Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Проект Федерального закона N 814738-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Предлагается установить запрет на осуществление с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства

При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля будут обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

При этом предусматривается, что при наличии информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства  ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в план проверки в отношении таких субъектов.

Проектом предлагается не распространять запрет на проведение плановых проверок в отношении следующих видов государственного контроля (надзора):

федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;

федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;

государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;

федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Согласно проекту проведение плановой проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Льготы и господдержка будут предоставляться малому бизнесу по одним критериям

Комитет Госдумы по бюджету и налогам утвердил проект рекомендаций парламентских слушаний по основным направлениям налоговой политики, которые прошли в Госдуме, и рекомендовал минфину доработать текст документа, поскольку он не соответствует целям налоговой политики РФ и не дает ее адекватную оценку. Главные посылы документа - мораторий на рост налоговой нагрузки и создание стимулов для роста как крупного бизнеса, так и малого и среднего предпринимательства (МСП). Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов рассказал "РГБ" о том, как будет меняться налоговая политика и каких решений по ее совершенствованию стоит ожидать.

Какие положения основных направлений налоговой политики вызывают споры?

Сергей Катасонов: Каждую весну мы подходим к этой теме и начинаем разбираться, что же не так в нашей налоговой политике. В этом году мы акцентированно подходим к проблеме отсутствия системы в налоговой политике с точки зрения ее планирования, стимулирования развития бизнеса и взаимосвязи различных документов, которые существуют по налогам. Если мы возьмем законы, которые готовит министерство экономического развития, и Налоговый кодекс, то критерии отнесения компаний к малому бизнесу там совсем разные. В законе о малом и среднем бизнесе статус МСП подтверждается количеством работающих. В Налоговом кодексе к малому бизнесу относится организация с определенным размером выручки. Получается, что две системы предъявляют к бизнесу совершенно разные требования. И компания может получать помощь государства как МСП, но не иметь права на применение спецрежимов и наоборот. Мы считаем, что сейчас самое время подойти к этому вопросу системно и установить единые критерии, чтобы не было сомнений, относится ли предприниматель к малому бизнесу.

Несовершенство критериев актуально только для МСП или есть другие недоработки системы?

Сергей Катасонов: Нет также стройности в подходе к патентам. Патент может приобрести индивидуальный предприниматель (ИП), но если ту же самую деятельность ведет ООО (состоящее, к примеру, из двух предпринимателей), то они уже не могут пользоваться патентом. Правильным было бы льготировать определенные виды деятельности. А форма предприятия - ИП, ООО, ОАО, вообще не должна иметь значения. То есть мы должны сказать: мы поддерживаем развитие, допустим, сельского хозяйства, а будет ли заниматься им ИП, нам нет разницы. Сейчас такой стройности в налоговой политике нет.

Возможно, именно ИП у нас приравнивается к малому бизнесу. Но если вы говорите о том, что форма собственности не должна являться критерием в предоставлении льгот, то что бы могло выступить таким критерием?

Сергей Катасонов: Нужно заменить параметрами: ограничением количества работающих, оборотом предприятия. Мы можем говорить, что микропредприятие - это три человека. И оборот, который они делают, пусть, к примеру, это будет 10 миллионов рублей. Потом пошли малые предприятия. Пусть это 20 человек. И обязательно оборот. Потому что, к примеру, в IT-компаниях может работать пять человек, но организация будет иметь миллиардные обороты. И такие параметры должны быть сквозными через всю систему. Через налоги и через поддержку.

Патент не должен быть привязан к формам собственности. Он должен быть привязан к видам деятельности. То есть на патент нужно перевести те виды деятельности, которые очень сложно администрируются. Это общепит, это автотранспорт (перевозки пассажирские), торговля и сфера бытовых услуг. И абсолютно неважно, компания с какой формой собственности ведет эту деятельность. Главное - соблюдение ею параметров.

Есть ли способ победить "серые" зарплаты?

Сергей Катасонов: Это серьезная проблема, сейчас в России 20 миллионов потерянных людей, которые ничего не платят в Пенсионный фонд. Из 70 миллионов трудоспособного населения России работающими числятся только 50 миллионов. Куда подевались эти 20 миллионов? Они трудятся "в тени". Если говорить об этих людях, то они делятся пополам. Половине все равно. Но вторая половина - это те, кто получает "серую" зарплату, не оформлены у работодателя, они занимаются чем-то сами или являются предпринимателями без оформления юрлица - и они хотят, чтобы их видели. Они готовы за это платить, и пусть это будут небольшие деньги. И им нужно дать инструмент для того, чтобы они могли в старости рассчитывать на пенсию. Должен быть патент для самозанятых. И в этом патенте должны быть заложены взносы. На старте речь идет о небольших суммах, чтобы людей приучить к тому, что они должны быть в системе государства отражены. Патенты могут быть разовые, месячные, квартальные, годовые, полугодовые. Это направление, которое снимет целый ряд проблем.

