Ежедневный мониторинг законодательства

1 июня 2015

Для ввоза косметики и парфюмерии не понадобится согласие правообладателя

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила на согласование первому вице-премьеру Игорю Шувалову список товаров, для которых предлагается разрешить параллельный импорт – без разрешения правообладателя. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники двух компаний, которых затронут нововведения, источник, знакомый с предложениями ФАС, и подтвердил советник ФАС Анатолий Семенов. По их словам, в список вошли косметика и парфюмерия, безалкогольные напитки (кроме пива) и средства гигиены (например, подгузники) помимо обсуждавшихся ранее автозапчастей, медицинских изделий и фармацевтической продукции.

Письмо ФАС получено, говорит представитель секретариата Шувалова. Какова позиция первого вице-премьера по данному вопросу, он не сказал. «Список будет уточняться, мы продолжаем диалог с участниками внешнеэкономической деятельности», – обещает Семенов.

Сейчас брендированный товар в Россию может ввезти только сам владелец бренда или уполномоченный им поставщик, импорт без его разрешения (параллельный) считается нарушением исключительных прав на товарный знак. Поручение вывести часть товаров из-под этих ограничений в апреле дал премьер-министр России Дмитрий Медведев. До 16 июля ФАС и Минэкономразвития проведут консультации о параллельном импорте с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). ЕЭК может принять решение о параллельном импорте некоторых товаров к 2016 г., сообщал министр экономики и финансовой политики ЕЭК Тимур Сулейменов.

ФАС давно отстаивает легализацию параллельного импорта. Это позволило бы снизить цены минимум на 20%, а то и вдвое, говорил в апреле этого года замруководителя службы Андрей Кашеваров. По подсчетам ЕЭК, цена импортных брендовых автозапчастей могла бы снизиться на 60–80%, парфюмерии – на 20–60%, автокресел – на 50%.

Новые предложения ФАС оказались неприятным сюрпризом, констатирует исполнительный директор содружества «Русбренд» (в него входят P&G, Colgate-Palmolive, PepsiCo, Coca-Cola, Henkel, Mars, Unilever и др.) Алексей Поповичев: «Если обсуждения по фармацевтической продукции и запчастям с бизнесом проводились, то в случае с косметикой, парфюмерией, средствами гигиены, напитками такого не было». «Это будет большой, серьезный удар, хлынет товар, не предназначенный для рынка России», – опасается топ-менеджер крупного производителя косметической продукции, локализовавшего производство в России. Зарубежные компании инвестировали в российское производство, чтобы снизить себестоимость продукции, и рассчитывали на прозрачный рынок с ясным спросом и что никто не будет приходить «параллельно», рассуждает он. «Более того, международные концерны экспортируют косметическую продукцию из России в ЕС и другие страны. В этом смысл глобальных логистических цепей, и сейчас невозможно оценить, как разрешение параллельного импорта скажется на них», – добавляет собеседник «Ведомостей».

Звучали аргументы, что параллельный импорт надо легализовать прежде всего в тех отраслях, где недостаточно развито внутреннее российское производство, напоминает Поповичев. «Но ведь продукты гигиены, косметика и напитки производятся в большом количестве именно в России, – недоумевает он. – Это нанесет прямой удар по многим компаниям, локализовавшим производство в стране. Кроме того, не ясно, как это будет сочетаться с политикой импортозамещения».

Отсутствие параллельного импорта приводит к повышенным бюджетным затратам, парирует Семенов: «Практически все импортные позиции на госзакупках приобретаются у так называемого единственного поставщика <...> что не позволяет добиться существенного снижения цены на торгах».

Если разрешить параллельный ввоз товаров лишь из стран с развитой регуляторной системой (например, ЕС), то цена может только подняться, так как европейские цены не ниже внутрироссийских, спорит сотрудник крупной фармацевтической компании. Разрешение параллельного импорта для косметики и парфюмерии не приведет к снижению цен, считает член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. А для безалкогольных напитков легализация параллельного импорта может пройти достаточно безболезненно. По оценке президента Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрия Петрова, только 5% рынка приходится на импорт – в основном это спортивные или тонизирующие напитки.

