Ежедневный мониторинг законодательства

3 июня 2015

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения внесённый Минэкономразвития законопроект, направленный на сокращение количества плановых проверок субъектов малого предпринимательства

Предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Это позволит сократить количество плановых проверок и будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (далее – законопроект) подготовлен во исполнение подпункта 10 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года (№Пр-2821 от 5 декабря 2014 года).

Законопроектом предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесённых в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

При этом в случае наличия информации о том, что в отношении этих субъектов малого предпринимательства ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения российского законодательства или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трёх лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в план проверки в отношении таких лиц.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан предлагается не распространять предусматриваемый проектом федерального закона запрет на проведение плановых проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся видами деятельности, в которых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки могут проводиться два и более раза за три года.

К таким видам деятельности относится деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в случае если они включены в соответствующий перечень, утверждённый Правительством (постановление от 23 ноября 2009 года №944).

Также предлагается не распространять запрет на проведение плановых проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на следующие виды государственного контроля (надзора):

- в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;

- в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;

- в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;

- в области обеспечения радиационной безопасности;

- в области обеспечения защиты государственной тайны.

Принятые решения позволят сократить количество плановых проверок субъектов малого предпринимательства и будут способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

Минэкономразвития подготовило должников к финансовому оздоровлению

Минэкономразвития подготовило поправки к закону о банкротстве для реформы процедур наблюдения и финансового оздоровления.

Предлагается сократить период их назначения и проведения, а также сместить баланс с банкротных процедур на реабилитационные. Так, должник при наличии шансов восстановить свою платежеспособность сможет просить не о признании банкротом, а о введении финансового оздоровления. "Этот институт не является новым, он уже предусмотрен действующим законодательством о банкротстве. Однако эта процедура за все время ее существования в законе применялась считаное количество раз. Объяснение этому простое: введение процедуры финансового оздоровления в текущем виде не интересно ни кредиторам, ни самому должнику. Банку проще получить удовлетворение из стоимости залога, чем восстанавливать платежеспособность должника. Недобросовестные должники также не заинтересованы в реабилитации своей компании: им проще вывести ликвидные активы на другую компанию и продолжить работать от ее имени", - отмечает Петр Шевцов, партнер адвокатского бюро ЕМПП.

Чтобы повысить устойчивость должников, в проекте закрепляется недопустимость одностороннего отказа кредиторов от исполнения обязательств или изменения условий договора из-за ухудшения финансового состояния должника. В первую очередь это затронет банки - пункт о праве требовать в таких обстоятельствах досрочного исполнения обязательств или увеличения процентной ставки традиционно входит в кредитные договоры.

Сейчас у добросовестного должника есть альтернатива: либо договориться со своими кредиторами о реструктуризации долгов до введения банкротства, либо попасть в процедуру банкротства, которая в 99% случаев закончится распродажей его имущества и ликвидацией бизнеса. "Авторы законопроекта попытались разработать третий возможный вариант действий для должника: когда договориться с кредиторами на их условиях не получается, должник может попытаться восстановить свою платежеспособность в ходе процедуры финансового оздоровления на условиях, предусмотренных законопроектом, - поясняет Петр Шевцов. - Например, должник без учета мнения своих кредиторов сможет просить суд о введении финансового оздоровления, если сможет доказать суду реальную возможность восстановления своей платежеспособности. Законопроект предусматривает интересные возможности для должника, упрощающие восстановление его платежеспособности, например, недопустимость одностороннего отказа кредиторов от исполнения обязательств или изменения условий договора из-за ухудшения финансового состояния должника".

Вадим Байбуз, старший партнер юридического бюро "Байбуз и партнеры", полагает, что злоупотребления должниками при процедуре финансового оздоровления маловероятны, так как она подразумевает под собой дальнейшую потерю акционерами контроля над должником и перехода его к кредиторам: "Практика финансового оздоровления банков является свидетельством тому. Полагаю, что законопроект исключит возможность введения должником процедуры финансового оздоровления без реального намерения осуществить ее, ставя перед собой цель путем зооупотребления правом отбиться от претензий кредиторов. Безусловно, очень опасно кардинально менять основы процедур несостоятельности в преддверии грядущей волны банкротств. "Сырой" закон еще неоднократно покажет свое несовершенство, прежде чем судебная практика определит единообразный порядок применения новых норм".