Проблема в том, что фонда целых три и им сложно договориться. К тому же механизм компенсации недостающих доходов не предложен. Что вы предлагаете?

Сергей Катасонов: Тут все зависит от того, какие задачи мы перед собой ставим. Если пополнить фонды - это невыполнимая идея. У нас сама система Пенсионного фонда не является самодостаточной. Наш фонд не зарабатывает 20% годовых, как в Норвегии. Задача другая. Вывести людей из тени, показать реальное количество безработных. Приучить людей к тому, чтобы они чувствовали себя легальными работниками в этой стране.

А какой должен быть механизм уплаты? Отчетности для таких работников?

Сергей Катасонов: Конечно, должно быть одно окно. Человек заплатил патент, и больше он не должен никуда идти. Нужно вообще уходить от традиции совершать невероятное количество действий с нулевым результатом. К примеру, надо прекратить практику отправки конвертов с 20 марками и недоимкой в 5 рублей. Конечно, руководство налоговых инспекций, где начальники нормальные, адекватные люди, уже давно ввело ограничение, к примеру, что меньше 100 рублей недоимки не отправлять письма. Потому что их рассылка обходится дороже самой суммы долга.

Какие вопросы еще следует обсудить в налоговой политике?

Сергей Катасонов: Надо вернуться к вопросу о налоговом маневре. В частности, экспортные пошлины на нефть должны стимулировать к переработке сырья внутри страны в готовую продукцию. За переработанный продукт мы можем получить в 10 раз больше. Нам не нужно наращивать добычу, не нужно бурить. Вместо этого мы открываем границы и тем самым говорим, что выгоднее продавать "живую" нефть.

Почему этого не делается?

Сергей Катасонов: Это связано с внешнеполитическими факторами. В Белоруссии и Казахстане эти пошлины ниже. Поэтому мы пошли на уступки и опустили эти пошлины до их уровня.

Как необходимо откорректировать консолидированные группы, чтобы они не приводили к большим потерям для бюджетов?

Сергей Катасонов: С консолидированными группами с самого начала не были просчитаны выпадающие доходы. И с такой формулировкой был принят закон. Сейчас прошел год, и уже все говорят, что это было ошибочное решение. Потому что мы оголяем субъекты, у которых налог на прибыль является существенным. Платить должны предприятия на тех участках, где они находятся. Это все-таки дает возможности для оптимизации. А нам нужно идти по пути запрета оптимизации. То есть не должен бизнес регистрироваться в свободной экономической зоне в Калининграде и делать рекламную кампанию в Москве. Если компания находится в городе, реклама идет в городе - регистрируйся в городе. Консолидированные группы занимаются оптимизацией открыто, глобально, на суммы в сотни миллиардов. Нам нужно не выхватывать куски, а создать стройную систему, направленную на устранение оптимизации. И крупного бизнеса она должна касаться в первую очередь.

Сельхозпредприятия смогут оказывать услуги

Услуги по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур будут облагаться сельскохозяйственным налогом (ЕСХН). Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект об отнесении к плательщикам ЕСХН сельхозпроизводителей, имеющих избыточные мощности и использующих их для оказания услуг другим хозяйствам на возмездной основе.

Для применения ЕСХН сельхозпроизводители должны получать не менее 70% дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Доходы от оказания услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур сейчас не включаются в налоговую базу по ЕСХН. "Полученный доход от обработки земель других сельхозпроизводителей размывает предельный процент собственной выручки, которая позволяет организации использовать налоговые льготы сельхозпроизводителя", - поясняет Елена Лазарева, руководитель проектов практики "Юридическое и налоговое сопровождение" консалтинговой группы "НЭО Центр". Таким образом, запрета на оказание таких услуг нет, но сельхозпроизводитель, занимающийся такой деятельностью, рискует утратить право на применение ЕСХН - режима, который дает сельхозпроизводителям существенные послабления. "Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС по отдельным видам операций)", - перечисляет Антон Бабенко, партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн". Все указанные налоги заменяет шестипроцентное удержание в бюджет из полученной валовой прибыли (кроме этого, за сельхозпредприятиями сохраняются обязательства перед ПФР, ФСС и ФОМС). "Налогоплательщики, утратившие статус сельхозпроизводителя, переходят на общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль, НДС и налога на имущество по основным действующим ставкам", - говорит Елена Лазарева. "Он считается утратившим право на применение сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено такое несоответствие", - дополняет Антон Бабенко. Работа на общей системе невыгодна сельхозпроизводителям, поэтому они отказываются от дополнительной работы на чужих полях. При этом небольшие фермы, не имеющие собственного парка, не могут воспользоваться услугами тех сельхозпредприятий, которые обладают избыточными трудовыми и техническими ресурсами.

