В каждой третьей российской розетке есть «частичка» Череповца

2 августа 2016

Все слышали о наших промышленных гигантах, но не многие знают о других производствах в городе. Вы удивитесь, но череповецкие кнопочные переключатели  используются по всей России, в странах СНГ и могут появиться на западноевропейском рынке.

Тысячи и миллионы. Электротехнический завод, о котором мы расскажем, появился в Череповце в 2005 году. Предприятие производит переключатели, в том числе кнопочные (их чаще всего называют просто кнопками), посты управления (если объяснить очень упрощенно и очень поверхностно, то это набор включателей-выключателей в одном корпусе, которые используются для управления тем или иных техническим процессом), контакты (приспособления-детали, обеспечивающие соединение двух проводников, например, в том же переключателе). К слову, относительно недавно руководством предприятия был создан одноименный торговый дом, который в Москве занимается оптовой торговлей электрооборудованием. Но вернемся к заводу. В целом линейка продукции насчитывает более 100 наименований.

- Здесь все по-простому, - встречая нас, улыбается генеральный директор предприятия Александр Пшеничников. – Все рядом.

Производство находится в том же здании, что и офис (один большой общий кабинет), буквально за стенкой.

Показывая нам сборочный участок, где трудится бригада работниц (больше половины работников предприятия – женщины), Александр Геннадьевич поясняет, что здесь производится 10-15 тысяч кнопочных переключателей.

- Больше, - качает головой бригадир Оксана Владимировна. – Иногда доходит до двадцати тысяч.

- В год? – уточняю я.

- В месяц.

Это еще что. Оказывается, в цехе контактов вообще «рождается» по нескольку миллионов контакт-деталей (контактов) ежемесячно (около 40 тысяч за одну смену). Контакт-детали используются в выключателях управления, в реле, в бытовых выключателях. Мало кто знает, но в каждой третьей розетке России применяются детали, изготовленные на этом череповецком предприятии.

Конечно, при таком объеме работы процесс стараются максимально автоматизировать, хотя совсем без ручного труда и не обойтись.

Нам показали лазерный станок, с помощью которого на деталях делают маркировку (наносят логотип предприятия). А еще в арсенале, в отдельной изолированной комнате, есть ультразвуковой станок. Он предназначен для скрепления деталей – отдельные пластиковые части плавятся ультразвуком и напрочь соединяются. Работу станка продемонстрировал Антон Плаксин, начальник технического отдела и главный инженер. Стало понятно, почему комната изолирована – берегут слух сотрудников. Но нам дали послушать один разок, так что сообщаем: станок издает звук, похожий на затяжной скрип колес поезда при остановке.

Импортозамещение. Продукция череповецкого электротехнического завода применяется практически во всех отраслях, связанных с техникой: машиностроение, транспорт, промышленность, энергетика и т.д. Среди постоянных заказчиков «Московский метрополитен», «Российские железные дороги», Магнитогорский металлургический комбинат, «Минский тракторный завод» (Беларусь), «КарПромСнаб» (Казахстан) и многие другие предприятия, в том числе в вышеупомянутых республиках.

- А для баллистических ракет ваши кнопки не используются? – не удержалась я.

- Не удивлюсь, если так, - отвечает Александр Геннадьевич, - но мы об этом не знаем наверняка.

Подобного предприятия в Вологодской области больше нет, да и по всей России – единицы; притом череповецкое – один из лидеров (в том числе по изготовлению контакт-деталей, изготовлению кнопочных выключателей и включателей серии КЕ, ПЕ), а иногда и единственный производитель. Завод первым в России запустил производство кнопок-переключателей КМЕ, КПЕ (сейчас есть другие производители, но череповецкий остается бесспорным лидером). Одна из главных особенностей этих кнопок в том, что они имеют установочный диаметр в 22 мм. Ранее в нашей стране кнопки с таким диаметром не применялись, а вот на Западе, наоборот, были стандартными, что доставляло неудобства при применении «смешанных» технологий.

Данную линейку продукции запустили два года назад, но сама идея возникла гораздо раньше.

- Еще не было слова «импортозамещение», - вспоминает генеральный директор. – Мы провели анализ рынка (напомню, на тот момент в России таких кнопок-переключателей еще не делали, но потребность уже была), проверили конструкции многих зарубежных производителей – и китайцев, и шведов, и французов. Посмотрели на качество продукции. Исходя из этого анализа, мы себе поставили цель – занять такой сегмент, в котором качество не хуже европейского, а цены гораздо ниже, т.е. не хотели, скажем, вытеснить тех же китайцев и предлагать низкое качество на низкие цены. На сегодняшний день наше качество не хуже французского, а стоимость меньше в три раза.

Завод закупает материалы, а почти все детали делает своими силами.

Почти нанотехнологии. Предприятие на постоянной основе участвует в ежегодной выставке «Электро» в Москве. Это самая крупная в России выставка, касающаяся электрооборудования. И череповецкая продукция там всегда вызывает интерес.

- В продукции применены если не нанотехнологии, то что-то рядом, - говорит Александр Пшеничников, показывая блок контактов. - Здесь все подобрано с точности не то что до миллиметра – до каких-то десятых, если не сотых миллиметра. Продукция вполне конкурентоспособна в Европе, естественно, и для российских производителей тоже подходит.

На фоне роста доллара и евро получается, что приобретать череповецкую продукцию «западно-зарубежным» покупателям стало ощутимо выгоднее. В связи с этим у меня возник вопрос: а не собирается ли предприятие шагнуть на европейский рынок?

- Там своя специфика, - объясняет Александр Геннадьевич. – Сертификаты, маркировка – цена вопроса достаточно серьезная. Но планы такие есть. Не случайно в этом году мы ввели собственную торговую марку – это как раз было сделано с прицелом на дальнее зарубежье.

Для выхода на европейский рынок нужно найти каналы сбыта, и предприятие не отказалось бы от помощи в данном вопросе, да и в других планах. Завод работает над тем, чтобы с помощью крупных сетевых компаний организовать дилерскую сеть по всей стране; в этом тоже не помешает помощь городских и областных властей. Руководство предприятия встречалось с представителями департамента экономического развития Вологодской области, с представителями мэрии.

- Со стороны властей, и городских, и областных, чувствуется интерес к тому, чтоб нас поддержать. Надеюсь, помощь действительно будет.

Также предприятие является участником проекта «Бизнес-партнерство» Агентства Городского Развития. Напомним, суть проекта в выстраивании партнерских отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства.

- У нас молодое, современное, перспективное, в каких-то вопросах уникальное предприятие, - резюмирует Александр Геннадьевич. – По финансовым показателям мы, что называется, на ходу. В этом году будем расширять линейку продукции, уже заказали оснастку. Сейчас мы покупаем комплектующие за границей, надеюсь, месяца через три уже будем делать их сами. Собираемся приобрести еще один станок для цеха изготовления контактов. Стареемся шаг за шагом, постепенно двигаться вперед. В целом сегодня загрузка предприятия близка в стопроцентной, а по цеху контактов она даже больше. Если все и дальше пойдет так, будем расширяться, создавать новые рабочие места. Я не вижу причин, почему бы в Череповце не появиться крупному электротехническому заводу.

Елена Бжания, газета “Голос Череповца”

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
2
августа
2016
Учредители агентства