Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Постановление от 12 сентября 2015 года №971. Уточняются полномочия Минсельхоза России и Россельхознадзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. Направлено на приведение нормативных правовых актов Правительства в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»

Россельхознадзор наделяется полномочиями:

- по выдаче заключения о соответствии производителей лекарственных средств для ветеринарного применения (далее – лекарственные средства) требованиям правил надлежащей производственной практики и документа, подтверждающего, что лекарственный препарат для ветеринарного применения (далее – лекарственный препарат) произведён в соответствии с требованиями правил надлежащей производственной практики;

- по организации и (или) проведению инспектирования субъектов обращения лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов;

- по ведению государственного реестра заключений о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики, проведению выборочного контроля качества лекарственных средств, порядка фармаконадзора (в отношении лекарственных средств).

Минсельхоз России наделяется полномочиями по принятию ряда нормативных правовых актов в сфере обращения лекарственных средств, в том числе правил отбора образцов лекарственных средств, предназначенных для реализации и реализуемых субъектами обращения лекарственных средств, для проверки их качества, проведения исследований, испытаний; правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов; правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов; перечня наименований лекарственных форм лекарственных препаратов; требований к инструкции по ветеринарному применению лекарственных препаратов; порядка ввоза в Россию лекарственных средств и вывоза лекарственных средств из России.

Принятые решения направлены на приведение нормативных правовых актов Правительства по вопросам обращения лекарственных средств для ветеринарного применения в соответствие с Федеральным законом.

О мерах по повышению эффективности закупок в сфере градостроительной деятельности

Постановление от 11 сентября 2015 года №964. В частности, установлено, что при закупках в сфере градостроительной деятельности порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определяется Минстроем России.

Частью 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что Правительство России вправе определить сферы деятельности, в которых при закупках устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок.

В связи с этим подписанным постановлением установлено, что при закупках в сфере градостроительной деятельности порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется Минстроем России.

Принятое решение позволит более эффективно проводить закупки в сфере градостроительной деятельности.

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменении порядка государственной научной аттестации

Законопроектом предлагается передать часть полномочий по присуждению, лишению и восстановлению учёных степеней ведущим образовательным, научным и другим организациям. Это будет способствовать воспроизводству кадров высшей квалификации, повышению репутационной и дисциплинарной ответственности организаций и учёных в вопросах аттестации научных кадров высшей квалификации.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике”» (далее – законопроект) внесён Минобрнауки во исполнение поручения Правительства России от 30 марта 2013 г. № ДМ-П8-2007 о подготовке предложений по реализации пилотного проекта по предоставлению ведущим образовательным и научным организациям права самостоятельно присуждать учёные степени и выдавать соответствующие дипломы.

В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» учёные степени кандидата наук и доктора наук присуждаются советами по защите диссертаций, созданными по разрешению Минобрнауки, по результатам публичной защиты диссертации.

Решение совета по защите диссертаций о присуждении учёной степени подтверждается дипломом об учёной степени, который выдаётся соискателю учёной степени по решению Минобрнауки на основе рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки (далее – ВАК).

Вопросы обоснованности присуждения, лишения, восстановления учёных степеней, соблюдения советами по защите диссертаций процедуры присуждения учёных степеней относятся к компетенции Минобрнауки с участием ВАК.

Законопроектом предлагается изменение действующего порядка государственной научной аттестации путём передачи части полномочий по присуждению, лишению и восстановлению учёных степеней ведущим образовательным, научным и другим организациям.

В частности, законопроектом предусматривается наделить Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (далее – МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (далее – СПбГУ) и ряд других образовательных организаций высшего образования, научных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, удовлетворяющих определённым требованиям, правом самостоятельно присуждать учёные степени кандидата и доктора наук, утверждать соответствующие формы дипломов, создавать диссертационные советы и устанавливать полномочия этих советов, прекращать и возобновлять их деятельность, утверждать порядки присуждения учёных степеней, представления и защиты диссертаций, лишения и восстановления учёных степеней, рассмотрения апелляций, положение о совете по защите диссертаций.

В соответствии с законопроектом порядок формирования перечня организаций, которым предоставляются такие права, а также критерии включения в этот перечень утверждаются Правительством России.

