Новости законодательства: ключевые законы, правовые события и инициативы


Подпишитесь на рассылку сайта

Минтруд России пока не собирается вводить "налог на тунеядство"

Министерство рассказало на своем официальном сайте о том, что не ведет разработку проектов нормативных правовых актов по платежам со стороны неработающих трудоспособных граждан. Этот комментарий последовал за сегодняшним высказыванием заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова.

Чиновник, выступая на международной конференции "Социальное страхование" затронул тему легализации теневой занятости. Он отметил, что ведется активная работа по формализации трудовых отношений, благодаря чему с начала текущего года было заключено более 400 тыс. трудовых договоров (для сравнения: аналогичный показатель за весь прошлый год составил около 2 млн трудовых договоров).

При этом Андрей Пудов упомянул о том, что в Республике Беларусь введен налог на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не заняты в трудовой деятельности и не уплачивают страховые взносы. "Они на такой серьезный шаг пошли. Мы пока эту тему обсуждаем, у них такое решение уже принято", – прокомментировал Пудов.

Действительно, в апреле 2015 года Президент Республики Беларусь издал Декрет от 2 апреля 2015 г. № 3 "О предупреждении социального иждивенчества". Согласно документу безработные трудоспособные граждане страны обязаны ежегодно уплачивать так называемый сбор на финансирование государственных расходов. Его сумма равна 20 размерам базовых величин, а этот показатель составляет 180 тыс. белорусских руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2014 г. № 1255). Курс белорусского рубля к российскому, по данным Банка России на сегодняшнее число – 1 к 0,0034. В пересчете на российскую валюту размер действующего в Республике Беларусь "налога на тунеядство" составляет, таким образом, чуть более 12 тыс. руб.

Пособие по безработице может стать более адресным

Минтруд России уведомил о начале работы над поправками, которые конкретизируют круг получателей пособия по безработице и условия его предоставления. Конкретные меры, которые планирует предпринять министерство, пока не называются – но в общих чертах уже известно, какие изменения планируется внести в законодательство. Так, предполагается обеспечить:

усиление адресного принципа назначения и выплаты пособия по безработице;

сокращение периодов его выплаты;

снижение числа неоднократных регистраций в качестве безработных с целью получения пособия;

расширение перечня категорий граждан, которым выплата пособия по безработице может быть приостановлена, и периода приостановки;

исключение нормы об оказании материальной помощи (ст. 36 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; далее – закон о занятости населения).

Минтруд России поясняет, что в настоящее время пособие по безработице назначается всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, – как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и нет (п. 1-2 ст. 30 закона о занятости населения). По мнению чиновников, такой широкий круг получателей приводит к дискредитации пособия как источника возмещения утраченного заработка при потере работы для получателей, имевших оплачиваемую работу в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице.

Отмечается, что пособие по безработице в настоящее время не является одним из видов страхового обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования, то есть не имеет в качестве источника средства, поступающие от конкретного налога или сбора. Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан являются, таким образом, расходными обязательствами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 закона о занятости населения).

Планируется, что высвободившиеся за счет указанных мер средства будут направлены на постепенное приближение размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

Напомним, минимальный размер пособия по безработице составляет в этом году 850 руб., максимальный – 4,9 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2015 г. № 1223). А сумма прожиточного минимума трудоспоспособного населения в целом по России равна сегодня 10 187 руб. (постановление Правительства РФ от 10 марта 2016 г. № 178).

Для всех продающихся в России марок сигарет может быть введена унифицированная упаковка

Депутат Госдумы Дмитрий Носов уверен, что все сигаретные пачки должны быть одинакового цвета – цвета сухого табачного листа (Pantone 448 C). Он поясняет, что сегодня многие производители стараются сделать упаковку своей продукции как можно более уникальной и привлекательной. А это фактически превращает пачку сигарет в модный аксессуар, особенно для женщин и девушек, и способствует популяризации курения. Инициатива депутата предполагает также, что предупреждения о вреде курения будут размещаться как минимум на 65% площади каждой стороны пачки. Сегодня такие надписи должны занимать не менее 30% площади лицевой стороны и не менее 50% площади обратной стороны пачки.