А банкам еще нужно привыкнуть к новым нормам о банкротстве физических лиц. Соответствующий закон вступит в силу менее чем через месяц. И воспользуются им в первую очередь индивидуальные предприниматели и владельцы бизнеса, попавшие в кабалу к банкам, давая поручительства за подконтрольных им юридических лиц. "Для банков банкротство этих лиц огромная трагедия. Как правило, компании, должники по кредитным обязательствам перед банками, не имеют активов и требования к поручителям являются последним шансом для банков на возврат денег", - считает Вадим Байбуз.

Должники по потребительским кредитам еще нескоро прибегнут к банкротству, так как многие из них не понимают, как проводится эта процедура, а обращаться за консультациями не каждому по карману. Впрочем, еще даже не все россияне знают о вступлении в силу с 1 июля 2015 года закона о банкротстве физических лиц. Это показал опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Только 9% россиян хорошо знают о вступлении 1 июля в силу закона о банкротстве физических лиц. Еще около трети наслышаны об этом. Более половины россиян признались, что впервые слышат об этой инициативе. "Необходимость принятия закона о банкротстве физических лиц в России назрела давно, а текущая ситуация сделала его актуальность высокой как никогда и для кредиторов, и для должников, - комментирует результаты опроса Сергей Антонян, руководитель исследовательских проектов НАФИ. - Вместе с тем готовность обычных граждан к осуществлению процедур банкротства вызывает вопросы, поскольку для них характерен низкий уровень финансовой грамотности и ответственности".

Верховный суд разъяснит, как оспорить оценку своей недвижимости

Пленум Верховного суда России готовит специальные разъяснения, как оспорить кадастровую оценку недвижимости. Звучит, может, сухо, но вопрос на деле очень горячий: каждый, у кого есть дом, гараж, земля и прочее скоро прочувствует на своем кармане всю актуальность темы.

С нынешнего года начал действовать закон, по которому налог на недвижимое имущество исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. И цена вопроса о находящихся в собственности граждан жилищных и земельных площадей резко возросла. Сейчас по всей стране идет кадастровая оценка соток и квадратных метров. Ее результаты граждане ощутят в ближайшее время, когда придут налоговые счета по новым ставкам. Платить придется больше - очевидно.

Раньше квартира оценивалась по выкладкам БТИ, которые были много ниже рыночной стоимости. Соответственно, налог для многих получался незаметным. Но с этого года налоговый процент берется от кадастровой стоимости. А это уже серьезные деньги. Например, ежегодный налог на стандартную однокомнатную квартиру в столице, которая, по оценке БТИ, стоит 450 тысяч рублей, составлял 1350 рублей. А по кадастровой оценке цена квартиры - 7 миллионов рублей.

Соответственно, новый налог может составить 7 тысяч рублей. Разница налицо.

Пока налог с кадастровой стоимости начнут уплачивать только жители 28 регионов, включая Москву и Московскую область. Но с 2016 года на новую систему налога должны перейти уже все регионы.

Определяют стоимость квартиры специально подобранные местными властями оценщики. Но они живые люди и могут ошибиться. Сомневающиеся в оценке граждане идут в суд. С августа прошлого года люди в мантиях получили уже несколько тысяч заявлений от граждан, недовольных оценкой своей недвижимости. По их мнению, их жилье стоит меньше, чем было подсчитано. Суды пытаются с этим разобраться. А вчера пленум Верховного суда России обсудил проект постановления, разъясняющего вопросы, связанные с оценкой недвижимости.