Представитель Unilever в России отказался от комментариев, представители L’Oreal, Chanel, Louis Vuitton, Procter & Gamble, Oriflame, Avon не ответили на запросы «Ведомостей» в пятницу и в течение выходных.

 

Росту экономики мешает занятость

Рост инвестиций, инновации и технологическое переоснащение предприятий необязательно ведут к повышению производительности труда во всей экономике: в зависимости от того, куда переходят работники, высвобождаемые в результате модернизации, производительность может как расти, так и снижаться. Межотраслевой уровень производительности труда в России различается в 70 раз (между добывающим сектором и сельским хозяйством, без их учета – вдвое меньше). Но помимо этого есть еще большой и низкопроизводительный неформальный сектор.

Межотраслевой переток работников за 2005–2012 гг. обеспечил России примерно пятую часть роста производительности, пишут в докладе Илья Воскобойников и Владимир Гимпельсон из Высшей школы экономики (ВШЭ). Около 20% этого вклада «съедает» переход работников в неформальную занятость (формальным сектором считаются предприятия-юрлица).

«Традиционно рост производительности труда связывают с инвестициями, поэтому в низком росте видят их недостаток, однако это лишь часть картины», – говорит Воскобойников. В 2005–2012 гг. производительность труда в рыночном секторе экономики росла в среднем на 4% в год, из которых 3,5 п. п. действительно связано с внутриотраслевыми источниками роста (инвестициями, переоснащением), а 0,6 п. п. – с перераспределением труда между отраслями. И на 0,1 п. п. производительность сокращалась за счет перетока работников в неформальный сегмент, подсчитал Воскобойников. Максимален негативный эффект в обрабатывающей промышленности: переход работников в неформальный сектор сокращает ее вклад в агрегированную (по всей экономике) производительность, обусловленную модернизацией производств, более чем на четверть.

Разрыв в производительности труда между формальным и неформальным сегментами российской экономики – 5,4 раза, подсчитал Воскобойников: если бы все неформально занятые стали трудиться с той же продуктивностью, что и в формальном сегменте, то уровень российской производительности возрос бы в 1,55 раза. Расчет гипотетический, указывает он. Загнать всех в формальный сегмент невозможно, потому что часть людей просто никогда себя в нем не найдет.

«Репрессии» против неформального сектора вряд ли подействуют, предостерегают эксперты ВШЭ: решение проблемы стоит искать в том, что мешает экономической активности «на свету» – в роли государства в экономике. Неформальность растет из-за того, что спрос на труд подавляется самим государством путем избыточного и непредсказуемого регулирования.

Институты в экономике должны помогать отбраковывать неэффективные фирмы, но не мешать входить новым игрокам в эффективные секторы, говорит Гимпельсон: «В развитых странах межотраслевая вариация в производительности, как правило, относительно невелика. Если какой-то вид деятельности резко уходит вперед по производительности и в итоге приносит больше прибыли, то туда пойдут и дополнительные игроки, и инвестиции до тех пор, пока из-за конкуренции ситуация не выровняется, т. е. не сократится рента». В России проблема не столько в самой неформальности, сколько в усилении неоднородности экономики, которая прирастает не лидерами роста, а аутсайдерами. В итоге чем длиннее «хвост», тем меньше рост, заключает Гимпельсон: избыточной зарегулированностью государство усиливает эту неоднородность, препятствуя конкуренции, созданию новых рабочих мест и вытесняя экономическую активность в менее продуктивный и технологически примитивный неформальный сектор. Войти новому игроку в добывающий сектор практически невозможно, а открыть ларек на рынке пока относительно легко, сравнивает он.