Некоторых пенсионеров хотят частично освободить от обязанности по уплате коммунальных платежей

Речь идет о получателях пенсии по старости. Предполагается, что им будут компенсироваться расходы на оплату газа, электроэнергии, горячей и холодной воды и водоотведения. Не исключено вместе с тем, что бесплатными коммунальные услуги будут только в пределах нормативов. Установить размер новых "социальных норм" в случае одобрения инициативы сможет правительство. Автор законопроекта, депутат Госдумы Александр Шерин, считает недопустимым тот факт, что на коммунальные платежи у пожилых людей нередко уходит до половины суммы пенсии.

Предлагается ввести новые дорожные знаки для электромобилей

Так, на российских дорогах может появиться знак 7.3.1 "Автозаправочная станция с зарядкой электромобилей". Он будет обозначать места для зарядки электрокаров и обеспечивать возможность их парковки в таких местах. А в ПДД может быть закреплен термин "электромобиль". Предоставлять владельцам электрических машин право двигаться по "выделенке" (такая мера была апробирована на Западе – например, до мая прошлого года она использовалась в Норвегии), пока не планируется. Но зато такую привилегию в результате поправок могут получить водители автобусов, обслуживающих спортивные, культурные, научные и деловые массовые мероприятия.

Возможно, отчетность в ПФР с 1 января 2018 года станет ежемесячной

Правительство РФ одобрило законопроект, изменяющий периодичность представления в ПФР расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Предполагается, что с 1 января 2018 года работодатели обязаны будут отчитываться ежемесячно.

Напомним, сегодня отчетность в ПФР нужно направлять раз в квартал (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). О том, в какие сроки нужно сделать это в текущем году, расскажет наш Календарь бухгалтера.

Еще одна предполагаемая поправка заключается в том, что будет организовано информационное взаимодействие ПФР с федеральными и региональными органами власти, а также с кредитными организациями. В результате власти субъектов РФ получат возможность более точно планировать расходы на оказание медицинской помощи неработающим гражданам, а банки смогут использовать информацию о страховых взносах, поступающих за гражданина, при принятии решений о предоставлении кредитов.

Планируется также отказаться от выдачи гражданам страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вместо этого предлагается определить страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг. "Это юридически оформит сложившиеся в настоящее время отношения по фактическому использованию СНИЛС в различных сферах как идентификатора", – отмечает Минтруд России.

Помимо этого, может быть введен уведомительный порядок регистрации в качестве застрахованного лица (на основании сведений, поступающих в орган ПФР от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, в частности органов ЗАГС), а ПФР станет информировать зарегистрированных лиц о результатах их регистрации в системе персонифицированного учета.

ФНС России допускает использование скриншотов в качестве доказательств

Налоговики оговорились, что НК РФ не закрепляет понятие скриншота (то есть снимка экрана) и не содержит норму о том, что налогоплательщики могут подтверждать скриншотами какие-либо обстоятельства. Но к такому выводу неоднократно приходили суды, в том числе высшие. Налоговая служба подчеркнула, что необходимо учитывать выработанные судебной практикой требования к распечаткам скриншотов: в частности, они должны быть подписаны уполномоченным лицом, содержать информацию о дате получения данных и наименовании сайта, со страницы которого был сделан скриншот, и т. д. Разъяснения пригодятся в первую очередь тем, кто намерен обосновать те или иные факты распечатками скриншотов ЕГРЮЛ и ЕГРИП, полученных с помощью сервиса "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" на сайте ФНС России.

У членов Совета Федерации может появиться обязанность отчитываться перед регионами

В Госдуму внесен законопроект, в случае принятия которого члены Совета Федерации будут обязаны информировать о своей деятельности субъекты РФ, наделившие их полномочиями. Предусмотрена также минимальная периодичность предоставления такой отчетности – не реже одного раза в год. При этом порядок рассмотрения предоставляемой информации предлагается определять на региональном уровне.

Как именно регионы смогут повлиять на сенатора, если отчет о его работе их не устроит, не уточняется.

Изменения предлагается внести в ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

По словам инициатора законопроекта, члена Совета Федерации Андрея Голушко, сегодня практика отчетности сенаторов перед регионами существует, но не во всех субъектах РФ, поскольку не является обязательной. Он также отметил, что изменение действующего законодательства позволит повысить ответственность членов Совета Федерации перед регионами, наделившими их полномочиями.

Напомним, что сегодня в Совет Федерации входит по два представителя от каждого региона: один от законодательного органа субъекта, другой от исполнительного органа (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Именно эти органы наделяют сенаторов полномочиями на основе волеизъявления избирателей соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации").

