Итоги недели: ключевые законы, правовые события и инициативы


Подпишитесь на рассылку сайта

Под конец недели президент подписал целый ряд законов. Юристов и всех, кто вынужден защищать свои интересы в суде, заинтересует новость о том, что скоро можно будет во всех судах подать электронные иск, жалобу и прочие документы. Еще одно изменение в судопроизводстве: в районных и гарнизонных судах появятся присяжные, а в областных судах их количество в коллегии будет уменьшено.

В Крыму и Севастополе продлен переходный период правового регулирования – органы власти этих регионов смогут дольше руководствоваться собственными нормативными документами, а не федеральным законодательством.

Семьи с детьми вправе рассчитывать на единовременную выплату за счет средств материнского капитала, причем размер ее повышен по сравнению с единовременными выплатами, к которым государство уже прибегало раньше. Стало также известно, что стипендиальные фонды вузов уменьшены не будут, хотя до этого лимиты бюджетных обязательств на данные цели были заморожены.

А вот законопроект о запрете хостелов в жилых домах, возможно, еще не скоро станет законом. Против этого выступил Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов.

Другой омбудсмен, Павел Астахов, не согласился с возможной декриминализацией побоев и также попросил приостановить движение этой инициативы в парламенте. Зато защиту ребенка от злоумышленника, независимо от степени тяжести причиненного нападающему вреда, могут вывести из-под пределов необходимой самообороны.

В защиту ребенка направлена и инициатива Минтруда России: некоторые программы смен детских лагерей будут подлежать обязательной аккредитации. Связана эта идея с трагедией в одном из детских лагерей Карелии, в результате которой погибли 14 детей.

Интересами детей руководствовалось и МВД России, которое предложило установить ответственность за оставление ребенка в автомобиле. Кроме того, могут измениться правила перевозки детей в автомобиле. Автомобилистам важно знать и то, что с 1 января 2017 года все страховые компании будут обязаны продавать электронные полисы ОСАГО.

Дополнительная гарантия появилась у тех, кто взял кредит на приобретение или строительство жилья, – новый закон ограничил предельный размер неустойки по ипотеке.

Более подробно о новостях.

Запрещена продажа алкоголя в таре объемом более 1,5 л

Установлен запрет на продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (изготовленной из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1,5 литров. Действовать он начнет с 1 июля 2017 года (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Кроме того, с 1 января 2017 года будет запрещено производство и оборот (кроме отдельно урегулированной розничной продажи) такой алкогольной продукции.

Для каждого из случаев установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 200 тыс руб. для должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. – для организаций. В обоих случаях предусмотрено, что штраф взимается с конфискацией предметов нарушения или без таковой.

Напомним, законопроект о введении запрета на розничную продажу алкоголя с содержанием этилового спирта более 4% объема готовой продукции в полимерной потребительской таре был разработан группой депутатов Госдумы и сенатором Александром Трошиным в мае 2013 года. Поправки, касающиеся установления административной ответственности, были инициированы Правительством РФ в мае текущего года.

Страховщиков обяжут продавать электронные полисы ОСАГО

С 1 января 2017 года страховые компании будут обязаны продавать электронные полисы ОСАГО всем, кто желает оформить страховку именно в такой форме. Новые правила установлены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

В настоящее время такая обязанность не установлена, заключение указанного договора является для страховщика только правом (п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – закон об ОСАГО).

Заявление о заключении договора обязательного страхования автовладельцы смогут направлять через официальный сайт страховщика в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной подписью (последнее касается страхователей-юрлиц).

К слову, по состоянию на 2 июня, автовладельцы оформили свыше 200 тыс. электронных полисов ОСАГО (с 1 июля 2015 года).

Кроме того, по новым правилам срок действия установленных Банком России минимальных и максимальных значений страховых тарифов, выраженных в рублях, а также коэффициентов таких тарифов не может быть менее одного года.

Законом также уточнен порядок осуществления страховых выплат.

Так, с 1 января 2017 года изменятся правило определения срока, в течение которого страховщик будет обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки или организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку). Он будет обязан совершить указанные действия в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате с приложенными документами. Сегодня срок в пять дней исчисляется со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра (абз. 1 п. 11 ст. 12 закона об ОСАГО).