В числе указов президента от 2012 г. было повышение производительности труда в 1,5 раза к 2018 г., ее рост министр экономического развития Алексей Улюкаев назвал «практически безальтернативным источником экономического роста и повышения национальной конкурентоспособности». За шесть лет к 2018 г. производительность, как следует из прогноза Минэкономразвития, вырастет только на 9,7%. Ранее министерство уже признавало невыполнимость президентского указа, предлагая сконцентрироваться на росте производительности в промышленности путем «принуждения к модернизации». В 2014 г. рост производительности труда замедлился с 1,4 до 0,5% при продолжении спада инвестиций и сокращения рабочих мест – на 500 000 в секторе крупных и средних предприятий, или на 1,3%, за январь – февраль 2015 г. – еще на 1,1%. По словам вице-премьера Ольги Голодец, с начала 2015 г. теневая занятость выросла на 5% из-за кризиса, а в 2014 г. сокращалась. Этот сектор, где занято около 20 млн человек, правительство рассматривает в том числе как огромный резерв бюджетных доходов: если бы удалось его обелить, то не было бы и дефицита Пенсионного фонда, говорил министр труда Максим Топилин, предлагавший заставить работников влиять на своих работодателей, например ограничить выдачу кредита людям, за которых работодатели не платят страховые взносы. Надежда на такое обеление – миф, призвала не обольщаться директор по социальным исследованиям ВШЭ Лилия Овчарова: причина неформальной занятости – в отсутствии институциональных условий, которые позволяли бы генерировать новые рабочие места.

Компании-меценаты смогут сэкономить на налогах

В Госдуму внесены поправки, позволяющие компаниям вычитать из налогооблагаемой прибыли пожертвования в пользу государственных и муниципальных учреждений (музеи, библиотеки, театральные площадки, музыкальные коллективы), рассказал министр культуры Владимир Мединский. Изменения вносятся в закон «О меценатстве», в Налоговый и Бюджетный кодексы, уточнил он (цитаты по «Интерфаксу»). Вычесть из налоговой базы можно будет до 1% выручки, сказал «Ведомостям» замминистра культуры Григорий Ивлиев.

Обнаружить законопроект в базе данных Госдумы не удалось. Документ будет внесен в Госдуму на днях от имени членов Совета Федерации и депутатов, рассчитывает председатель комитета Совета Федерации по культуре Зинаида Драгункина, сейчас он обсуждается в правительстве. Минфин поддержал проект, говорит Драгункина и подтверждает чиновник Минфина. Представитель министерства не ответил на запрос «Ведомостей».

Еще в апреле Минфин негативно отзывался о подобной льготе в одном из своих писем: одаривание – это прежде всего бескорыстная помощь, и нет цели получить экономическую выгоду. Если же разрешить меценатам экономить на налогах, то заниматься благотворительностью они будут за счет государства, писало министерство.

Сейчас компании могут тратить на благотворительность только чистую прибыль после уплаты налогов, рассказывает Ольга Цохорова из «Щекин и партнеры». Регионы могут лишь снизить ставку налога на прибыль, поступающего в их бюджет, с 18 до 13,5%, в том числе и для меценатов, добавляет она.

Активно благотворительностью занимаются госкомпании и госбанки. К таким расходам госсектора у акционеров периодически возникали вопросы. Например, в 2008 г. миноритарий «Транснефти» Алексей Навальный требовал раскрыть информацию, на что именно тратились средства, направленные компанией на благотворительность. Это похоже на прикрытие хищений, считал Навальный: в 2007 г. «Транснефть» потратила на благотворительность 7 млрд руб., а на ремонт и содержание нефтепроводов – лишь 5 млрд. Арбитражный суд Москвы отклонил иски Навального. Основной акционер – государство – во все детали благотворительной деятельности посвящен, уверял представитель монополии.