Порядок признания правомочным общего собрания участников долевой собственности на землю может быть изменен

Депутаты Госдумы Ольга Тимофеева и Виктор Климов считают, что общее собрание участников долевой собственности на участок сельскохозяйственного назначения следует признавать правомочным только при условии присутствия на нем 50% от общего числа таких участников. Соответствующая законодательная инициатива направлена парламентариями на рассмотрение Госдумы.

Сегодня такое собрание имеет кворум, если:

на нем присутствуют не менее 20% от общего числа участников;

в собрании участвуют граждане, владеющие в совокупности более чем 50% земельных долей (данный критерий применяется только тогда, когда способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок) (п. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее – закон об обороте сельскохозяйственных земель). Этот критерий народные избранники не считают необходимым подвергать изменениям.

Инициаторы отмечают, что положение о правомочности собрания при кворуме в 20% от общего числа собственников является устаревшим. Подчеркивается, что изначально установление этой нормы было связано с организационными затруднениями при проведении таких собраний. Дело в том, что законодательство начала 2000-х годов (а именно тогда был принят закон об обороте сельскохозяйственных земель) не всегда позволяло точно определить владельца земельной доли. А следовательно – пригласить его к участию в собрании и обеспечить высокий кворум. Но впоследствии эти проблемы были устранены, в частности, благодаря подробной регламентации правого режима невостребованных земельных долей. Однако норма о 20%-ном кворуме так и не претерпела изменений.

 

Авторы законопроекта также обращают внимание на то, что предлагаемые ими изменения соответствуют общепринятому подходу к голосованию на общих собраниях. Так, в ГК РФ установлено, что решение собрания считается принятым, если в нем участвовало не менее 50% от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 1 ст. 181.2 ГК РФ).

Кроме того, в существующем порядке Ольга Тимофеева и Виктор Климов усматривают нарушение базовых принципов управления. "По своей природе действующая система предоставляет возможность "меньшинству" (20%) решать вопросы "большинства" (80%)", – подчеркивают они.

Перечень мер по охране труда, оплату которых работодатель может возместить за счет страховых взносов, планируется расширить

Минтруд России предлагает дополнить перечень предупредительных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма, расходы на которые работодатель может компенсировать за счет страховых взносов (Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; далее - Правила).

Имеются в виду страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Напомним, работодатель вправе уменьшить размер перечисляемых в ФСС России взносов на сумму расходов, произведенных на оплату предупредительных мер для работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (абз. 2 п. 2 Правил). Уменьшить сумму уплачиваемых взносов можно не более чем на 20% от сумм, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования.

Действующий перечень может быть дополнен следующими предупредительными мерами:

приобретение приборов, устройств, оборудования или систем, предназначенных для обеспечения безопасности технологических процессов или контроля за безопасным проведением работ, в том числе подземных горных работ;

приобретение приборов, устройств, оборудования или систем, обеспечивающих видео- и аудиозапись инструктажей работников по безопасному производству работ, а также хранение таких записей.

Сохранится правило, в соответствии с которым работодатель сможет выбрать конкретные мероприятия из перечня самостоятельно, исходя из специфики деятельности организации. При этом, как и сегодня, он обязан будет расходовать суммы страховых взносов в соответствии с их целевым назначением (в данном случае – на компенсацию стоимости предупредительных мер).

Останется неизменной и обязанность страхователя направлять в ФСС России документы, подтверждающие произведенные расходы (абз. 2 п. 12 Правил).

Отмечается, что предлагаемые меры направлены на экономическое стимулирование работодателей к снижению уровня травматизма и профессиональной заболеваемости работников, деятельность которых связана с вредными или опасными производственными факторами.

Сегодня к предупредительным мерам по охране труда относятся, в частности (ст. 212 ТК РФ, п. 3 Правил):

проведение специальной оценки условий труда;

обучение по охране труда;

приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

санаторно-курортное лечение работников и т. д.

Как указал директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж, за период с 2001 по 2015 годы объем средств страховых взносов, возмещенных работодателям на обеспечение предупредительных мер, увеличился с 370 тыс. руб. до 9,5 млрд руб., то есть более чем в 25 тыс. раз.

Условия предоставления налоговых каникул для ИП хотят конкретизировать

Государственный Совет Удмуртской Республики полагает, что следует уточнить порядок применения налоговых каникул по УСН и ПСН для ИП, зарегистрированных в 2015 году. Предлагается1 уточнить, что все из них безоговорочно обладают правом на использование налоговых каникул.

