Ежедневный мониторинг законодательства

12 мая 2015

Размер ущерба по экономическим преступлениям будет увеличен

До 15 июня правительство должно подготовить и представить президенту РФ предложения по увеличению порогового размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере экономики.

В судах ежегодно рассматривается более 40 тысяч уголовных дел по экономическим преступлениям, из которых в среднем 90% заканчиваются уголовным наказанием. При этом каждый пятый осужденный предприниматель приговаривается к лишению свободы, что в большинстве случаев является причиной банкротства или потери бизнеса.

Как рассказали "РГБ" в минэкономразвития, ведомству было дано поручение подготовить и представить предложения по увеличению порогового размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере экономики. Срок исполнения - 15 июня 2015 года. При этом особое внимание чиновники обратили на тот факт, что повышение порогового значения никак не связано со статьей 76.1 УК РФ.

В судах ежегодно рассматривается более 40 тысяч уголовных дел по экономическим преступлениям, из которых в среднем 90% заканчиваются уголовным наказанием

Ранее минэкономразвития предложило снизить меру ответственности для преступников-бизнесменов и подготовило законопроект, который расширяет сферу действия статьи 76.1 УК РФ, освобождающей нарушивших закон предпринимателей от уголовной ответственности. Сейчас ее можно избежать, если преступление совершено впервые, возмещен нанесенный ущерб и в федеральный бюджет перечислена его пятикратная сумма.

Сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров заметил "РГБ", что пороговые значения для экономических преступлений имеют очень важную роль. Исходя из заданной планки, те или иные преступления оцениваются как тяжкие или особо тяжкие, определяется нанесенный ущерб - крупный или особо крупный. Несколько лет назад пороговые значения были изменены для большинства статей 22-й главы УК, где сосредоточены все экономические преступления.

- За несколько лет, по оценкам экспертов, практически в два раза увеличились налоговые поступления от компаний, инфляция выросла опять же в два раза, - обратил внимание Назаров. - Поэтому изменения пороговых ущербов в сторону увеличения по нашим предложениям в два раза, это как раз приведение в соответствие ситуации, которая была несколько лет назад. В противном случае получается, что крупный ущерб - 1,5 млн рублей, особо крупный - 6 млн - суммы, сегодня, по сути обесценились. Мы предлагаем привести их в соответствие, увеличив в два раза пороговое значение, с которого начинается уголовное преследование и оценивается тяжесть преступления.

Первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал обратил внимание "РГБ", что в свое время был принят закон, по которому для тех, чья вина была доказана в коррупционных преступлениях, были установлены кратные штрафы, которые реально исчислялись десятками и сотнями миллионов рублей.

- Это выглядело очень красиво, однако на практике мера не работает, - рассказал Павел Сигал, - все дело в том, что сумма штрафа становится практически неподъемной для оплаты. На мой взгляд, такая мера при всей своей внешней эффективности практического смысла имеет мало. Идея законодателей "виноват - заплати рублем" - правильная. Однако давайте вспомним, что в статьях за предпринимательскую деятельность, которые были приняты во времена президентства Дмитрия Медведева, было специально оговорено, что до вынесения приговора суда предприниматели не должны арестовываться, а к ним должны быть применены другие меры пресечения. Так, эти меры на практике практически не работают. То есть по всем этим делам правоохранительные органы изо всех сил пытаются доказать, что предприниматель совсем не предприниматель. И самое поразительно, что в подавляющем большинстве случаев суды с этим соглашаются. Таких случаев не десятки, а сотни. Любой предприниматель, попавший под уголовное преследование, как правило, лишается бизнеса. Сама идея перевода наказания в экономическую плоскость здравая и может быть полезна, если будет найдено правильное соотношение.

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил "РГБ", что институт омбудсмена неоднократно поднимал вопрос повышения порогового ущерба, необходимого для возбуждения уголовных дел. В том числе эта инициатива является частью разработанного Институтом Уполномоченного шестого пакета гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере.

- Это простая фиксация изменившейся экономической обстановки. За последний год с учетом ослабления рубля и инфляции существенно увеличились оборотные средства компаний в абсолютном исчислении. Последний раз "размер ущерба" менялся в 2009 году. С того времени оборот российских компаний вырос на 87,8%, налоговые выплаты выросли на 90,5%. Поэтому предлагаем увеличить пороговый ущерб в два раза. Надеемся, что правительство повысит его примерно на такое значение, - заключил Титов.

Российские компании пожаловались на неплатежи

Половина российских компаний считает главными последствиями экономического кризиса - неплатежи со стороны контрагентов. 21,5 процента предпринимателей столкнулись с этой проблемой. Таковы результаты опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Чуть меньше половины, 42,6 процента организаций, ощутили в апреле и недостаток оборотных средств. Этот показатель вырос по сравнению с мартом - на 7,9 процента.

Третье по "популярности" последствие кризиса - снижение спроса на товары и услуги - из-за этого сейчас страдают практически каждая третья компания, хотя еще месяц назад цифра была ниже также на 7,9 процента.

Что касается кадров, то предприниматели признались: каждый четвертый сокращал персонал за последний месяц, каждый пятый - сократил рабочее время. При этом большинство, 60 процентов, продолжали прием на работу новых сотрудников.

Какие возможности могут появиться у компаний в результате кризиса? Отвечая на этот вопрос, 30 процентов отметили, что никакие, и столько же возложили надежду на импортозамещение.

Штраф за неуплату налогов привяжут к ставке ЦБ

Налогоплательщики в последние полгода постоянно задерживают налоговые платежи, так как им выгоднее подавать их позднее из-за меняющегося курса рубля и темпов роста инфляции. Чтобы пресечь такую практику, необходимо привязать штрафы за неуплату налогов к ключевой ставке ЦБ, которая сегодня составляет 12,5 процента.