Сложившаяся ситуация невыгодна сельхозпроизводителям: и тем, кто готов оказать услуги, и тем, кто готов за них платить. Вадим Ткаченко, партнер группы компаний vvCube, отмечает, что государству следует именно сейчас задуматься над тем, как предложить компаниям, работающим в сельском хозяйстве, максимально удобные условия работы.

Так как взамен от сельхозпроизводителей ждут наращивания объемов производства продукции, которая позволит заместить импортную. "Попытка хоть как-то сгладить ситуацию сейчас очень необходима. И изменения, касающиеся компаний, занятых обработкой почвы и заготовкой кормов, - это хорошая поправка", - считает эксперт. Правительство РФ рекомендует принять законопроект, но для этого его необходимо доработать. В частности, дать определения таким терминам, как "сельхозпроизводители" и "избыточные мощности", которые законодательно не определены, или исключить их из документа. Отсутствие этих терминов может привести к неоднозначному толкованию норм на практике. Юристы в то же время уверяют, что один из терминов в законодательстве разъяснен. "Трудно согласиться с тем, что понятие "сельхозпроизводитель" не определено законодательством РФ - в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 "О развитии сельского хозяйства" дано определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое с некоторыми изменениями повторено в ст. 346.2 НК РФ. Таким образом, законодательно установлены признаки таких лиц по крайней мере в той степени, которая необходима для целей налогообложения", - считает Наталья Куркина, руководитель юридического отдела аутсорсинговой компании "Интеркомп".

Также правительство предлагает уточнить обязательные условия, при которых доходы от оказания услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур можно отнести к доходам от реализации сельхозпродукции для целей исчисления ЕСХН. Так, предлагается ввести требование, согласно которому такие услуги должны являться дополнительными к основным видам деятельности. Возможно также установить предельную долю доходов от оказания этих услуг в общем объеме доходов либо соотношение доходов от оказания этих услуг с доходами от реализации сельхозпродукции.

Эксперты отмечают еще ряд спорных ситуаций в применении ЕСХН. "Много нареканий всегда было к фразе в ст. 346.2 НК РФ о сельскохозяйственном сырье собственного производства. Именно этот пункт мешал самостоятельно, без придумывания различных схем, развиваться компаниям, ориентированным исключительно на обработку сельскохозяйственной продукции (не надо путать со скупщиками)", - говорит Вадим Ткаченко. Также вызывает споры деятельность группы компаний, которые совместно производят сельскохозяйственную продукцию. "Нет единого мнения о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего право на применение ЕСХН", - говорит Юрий Гусаков, партнер компании "Найдем Адвоката".

Коллекторам запретят часто звонить должникам

В госдуму внесен законопроект с поправками в Закон "О потребительском кредите (займе)". Речь идет о трех новеллах, рассказал зампред Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.

Во-первых, предлагается ограничить количество коммуникаций взыскателя с должником до двух раз в день, вне зависимости от того, занимается ли взысканием сам банк или МФО или они передают это коллектору. "Это барьер, чтобы не звонили по 60-80 раз в день", - сказал Климов. По его словам, с нецивилизованными методами взыскания задолженности сегодня часто сталкиваются те, кто вообще никаких долгов не имеет. Это люди, которые оказались покупателями "нехорошей квартиры" или их просто указали в качестве коммуникаторов в договоре, по которому происходит взыскание.

Во-вторых, предлагается установить прямой запрет на распространение информации о долге третьим лицам. По словам Климова, должники часто жалуются на то, что коллекторы звонят им на работу, рассказывают о долге родственникам и даже ходят в школы и детсады. Законодательство о банковской тайне предусматривает ответственность за разглашение такой информации (вплоть до уголовной), но практики привлечения к ней взыскателей нет. Наконец, третья новелла связана с обязанностью взыскателей хранить информацию обо всех коммуникациях с должником в течение года. Это срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание, и правоохранительные органы смогут запросить информацию.