Если гражданин недоволен оценкой, сначала он должен обратиться в комиссию по урегулированию споров

После того, как документ будет принят, масса проблем должна исчезнуть. Первое правило, которое предлагается прописать: сначала граждане обязательно должны попытаться решить вопрос до суда. Без этого иск не примут. Оспорить результаты оценки надо будет в комиссии по рассмотрению споров. Такие комиссии уже действуют при территориальных органах Росреестра. Если же не удастся решить вопрос в досудебном порядке, проблемой займется суд. Закон предусматривает два основания для пересмотра результатов кадастровой оценки. Одно из них: недостоверность сведений об объекте, использованных при определении кадастровой стоимости.

Как сказано в проекте постановления, к недостоверным сведениям относится допущенное искажение данных об объекте, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Поводом для пересмотра может стать, например, неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта, аварийное состояние, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями).

Улюкаев предложил ввести налоговые льготы по всей России

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил расширить механизм налоговых льгот, который сегодня применяется на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР), на всю страну. Об этом министр заявил сегодня на парламентских слушаниях в Госдуме.

"Мы должны развивать специальные налоговые режимы в рамках ТОР, и их нужно распространить не только на Дальний Восток", - заявил чиновник. По его словам, уже принято решение о распространении ТОР в рамках российских моногородов. "Затем мы бы хотели распространить это на территорию всей Российской Федерации", - отметил Алексей Улюкаев.

Напомним, с начала этого года заработал закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ". По нему для резидентов ТОР установлен особый режим налогообложения. Например, пониженная ставка по налогу на прибыль организаций. В бюджет они его не будут платить пять лет после получения первой прибыли. В региональные же бюджеты такие предприятия будут платить налог на прибыль по ставке не выше 5 процентов, но только на протяжении пяти налоговых периодов с момента получения первой прибыли. А в следующую пятилетку они будут платить местным бюджетам налог на прибыль по ставке не менее 10 процентов.

Также к ставке налога на добычу полезных ископаемых устанавливается понижающий коэффициент. Резидентов освободят и от налога на имущество организаций. Общая налоговая нагрузка на резидентов территорий опережающего социально-экономического развития составит примерно 12,2 процента.

Кроме того, налоговые поправки предоставляют право возместить НДС в упрощенном, заявительном порядке тем резидентам, которые предоставили вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС и договор поручительства управляющей компании.

В России квазиналоги, то есть косвенные налоговые платежи, доходят до 48 процентов, что сопоставимо с Германией, рассказал "Российской газете" доцент РАНХиГС при Президенте РФ, кандидадт экономических наук Василий Якимкин. От этого надо уходить, считает он. И если вводить такие налоговые льготы, о которых говорит Алексей Улюкаев, то малый и средний бизнес быстро пойдут в гору. Однако Минфин может выступить против, так как казна и бюджет сейчас находятся не в самой простой ситуации, резюмирует эксперт.

В ОП предложили сократить рабочий день родителей детей до 14 лет

Предложение о сокращении рабочего дня для родителей - отца или матери - направлено из Общественной палаты в Совет Федерации РФ. Автор идеи - председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.

На сегодняшний день, по словам Слепака, законодательство предусматривает возможность сокращения рабочего дня для родителей, но с потерей заработной платы. "Новая гарантия позволит родителям малолетних детей посвящать больше времени семье и детям без ущерба возможностям поддерживать в семье достойный уровень жизни", - цитирует слова запроса пресс-служба Общественной палаты РФ.

Владимир Слепак также отметил, что, по его мнению, такая мера должна распространяться и на отца, и на мать. А также он считает, что родители не должны быть привязаны к какому-то конкретному дню, но иметь возможность выбора. Впрочем, о том, на сколько именно следует сократить рабочий день, председатель комиссии говорить не стал, отметив, что этот вопрос требует дальнейшей проработки.

Сокращенный рабочий день для родителей принят в двух регионах РФ - Кузбассе и Бурятии: их губернаторы приняли такое решения для бюджетной сферы.

