Основатель первой в Вологодской области частной школы искусств Владимир Четвериков: «Занятия музыкой — это не воспитание музыканта»


Подпишитесь на рассылку сайта

О тенденциях в мире музыки, особенностях музыкального образования в разных возрастах и совмещении бизнеса с искусством cherinfo.ru рассказал руководитель школы современного творчества «Мастер-класс» и автор проекта «Школа искусств XXI века» Владимир Четвериков.

— В чем принципиальное отличие частной школы искусств от традиционной музыкальной школы?

— Наша школа — это альтернативная система музыкального образования, в которой говорят на языке, близком и понятном детям и молодежи. Работая в бюджетной сфере, мы оценили традиционные музыкальные школы. Этот опыт подсказал, что нужно что-то менять. В традиционной «музыкалке» занятия проходят пять-шесть раз в неделю, нужно посещать много дополнительных предметов. Они все необходимы, но не всем нужны в том объеме, который дается. Такое образование нацелено на воспитание профессионального музыканта. У наших учеников нет дополнительной нагрузки, мы стараемся их увлечь живым процессом творчества. Можно выбирать периодичность занятий. У нас нет экзаменов, а вместо оценок ученики участвуют в творческих проектах — концертах и постановках.

— Какие современные направления в музыке сейчас интересны?

— Это компьютерное музыкальное программирование, музыкальная звукорежиссура, диджеинг. Экспериментировали с молодежными субкультурами. Например, обучали битбоксу. Впервые в городе стали обучать технике речи. Song Writing (написание песен) — тоже новый и необычный курс. Вообще мы стараемся быть открытыми и держать нос по ветру. Но у нас действуют и все традиционные направления: вокал, гитара, фортепиано, синтезатор, барабаны… Сейчас уже и танец появился, актерское мастерство, театр песни.

— Все направления нашли своих учеников?

— Большого потока на современные направления мы и не ожидали. Но интерес есть. Главное, привлечь в академичное пространство музыкальной школы новых людей из неклассических жанров, новые аудитории. Два года назад активно работала группа по битбоксу. Ребята влились в процесс бурно, с энтузиазмом. Было несколько групп по диджеингу. Музыкальной звукорежиссуре учились в основном профессионалы — это очень сложная сфера.

— Техника речи, ораторское искусство интересны череповчанам?

— Народу интересно это направление, и уже два года у нас учатся две параллельные группы. Имидж успешного и образованного человека неразрывно связан с умением красиво и правильно говорить. На занятиях, например, были сотрудники одного гипермаркета, руководство которого решило, что такие курсы пойдут на пользу при работе с клиентами. Обучаются менеджеры по работе с персоналом, администраторы, ведущие, «продажники». На занятиях учат не только технике речи (дыхание, дикция, произношение), многое строится на творческих задачах.

— Какова география работы вашей школы?

— Мы являемся образовательным учреждением регионального уровня, так как работаем в двух городах области. В Вологде проект получил развитие благодаря нашему коллеге Сергею Ефимову, настоящему подвижнику и энтузиасту. Под его руководством в областной столице существует целый детско-юношеский симфонический оркестр «Новый век». И там же образовался еще один коллектив — детско-юношеский эстрадно-духовой оркестр «ArtMix-orchestra», руководит которым Николай Пострелов. Существование таких коллективов вне государственной сферы — явление уникальное не только для нашей области, но и для страны. Отдельный повод для гордости — сотрудничество с областной филармонией имени Гаврилина. Надеюсь, что школа будет и дальше разрастаться географически, и уже есть запросы из других городов. В Череповце у нас уже пять точек, сотрудничаем с рядом образовательных школ, занятия проходят и на их базе. Из творческих достижений — это, конечно, наши ученики, многие из которых занимают призовые места на различных конкурсах. Например, этим летом несколько наших воспитанников стали лауреатами международного конкурса «Территория звезд» в Крыму.

— С какого возраста можно начинать постигать азы музыкального искусства?

— В музыку можно идти с любого возраста. У нас много взрослых, потому что в традиционные школы их не берут. Как-то учился 54-летний мужчина. Работал на «Северстали», а в свободное время занимался творчеством. Он окончил сразу два курса — технику речи и школу диджеев, даже выступал на концертах. Для детей же нет готового рецепта. Можно начинать, как только появится желание у ребенка, или когда родители заметят музыкальный вкус у малыша. Мы пробовали и с трех лет обучать, но это сложно. Для детей такого возраста нужна соответствующая обстановка, близкая к атмосфере детского сада. А вот с пяти-шести лет можно смело отдавать учиться. Таких детей у нас много. Они и поют, и развивают чувство ритма, и музыкальность, участвуют в театральных мини-сценках.

— Как выявить музыкальные способности у ребенка и развить его талант?