По мнению Климова, рынку взыскания нужен отдельный отраслевой закон. "Коллекторский рынок растет впечатляющими темпами. Общий объем просрочки около трлн руб., за первый квартал этого года на взыскание третьим лицам было передано 200 млрд руб. Это огромный рынок, который сегодня находится без спецрегулирования, и это серьезная проблема. Деятельностью по взысканию фактически может заниматься кто угодно, нет никаких требований ни к учредителям, ни к руководителям, ни к персоналу", - отметил Климов. Сейчас, по его словам, на площадке Общероссийского народного фронта (ОНФ) завершается работа над законом, который определит, что это за деятельность, кто может ей заниматься, какова ответственность и т.д.

Свой проект закона есть и у Совета Федерации, рассказал член Комитета верхней палаты по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев. В нем устанавливаются общие правила - например, коллекторские агентства должны быть объединены в СРО, надзор предполагается отдать ЦБ, он же будет вести реестр агентств. Установлены требования к уставному капиталу - минимум 30 млн руб., а также страховая ответственность на уровне 5 млн руб. Кроме того, по мнению эксперта, на рынке взыскания речь не должна идти только о потребкредитах, коллекторы должны работать и с долгами за ЖКХ, услуги связи, и со штрафами. С последним не согласен Виктор Климов: "Услуги ЖКХ -- это такие же отношения между гражданином и компанией, и сегодня никто не запрещает привлекать коллекторов к взысканию таких долгов. Но в случае штрафов речь идет о взысканиях в пользу государства, и это мы пока не готовы передавать на свободный рынок. Думаю, что дискуссия по этому поводу будет серьезная".

Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Алексей Саватюгин напомнил, что судебные приставы часто жалуются на огромный объем взысканий по небольшим искам и сами готовы отдать эту нагрузку частным коллекторам. Инфраструктура для этого есть, и сами коллекторы готовы это делать. Вопрос в том, надо ли это делать прямо в этом году или начать эксперимент по отдельным регионам. Что касается предложений ОНФ, по словам Саватюгина, вопрос об ограничении контактов с заемщиком до двух раз трудно администрируется. С этим согласен и советник президента Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев. По его словам, введение административных ограничений должно быть зеркальным, то есть если они действуют для коллекторов, должны действовать и для должников (например, ответственность за предоставление ложных сведений о себе, за избегание контактов и т.д.).

ТТП: В налоговой сфере в среднесрочной перспективе сохраняются риски

В Госдуме прошли парламентские слушания по проекту "Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2017 и 2018 годов", в которых приняли участие эксперты ТПП РФ. По нашему мнению, при реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняются определенные риски. В условиях внешних санкций государству необходимо стимулировать импортозамещение и приток инвестиций, с помощью налоговых инструментов наращивать объемы отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, развивать инновационный, наукоемкий сектор, малый бизнес. Вместе с тем нельзя забывать и о взятых государством на себя расходных обязательствах в социальной сфере, оборонно-промышленном комплексе.

В российской налоговой системе сегодня отчетливо просматриваются две основные тенденции. С одной стороны, Федеральная налоговая служба и другие ведомства ведут активную работу по совершенствованию и оптимизации системы налогового администрирования. В феврале прошлого года была утверждена дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования", мероприятия которой направлены на поэтапное снижение к 2018 году количества часов на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Так, если в 2014 году компания в среднем тратила на подготовку и подачу налоговой отчетности 170 часов, то в 2015 году, согласно дорожной карте, этот показатель должен составить уже 160 часов. Удается ежегодно повышать позиции России в рейтинге Doing Business, что должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

С другой стороны, мы видим, что совокупный уровень налоговой нагрузки увеличивается. Сюда относится рост имущественных и водного налогов, введение торгового сбора, реализация "налогового маневра" в нефтяной отрасли.

Минфин оценивает уровень совокупной финансовой нагрузки на российский бизнес как 36% ВВП. В проекте "Основных направлений" уровень налоговой нагрузки России сравнивается с уровнем нагрузки по странам ОЭСР. Учитывая, что экономика России до сих пор имеет сырьевую направленность, уровень налоговой нагрузки целесообразно сравнивать со схожими экономиками (Канада, США, Норвегия и др.). Кроме того, если взять страны ЕврАзЭС и БРИКС, то в них, согласно данным Счетной палаты РФ, уровень налоговой нагрузки ниже, чем в РФ, на 17 и 22% соответственно. В Китае, который на ближайшие годы будет нашим стратегическим партнером, по разным оценкам, уровень налоговой нагрузки составляет 24-26%. У нашего ближайшего соседа Казахстана налоговая нагрузка также значительно ниже, а тариф страховых взносов составляет 11%.