Напомним, с 1 января 2015 года регионы получили право принять законы, освобождающие от налогообложения ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов. Еще одно условие –  предприниматель должен осуществлять деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ).

Но на практике, поясняет инициатор, часто возникает вопрос: распространяются ли налоговые каникулы на ИП, зарегистрированных в 2015 году, но до вступления в силу региональных законов о введении налоговых каникул? При этом нередко власти субъектов РФ отказывают таким ИП в праве на налоговые каникулы.

В настоящее время многие субъекты РФ уже воспользовались возможностью предоставить своим ИП освобождение от налогов, причем часто – сразу и по УСН, и по ПСН. Но встречаются и такие субъекты, где налоговые каникулы введены только для плательщиков УСН (Республика Ингушетия, Нижегородская область) или только для предпринимателей на ПСН (Республика Бурятия, Брянская и Ивановская области). А в отдельных регионах налоговые каникулы не предусмотрены ни по одному из этих спецрежимов (Кабардино-Балкарская Республика, республики Карелия, Крым и Татарстан, Алтайский край, Вологодская и Смоленская области, а также город федерального значения Севастополь).

Установлен перечень сведений, которые должны содержаться в кадастровых картах

Минэкономразвития России своим приказом определило содержание кадастровых карт (приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № 968). Он вступит силу 1 января 2017 года. Новые правила предусматривают существование двух видов кадастровых карт: публичные и дежурные. Первые предназначены для использования неограниченным кругом лиц, тогда как доступ ко второму виду карт будут иметь только специалисты Россреестра для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее – закон о госрегистрации недвижимости).

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН. Оба вида карт будет вести Росреестр в электронной форме. При этом с публичными кадастровыми картами на бесплатной основе и без запросов можно будет ознакомиться на официальном сайте службы (https://rosreestr.ru/site/) (ч. 1-3 ст. 12 закона о госрегистрации недвижимости).

Согласно документу в публичных картах, в частности, должны отражаться следующие сведения:

границы территориальных зон;

границы особых экономических зон;

контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства (актуальные и временные);

категория земель, к которой отнесен земельный участок;

кадастровая стоимость земельных участков, зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства;

площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения и др.

А в дежурных картах, по мнению ведомства, помимо указанных данных должны быть представлены номера контуров границ земельных участков (если границы таких земельных участков представляют собой совокупность нескольких замкнутых контуров), границы и учетные номера частей земельных участков, а также границы и учетные номера частей зданий и сооружений (если части указанных объектов недвижимости имеют контур на земельном участке).

Определен порядок обеспечения доступности транспорта и транспортных объектов для инвалидов

Минтранс России утвердил порядок, в соответствии с которым перевозчики и владельцы транспортных объектов должны обеспечивать пассажирам, являющимся инвалидами, доступность транспортных услуг (приказ Минтранса России от 1 декабря 2015 г. № 347).

Администрация автовокзалов и автостанций обязана обеспечить предоставление таким пассажирам следующих услуг:

помощь при передвижении по территории объектов, в том числе при входе в транспортные средства и выходе из них, до мест посадки и высадки, а также при оформлении и получении багажа;

сопровождение пассажиров, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объектов и в транспортных средствах;

дублирование надписей, знаков и иной информации на шрифте Брайля;

допуск собаки-проводника на транспортный объект и в транспортное средство при наличии соответствующих документов и др.

Определено, какие действия по обеспечению доступности транспортных объектов обязаны выполнять владельцы транспортных объектов, а какие – перевозчики. Благодаря этому более четко обозначены ответственные лица. Так, к примеру, владельцы объектов должны обеспечить инвалидам беспрепятственный вход на объекты и выход из них самостоятельно либо с помощью персонала и вспомогательных средств. А оказывать инвалидам помощь при посадке в транспорт должны уже перевозчики.

Среди нововведений также стоит выделить составление паспорта доступности для инвалидов транспортного объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг. Он будет формироваться владельцами объектов и перевозчиками по результатам обследования объектов и транспортных средств. В этот документ будут включаться в том числе такие данные, как краткая характеристика объекта и оказываемых услуг, а также оценка уровня доступности объекта установленным требованиям. Данный документ необходим для определения мер по поэтапному повышению уровня доступности транспорта, автовокзалов и автостанций для инвалидов.