Законопроектом предусмотрены переходные положения:

- с 1 сентября 2016 года право самостоятельного присуждения учёных степеней предоставляется МГУ и СПбГУ (действие ранее созданных на базе этих университетов советов по защите диссертаций прекращается не позднее 1 сентября 2017 года);

- с 1 сентября 2017 года право самостоятельного присуждения учёных степеней предоставляется организациям, включённым в утверждаемый Правительством перечень (действие ранее созданных на базе таких организаций советов по защите диссертаций прекращается в течение одного года со дня включения в перечень).

Законопроектом также устанавливаются равные права обладателей документов, выданных в соответствии с действующей системой государственной научной аттестации и системой, предлагаемой законопроектом.

Кроме того, в соответствии с законопроектом Минобрнауки будет проводить мониторинг деятельности советов по защите диссертаций, созданных организациями самостоятельно.

Законопроект будет способствовать воспроизводству кадров высшей квалификации, повышению репутационной и дисциплинарной ответственности организаций и учёных в вопросах аттестации научных кадров высшей квалификации.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о введении административной ответственности за нарушение правил безопасности перевозок пассажиров и грузов автотранспортом

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее, соответственно, – законопроект, Кодекс) внесён Минтрансом России в соответствии с Планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий и решениями Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров, в том числе детей.

Основная причина происшествий – человеческий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами.

Имеет место резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры. Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты. Большая часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственной базы и квалифицированных специалистов. В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются подержанные автобусы, находящиеся в эксплуатации более 7 лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком на законных основаниях предоставлять автотранспортные услуги населению.

В 60% случаев грузовой транспорт находится в «сером» сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленных норм обеспечения безопасности перевозок.

Все это ведёт к снижению уровня безопасности на автомобильном транспорте. Соответственно, необходимо усиление норм обеспечения безопасности перевозок.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» были установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В целях реализации этой нормы Минтрансом были утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила).

Правила позволяют обеспечить профессиональную надёжность водителей транспортных средств, безопасность транспортных средств, безопасные условия перевозок пассажиров при организации перевозочного процесса, контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок.

В целях обеспечения профессиональной надёжности водителей должны предъявляться требования, в частности по состоянию здоровья, соблюдению режимов труда и отдыха.

При этом действующим законодательством не предусмотрена ответственность за несоблюдение этих Правил.

Законопроектом предлагается дополнить статью 12.311 Кодекса положениями, предусматривающими дифференцированную административную ответственность за нарушение требований Правил, включая несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности и по трудным участкам пересечённой местности) и допуска водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей.

Также вводится административная ответственность за нарушение лицензионных требований предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Таким образом, законопроект направлен на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, эксплуатационной безопасности транспортных средств, а также повышение профессиональной компетентности и пригодности работников, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов.

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о полномочиях органов государственного энергетического надзора по контролю и надзору за безопасностью тепловых установок и сетей

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (далее – законопроект) внесён Ростехнадзором.

Законопроект направлен на устранение пробелов в нормативном правовом регулировании и приведение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении») в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 367) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 23.30), в соответствии с которыми органы государственного энергетического надзора уполномочены на контроль и надзор за безопасностью тепловых установок и сетей (за исключением бытовых установок и сетей).

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О теплоснабжении» положениями, устанавливающими:

- полномочия федерального органа исполнительной власти, ответственного за федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения, по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Плановые проверки потребителей тепловой энергии законопроектом не предусматриваются;

- полномочия федеральных органов в сфере теплоснабжения по разработке требований безопасности в этой сфере, не относящихся к продукции или связанных с требованиями к продукции, процессам эксплуатации;

- обязанность теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Кроме того, законопроектом вводится понятие федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.

Принятие законопроекта позволит минимизировать вероятность возникновения крупных аварийных ситуаций, повысить надёжность теплоснабжения потребителей в течение отопительного периода, а также снизить риск травматизма при эксплуатации систем теплоснабжения.