Поправки могут создать лазейку для ухода от налогов, считают юристы. То, что льгота будет действовать только для пожертвований госорганизациям, не станет барьером для злоупотреблений, уверен партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. До вступления в силу Налогового кодекса в 2002 г. компании могли вычитать из налоговой базы некоторые виды благотворительных взносов (до 3–10% налогооблагаемой прибыли) и эта льгота приобрела печальную славу, вспоминает партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов: средства выводились в непрозрачные структуры, которые были аффилированы с жертвователями и никакой благотворительностью не занимались. По сути, это было обналичивание и Минфин боролся за упразднение льготы, продолжает Щекин. С другой стороны, за последние годы ФНС серьезно усилила борьбу со схемами, внедрены новые механизмы контроля, например за НДС, признают юристы. Минюст и другие госорганы за последние годы взяли некоммерческие организации под столь жесткий контроль, что было бы странным не давать льгот со ссылкой на нехватку инструментов контроля, отмечает Батанов.

Льготы могут стать серьезным стимулом для развития меценатства, в большинстве развитых стран они есть, говорит Батанов. Например, в США, Канаде, Франции, Германии, Испании, Польше, Голландии, Австрии, перечисляет советник DS Law Денис Зайцев, как правило, разрешается уменьшить налогооблагаемый доход на определенный процент от прибыли или выручки.

Исходя из рэнкинга 59 крупнейших благотворителей, который составляют Фонд доноров совместно с «Ведомостями» и PwC (сумма имеет в рэнкинге наименьший вес, главное – концепция программ), на благотворительность ими было направлено в 2013 г. около 11 млрд руб. – большинство компаний тратили примерно 0,2% выручки, максимум 1%. По данным банка Coutts, в 2013 г. пожертвования компаний в России составили только 38% от всех пожертвований – $381,8 млн. Всего на благотворительность в России направляется не более $1 млрд в год, оценивает исполнительный секретарь «Форума доноров» Наталья Каминарская, отдельной статистики по пожертвованиям бюджетным учреждениям нет, но они в привилегированном положении. Они получают наиболее крупные пожертвования, подтверждает директор фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» Мария Черток.

Самое привлекательное направление – образование, так как оно связано с развитием бизнеса, говорит Каминарская, на втором месте – программы социальной помощи детям. Больше всего тратится на образование, здравоохранение и культуру, отмечает Черток.

В кризис часть компаний снизили расходы на пожертвования, ссылается Черток на данные опросов, но в целом по стране сумма осталась на докризисном уровне. Бюджеты действительно не сокращены, ситуация лучше, чем во время кризиса 2008 г., подтверждает Черток. У некоторых компаний бюджеты на благотворительность сокращаются, но эти траты становятся более разумными и эффективными, знает директор PwC в России Елена Дубовицкая.

Минимальную зарплату хотят повышать 5 лет

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) может вырасти в следующем году до 7189 рублей, или на 20,7 процента.

Довести его до уровня прожиточного минимума (ПМ) планируется к 2020 году. Этот вопрос обсуждался на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Темпы поэтапного повышения "минималки" в течение пяти лет предусмотрены в законопроекте минтруда.

В последние годы соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом снижается. Если в следующем году МРОТ повысят, как запланировали, то соотношение всего лишь вернется к прошлогоднему показателю. Но уже с 2017 года, по законопроекту, минимальная зарплата будет устанавливаться в соотношении с величиной регионального прожиточного минимума.

В 2017 году МРОТ будет равен 65 процентам от прожиточного минимума за первый квартал 2016 года, в 2018 году - 75 процентам ПМ за первый квартал 2017 года, в 2019 году - 85 процентам "минимума" первого квартала 2018 года. С 2020 года МРОТ должен соответствовать 100 процентам прожиточного минимума. Поскольку заплату на уровне МРОТ получают многие бюджетники, то на ее увеличение в 2016 году бюджет потратит более 22 миллиардов рублей. А в 2020 году - 196,1 миллиарда.

Впрочем, повышение МРОТ и его доведение до прожиточного минимума обсуждаются на РТК не первый год, но кардинально вопрос не решается.