Сведения о доступности объектов будут размещаться владельцами всех транспортных объектов на фасадной стороне здания, а перевозчиком – на транспортном средстве для того, чтобы пассажиры могли узнать такие данные и непосредственно пред поездкой. Помимо этого, ознакомиться с такой информацией можно будет на официальных сайтах перевозчиков и владельцев объектов.

Пассажиры, являющиеся инвалидами, в свою очередь, при заключении договора на перевозку в междугородном и международном сообщениях должны будут не менее чем за сутки до поездки уведомить перевозчика или его агента об имеющихся у них ограничениях жизнедеятельности и необходимости оказания им помощи.

Приказ вступит в силу 22 мая 2016 года, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 июля.

Отметим, что переоборудованию для обеспечения доступности транспортных объектов для инвалидов будут подлежать только новые объекты и объекты, вновь вводимые в эксплуатацию после капремонта, реконструкции или модернизации. Это же относится к транспортным средствам.

Новая редакция ОКОФ начнет применяться с 1 января 2017 года

Росстандартом утверждены переходные ключи между классификаторами ОК 013-94 и ОК 013-2014 (приказ Росстандарта от 21 апреля 2016 г. № 458). Новый классификатор следует применять с 1 января 2017 года. В переходном ключе каждой позиции ОКОФ ОК 013-94 устанавливается соответствие одной или нескольким позициям ОКОФ ОК 013-2014. Будет организована "горячая линия" на период до 1 января 2017 года для консультирования по вопросам перехода на новую редакцию ОКОФ.

Отменен утилизационный сбор для некоторых автоприцепов

Кабмин опубликовал на своем официальном сайте документ, который отменяет уплату утилизационного сбора в отношении прицепов для транспортных средств (постановление Правительства РФ от 11 мая 2016 г. № 4011). Имеются в виду прицепы максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т.

Еще одно нововведение заключается в снижении ставки утилизационного сбора на прицепы максимальной технически допустимой массой более 10 т. Так, для новых транспортных средств коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет теперь 1, а для транспортных средств старше трех лет – 7. До внесения поправок показатели этого коэффициента составляли 2,7 и 11,9 соответственно (разд. VII Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; далее – Перечень).

Напомним, этот коэффициент применяется к базовой ставке, которая для прицепов равна 150 тыс. руб. (прим. 3 к Перечню).

Предполагается, что поправки позволят снизить финансовую нагрузку на юридических лиц и ИП, которые производят прицепы. А в конечном счете  должны сократиться расходы граждан, приобретающих такие прицепы для личного пользования.

Указанные изменения поручил принять Президент РФ Владимир Путин по итогам специальной программы "Прямая линия с Владимиром Путиным". На прямой линии, которая состоялась 14 апреля, глава страны отметил, что автопром сегодня относится к числу отраслей, наиболее сильно страдающих от кризиса. "Проблема может быть в том, что некоторое время назад мы с целью, как ни странно, поддержки наших производителей ввели так называемый утилизационный сбор, который удорожает конечную продукцию, но имея в виду эти инструменты поддержки – в конечном итоге это не должно влиять в худшую сторону, а, наоборот, должно им помочь в конкурентной борьбе с иностранными производителями", – добавил Владимир Путин.

При исчислении ЕНВД на транспортные услуги не нужно учитывать количество водителей

Налоговая служба напомнила об основных правилах расчета ЕНВД для организаций и ИП, оказывающих транспортные услуги по перевозке пассажиров (письмо ФНС России от 15 марта 2016 г. № СД-3-3/1072@). Для того, чтобы пользоваться этим спецрежимом, у налогоплательщика должно быть не более 20 транспортных средств (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Налоговая база по ЕНВД – это величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности за конкретный период и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Для ЕНВД таким физическим показателем является количество посадочных мест. В ФНС России подчеркнули, что количество водителей, сотрудничающих с организацией или ИП-налогоплательщиком, принимать во внимание не нужно.

При определении суммы налога используется также базовая доходность в месяц. Она равна 1,5 тыс. руб. на одно посадочное место (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Этот показатель нужно скорректировать путем умножения на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). Первый из них устанавливается на федеральном уровне, и на 2016 год его размер равен 1,798 (приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. № 772). Второй определяется муниципальным образованием, где налогоплательщик, осуществляющий определенную деятельность, состоит на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Свои пояснения ведомство проиллюстрировало на примере налогоплательщика, занимающегося транспортными перевозками людей в Таганроге (там коэффициент К2 составляет для данного вида деятельности 0,8). Расчет был произведен за 2015 год – тогда коэффициент К1 тоже составлял  1,798 (приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. № 685).

