Александр Матюшичев: «В освоении ментальной арифметики взрослый не достигнет результатов ребенка»


Подпишитесь на рассылку сайта

Руководитель детского центра развития интеллекта «Пифагорка» череповчанин Александр Матюшичев одним из первых привез в Россию древнюю японскую методику быстрого счета. Так называемая «ментальная арифметика» учит считать в уме быстрее, чем на калькуляторе, помогает детям концентрироваться и лучше учиться в школе. Как все это удается, Александр Матюшичев рассказал cherinfo.ru.

— Александр, откуда вы узнали об этой методике и что она из себя представляет?

— Один из наших турецких партнеров — в прошлом жительница Череповца. У них с мужем в Измире детский центр, который уже несколько лет работает по методике «Ментальная арифметика». Пару лет назад они приезжали в гости к родителям, а заодно искали партнеров в России. На тот момент наш центр занимался только профессиональным образованием, различными курсами. Были попытки работать с детьми: курсы игры на гитаре, подготовка к ЕГЭ и так далее. Но об этой методике я не слышал вообще. Из российских источников в Интернете я тогда нашел только рассказ в «Российской газете». Еще были русскоязычные публикации на сайтах Казахстана, так как туда методика пришла на несколько лет раньше. Были японские и китайские сайты. Сегодня мы — самая крупная сеть по ментальной арифметике в России. У нас порядка 70 партнеров в разных городах. Наверное, во многом благодаря кризису — люди активно ищут новые направления. В Череповце у нас работают три класса, еще один открыли в Вологде.

— Расскажите о принципах «Ментальной арифметики».

— Суть в том, чтобы соединить работу двух полушарий мозга. Для этого используется древний инструмент — японские счеты, которые несколько отличаются от привычных нам. В школе таблицы умножения и сложения учат наизусть, чтобы не производить вычисления. Когда нужно сложить 4+2, мы используем память либо логику. В результате постоянно задействуем левую часть мозга, которая отвечает за логику. Японцы придумали систему, когда ребенок вначале учится считать на счетах, а потом их убирает и визуализирует в воображении, мысленно передвигая косточки. Когда человек визуализирует картинку, работает правая половина мозга, которая обрабатывает картинки (набор косточек), тогда как левая часть мозга помогает выбрать действие. По сути, это зарядка для мозга, тренировка. На Западе медицинские центры используют эту методику для профилактики болезни Альцгеймера. Наши пенсионеры для профилактики отгадывают кроссворды, правда, используется только память, и не тренируется весь мозг.

— Какой счет можно вести по такой системе?

— Любой — сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня. Вначале, понятно, учат законы сложения и вычитания, а деление и умножение идет на знании именно этих законов. Я прошел только начальную ступень — сложение и вычитание. На видеороликах видно, что даже большие числа дети считают очень быстро. Они натренированы быстро передвигать косточки на воображаемых счетах и просто видят ответ-картинку, которую нужно только расшифровать. Они считают быстрее, чем мы наберем эти цифры на калькуляторе.

— Вы и сами освоили методику или это просто бизнес?

— Первый этап обучения я прошел в Турции, мне показали, как считать по этой методике. Я занимался несколько дней. Уже на второй день я физически стал ощущать, что методика работает. Как пошло бы дальше, сказать не могу: случилось, как у многих с утренней зарядкой — сила есть, воля есть, а силы воли нет. Но по опыту, который я видел в Турции, методика работает и дает результаты. В принципе, этот клуб я открыл для своего ребенка. У меня есть претензии к общему образованию. Не хотелось бы, чтобы не было никакой альтернативы, кроме школы.

— Вы уже второй год работаете в Череповце. Сразу удачно все пошло?