— Не нужно ждать способностей, а уж потом отдавать ребенка в музыкальную школу. Каждый ребенок талантлив по-своему, а занятия музыкой — это не есть воспитание музыканта. Это, прежде всего, воспитание человека, его мышления, вкуса, логики, умения общаться, образно мыслить, воспитание гармоничной личности. Выдающийся музыкальный деятель Михаил Казиник сказал: «Музыка — это своеобразное питание для мозга». Поэтому советую родителям: учите детей музыке, и талант обязательно найдется, может, и не в творческой сфере. Есть, конечно, и явные признаки музыкальности: если ребенок, слушая запись песни или мелодию, подпевает, реагирует эмоционально, даже пританцовывает, это говорит о том, что ребенку интересна музыка, он ее чувствует.

— Какой музыкальный инструмент сегодня в почете у череповчан?

— Интересны гитара, фортепиано, синтезатор, барабаны, в меньшей степени скрипка, саксофон. Конечно, не все помнят, что инструмент требует усидчивости, усердия. А вот петь, например, можно и с первого урока. Поэтому, возможно, вокалистов у нас больше всего. Гитаристы довольно быстро осваивают материал благодаря композициям рок-групп. Вообще, гитара и вокал — самые интересные для череповчан направления. Большую роль, наверное, играют различные телепроекты — «Голос», «Битва хоров». Но все зависит от способностей и желания человека. Обучение в традиционной музыкальной школе длится пять-семь лет.

— Какие методики используете в преподавании?

— Много авторских методик, мы и сами экспериментируем. Приглашаем специалистов из Москвы и Петербурга, когда какие-то выдающиеся деятели приезжают и проводят мастер-классы. Например, привозили крупного специалиста по работе с голосом Екатерину Осипенко. Она кандидат медицинских наук, доцентом центра оториноларингологии Росздрава, руководит отделом с лабораторией певческого и сценического голоса. Она работает на телепроекте «Голос», на конкурсе «Евровидение», помогает певцам справляться с голосовыми нагрузками. На мастер-классе она рассказывала о секретах голосовых связок. В целом «Мастер-класс» перерастает из образовательного проекта в нечто большее, становясь площадкой для творчества, экспериментов, общения, обмена опытом, рождения новых идей. И это очень радует! Возможно, это именно тот формат, в котором должна существовать современная творческая школа.

— Какой репертуар предлагаете ученикам?

— Это материал, который людям знаком, понятен и интересен. К этому вопросу изумительно подходят наши вологодские коллеги. В репертуаре их оркестров саундтреки из «Пиратов Карибского моря», «Хоббита», «Властелина колец», «Игры престолов», много современных авторов. Гитаристы играют произведения любимых рок-групп, вокалисты поют партии из известных мюзиклов. Мы с учениками сейчас работаем над мюзиклом по мотивам мультфильма «Летучий корабль». Я все время говорю: приносите песни, которые хочется исполнить. Но явных лидеров в жанровых предпочтениях нет: выбирают и классику, и рок, и романсы, и детские песни, и песни из кинофильмов, но чаще популярные песни. Радует, что несмотря на обилие низкопробной музыки, ученики, как правило, выбирают музыку хорошую.

— Как сохранить голос вокалисту? У вас есть какие-то секреты, может быть, какие-то рецепты для связок?

— Заботиться о голосе нужно любому человеку, даже не вокалисту: избегать вредных привычек, не простужаться, а если горло простужено, не перенапрягать голос, говоря через силу. Говорить нужно все время «на опоре», с подачей, не опускать на связки, на гортань, не допускать охриплости. Я не сторонник каких-то процедур. Если речь идет о голосовой нагрузке, то лучшее лекарство — это молчание. Если есть голосовая усталость, лучше помолчать несколько дней, это прекрасно излечивает. Дыханием заниматься нужно. У кого есть проблемы со связками, это от недостаточно хорошей работы дыхания. А вот пение излечивает от многих болезней, особенно связанных с нервной системой, с дыхательными путями. Так что пойте на здоровье!

— Как строится ваше сотрудничество с властями города?

— В 2016 году вступил в силу федеральный закон о государственно-частном партнерстве. На этот предмет было бы интересно пообщаться с городскими властями, с руководителями сферы культуры. Нам удалось доказать, что экономически устойчивые модели в образовательной сфере и в культуре возможны. Удается при этом сохранить и качество образования, и достойный уровень зарплаты сотрудников. Я более 25 лет работаю в культуре, знаю все ее проблемы, которые сейчас особенно обострились. Думаю, наш опыт был бы полезен для города. Новый закон дает возможность передавать объекты культуры и образования в частную сферу, и идея такого проекта у нас есть. Также будем рады сотрудничеству в развитии Зашекснинского микрорайона, где у нас основная учебная база. Партнерство с городом могло бы принести хорошие плоды.

Материал официального городского сайта 

21 января 2016