Кроме того, в случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы в даты, согласованные им со страховщиком, такой потерпевший не будет вправе самостоятельно организовать указанную экспертизу. И даже если он все равно ее организует, то полученные результаты не будут учитываться при определении размера страховой выплаты. При этом страховщик будет вправе вернуть потерпевшему заявление о страховой выплате без его рассмотрения. В этом случае заявление можно подать повторно.

Заканчивается срок добровольного декларирования гражданами активов и счетов

30 июня – последний день для добровольной подачи специальной декларации для декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках. Представить сведения о своих счетах могут граждане России, иностранцы и лица без гражданства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 140-ФЗ)

Закон гарантирует налоговую тайну, неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с приобретением (формированием) декларируемого имущества и капиталов, а также возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий (ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

В декларации можно указать сведения:

об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах);

о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;

об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами России, а также о счетах, в отношении которых физическое лицо считается бенефициарным владельцем (ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Специальную декларацию можно заполнить в налоговой инспекции, или с помощью программы на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/specdecl/). А ознакомиться с образцом заполнения специальной декларации можно на нашем сайте.

Добровольное декларирование призвано обеспечить правовые гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защитить имущественные интересы граждан, в том числе за пределами России, а также создать стимулы для добросовестного исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Ограничен размер неустойки за просрочку по ипотеке

24 июля вступит в силу закон, которым ограничен размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданами обязательств по возврату ипотечного кредита и (или) процентов по нему (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 9-1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). Договор займа или кредита при этом должен быть заключен с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Установлено, что если указанными договорами предусмотрено начисление процентов за период просрочки исполнения обязательств, то неустойка не может превышать ключевую ставку Банка России на день заключения договора. Напомним, с 14 июня ее размер составляет 10,5% годовых.

В случаях, когда по условиям таких договоров проценты за пользование кредитом или займом за период нарушения не начисляются,  будет применяться неустойка в размере 0,06% от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения исполнения обязательств. Например, если гражданин взял кредит на покупку квартиры в размере 5 млн руб. и допустил просрочку, за каждый ее день он должен будет уплатить банку 3 тыс. руб.

Напомним, установить максимальный размер неустойки предложил депутат Виктор Климов в начале октября прошлого года. Тогда предполагалось, что указанный размер не должен превышать 20% годовых. В марте текущего года инициативу поддержало Правительство РФ, но указало, что предельный размер должен быть меньше предлагаемого. Соответствующий закон был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" может стать частью добровольного автострахования

Такую инициативу озвучил вчера на Форуме страховых инноваций, организованном Всероссийским союзом страховщиков, директор службы развития АО "ГЛОНАСС" Павел Бунин. "Мы предлагаем, чтобы терминал "ЭРА-ГЛОНАСС" использовался как бортовое устройство страховой телематики для мониторинга в добровольном автостраховании", – поясняет он. Под телематикой при этом подразумевается автоматизация ряда страховых услуг и их переход в цифровой формат. Данная услуга, отмечает Бунин, позволит страховым компаниям проводить анализ качества вождения клиента, получать реконструкцию события ДТП, что, в свою очередь, минимизирует случаи страхового мошенничества, а также осуществлять контроль за соблюдением страхователем условий договора страхования. Водители же при этом смогут получить информацию о маршруте, о допущенных ими нарушениях ПДД и своем стиле вождения, осуществлять контроль за транспортным средством. "При наличии качественного оборудования водитель получит не только информацию о дате и месте ДТП, но и данные о скорости и ускорении автомобиля, что существенно облегчит как страхователю, так и страховой компании установление обстоятельств ДТП", – добавляет он. Данная функция, уверяет эксперт, должна быть исключительно добровольной.

Для того чтобы эта инициатива заработала, представители АО "ГЛОНАСС" активно работают с РСА с тем, чтобы создать правила работы системы на страховом рынке. "Сигналы с терминала "ЭРА-ГЛОНАСС" должны качественно проходить через нашу или другую систему и приниматься страховщиками при разборе ДТП, а при возникновении конфликтных ситуаций – учитываться судами", – уточняет Бунин. Реализовать эту идею планируется посредством создания соответствующих ГОСТов (на терминалы, на протоколы обмена данными и методы испытания). В ближайшее время, обещает Бунин, проекты этих ГОСТов будут подготовлены и вывешены для общественного обсуждения.

Еще одним инструментом страховой телематики, которому сейчас уделяется особое внимание, являются электронные полисы ОСАГО. Напомним, оформление таких полисов пока является правом страховщиков, но уже с 1 января 2017 года они будут обязаны выдавать такие полисы по желанию каждого страхователя. Однако президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс видит ряд препятствий для повсеместного введения электронных полисов. "Обязанность компании означает, что вы должны войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет", – замечает он.