Региональные ритейлеры выступили против закона "О торговле"

Одобренные Госдумой в первом чтении поправки к закону "О торговле", разработанные группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, приведут к монополизации продовольственного рынка его крупнейшими участниками, настаивает Союз независимых сетей, объединяющий региональных ритейлеров. Союз просит правительство отложить рассмотрение законопроекта, радикально меняющего взаимоотношения поставщиков и торговых сетей.

Во вторник Союз независимых сетей (СНС) утвердил резолюцию на поправки к закону "О торговле", рассказал "Ъ" председатель координационного совета организации Олег Пономарев в кулуарах "Недели российского ритейла". "В среду планируем передать ее вице-премьеру Аркадию Дворковичу и направить в Госдуму",— добавил господин Пономарев.

В середине мая депутаты приняли в первом чтении поправки к закону "О торговле", снижающие для ритейлеров совокупный объем выплат со стороны поставщиков до 3% (сегодня только ретробонус, подразумевающий премию за объем закупки, составляет 10%) и сокращающие для сетей отсрочку по оплате поставленного товара. В СНС уверены, что законопроект повлечет дальнейшее укрупнение ведущих ритейлеров и крупнейших поставщиков, а в перспективе приведет к тому, что через несколько лет рынок будет контролироваться мегасетями и мегапроизводителями (входящими в топ-10 своих отраслей). Сейчас члены СНС занимают около 10% оборота региональной розничной торговли (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), их совокупный оборот составляет порядка 270 млрд руб.

Практически полная отмена бонусов повлечет переход бизнеса к контрактам "чистой цены", прогнозируют в союзе. "Во избежание конфликтов между торговыми сетями с разными объемами закупки производители будут вынуждены перейти на производство так называемых собственных торговых марок и марок, к ним приравненных. Это самые дешевые товары, и они выдавят прочий ассортимент, прежде всего локальных производителей",— объясняется в резолюции СНС. Господин Пономарев подчеркивает, что в существующую структуру скидок входят, в частности, логистические платежи, связанные с доставкой и обработкой товара в распределительном центре. "Логистические издержки составляют более 3% от оборота региональных торговых сетей",— добавляет он.

Госдума решила не дожидаться поправок к закону "О торговле" от торговых сетей и поставщиков, которые они должны были разработать в качестве компромиссного варианта. В первом чтении была одобрена крайне жесткая версия законопроекта группы депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой, в частности, снижающая в три раза выплаты поставщиков ритейлерам. Торговые сети рассчитывают, что ко второму чтению законопроект удастся существенно смягчить.

Региональные сети не способны ускорить расчеты с поставщиками и из-за недоступности кредитов, сказано в документе. "Союз независимых сетей России просит отложить рассмотрение поправок во втором чтении и обсуждать его изменения в рамках Межотраслевого экспертного совета и других структур отраслевого саморегулирования",— резюмируется в резолюции.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) поддерживают предложение СНС отложить рассмотрение законопроекта. Он "требует существенных доработок и открытого обсуждения с бизнес-сообществом. К сожалению, перед первым чтением мнение рынка и смежных отраслей не было учтено",— говорит председатель президиума АКОРТ президент ГК "Дикси" Илья Якубсон. Директор по внешним коммуникациям Auchan Мария Курносова признает, что изменения очень сильно повлияют на экономику и производителей, и сетей. "Они могут иметь эффект, обратный заявленному. То, о чем говорят наши региональные коллеги, лишь одно из возможных следствий",— соглашается госпожа Курносова. Господин Якубсон подтверждает, что у крупных компаний больший запас прочности.

"В законопроекте пока нет полного перевода ритейлеров на работу только за счет торговой наценки,— напоминает один из авторов проекта зампред комитета Госдумы по экономполитике Виктор Звагельский.— Сейчас конкуренция сетей основана на том, кто выгоднее для себя заключит договор поставки, увеличение роли торговой наценки в доходах сети заставит сети конкурировать своей наценкой". По его словам, в такой ситуации региональные ритейлеры только выиграют, потому что обычно у них наценка меньше, чем у федеральных, так как ниже накладные расходы.