В пятницу обсуждали еще несколько законопроектов. Например, о том, что работодатель, принявший на работу мигрантов с патентами, должен их уволить в течение двух месяцев. Это в том случае, если региональные власти посчитали, что слишком много гастарбайтеров трудится на территории, а среди местного населения растет безработица, и потому нужно ограничить число иностранных работников.

Однако сторона работодателей просила увеличить этот срок до трех месяцев, поскольку работников, хоть российских, хоть иностранных, только уведомить о предстоящем сокращении нужно не менее чем за два месяца. Минтруд, разработавший документ, согласился с их доводами.

Депутатами Госдумы предлагается не платить "больничные" людям, не прошедшим диспансеризацию. Этот законопроект обсуждали на заседании Российской трехсторонней комиссии.

И якобы он уже согласован со всеми профильными ведомствами. "Как можно выставлять такие требования? - возмутился глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. - Тем более, "больничные" выплачиваются из Фонда соцстраха, а диспансеризация оплачивается из Фонда обязательного медстрахования. Одно с другим не связано".

Глава минтруда Максим Топилин заявил, что его ведомство ничего такого не предлагало, депутатские инициативы не поддерживало.

"Такая инициатива, насколько мне известно, исходит от минздрава", - сказал он. Однако присутствующий на заседании замглавы минздрава Сергей Краевой полностью опроверг эту информацию. "Мы к этой инициативе официально не имеем никакого отношения", - заверил он.

Центробанк взял под защиту кошельки фермеров

С 1 июня пайщики кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов будут более надежно защищены от превратностей судьбы. Эти организации перейдут под контроль Банка России. Мегарегулятор будет следить за тем, как они выполняют требования, прописанные в государственном реестре кредитных кооперативов.

Проверки будут плановыми (не чаще одного раза в два года) и внеплановыми (если поступят жалобы и тревожные сигналы о деятельности кооператива). Обнаружив нарушения, ЦБ может выдать предписание. Если кооператив его проигнорирует, регулятор может запретить привлечение займов.

А если нарушения не будут устранены, да еще в течение одного года такое случится не один раз, то дело будет передано в суд. И уже в этой инстанции Банк России может обратиться с заявлением о ликвидации такого кооператива. Все это должно укрепить надежность кооперативов, обезопасить их клиентов от неприятностей, уверены эксперты.

Кредитная кооперация очень значимое явление, так как она предоставляет средства малому бизнесу на селе, которые не всегда могут дотянуться до кредитов в коммерческих банков. Об этом "РГ" рассказала заместитель исполнительного директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Башмачникова. И добавила, что на кредитную кооперацию приходится около трети кредитования малого бизнеса на селе. "На 1 января 2015 года зарегистрировано 1688 кредитных сельхозпотребкооперативов. Однако работающих в целом чуть более половины", - поделилась она данными статистики.

"Взятие Центробанком кооперативов под свой контроль, думаю, уменьшит число кооперативов, ведь требования к их работе очень серьезные", - считает эксперт.

Однако Ольга Башмачникова подчеркнула, что на каком-то этапе Центральный банк будет готов делегировать свои полномочия по контролю специально созданной в будущем саморегулируемой организации. Тем более что без кооперативов на селе было бы очень сложно заниматься бизнесом, уверена эксперт.

"Банкам кредитовать село зачастую просто невыгодно. А учитывая то, что в кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив входят знающие друг друга люди, им легче поручаться за нового члена по обязательствам", - резюмировала Ольга Башмачникова.

Сети могут получить полгода отсрочки для новых правил торговли

Ритейлеры могут получить полгода отсрочки на вступление в силу резонансных поправок в закон "О торговле", разработанных группой депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой и недавно одобренных Госдумой в первом чтении. Как стало известно "Ъ", Минпромторг предлагает установить 180 дней переходного периода. С учетом того что поправки, скорее всего, будут приняты лишь осенью, ритейлеры получат не только минимум девять месяцев, чтобы приспособиться к новым требованиям закона, но и возможность взимать бонусы с поставщиков в привычных объемах.