Вместе с тем за год было продано более 220 тыс. таких полисов. "Лидерами по продажам электронных полисов являются Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования", – возмущается Юргенс. По его словам, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

В целом, идею страховой телематики Юргенс поддерживает. По его мнению, уже через несколько лет она будут охватывать все ключевые имущественные и личные виды страхования. При этом онлайн будут продаваться не только полисы ОСАГО и "коробочные" страховые продукты. "Страховой рынок может и должен стать генератором инноваций в части риск-менеджмента, удаленного мониторинга и работы с big data", – убежден он. В этих целях при президиуме Всероссийского союза страховщиков создается рабочая группа по дегитализации (переводу страховых услуг в "цифру"). Эта группа, по словам эксперта, должна будет продумать план, который позволит как можно скорее обеспечить проникновение телематических услуг на рынок страхования, повысив этот показатель с 0,5% до 15% и более.

Тем не менее, уже сегодня, советует вице-президент Всероссийского союза страховщиков, президент Национальной страховой гильдии Элла Платонова, страховым компаниям следует включать в свои проекты стратегию развития цифровых программ, увеличить статью расходов на эти проекты, готовить специалистов, встраивать в корпоративную культуру ценность дегитализации. "Очевидно, что Банк России будет понуждать субъектов страхового дела развивать цифровые технологии (в плане отчетности, счетов, документооборота и т. д.), а субъекты страхового дела, в свою очередь, будут понуждать страхователя к мобильному подключению к своим услугам", – считает она. Цифровые и аналоговые технологии, по ее словам, не исключают применение других продуктов и не будут исключать еще долгое время, но двигаться к прогрессу нужно уже сейчас.

Сформированная в будущем страховая телематика позволит, по мнению заместителя председателя правления ГК ЦФТ Андрея Фомичева, усовершенствовать работу сразу в нескольких направлениях:

продажа услуг онлайн (оформление электронных страховых полисов по разным видам страхования);

взаимодействие с партнерами (в частности, продажа страховых услуг через партнерские сети);

взаимодействие с контролирующими органами (например, выполнение требований Банка России по переходу на единый план счетов);

работа с клиентскими сервисами (среди них личный кабинет, онлайн-консультант и разнообразные мобильные приложения для смартфонов и планшетов и др.).

Минздрав России и ФФОМС согласны с тем, что система ОМС нуждается в совершенствовании

В качестве одной из причин неудовлетворенности граждан качеством оказываемой им медицинской помощи экспертное сообщество называет несовершенство существующей системы обязательного медицинского страхования. Так, например, по мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергея Калашникова, ее ориентированность на уже оказанные услуги (так называемые пролеченные случаи) приводит к практически полному исключению из сферы здравоохранения таких важных направлений, как превентивная медицина, паллиативная помощь, реабилитация и профилактика. Кроме того, он уверен, что структура участников ОМС слишком многочисленна. "Зачем существует ФФОМС? Если раньше он отвечал за сбор взносов, то сейчас он этим не занимается – полномочия переданы в налоговую службу. Налоговые органы собирают взносы, направляют в ФФОМС, который передает их частным страховым компаниям, а те – медицинским учреждениям. Фонд не контролирует качество медицинской помощи, эта функция возложена на частные страховые компании. От лица государства за качество медицинской помощи отвечает Росздравнадзор. Зачем содержать еще армию работников ФФОМС и территориальных фондов ОМС?", – такой вопрос сенатор задал участникам состоявшегося вчера в МИА "Россия сегодня" круглого стола на тему: "Обязательное медицинское страхование: нужно ли что-то менять?". Он также добавил, что средства, которые тратятся на обеспечение деятельности фондов ОМС и частных страховых компаний, могли бы направляться непосредственно на здравоохранение.

Отвечая на данные заявления, заместитель директора Финансово-экономического департамента Минздрава России Петр Кузенко напомнил об улучшении за последние годы важнейших медико-демографических показателей, на основании которых определяется эффективность здравоохранения, таких как увеличение продолжительности жизни до 71,4 года, снижение смертности, стабильный, хотя и небольшой, прирост населения. Таких результатов, по его словам, помогла достичь в том числе работа по оптимизации организации оказания медицинской помощи и ее финансирования. За последние 10 лет в три раза увеличились расходы на здравоохранение – с 900 млрд руб. в 2006 году до 2,9 трлн руб. в 2016 году. При этом 1,7 трлн руб., то есть почти 60% бюджета системы здравоохранения, составляют именно средства ФФОМС (в 2006 году их объем составлял 290 млрд руб., то есть около 30%).