Ранее источник в Госдуме говорил "Ъ", что рассмотрение законопроекта во втором чтении может быть перенесено на осеннюю сессию, кроме этого на прошлой неделе Минпромторг выступил за введение переходного периода в 180 дней с момента публикации поправок к закону "О торговле"

Госдума прошлась по "направлениям" Минфина

Прошедшие 02.06.2015 г. в Госдуме слушания по "Основным направлениям налоговой политики РФ на 2016-2018 годы" (ОННП) зафиксировали множество претензий к документу. Минэкономики не нашло в "направлениях" стимулов для экономического роста, Счетная палата — способов поддержки региональных бюджетов, депутаты — ответов на иные вызовы, кроме чисто фискальных. Впрочем, реальных предложений о том, каким способом можно было бы увязать новые льготы и эксперименты с наложенным президентом мораторием на рост налогов, запретом на сокращение социальных и оборонных расходов и резким падением нефтяных доходов, вчера так и не прозвучало.

Парламентские слушания по направлениям налоговой политики на следующую трехлетку на этот раз получились весьма представительными и даже состоялись до утверждения этого документа правительством, а не после, как бывало ранее. Говорить, впрочем, об эффективности мероприятия по-прежнему не приходится, "направления" не являются документом, обязательным к исполнению, поэтому, даже если Госдуме и удается в него что-то вписать, это, как правило, ничем не заканчивается. И наоборот — в прошлом году власти внезапно едва не одобрили идею введения налога с продаж, заменив его в последний момент торговым сбором, при том что ни тот, ни другой платеж в принятых за пару месяцев до этого ОННП-2014 вовсе не упоминались. К тому же в этом году собравшимся в Госдуме специалистам обсуждать было особо и нечего. В исполнение обещаний Владимира Путина документ провозглашает мораторий на увеличение фискальной нагрузки и, по выражению замминистра финансов Сергея Шаталова, переводит налоговую политику в режим паузы.

Именно с моратория начал свое выступление представивший ОННП министр финансов РФ Антон Силуанов. "Характер документа был определен посланием президента",— заявил министр, пояснив, что политики неувеличения бремени правительство будет придерживаться как минимум до 2019 года. Да и без моратория, добавил министр, по части реформ в последние год-два сделано немало: налоговый маневр в нефтянке, деофшоризация, переход на рыночный налог на недвижимость,— так что теперь Минфину надо сосредоточиться на правоприменении всего принятого.

Мораторий не запрещает снижать налоги, но этого Антон Силуанов не обещает. "Дальнейшее снижение налогового бремени в РФ неосуществимо без принятия решений по сокращению бюджетных расходов",— заявил министр, признав, что налоговая нагрузка в России (36%; считается как отношение налоговых доходов к ВВП) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского союза. "Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно",— ответил сам себе министр, заметив, однако, что эти государства тратят на оборону и социалку много меньше России (у Китая военные расходы — 2% ВВП, у Казахстана — 1%, у РФ — более 4% ВВП).