В России существует достаточно большое количество так называемых "неналоговых платежей", установленных отраслевым законодательством, которые никаким образом не учитываются при подсчете налоговой нагрузки. Для бизнеса их совокупный объем, по данным минэкономразвития, составляет 3% ВВП.

ТПП РФ принимала активное участие в рабочей группе минэкономразвития по проработке вопроса установления на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей. 1 июня у председателя правительства Дмитрия Медведева состоялось совещание, по итогам которого принято решение ввести до 1 января 2019 года мораторий на 9 неналоговых платежей (минэкономразвития и ТПП РФ предлагали "к заморозке" 20 видов платежей).

К сожалению, пока не удалось принять решение по отмене торгового сбора. Однако поддержаны предложения бизнеса по мораторию на введение обязательных требований для перевозчиков по обеспечению транспортной безопасности, по созданию резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. По экологическому сбору до 2019 года планируется сохранить нулевую ставку.

Впрочем, "Основные направления" не лишены позитивных инициатив. Так, планируется увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения (это позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации). Также обозначено повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль только по итогам квартала. В проекте документа отражено предложение палаты предоставить право на заявительный порядок возмещения НДС плательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма налогов за 3 года не менее 10 млрд руб.

Но документ не лишен и определенных недостатков: не представлены меры по налоговому стимулированию импортозамещения, пресловутая поддержка наукоемкого и инновационного сектора также осталась без должного внимания. "Направления" не дают ответа на вопрос, каким образом Россия будет конкурировать за налоговую базу со странами СНГ, не предложено решений по усилению полномочий регионов в налоговом регулировании малого и среднего бизнеса (по данным Счетной палаты РФ, выдано чуть более 122 тыс. патентов при том, что общая численность ИП перевалила за 3 млн).

У ТПП РФ есть целый набор предложений для включения в проект основных направлений. Так, действующие нормы налогового законодательства ограничивают возможность реализации инвестпроектов в случае, если часть производства выходит за пределы территории регионального инвестпроекта (РИП). Если, например, добыча происходит в одном регионе, а последующая переработка производится еще в нескольких регионах, такие организации не могут получить соответствующую льготу. Предлагается предусмотреть возможность осуществления переработки сырья за пределами территории РИП. Кроме того, действие норм о РИП распространяется исключительно на новые производства, но не затрагивают существующие, на которых проводится модернизация или расширение производственных мощностей. При этом суммы капитальных вложений в расширение и модернизацию производства соответствуют требованиям о РИП (более 500 млрд руб.). Это ставит субъекты предпринимательства в неравное положение. Нужно распространить действие норм о РИП на действующее производство (расширение или модернизация мощностей).

Целесообразно исключить из НК РФ положение о предельной величине расходов на создание резервов по сомнительным долгам (не более 10% от выручки). В связи с прогнозируемым ростом неплатежей предлагаем отказаться от нормирования расходов на создание резервов по сомнительным долгам. Это позволит избежать ситуаций по уплате налога на прибыль с необеспеченной денежными средствами выручки.

Следует полностью освободить налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, от уплаты налога на имущество организаций в том случае, если они используют недвижимое имущество для осуществления основного вида деятельности, кроме сдачи в аренду. Предлагаем распространить на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12), не обязаны отчитываться за него (этот период присоединяется к следующему году).

Предлагаем предоставить возможность предприятиям оборонного комплекса, выполняющим оборонный заказ, в отношении которых налоговым органам вынесено решение о приостановлении операций по счетам, открывать счета в банках для расчетов с контрагентами и внести соответствующие изменения в статью 76 НК РФ.

Наконец, консервация/реконструкция объектов основных средств не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доход. Этот фактор реализован через отказ в начислении амортизации по ним. Кроме того, ряд объектов, находящихся на консервации, предполагаются к ликвидации. Тем не менее, существующие процедуры ликвидации основных средств зачастую не могут быть завершены в короткие сроки, что приводит к уплате налога на имущество с неиспользуемых в производстве объектов, что является экономически необоснованным и приводит к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

 

Бизнесу придется обновить кассовую технику

С 2016 года бизнес обяжут обновить контрольно-кассовую технику (ККТ). Минфин планирует ввести использование ККТ, которая может отправлять информацию о покупках в налоговую инспекцию в электронном виде. Проект поправок в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) Минфин уже опубликовал для общественного обсуждения. Документом предлагается серьезно изменить требования использования кассовой техники. Кассовые аппараты, согласно законопроекту, должны "накапливать и передавать" данные о проведенных платежах в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора). Если законопроект примут в этом году, то он может вступить в силу уже с 1 января 2016 года.