Кроме того, представитель министерства подчеркнул, что действующий принцип централизации взносов на ОМС, согласно которому все средства аккумулируются в ФФОМС и по единой методике – в соответствии с подушевыми нормативами финансирования, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, направляются в территориальные фонды в виде субвенций (ст. 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), позволил устранить дефицит финансирования базовой программы ОМС абсолютно во всех регионах страны. Таким образом, проблема нехватки средств остается в настоящее время только в той части здравоохранения, которая финансируется за счет федерального и региональных бюджетов, подытожил Петр Кузенко. Напомним, из бюджетных средств оплачиваются, в частности, лечение социально значимых заболеваний (туберкулеза, ВИЧ, психических расстройств и др.), и проведение профилактических прививок.

Начальник Управления организации ОМС ФФОМС Светлана Кравчук в свою очередь подчеркнула, что с 2013 года в базовую программу ОМС включена профилактическая помощь в отношении всех категорий населения. В 2015 году на диспансеризацию, которую прошли 46 млн человек, потребовалось около 58 млрд руб.

Еще одно важное направление, финансируемое из бюджета ФФОМС, – высокотехнологичная медицинская помощь. В прошлом году она была оказана 500 тыс. человек. "Конечно, нам хотелось бы, чтобы система ОМС была более внимательна к пациентам, чтобы сотрудники страховых компаний и территориальных фондов подробно разъясняли ее возможности. В этом году мы совместно со страховыми медицинскими организациями начинаем активно внедрять институт страховых представителей, страховых поверенных, которые будут не просто постфактум разбирать случаи неоказания медицинской помощи, но и сопровождать пациента на всех этапах оказания помощи: давать консультации, направлять в нужное учреждение и т. д.", – подчеркнула представитель фонда.

Врачебное сообщество также не поддержало идею о кардинальном реформировании системы ОМС и ликвидации ФФОМС. Так, член президиума Общероссийской общественной организации "Общество врачей России" Эрик Праздников отметил, что система ОМС год от года становится эффективнее, а ее финансирование – прозрачнее. Определенная неполноценность существующей страховой модели, по его словам, может быть устранена в том числе путем укрупнения страховых организаций и наделения их функциями страховщиков, а также создания условий для привлечения в отрасль частного капитала.

Предлагается расширить перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание

Депутат Василий Швецов внес в Госдуму законопроект, в случае принятия которого перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, будет дополнен.

В соответствии с предложенной инициативой взыскание нельзя будет обратить на земельный участок, площадь которого не превышает 1,2 тыс. кв. м, при условии, если для гражданина-должника он является единственным и не используется им при осуществлении предпринимательской деятельности.

Кроме того, в перечень такого имущества может быть добавлено транспортное средство стоимостью не более 400 тыс. руб., которое также является для гражданина единственным. Но при этом указано, что если в результате обращения взыскания на него может быть выручена сумма, превышающая 400 тыс. руб., то разница между вырученной и указанной суммами пойдет на погашение долга гражданина. Сегодня на погашение долга идет вся вырученная сумма (ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Однако из предлагаемых норм предусмотрены исключения. Так, если земельный участок или транспортное средство являются предметами залога (в случае с участком – ипотеки), то взыскание на них может быть обращено.

Помимо этого, в случае одобрения инициативы, новые правила не будут применяться при взыскании по исполнительным документам алиментов на несовершеннолетних детей, а также возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

По действующему законодательству взыскание не может быть обращено, в частности, на:

жилое помещение, которое является для гражданина и членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания (но не находится в ипотеке);

земельный участок, на котором находится указанное жилое помещение;

средства транспорта и другое имущество, необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью;

предметы обычной домашней обстановки и обихода (за исключением предметов роскоши) и ряд других объектов (ч. 1 ст. 446 ГПК РФ).

Василий Швецов обратил внимание на то, что для многих граждан небольшой земельный участок – это единственная возможность обеспечить себя основными видами сельскохозяйственной продукции для личных нужд, а недорогой автомобиль – единственный способ добраться до места работы и обратно.

