Закон о приватизации арендуемых помещений


Подпишитесь на рассылку сайтаВ последнее время вопрос о предоставлении малому бизнесу возможности на льготных условиях выкупить арендуемые им помещения поднимается все чаще. Действительно, предприниматели, арендуя помещения несколько лет, исправно внося за них арендную плату, вложив значительные средства в их ремонт и, по сути, создав их нынешнюю стоимость, должны на основании элементарного принципа справедливости получить право выкупить эти площади в первоочередном порядке и на льготных условиях. Этого требуют малые предприятия, с этим, по большому счету, согласны и властные органы. Однако каким образом это будет сделано, пока не решено. На сегодняшний день разработано два законопроекта, предусматривающих создание специальных условий приватизации малым бизнесом арендуемых помещений. Их обсуждению было посвящено выездное расширенное заседание Комитета ГД по собственности с участием представителей ОПОРЫ РОССИИ, которое прошло в четверг, 13 марта, в Московском деловом клубе «Собрание». Первый законопроект охарактеризовал его автор, депутат Госдумы IV созыва Александр Чуев. Этот документ представляет собой пакет поправок к ФЗ о приватизации и дает возможность малым предприятиям-арендаторам государственных помещений стать их собственниками в первоочередном порядке. А.Чуев предлагает предоставить малым предприятиям право выкупить арендуемые ими помещения по начальной цене, а в случае их отказа такое помещение будет приватизировано в обычном порядке. Под начальной в данном случае подразумевается цена, устанавливаемая на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества. Законопроект предусматривает, что в течение месяца со дня получения официального предложения о продаже помещения малый бизнес должен сообщить в уполномоченный орган о своем согласии или отказе, а в течение шести месяцев – полностью оплатить покупку. В то же время, признает А.Чуев, даже при установлении начальной цены затраты предпринимателя по ремонту помещения в ней не будут учтены полностью, то есть, по сути, малый бизнес будет вынужден оплатить их второй раз. Однако по сравнению с продажей помещения на аукционе такая цена будет «более справедливой». Комитет ГД по собственности, признавая несомненную важность поднятой в законопроекте проблемы, данный документ не поддерживает. Эту позицию обосновал заместитель председателя комитета Евгений Богомольный. Во-первых, предоставление подобных преференций определенной категории покупателей госимущества путем внесения изменений в основанный на рыночных принципах закон о приватизации противоречит гражданскому законодательству и собственно основным принципам закона о приватизации. Во-вторых, продажа помещения по начальной цене приведет к недополучению доходов бюджетом. Кроме того, создается возможность для злоупотреблений со стороны чиновников: они смогут заключать фиктивные договоры аренды и практически сразу же продавать помещения, так как в законопроекте не прописана длительность аренды имущества перед его выкупом. Наконец, и это одно из наиболее существенных замечаний, - законопроект не содержит каких-либо ограничений для участников приватизации, то есть, если исходить из его текста, заключить договор аренды и подать после этого заявку на приватизацию могут абсолютно все. На этот документ имеются отрицательные заключения президента, правительства и правового управления Госдумы. По итогам обсуждения Комитет по собственности его также не поддержал, при этом председатель комитета Виктор Плескачевский заметил, что данный законопроект – «скорее набросок», и его значимые нормы можно использовать при дальнейшей работе. Второй законопроект, разработанный Комитетом ГД по собственности, - самостоятельный документ: проект федерального закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Он уже принят Думой в первом чтении и теперь готовится ко второму. Как заметил В.Плескачевский, выставление помещений, арендуемых малым бизнесом, на аукцион «нарушает элементарные принципы справедливости». Предприниматели своими силами восстанавливали площади, на которых теперь работают, вложив в этот процесс большие деньги, ими, по сути, была создана сегодняшняя стоимость этих помещений, для них, уверен глава Думского комитета, исключение при приватизации должно быть сделано. Законопроект представила член комитета Екатерина Семенова. Она сообщила, что при подготовке документа ко второму чтению были максимально учтены замечания Администрации Президента РФ и Правительства РФ. Так, в частности, пришлось отступить от первоначальной концепции - предоставление малому бизнесу права выкупа арендуемых помещений отнесено к компетенции властных органов соответствующего уровня: если речь идет о федеральном имуществе – к компетенции федеральных властей, о региональном имуществе – властей субъектов РФ, муниципальном имуществе – властей на местах. Как пояснил В.