона о долевом строительстве и разрешает прекращать договоры страхования и без согласия выгодоприобретателей – просто по причине исключения из такого общества, и если это закреплено в его уставе (ч. 5 ст. 8 закона о взаимном страховании).

На практике это приводило к тому, что появилась возможность, во-первых, исключать тех застройщиков, которые вплотную подошли к банкротству, а во-вторых, прекращать договоры страхования гражданской ответственности этих застройщиков, не спрашивая согласия дольщиков. То есть именно дольщики "проблемных объектов", более остальных нуждающиеся в страховой защите, гарантированно ее теряли.

Регулятор негативно оценил такую практику и напомнил о преимуществе специальной нормы над общей: принимая во внимание специфику закона о долевом строительстве, который допускает односторонний отказ от исполнения договора страхования только с согласия выгодоприобретателя, - общие положения закона о взаимном страховании не соответствует действительному смыслу и целям Закона о долевом строительстве, направленного, в первую очередь, на защиту прав дольщиков (участников долевого строительства).

По мнению надзорного органа, после наступления страхового случая дольщики тех застройщиков, которые были исключены из НКО ПОВСЗ, вправе требовать страхового возмещения – если они не давали согласия на расторжение договора страхования.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194854/#ixzz5EnCQicZe

В Госдуму внесен правительственный законопроект об ответственности за несоблюдение запрета на оборот санкционных товаров

4 мая 2018

Правительство РФ выступило с инициативой дополнить КоАП новыми ст. 14.2.1 и ст. 23.87, предусматривающими административное наказание за незаконный оборот отдельных категорий товаров на территории страны . Речь, в частности, идет о санкционных сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии, страной происхождения которых являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, и которые по 31 декабря текущего года запрещены к ввозу в Россию (постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778).

За несоблюдение запрета на оборот санкционных товаров граждан планируется наказывать штрафом в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; юрлиц – от 70 тыс. до 100 тыс. руб. При этом предполагается назначать дополнительное наказание для всех указанных субъектов в виде конфискации предметов административного правонарушения на случай отсутствия в действующем законодательстве установленных правил уничтожения запрещенных к обороту соответствующих категорий товаров.

В настоящий момент законодательством указанная ответственность не предусмотрена.

Планируемая к введению санкция не будет применяться при приобретении гражданами соответствующих товаров для личных нужд, незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ), незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физлицами (ст. 14.17.1 КоАП РФ), незаконном пользовании товарами, их приобретении, хранении либо транспортировке (ст. 16.2 КоАП РФ).

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194862/#ixzz5EnDPxvKx

Предлагается установить возможность использования остатка имущественного вычета с расходов на погашение процентов по ипотеке

4 мая 2018

Соответствующая общественная инициатива № 77Ф412341 появилась на официальном сайте Российских общественных инициатив. Если она наберет более 100 тыс. голосов в поддержку, то будет направлена в экспертную группу федерального уровня для принятия решения о мерах по ее реализации.

Речь идет об имущественном налоговом вычете в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по ипотеке. Такой вычет предусмотрен подп. 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса. Он предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 млн руб. при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в счет погашения процентов (п. 4 ст. 220 НК РФ).

Подпункт 1 п. 3 ст. 220 НК РФ содержит правило, согласно которому, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории России одного или нескольких объектов недвижимости в размере менее его предельной суммы (2 млн руб.), то остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории РФ другого объекта недвижимости. Автор инициативы считает несправедливым, что аналогичное правило не распространяется на имущественный налоговый вычет по ипотечному кредиту – п. 4 ст. 220 НК РФ ограничивает расходы, на которые он распространяется, суммой в 3 млн руб.

Предлагается включить в п. 4 ст. 220 НК РФ новый абзац, предусмотрев в нем возможность учета остатка имущественного налогового вычета до полного его использования (в случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы) при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на погашение процентов по другим целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ объекта недвижимости, а также на погашение процентов по другим кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на эти цели.

Голосование за инициативу продлится до 3 мая 2019 года.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194874/#ixzz5EnDj7nXP

В государственную думу внесен законопроект № 457525-7 О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Представленный проект федерального закона подготовлен в целях закрепления государственных гарантий в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. На сегодняшний день инвалиды практически лишены 100% компенсации за технические средства реабилитации (далее - TCP). Размер компенсационных выплат за самостоятельно приобретённые инвалидами TCP в регионах Российской Федерации различаются, поскольку сумма компенсации определяется региональным отделением Фонда социального страхования (далее - ФСС). Компенсация приобретения слуховых аппаратов в регионах существенно различается. Согласно данным ФСС в Москве сумма компенсации за самостоятельно приобретенные слуховые аппараты (в зависимости от модели) составляет 51 236, 60 рублей, в Московской области данная компенсация составляет 149 539, 50 руб., в Томской области - 20 328, 00 руб., в Ивановской области - 26 035, 83 руб., в Республике Крым - 25 155, 59 руб., и так далее. Таким образом, граждане, у которых возникает необходимость приобретения такого TCP, сталкиваются с тем, что максимальная компенсация составляет половину стоимости TCP. Настоящий проект федерального закона направлен на устранение указанного положения, при котором граждане наделены неравными правами в части получения соответствующих гарантий по компенсации приобретения технических средств реабилитации.

http://sozd.parlament.gov.ru/bill/457525-7

 

7 мая 2018