Борис Титов просит Госдуму отложить рассмотрение законопроекта о запрете на хостелы в жилых домах

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Председателю Госдумы Сергею Нарышкину письмо с просьбой отложить рассмотрение законопроекта о запрете размещения хостелов в жилых домах. Соответствующая информация размещена на официальном сайте бизнес-омбудсмена.

По словам уполномоченного, сегодня хостелы (то есть экономичные средства временного размещения для малобюджетного туризма) во многих регионах составляют от 20% до 40% гостиничного бизнеса, а введение указанного запрета приведет к возникновению серьезного дефицита средств размещения, существенному повышению цен в гостиничном секторе, а также снизит конкуренцию на рынке соответствующих услуг.

Отмечается, что такая отсрочка необходима для выработки поправок в указанный законопроект.

К слову, Борис Титов уже предложил одну из них. Так, он инициировал введение в законодательство условий, при которых жилое помещение в многоквартирном доме может использоваться в качестве средства размещения. О каких именно условиях идет речь, не уточняется.

Напомним, законопроект о запрете размещения хостелов в жилых помещениях был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года, а в мае текущего года он прошел первое чтение. Группа депутатов-инициаторов обосновывала предлагаемые изменения тем, что хостелы в жилых домах нарушают жилищные права  граждан, проживающих в смежных помещениях. Помимо этого, по мнению одного из авторов документа, депутата Галины Хованской, многие хостелы, размещенные в жилых домах, осуществляют свою деятельность незаконно.

Поддержку от государства будут получать все моногорода

Правительство РФ опубликовало постановление от 17 июня 2016 г. № 5491, которым изменены правила предоставления в 2014-2017 годах субсидии некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" (далее – Фонд). Так, теперь субсидия Фонду будет предоставляться для привлечения инвестиций во все моногорода, которые включены в утвержденный кабмином перечень (всего – 313 моногородов). Сегодня это пока касается только моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.

Напомним, моногорода – это муниципальные образования, благосостояние которых во многом обусловлено работой градообразующих предприятий. Каждому моногороду присваивается определенная категория в зависимости от состояния таких предприятий: работают нормально, планируют сокращения работников более чем на 3% от численности штата или находятся на стадии банкротства (либо прекратили свою деятельность). Именно в последнем случае моногород признается имеющим сложную социально-экономическую обстановку (постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709). В настоящее время насчитывается 100 таких моногородов.

По мнению генерального директора Фонда развития моногородов Ильи Кривогова, расширение деятельности Фонда на все моногорода поможет стабилизировавать социально-экономическую ситуацию в них, что в числе прочего даст каждому моногороду шанс запустить альтернативные производства. "В каждом моногороде мы сможем создать и обучить управленческую команду, которая будет основным "локомотивом" по созданию новой экономики на своей территории", – отметил он.

Кроме того, изменения коснулись статуса организаций и ИП, которые реализуют инвестиционные проекты в моногородах на условиях частичного финансирования со стороны Фонда. Регистрация юрлиц и ИП на территориях моногородов перестанет быть обязательным условием для рассмотрения Фондом проекта. Достаточно будет только осуществить капитальные вложения в его реализацию.

Также введены дополнительные требования к такому инвестиционному проекту:

он не должен быть направлен на реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию и (или) дооборудование градообразующей организации моногорода;

ежегодная стоимость товаров, приобретаемых у градообразующей организации моногорода, не должна превышать 50% ежегодной стоимости всех товаров (работ, услуг), которые приобретены для реализации проекта;

ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) градообразующей организации моногорода не должна превышать 50% ежегодной выручки, получаемой от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации проекта.

Как поясняется на официальном сайте правительства, такие требования необходимы для исключения взаимосвязи инвесторов с деятельностью градообразующей организации.

Указанные изменения вступят в силу по истечении семи дней с момента официального опубликования документа на Официальном интернет-портале правовой информации (на момент размещения материала документ не опубликован).

Размер социальных налоговых вычетов по НДФЛ может быть увеличен

Депутат Госдумы Александр Агеев внес на рассмотрение нижней палаты законопроект, в котором предлагается увеличить максимально возможную сумму вычетов на обучение детей и подопечных до 100 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). А общую величину социальных налоговых вычетов по НДФЛ на обучение налогоплательщика, на медицинские услуги (включая страховые взносы на ДМС) и на взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и расходов на накопительную пенсию – до 200 тыс. руб. В настоящее время эти величины составляют 50 тыс. руб. и 120 тыс. руб. соответственно (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ). Отметим, что сумма вычетов ограничивается за календарный год (п. 3 ст. 210, ст. 216 НК РФ).