Плескачевский, «это вынужденная мера, в противном случае мы рискуем вообще не принять закон». Кроме того, сообщила Е.Семенова, определение верхнего предела цены помещений также отнесено к компетенции властей соответствующего уровня. Право внеконкурсного выкупа помещений предоставляется только предприятиям малого и среднего бизнеса, учредителями которого являются физлица или общероссийские общественные организации инвалидов. Было сохранено требование по срокам продолжительности аренды имущества – не менее трех лет к моменту подачи заявки на выкуп. Прежним остался и период действия этой преференции – до 31 декабря 2009 года. В то же время В.Плескачевский заметил, что этот срок в связи с продлением муниципальной реформы также будет, вероятно, увеличен до 2010 года. В ходе обсуждения законопроекта участники заседания подняли ряд важных вопросов, касающихся, в частности, ограничения площади помещения, которое можно выкупить на льготных условиях. Неоднократно подчеркивалось, что 300 кв. м, как это предусматривает законопроект, может быть достаточно только для торговых объектов, тогда как даже стоматологическим кабинетам исходя из норм СЭС нужно помещение большей площади, о производственных же предприятиях и говорить не приходится – им требуются помещения 800-1000 кв. м. В.Плескачевский, отвечая на эти замечания, вновь подчеркнул, что данная мера вынужденная, что в первой редакции законопроекта было прописано право выкупа помещений площадью до 500 кв. м, а сам он склоняется к 800 кв. м. Тем не менее подобные предложения наталкиваются на опасения правительства, что такие помещения будут выкуплены вовсе не малым бизнесом. В то же время он считает возможным продолжить работу по этому направлению в том случае, если будут найдены объективные показатели необходимости малому бизнесу, например, тем же стоматологическим кабинетам, больших площадей. Кроме того, поднимался вопрос и о сроке аренды, дающем право выкупа помещения. В частности, обращалось внимание на возможность не непрерывного, а «совокупного» срока, что расширит возможности малого предпринимательства. В.Плескачевский предложил подумать над возможностью юридической формулировки такой нормы. Также участники заседания полагают, что предусмотренную законопроектом рассрочку оплаты выкупа имущества (3 года) можно увеличить до пяти лет. В.Плескачевский заметил, что он лично с этим предложением согласен, тем не менее общегражданской является норма в три года, и комитет в данном случае от нее отступать не намерен. «Мы не можем согласиться с цифрой 5, хотя внутренне, возможно, желаем и 10», - пояснил он. Выступивший в ходе обсуждения законопроекта президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе выразил надежду, что этот «давно ожидаемый документ будет принят в максимально хорошем и удобоваримом виде». Среди основных замечаний к законопроекту он назвал сложности, которые возникают в связи с установленным в документе обязательным сроком аренды помещения. Дело в том, что срок действия закона ограничен, а значит, если местные власти принимают решение о приватизации имущества, например, за 2 года и 11 месяцев, то малый бизнес автоматически теряет право выкупа помещения – он просто не успеет этого сделать. Это замечание было принято комитетом. Кроме того, А.Иоффе считает необходимым обязать власти одновременно с отсылкой предпринимателю уведомления о возможности выкупа помещения публиковать его в официальных СМИ. По итогам обсуждения комитет поддержал законопроект и рекомендовал Думе принять его во втором чтении. Комитет намерен выносить этот документ на второе чтение в начале апреля. Тем не менее В.Плескачевский заметил: «У нас нет уверенности, что он будет принят в ближайшее время». Дело в том, что комитет до сих пор не получил официального отзыва правительства, хотя известно о его поддержке. Кроме того, помимо общей положительной оценки правительства, данный документ поддерживает и большая часть депутатского корпуса Думы, и председатель нижней палаты Борис Грызлов. «Мы готовы еще раз вернуться к обсуждению текста законопроекта, если речь пойдет об уточнении отдельных норм, хотя нам хотелось бы уже давно видеть его принятым», - заявил В.Плескачевский. /Альянс Медиа

Альянс-медиа

Альянс-медиа

19 марта 2008