На вступление в силу поправок в закон "О торговле", разработанных группой депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой, может быть установлен переходный период. Такое предложение выдвинул директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Денис Пак в пятницу на заседании рабочей группы по обсуждению поправок в Госдуме, рассказали "Ъ" три участника встречи. По их словам, переходный период составит 180 дней с момента публикации поправок в "Российской газете". В целом же, говорят участники встречи, министерство поддержало законопроект.

Законопроект с поправками, снижающими общий размер бонусов для ритейлеров до 3% (сейчас только премия за объем закупки составляет 10%), а также серьезно сокращающими сроки оплаты поставленных в сети товаров, был принят Госдумой в первом чтении 19 мая. До 19 июня комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству будет собирать предложения по доработке законопроекта ко второму чтению. Но источник "Ъ" в Госдуме сомневается, что законопроект будет принят весной. "Нет политической воли правительства принимать законопроект Яровой максимально оперативно",— объясняет собеседник "Ъ". В частности, законопроект депутатов и сенаторов был раскритикован ФАС.

Омбудсмен по торговле и председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко уверен, что переходный период в случае принятия обсуждаемых изменений необходим: "Перестройка существующей договорной системы требует много сил и времени, но при большом желании уложиться в 180 дней реально". Также необходимо законодательно закрепить саморегулирование отрасли и институт третейского суда, ведь в законе невозможно учесть все нюансы, добавляет омбудсмен.

"Полгода — оптимальный срок, за который поставщики и ритейлеры смогут оптимизировать работу в новых условиях и в рамках институтов саморегулирования согласовать все детали, в том числе прописать порядок проведения промомероприятий через предоставление скидки",— соглашается директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. По его мнению, целесообразно вносить изменения в работу уже после принятия законопроекта в третьем чтении. Представитель сети Metro Cash & Carry Оксана Токарева признает, что 180 дней — очень гуманный срок: "Если принятый закон будет кардинально менять существующую систему или немного ее корректировать, предложенного переходного периода должно хватить". Госпожа Токарева напоминает, что в 2010 году, когда был принят закон "О торговле", участникам рынка также давали 180 дней для выстраивания работы по новым правилам. Для обновления договорной системы хватило бы и 90 дней, возражает один из крупных поставщиков, принимавших участие в пятничном обсуждении поправок в Госдуме.

Минпромторг сосредоточится на позитивных поправках, дополняющих депутатский законопроект, а именно на поправках про мобильную и нестационарную торговлю, что будет полностью соответствовать новой Стратегии развития торговли, принятой министерством в декабре 2014 года, говорит статс-секретарь замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Важно, чтобы весь комплекс поправок был принят одновременно, тогда законодатель и отрегулирует крупный сегмент (взаимоотношения сетей и производителей), и облегчит ведение малого торгового бизнеса, добавляет он. "Комплексный подход к законопроекту поддерживается основными союзами производителей и бизнес-ассоциаций, после согласований с министерствами и ФАС мы представим эти поправки депутатскому корпусу",— говорит господин Евтухов.

 

Малый бизнес не надеется накопить на старость

Основной причиной перехода в серый сектор российские малые предприниматели назвали недостаток собственных средств, следует из доклада информационного центра "Российский пенсионер". Исследование проведено в апреле 2015 года, в нем участвовали самозанятые россияне из 14 регионов. Средний возраст опрашиваемых — 33 года, в фокус-группах участвовали предприниматели из крупных и средних городов и сельские жители. Еще одним аргументом против уплаты страховых взносов в ПФР они назвали неясность принципов расчета будущих пенсий и неуверенность в сохранности пенсионных накоплений.