Кроме того, в законопроекте предложено относить к вычету расходы на аренду жилья в тех случаях, когда студенту не предоставлено общежитие. Такие затраты предлагается учитывать в сумме фактических расходов, но с учетом ограничений в 200 тыс. руб. в год на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

В пояснительной записке народный избранник отметил, что реальная стоимость обучения гораздо дороже, чем суммы социальных налоговых вычетов, предусмотренные налоговым законодательством, а еще родители часто несут дополнительное бремя по найму жилья для своих детей, если те обучаются в другом городе. В кризисное время нужно студентов поддержать", – указал он.

С 1 января 2016 года социальные вычеты на обучение и лечение можно получить не только по итогам года в налоговой инспекции, но и до окончания налогового периода – обратившись к своему работодателю (абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ).

Возможно, граждане будут оплачивать капремонт только после его осуществления

23 июня 2016

Систему взимания платежей на капремонт общего имущества в многоквартирных домах предлагается изменить. Изначально он будет финансироваться из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) через регионального оператора. А уже после осуществления всех ремонтных работ граждане-собственники начнут погашать истраченную сумму, причем в рассрочку на 25 лет, ежемесячными равными платежами на счета регионального оператора. Предполагается, что эта обязанность возникнет у собственников жилья по истечении календарного месяца после завершения капремонта. При этом россиян, достигших 70 лет, предлагается от нее освободить.

С такой инициативой выступил депутат Госдумы Иван Никитчук.

Кроме того, его законопроектом предусмотрено продление срока функционирования Фонда до 1 января 2020 года. В настоящее время установлено, что Фонд действует до 1 января 2018 года (ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; далее – закон о Фонде).

Действующим законодательством к функциям Фонда не отнесено финансирование региональных операторов для проведения капремонта многоквартирных домов. Сегодня он только рассматривает заявки регионов на предоставление финансовой поддержки и может принять решение об оказании соответствующей финансовой помощи (ч. 2 ст. 4 закона о Фонде).

Автор инициативы считает, что внесение предложенных им изменений необходимо в связи с обеспокоенностью граждан нарастающим количеством обременительных коммунальных платежей. Депутат отмечает, что в настоящее время граждане лишены возможности повлиять на многие условия проведения работ, в частности, на выбор подрядчика. Кроме того, по его словам, неодобрение россиян вызывает то, что услуги по капремонту будут оказаны их домам только через 15-30 лет, хотя взносы граждане платят уже сегодня. Одобрение внесенного законопроекта, по мнению Ивана Никитчука, повысит уровень благосостояния граждан и позволит снять социальную напряженность в обществе.

Правовой статус риелторов предлагают урегулировать отдельным законом

Группа депутатов Госдумы внесла соответствующий законопроект в Госдуму. Он вводит термины риелторская деятельность (посредническая и агентская деятельность на рынке сделок с недвижимостью) и риелторы (профессиональные агенты на рынке сделок с недвижимостью). Предполагается, что риелторы должны будут являться членами одной из саморегулируемых организаций (СРО), а также получить квалификационный аттестат, сдав экзамен.

Риелторы смогут осуществлять свою деятельность как в составе компании, которая действует на рынке недвижимости, так и в качестве ИП. Последним вариантом смогут воспользоваться лишь те риелторы, которые имеют стаж осуществления риелторской деятельности по месту основной работы не менее трех лет или квалификационный аттестат, действующий непрерывно в течение не менее пяти лет. Такие же требования предъявляются к руководителю риелторской компании. А сама такая компания согласно законопроекту должна будет иметь в штате не менее двух риелторов.

Обязательные требования к работе риелторов должен будет разработать уполномоченный орган (за их невыполнение планируется установить административную ответственность). На нем же будет лежать ведение государственных реестров риелторов и СРО, а также контроль за деятельностью последних. Сами же СРО станут проводить плановые и внеплановые (по жалобам клиентов) проверки своих членов. Планируется, что по их результатам в отношении риелтора будет вынесено предписание об устранении нарушения, либо предупреждение, либо наложен штраф, либо вынесена рекомендация о приостановлении работы или исключении из СРО (окончательную его судьбу решит коллегиальный орган СРО).

Определены также требования к договору н

27 июня 2016