— Да. Это новинка, а родители следят за ними. Сейчас родители склонны развивать детей. Ребенок успевает ходить на английский, на спорт, на танцы и еще, например, к нам. Ментальная арифметика — это, по сути, курсы по развитию интеллекта. А таких курсов не такой уж большой выбор. Разве что шахматы, но теперь они потеряли былую популярность. Не каждая семья может отправить ребенка сразу в несколько кружков и секций. Как родитель на этапе начальной школы я отдал бы предпочтение ментальной арифметике. Все остальное — танцы, плавание, английский, лепка — может наложиться позже. И даже лучше усвоится. В Казахстане об этой методике знают многие, и родителям не нужно объяснять ее суть. А в России мамам и папам нужно подробно рассказывать, для чего детям уметь быстро считать, когда уже давно изобрели калькуляторы. Нужно убедить, что быстрый счет — это лишь побочный эффект, а основная задача методики — развитие интеллекта.

— Как набирали педагогов и где они проходили обучение?

— В Череповец приезжал специалист из Турции, он обучал наших педагогов. У взрослых большая мотивация заниматься и осваивать материал. Педагоги в течение десяти дней интенсивно решали, продолжают работать на счетах и сейчас. Но фишка в том, что взрослый все равно не достигнет результатов ребенка — время упущено. А у ребенка мозг еще пластичный и способен быстрее усваивать новую информацию. Поэтому дети обязательно обскачут педагогов, если еще этого не сделали.

— Методика рассчитана на определенный курс или нужно заниматься постоянно?

— Курс обучения рассчитан на два года, но можно провести аналогию со спортом: чем больше ребенок тренируется, тем лучше результат. В Японии и Китае эта методика введена в стандартную школьную программу. Хотя начинают ее осваивать еще в детском саду. По этой системе проводятся международные чемпионаты среди детей, о чем есть видеоролики в Интернете. Чтобы нашим детям добиться таких же результатов, нужно тренироваться ежедневно.

— В каком возрасте лучше начинать обучение и всем ли доступна эта методика?

— Хотя «Ментальная арифметика» доступна подавляющему большинству детей, нельзя сказать, что это панацея. Есть гиперактивные дети, им сложно концентрировать внимание, быть усидчивыми. Но, в принципе, они могут считать стоя, такие примеры у нас есть. Пробуют приводить к нам детей с четырех лет, все зависит от развития ребенка. Педагоги оценивают его на пробном занятии, иногда рекомендуют прийти позже. В основном идут школьники начальных классов. Им это интересно, поэтому у них уже через пару месяцев виден результат. В принципе, мы принимаем ребят до 14 лет, но у подростков уже снижена мотивация к обучению, потерян интерес, и даже 15 минут в день для занятий выделит далеко не каждый. По сути, это ведь рутинный, малоинтересный труд. Мы не занимаемся зарядкой по утрам, потому что ничего героического в этом нет. Также и здесь, нужно ежедневно работать на счетах.

— А можно ли освоить методику по роликам из Интернета?

— Теоретически да. Есть же видеоуроки по иностранным языкам. Дома можно заниматься спортом. Но с тренером все-таки это делать легче, потому что он может вовремя заметить ошибки и поможет их устранить.

— Методика как-то соотносится со школьной программой?

— В принципе, никак. А что плохого, если ребенок умеет считать двумя способами? Условно говоря, он просто знает два языка. Если говорить о первоклашках-второклашках, то родители отмечают, что поднимается успеваемость. Ведь кроме математических навыков тренируется способность концентрироваться, а это положительно отразится на всех предметах. Ребенку проще усваивать любую информацию. В Турции частные и общественные школы закупают эту методику и вводят в программу. В Японии методика работает в школах уже лет 20.

— Не пробовали налаживать контакты с нашими школами? Реально опробовать «Ментальную арифметику» в качестве эксперимента хотя бы в одной школе?

— К нам пока с такими предложениями не обращались, а было бы очень интересно. Но нужны какие-то экспериментальные школы, которые готовы воспринимать что-то новое. По-моему, за этой методикой будущее. С годами она станет общеизвестна — это точно. В Москве уже есть школы, которые опробовали ее. В России это пока инициатива частных предпринимателей.

 

 

 

Материал официального городского сайта 

25 февраля 2016