Тема пенсий актуальна для большинства опрошенных, но не все они исследовали ее детально. Самой распространенной пенсионной стратегией для них является продолжение трудовой деятельности. Частые варианты ответа — расчет на помощь детей и близких, накопления и доходы от сдачи или продажи недвижимости. Немногие заявили, что готовы для обеспечения своего дохода в старости использовать более сложные финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, и еще меньшее число респондентов сообщило о доверии негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

"Желание продолжать работать после выхода на пенсию декларирует подавляющее число молодых людей, но они переоценивают возможности собственного здоровья. После наступления реального срока выхода на пенсию не бросают работу только около половины",— констатирует Татьяна Малева, глава Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По ее словам, в результате "неуплата страховых взносов самозанятыми продолжает оставаться проблемой пенсионной системы — солидарные элементы в ней остаются доминирующими".

Большая часть малых предпринимателей признает, что размер будущих пенсий окажется недостаточным для сохранения текущего уровня их потребления — но рост страховых взносов, по их мнению, станет серьезным барьером для малого бизнеса. Идея повышения отчислений для них приемлема только в увязке с размером оборота предприятия. "Малым предпринимателям с нерегулярными доходами действительно трудно уплачивать страховые взносы в полном объеме. По данным "Опоры России", сейчас в стране таковых насчитывается около 18 млн",— отмечает вице-президент объединения Наталия Ушакова.

Минтруд просят не ужесточать пенсионную отчетность

Введение обязанности компаний сдавать отчеты в Пенсионный фонд России (ПФР) раз в месяц, а не раз в квартал, как сейчас, приведет к серьезным негативным последствия для экономической стабильности предприятий. На это указала общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» в письме, направленном министру труда и социальной защиты Максиму Топилину. Бизнес опасается обострения процессов закрытия предприятий и ухода их в тень.

Утроение с 1 января 2017 года периодичности отправки бизнесом отчетов в ПФР предусмотрено законопроектом, подготовленным Минтрудом. Документ опубликован на regulation.gov.ru в начале марта 2015 года и в первоначальном виде предусматривал ежемесячную отчетность уже к 1 января 2016 года, к началу мая дату скорректировали на год. Сейчас работодатели обязаны раз в квартал представлять в ПФР сведения об уплаченных за своих сотрудников страховых взносах на формирование их будущей пенсии; ПФР администрирует взносы не только в свою казну (22% от фонда оплаты труда), но и в Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%; Фонд соцстрахования сам контролирует полагающиеся ему 2,9%). В Минтруде объясняли свой проект необходимостью «повышения качества контроля за начислением и уплатой страховых взносов за граждан» и оперативного учета пенсионных прав граждан на их лицевых счетах.

В «Опоре России» считают, что введение ежемесячной отчетности может, напротив, ухудшить качество отчетности в ПФР. Ведь при расчетах зарплаты, говорится в письме Топилину, не все факторы можно учесть сразу (отпуска, больничные, пособия и пр.), в связи с этим возникнет необходимость в корректировке уже переданных сведений. При ежемесячной отчетности будут неизбежны постоянные корректировки, что приведет к сложностям документооборота. Увеличение в три раза количества отчетов кратно увеличит соответствующую нагрузку как на самих работодателей, так и на ПФР. Это потребует как с одной, так и с другой стороны расширения штата, более мощных серверов, дополнительных помещений и т.п. Возникшие в связи с этим финансовые издержки, отмечает «Опора России», в условиях кризиса и сокращения прибыли могут сделать свой вклад в закрытие предприятий.

Для многих компаний, указано в письме, обновление срока отчетности может стать фактором ухода их в тень. Микропредприятия, индивидуальные предприниматели и самозанятые будут вынуждены минимизировать количество легально оформленных работников. В то же время те, кто будет добросовестно исполнять новые требования, потеряют в конкурентоспособности из-за потерь денег, времени, а также из-за штрафов. Ведь в связи с возросшей нагрузкой на предприятия со стороны контролирующих органов будет возникать больше спорных ситуаций, которые надо будет разрешать в суде, что также увеличит затраты компаний и ПФР. Кроме того, «Опора России» напомнила в письме о поручении президента, которое было дано в мае 2012 года и касалось необходимости упрощения бухгалтерской отчетности.