Согласно документу, каждая установленная с начала 2016 года касса должна делать бумажные и электронные чеки. Все сведения о совершенных покупках будут храниться в централизованной базе данных. У бизнеса появятся новые обязанности. Торговые организации будут выдавать чеки клиентам, как и раньше, а в дополнение направить его электронную версию в налоговую инспекцию, а по требованию покупателей пересылать им электронный вариант. "В последние годы контроль за использованием контрольно-кассовой техники последовательно усиливался, - рассказывает Сергей Еремин, старший юрист международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills. - В этом, по понятным причинам, заинтересованы налоговые органы. И введение новых технологий, позволяющих отправлять данные в налоговую в электронном виде, укладывается в тенденцию".

Поправки предусматривают плавный переход на использование новых касс. Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации

Перед тем как менять требования к кассовой технике по всей стране, был проведен "пилотный" проект по передаче данных с ККТ в налоговые инспекции в нескольких регионах. С августа 2014 года по январь 2015 года в проекте участвовал торговый бизнес Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан. По данным ФНС, в эксперименте приняли участие больше тысячи компаний, которые установили более 4 тыс. новых касс, позволяющих передавать данные в налоговую инспекцию.

"Полагаю, нововведение будет достаточно обременительным для бизнеса, так как будет связано с дополнительными расходами по переоборудованию касс", - считает Артем Сирота, партнер юридической компании Sirota & Partners. Наиболее болезненной необходимость замены техники может стать для малого бизнеса, который в "пилотном" проекте не участвовал. "Небольшие и очень маленькие компании наверняка не все готовы к введению новых касс из-за того, что у них могут быть маленькие обороты или нулевая рентабельность. Но, как видно из проекта поправок, в нем предусмотрены исключения, и можно надеяться, что новые нормы не приведут к закрытию множества небольших торговых точек", - говорит Маргарита Горшенева, директор по развитию бизнеса QB Finance.

Поправки предусматривают плавный переход на использование новых касс. Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте. Участники "пилотного" проекта уверяют, что на практике новые кассы позволяют экономить. Так, компания "М.Видео" подсчитала, что может сэкономить более 14 млн рублей на проверке и техобслуживании новых касс. При этом затраты на содержание одной кассы сокращаются на 7000 рублей.

Однако Артем Сирота считает, что затраты компаний могут быть связаны не только с расходами на оборудование. "Высокие штрафы законопроект предлагает налагать на предпринимателей, которые не предоставили своевременно информацию о совершенных продажах с фискального накопителя", - отмечает эксперт. Так, если платежи проводятся мимо кассы, то штраф составит от трех четвертей до полного размера суммы скрытых платежей. Причем требование установлено как для юридических лиц, так и для физических.

Нынешняя редакция КоАП устанавливает санкции намного мягче. Штрафы дифференцированы от 1,5-2 тысяч рублей для физлиц до 30-40 тысяч рублей для юрлиц. "Не исключена ситуация, когда электронная информация с ККТ не могла быть предоставлена по объективным причинам (например, возникли проблемы в самой системе), но штрафовать будут в данной ситуации бизнес, а не оператора новой системы", - отмечает Артем Сирота. Небольшие штрафы и предупреждение установлены законопроектом за использование кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям, а также за отказ направить покупателю электронный чек.

Эксперты уверены, что неудобства, связанные с заменой техники, ничто в сравнении с той пользой, которую принесет переход на передачу сведений ККТ в электронном виде в налоговую инспекцию. "Система контроля за проведенными предпринимателями кассовыми операциями должна стать проще и прозрачнее, налоговые органы смогут отказаться от специальных выездных проверок кассовых аппаратов, - говорит Артем Сирота. - Кроме того, это заставит предпринимателей отказаться от "серых" операций (то есть случаев, когда отдельные продажи вообще не проводятся через кассу), так как с введением системы провести "серую" продажу станет сложнее, а штрафы будут достаточно высокими".

Нововведение поможет и потребителям защитить свои права. Станет намного проще обменять товар покупателям, которые потеряли

16 июня 2015