О внесении в Госдуму законопроектов, направленных на пресечение деятельности финансовых пирамид

Распоряжения от 12 сентября 2015 года №1788-р, №1789-р. Законопроектами предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которыми вводится уголовная или административная ответственность за организацию финансовых пирамид. Это будет способствовать развитию финансового рынка, сокращению потерь денежных средств значительной части населения, повышению доверия граждан к финансовым инструментам.

Законопроектами предлагается внести в законодательство изменения, направленные на пресечение деятельности по привлечению денежных средств и (или) другого имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление другой выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) другое имущество привлечены ранее, проводятся за счёт привлечённых денежных средств и (или) другого имущества других физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) другой законной предпринимательской или другой деятельности, связанной с использованием привлечённых денежных средств и (или) другого имущества в объёмах, сопоставимых с объёмами привлечённых денежных средств и (или) другого имущества (далее – финансовые пирамиды), а также организации такой деятельности, и пресечение публичного распространения информации, в том числе с использованием средств массовой информации или интернета, о привлекательности участия в такой деятельности и (или) содержащей призыв к участию в такой деятельности.

В Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается внести изменения, в соответствии с которыми вводится уголовная ответственность за организацию такой деятельности.

Преступления, сопряжённые с привлечением денежных средств и (или) другого имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, наказываются штрафом до 1 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода осуждённого за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. В отношении преступлений, сопряжённых с привлечением денежных средств и (или) другого имущества физических лиц и (или) юридических лиц в особо крупном размере, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

В целях наделения полномочиями должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по проведению предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, которыми вводится административная ответственность за деятельность по привлечению денежных средств и (или) другого имущества физических лиц или юридических лиц, а также организацию такой деятельности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а равно публичное распространение информации, в том числе с использованием средств массовой информации или интернета, о привлекательности участия в такой деятельности и (или) содержащей призыв к участию в ней.

Устанавливается административный штраф в размере от 5 тыс. рублей до 1 млн рублей.

Принятие законопроектов будет способствовать развитию финансового рынка, сокращению потерь денежных средств значительной части населения, а также повышению доверия граждан к финансовым инструментам.

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 2 сентября 2015 года.

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на совершенствование нормативного правового регулирования в сфере электроэнергетики

Законопроектом предлагается наделить Правительство России или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики и по утверждению правил технологического функционирования электроэнергетических систем. Законопроект направлен на повышение безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, надёжности электроснабжения потребителей, внедрение прогрессивных технологий в электроэнергетике.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» (далее – законопроект) внесён Минэнерго во исполнение поручений Правительства России.

До вступления в июле 2003 года в силу Федерального закона «О техническом регулировании» нормативно-технические документы отрасли выпускались впоследствии реформированным ОАО РАО «ЕЭС России», а также утверждались на уровне ведомств. Эти документы имеют неопределённый статус. Ни один федеральный орган исполнительной власти не имеет полномочий по актуализации существующих требований.

В связи с этим законопроектом предлагается наделить Правительство России или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики и по утверждению правил технологического функционирования электроэнергетических систем, имеющих базовое значение для сохранения технического единства отрасли и её развития.

К числу таких обязательных требований относятся требования к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе, федеральные нормы и правила безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, требования к устойчивости и надёжности электроэнергетических систем и планированию их развития, требования к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики, к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику, требования к работе с персоналом в электроэнергетике.

Законопроектом также совершенствуются механизмы государственного контроля (надзора) в электроэнергетике.

Уточняется предмет федерального государственного энергетического надзора исходя из различий между требованиями надёжности и безопасности в электроэнергетике и существующего разграничения функций между Ростехнадзором и Минэнерго России. Кроме того, уточнён круг субъектов, в отношении которых производится энергетический надзор.

Законопроектом предлагается не осуществлять федеральный государственный энергетический надзор в отношении потребителей электроэнергии, владеющих энергопринимающими установками для бытовых нужд, а также энергопринимающими установками, максимальная мощность которых не превышает 150 кВт, присоединёнными по одному источнику электроснабжения на напряжении до 1 кВ.

Законопроект направлен на повышение безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, надёжности электроснабжения потребителей, обеспечение внедрения прогрессивных технологий в электроэнергетике.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства

16 сентября 2015