Еженедельный обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

  1. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приняты поправки к антимонопольному законодательству.

Они предусматривают ряд мер по снижению административной нагрузки на бизнес. В частности, решено отказаться от признания доминирующей компании, доля которой не превышает 35%. Отменяется ведение реестра лиц, занимающих на товарном рынке долю свыше 35%.

Правительство РФ наделено правом устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся естественным монополистом, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70%. Прописываются требования к содержанию таких правил. Правила вводятся, если антимонопольный орган выявил факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Уточняются понятие картеля и критерии допустимости "вертикальных" соглашений. Согласно поправкам к последним может относиться и агентский договор.

Конкретизирован запрет на недобросовестную конкуренцию. Детально прописываются ее формы.

Совершенствуется порядок осуществления контроля за субъектами естественной монополии.

Только с предварительного согласия антимонопольного органа должны заключаться соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд руб. либо их общая выручка за год составляет более 10 млрд руб.

Уточняются антимонопольные требования к заключению договоров с финансовыми организациями при проведении госзакупок. Из перечня услуг, которые приобретаются только через открытый конкурс (аукцион), исключены услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Требование о наличии определенного рейтинга госзаказчики могут вводить только при условии несоответствия финансовой организации требуемому уровню финансовой устойчивости и платежеспособности. Его определяют исходя из представляемой в ЦБ РФ отчетности.

Расширены полномочия антимонопольных органов. В частности, они могут выносить предостережения и предупреждения должностным лицам органов власти.

Также усовершенствован порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

  1. Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2015 г. N Д05и-1163 "О принадлежности хозяйственного субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Действующим законодательством закреплены условия отнесения юрлиц к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).

Во внимание принимаются структура уставного (складочного) капитала; средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения (от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий, до 100 человек включительно - для малых, до 15 человек - для микропредприятий).

Еще одно условие - соблюдение предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год. В июле 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702, согласно которому данный показатель для микропредприятий составляет 120 млн руб., для малых предприятий - 800 млн руб., для средних - 2 млрд руб.

Данный акт применяется при расчете выручки за предыдущие периоды (календарные годы).

Категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

Например, в 2015 г. компания является малым предприятием, если в 2014 г. выручка не превышала 800 млн руб., соблюдены требования по структуре уставного (складочного) капитала и средней численности работников (до 100 человек).

Если значение средней численности работников и (или) выручки за 2014 г. отклоняется от предельного, то учитываются показатели за 2013 г. или 2012 г. Если в эти периоды условия соблюдены, то предприятие относится к малому, даже если выявлены несоответствия в 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 октября 2015