Как указал гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов, любой практикующий бухгалтер скажет, что сдать отчетность в ПФР очень сложно. Сами формы отчетности, по его словам, крайне неудобны и трудоемки в заполнении.

— В настоящее время и ПФР, и работодатели справляются с учетом взносов практически на пределе своих возможностей, — говорит Гладких-Родионов. — На этом фоне увеличение объема отчетности втрое может полностью парализовать работу отделений ПФР на местах. Сейчас, в достаточно тяжелое для предпринимателей время, целесообразнее, наоборот, упростить отчетность, тем самым позволив им сэкономить и кадровые ресурсы, и время. А меры, провоцирующие малый бизнес к уходу в тень или вообще к закрытию, вряд ли соответствуют решению задачи экономического роста страны.

Руководитель юридического департамента «Национальная юридическая служба» Юлия Галуева напомнила, что обычно для повышения собираемости налогов и иных обязательных платежей власти ищут способы максимально упростить ту или иную отчетную процедуру.

В Минтруде «Известиям» сообщили, что разработка этого законопроекта ведется с учетом предложений по оптимизации приема и сдачи отчетности по страховым взносам, которые поступали от госорганов и бизнес-сообщества. Ведомство обещает облегчить процесс бухгалтерам.

— Введение ежемесячной отчетности предлагается с 1 января 2017 года, что позволит ПФР провести работу по совершенствованию программно-технического комплекса. В рамках этой работы для уменьшения негативных последствий от введения ежемесячной отчетности, в частности, планируется разработать технологию приема единой ежемесячной формы отчетности по страховым взносам через электронный сервис «Кабинет плательщика». Также прорабатываются и другие предложения, которые направлены на снижение нагрузки на бизнес при подготовке и представлении отчетности в Пенсионный фонд РФ, — заявили в министерстве.

В ПФР подтвердили, что работают над упрощением форматов и механизма отчетности.

— Перед ПФР поставлена задача перевода страхователей на ежемесячную отчетность, поэтому мы ведем работу по упрощению формы отчетности и совершенствованию электронного взаимодействия со страхователями, — указали в ПФР.

В России могут создать единый сводный документ неналоговых и страховых платежей

Российский союз промышленников и предпринимателей предложил создать в единый сводный документ с перечнем неналоговых и страховых платежей.

«На данный момент Минфин отвечает за налоговые платежи, Минэкономразвития за неналоговые и страховые платежи, часть неналоговых платежей находится в ведении Центробанка, часть в ведении Минтруда и Минздрава. У нас пока нет единого документа, в котором бы все эти платежи были бы зафиксированы. Мы выступаем с инициативой о создании этого единого документа», – передаёт «ТАСС» слова Александра Шохина, президента РСПП.

Помимо этого, представители отечественного бизнеса выступили с предложением скорректировать или отменить более 50 неналоговых платежей на время кризиса.

По словам И. Шохина, неналоговые платежи на сегодняшний день занимают первое место в обсуждениях РСПП с правительством России: «Это произошло после того, как президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию отметил, что налоговые условия не будут меняться до 2018 года. После этого мы увидели повышение по суммарному фискальному бремени через неналоговые платежи. Мы провели инвентаризацию этих платежей. Составили список из более чем 50 неналоговых платежей, которые необходимо заморозить на период кризиса, либо отменить, либо скорректировать при внесении поправок в те или иные законы. Пока ответа на наше предложение от правительства РФ мы не получили».

Все решения по неналоговым платежам в Госдуме РФ должны рассматриваться в режиме налоговых платежей, отметил президент РСПП, добавив, что чётких сроков принятия решения по неналоговым платежам пока нет.

Ранее стало известно, что правительство готовит предложение по принятию моратория на введе

1
июня
2015
Учредители агентства