При условии, что в легковом такси четыре посадочных места, а автомобилей у налогоплательщика всего три, вмененный доход за один месяц в 2015 году рассчитывается следующим образом: 1500 руб. х 1,798 х 0,8 х (4 х 3) посадочных мест = 25 891 руб.

Учитывая, что налоговая ставка по ЕНВД составляет 15% (п. 1 ст. 346.31 НК РФ), сумма налога за месяц равна: 25 891 руб. х 15% = 3884 руб.

А сумма ЕНВД за квартал, который является налоговым периодом по данному налогу (ст. 346.30 НК РФ), составит: 3884 руб. х 3 = 11 652 руб.

Ужесточены требования к банкам, в которых могут размещаться средства государства

Правительство РФ уточнило критерии, которым отвечать кредитные организации для размещения в них средств государства (постановление Правительства РФ от 5 мая 2016 г. № 3891). Имеются в виду:

средства федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 24 декабря 2011 г. № 1121);

средства страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступающие в течение финансового года в ПФР (постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 38);

временно свободные средства ФФОМС и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1225);

временно свободные средства государственных корпораций и государственной компании (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1080);

средства страхового резерва на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФСС (постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 1396).

Новые правила предъявляют к банкам более строгие требования. Так, минимальный уставной капитал кредитных организаций, в которых допускается размещение указанных средств, увеличен с 10 млрд до 25 млрд руб. (а для инвестирования средств федерального бюджета – с 5 млрд до 25 млрд руб.). А минимальный уставной капитал для банков, в которых могут быть размещены средства накопительной части пенсии, возрос в 10 раз: с 25 млрд до 250 млрд руб.

Установлены также дополнительные критерии, как минимум одному из которых должна соответствовать кредитная организация. Она должна либо находиться под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации, либо пройти повышение капитализации (осуществляется госкорпорацией "Агентство по страхованию вкладов").

Процедуру изъятия неиспользуемых земельных участков, возможно, будут применять к невостребованным земельным долям

Предлагается применять порядок изъятия неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения к невостребованным земельным долям. Авторство этой законодательной инициативы1 принадлежит Калининградской областной Думе.

В настоящее время процедура изъятия такой земли уже прописана. Так, земля сельскохозяйственного назначения изымается у ее собственника, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у него права собственности на участок он не использует ее по назначению или использует с нарушениями (п. 3-4 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее – закон об обороте сельскохозяйственных земель). Но указанный порядок распространяется исключительно на участки с вынесенными на местности границами, а земельные доли не имеют таких границ. В связи с этим надзорные органы на практике не могут проверить, как используется та или иная земельная доля, а в случае нарушений – изъять ее.

Кроме того, может претерпеть изменения порядок признания земельных долей невостребованными. По действующему законодательству невостребованной признается доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Исключение составляют доли, право собственности на которые прошло государственную регистрацию (Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Разработчики законопроекта полагают, что доля должна признаваться невостребованной независимо от того, зарегистрировано ли право на нее или нет, – поэтому указанное исключение предлагается признать утратившим силу.

Кроме того, Калининградская областная Дума считает необходимым применять понятие "невостребованная земельная доля" и к тем долям, владельцами которых являются организации. Тогда как сегодня данный термин используется только в отношении долей, находящихся в собственности у граждан (ст. 12.1 закона об обороте сельскохозяйственных земель).

Общий порядок признания земельных долей невостребованными останется в случае принятия поправок практически неизменным. Напомним, инициировать эту процедуру могут муниципальные власти. Они составляют список долей, которые могут быть признаны невостребованными, и опубликовывают его в СМИ. Затем этот список должны рассмотреть владельцы остальных земельных долей в праве общей долевой собственности на участок и утвердить его на общем собрании. После этого доли признаются невостребованными и могут быть обращены в муниципальную собственность.

Эти правила предполагается сохранить, но могут измениться некоторые сроки. Так, если сегодня муниципалитет обязан опубликовать список долей, которые могут быть признаны невостребованными, не позднее чем за три месяца до созыва общего собрания собственников (п. 4 ст. 12.1 закона об обороте сельскохозяйственных земель), то в случае одобрения инициативы этот срок может сократиться до месяца.

Аналогичные поправки предлагается внести в части предельного срока, который отведен участникам долевой собственности на определение судьбы невостребованных долей. В настоящее время если общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка долей не приняло

16 мая 2016