Выступивший затем глава Минэкономики Алексей Улюкаев слегка покритиковал ОННП. Документ, по его словам, описывает лишь фискальную составляющую налоговой системы. "Но эта система — не только механизм ресурсного обеспечения обязательств государства, но и мощный инструмент экономической политики, который способен мотивировать или демотивировать бизнес для инвестиций, импортозамещения, выхода на новые рынки",— напомнил отвечающий за экономический рост министр. Алексей Улюкаев указал, что приведенные Минфином цифры фискальной нагрузки не учитывают неналоговых платежей. "У нас введено больше 70 таких разного рода обременений. Оценка их стоимости для бизнеса — примерно 3% ВВП",— сказал министр.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова зашла к ОННП с другой стороны — бюджетной. По ее словам, документ не дает ответа на вопрос о том, каким образом правительство будет решать проблему большого дефицита региональных бюджетов: "Отсутствует анализ влияния на доходы бюджетов и экономику уже принятых налоговых изменений, а также предполагаемых изменений". Глава Счетной палаты упрекнула авторов ОННП и в том, что документ не содержит плана его выполнения, а также не дает отраслевого среза налогового законодательства, "что особенно актуально, когда мы ставим задачу импортозамещения". Также Татьяна Голикова назвала три проблемы, которые, по ее мнению, обойдены вниманием в "Основных направлениях...". Это отсутствие подходов к борьбе с "миграцией налогоплательщиков из субъекта в субъект". "Зачастую это обусловлено не экономической деятельностью, а уклонением от уплаты налогов, в связи с чем необходимо законодательно ограничить такие возможности",— заявила госпожа Голикова. Вторая забытая тема — введение института налогового консультирования, третья — необходимость сокращения растущей налоговой задолженности в бюджеты (на 1 апреля 2015 года она составила 1,263 трлн руб.).

Завершил парламентские слушания их главный вдохновитель — глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. Он привычно обрушился на Минфин с образной критикой. "Из всех существующих глобальных вызовов авторы ОННП видят только один — активное использование законных и незаконных способов минимизации налоговых обязательств. То есть негодяи-налогоплательщики не хотят платить налоги. Все остальное — отток капитала, снижение инвестиций, замедление темпов экономического роста — видимо, вызовы гораздо меньшие,— подытожил депутат.— Если сравнивать "направления" с покойником, то с каждым годом он выглядит все лучше, потому что с ним работают все более опытные гримеры".

Правительство обсуждает возможность продления моратория на образование новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) еще на три года — до 2019 года, сообщил вчера глава Минфина Антон Силуанов. Напомним, поправками к Налоговому кодексу на 2015 год приостановлена регистрация договоров о создании новых КГН, а также пополнение состава уже образованных групп. Выдвинувшая год назад это предложение Счетная палата тогда обосновала его необходимостью борьбы с манипулированием прибылью.

По словам господина Силуанова, после введения режима КГН налог на прибыль перераспределился между регионами — у 53 из них поступления возросли, а у 32 — снизились. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера в Госдуме высказался за сохранение КГН как элемента налоговой стабильности — по его словам, снятие моратория необходимо. Глава же СИБУРа Дмитрий Конов счел институт КГН "избыточным". По его словам, возможность зачета в рамках группы убытков в одних регионах против прибыли в других "вымыла региональную базу и не создала эквивалентной базы на уровне страны в целом".

Глава РСПП Александр Шохин вчера высказался против продления моратория, напомнив, что нормы о КГН вводились в 2012 году "в пакете" с законом о трансфертных ценах (создав КГН, холдинги не только упрощают уплату налога на прибыль, но и избегают жестких правил контроля над трансфертным ценообразованием). Поэтому, по его словам, если уж продлевать мораторий, то аналогичные решения было бы справедливо принять и в отношении контроля за трансфертным ценообразованием в части внутренних сделок.

Комментируя разногласия вокруг КГН, Марк Ровинский из адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" поясняет, что эта опция недоступна для массового бизнеса — ею могут воспользоваться лишь крупные игроки. При этом КГН — добровольный институт, компания может отказаться от него. "Даже для крупных компаний он может оказаться невыгодным — в таком случае КГН, как правило, намеренно не создается",— отмечает господин Ровинский. В частности, создание КГН может "расстроить" отношения компаний с региональными властями, добавляет Вадим Зарипов из "Пепеляев групп". По всей видимости, поскольку для крупных компаний важно сохранять лояльные отношения с региональными властями, выбивающееся из общего настроя крупного бизнеса вчерашнее заявление главы СИБУРа связано именно с этим.

Компаниям разрешат дистанционное открытие банковских счетов

Компаниям и индивидуальным предпринимателям разрешат открывать счета дистанционно. По информации «Известий», такое предложение включено в план мероприятий по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке — этот план 18 мая утвердил вице-премьер Аркадий Дворкович. По словам источника, близкого к правительству, законопроект о дистанционном открытии корпоративных счетов, изменяющий закон «О банках и банковской деятельности» и Налоговый кодекс, будет разрабатывать Минфин.

Банкиры уже давно ратуют за разрешение дистанционно открывать счета бизнесу — с инициативой закрепить вопрос на уровне закона 2 года назад выступил Национальный совет финансового рынка (НСФР), его версия ляжет в основу законопроекта Минфина. Согласно варианту, который обсуждается в министерстве, банки смогут проверять достоверность сведений, дистанционно предоставляемых компаниями/ИП, на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (Единый госреестр юрлиц и Единый госреестр индивидуальных предпринимателей).

Согласно Налоговому кодексу, сейчас банки открывают счета юрлицам и ИП только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговой. Закон «О банках и банковской деятельности» требует от новых клиентов также свидетельство о госрегистрации. Также понадобятся учредительные документы, карточка с образцами оттиска печати и подписей лиц, наделенных правом распоряжаться счетом, документы, подтверждающие их полномочия и еще с десяток разнообразных документов — полный перечень у банков разнится. Физические лица сейчас могут открыть вклад через интернет.

— По подсчетам специалистов Сбербанка, время открытия счета в случае закрепления возможности дистанционной проверки сведений о юрлицах и ИП в целях открытия расчетного счета будет сокращено в 18 раз. Существенно сократятся административно-хозяйственные расходы на «бумажный документооборот», оптимизируется работа офисов банка, — говорит председатель НСФР Андрей Емелин. — Закрепление возможности дистанционного открытия расчетных счетов существенно улучшит инвестклимат и позволит России улучшить свои позиции в международном рейтинге привлекательности ведения бизнеса (Doing Business). Для начала банки могут открывать счета дистанционно тем корпоративным клиентам, которые уже были идентифицированы — чтобы соблюсти антиотмывочное законодательство (115-ФЗ). То есть речь будет идти об открытии в режиме онлайн второго и последующего счетов. Когда станет понятно, что дополнительных рисков дистанционное открытие счетов не несет, можно будет распространить практику на вновь пришедших клиентов.

В пресс-службе Минфина «Известиям» подтвердили, что заняты разработкой законопроекта, позволяющего бизнесу открывать счета дистанционно. По мнению ведомства, это «позволит уменьшить долю бумажного документооборота на финансовом рынке, повысить доступность финансовых услуг и инструментов, удобство работы, а также прозрачность и безопасность операций в сфере предоставления розничных финансовых услуг». Представитель Минфина добавил, что правительственным планом мероприятий по развитию электронного взаимодействия предусмотрены также устранение дублирования электронных документов документами на бумажном носителе; определение порядка межведомственного информационного взаимодействия участников финансового рынка и ЦБ с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов. Кроме того, речь идет о возможности банков, входящих в один холдинг, свободно обмениваться информацией о клиентах.

Однако Росфинмониторинг, который включен в число ответственных «дорожной карты», против новации.

— Национальная антиотмывочная система сейчас не готова к столь радикальным новациям, — заявил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. — Во-первых, такая мера противоречит 10-й рекомендации FATF (межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) об идентификации клиентов. Во-вторых, основной европейский тренд — установление бенефициарных собственников. Как можно их устанавливать, не проведя мер по надлежащей идентификации клиентов? В-третьих, инициатива совершенно не учитывает рискоориентированный подход. Нововведение не принесет никакого положительного эффекта, скорее отрицательный: российский бизнес будет рассматриваться как непрозрачный со всеми вытекающими последствиями, а российские банки понесут репутационные издержки.

В Минэкономразвития выступают за компромиссный вариант. Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева, пояснила, что российское регулирование банковской отрасли требует проведения идентификации клиента (вне зависимости от его правового статуса) — для предупреждения мошенничества.

— Поэтому при открытии банк<

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
3
июня
2015
Учредители агентства