С инициативой выступил единоросс Ильдар Гильмутдинов, внеся 8 мая на рассмотрение Госдумы законопроект с таким предложением. Суть в том, чтобы ставку пени приравняли к 1/300 от ставки Банка России.

"В последнее время, в связи с ростом ключевой ставки ЦБ, значительно повысилась стоимость кредитных ресурсов, - поясняет парламентарий, - это привело к тому, что налогоплательщикам стало дешевле несвоевременно уплачивать налоговые платежи в бюджеты всех уровней, чем привлекать кредитные ресурсы. Об этом свидетельствует рост задолженности по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему РФ".

Только с октября 2014-го по март 2015-го этот показатель вырос на 18 миллиардов рублей, в том числе на 4,5 миллиарда выросла урегулированная задолженность. Правда, не все правила будут такими жесткими: если суд найдет хотя бы одно смягчающее обстоятельство, размер штрафа уменьшится, но не более чем двое.

Центробанк начал повышать ключевую ставку в феврале 2014 года - тогда она составляла 5,5 процента. К концу года в связи с антироссийскими санкциями, ответными мерами РФ и разгоном инфляции в стране регулятор принял решение о резком повышении показателя сразу на 6,5 процента - до 17-ти. По итогам последних заседаний он решил смягчиться перед затухающими инфляционными рисками и опустил ее в три этапа - до 12,5 процента.

Незарегистрированных безработных лишат полиса ОМС

Работников, не оформивших трудовой договор, получающих зарплату в конвертах и, соответственно, не отчисляющих страховые взносы на медицину, депутаты Госдумы хотят лишить полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) — соответствующий законопроект внесен в Госдуму депутатом от «Единой России». В Минздраве “Ъ” заявили, что при возможном рассмотрении этой инициативы будут исходить из верховенства ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в госучреждениях.

Инициатива исключить из системы ОМС граждан, не работающих по трудовому договору и не зарегистрированных на бирже труда, принадлежит депутату фракции «Единая Россия» Ильдару Гильмутдинову. Свою инициативу депутат оформил в виде поправок к закону об ОМС — документ внесен в электронную базу документов Госдумы.

Частный медицинский бизнес готов работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), если пациент сможет официально доплачивать за медпомощь. Такие предложения Ассоциация частных клиник Москвы и ЦФО подготовила в феврале к ближайшему заседанию Госсовета по малому и среднему бизнесу. По мнению авторов идеи, это увеличит конкуренцию и качество услуг в отрасли

Сегодня за работников в систему ОМС платит работодатель в виде страховых взносов в размере 5,1% фонда оплаты труда. За неработающее население платят региональные бюджеты исходя из установленных правительством тарифов (8,2 тыс. руб. за человека в год). По законодательству к неработающим гражданам отнесены дети, пенсионеры, студенты, безработные, зарегистрированные в службе занятости, а также граждане, занятые уходом за детьми до трех лет, инвалидами и пожилыми людьми.

Также к этой категории граждан причислены не работающие по трудовому договору граждане и не зарегистрированные в органах занятости, за исключением военнослужащих. Исключение их из системы медицинского страхования сбалансирует бюджеты субъектов, которые несут «повышенную нагрузку», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Из-за того что Минздрав вовремя не принял необходимые нормативно-правовые акты, медучреждения могут недосчитаться финансирования и снизить объемы предоставляемой ими бесплатной медицинской помощи, сообщила Счетная палата (СП) в марте. Ограничение финансирования, по мнению аудиторов, может привести к дальнейшему росту платных медицинских услуг

Кроме того, по мнению депутата, принятие законопроекта не только сократит финансовую нагрузку регионов, но и заставит граждан активнее искать работу. Комментирую свою инициативу агентству «Интерфакс-АФИ» Ильдар Гильмутдинов заявил, что граждане, которых лишат полиса ОМС, будут сами платить за свою медицинскую страховку. «Сейчас модно стало нигде не работать и получать от государства поддержку. Государство уплачивает сумасшедшие деньги за ОМС, все ложится на плечи регионов»,— заявил депутат. Раннее о проблеме теневой занятости, когда люди не приходят на рынок труда, не становятся безработными, но «где-то работают и уходят в теневой сектор», заявляла вице-премьер Ольга Голодец, оценивая рост неполной занятости на 5% по сравнению с прошлым годом, а объем рынка теневой занятости — в 22 млн человек.

В Минздраве “Ъ” заявили, что «в случае поступления данной инициативы в министерство она будет внимательно изучена в соответствии с установленным регламентом». «Вместе с тем при ее рассмотрении мы будем исходить из верховенства ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»,— пояснил “Ъ” пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай.

Утверждены правила согласования заключения контрактов с единственным поставщиком

Минюст России 30 апреля 2015 г. зарегистрировал приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189, который утвердил два важных документа - Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяет правила согласования применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением (далее - заявитель) с ФАС России (далее - контрольный орган). Перечислено, какие документы прилагаются к обращению о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона.

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком определяет правила согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением (далее - заявитель) с ФАС России, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее - контрольный орган).

Например, для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), то есть при принятии заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком в случае признания определения поставщика закрытым способом несостоявшимся) заявитель направляет письменное обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в ФАС России.

Для получения согласования в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием и других) заявитель направляет обращение в следующие госорганы:

1) в целях обеспечения федеральных нужд - в ФАС России;

2) в целях обеспечения нужд субъекта РФ - в орган исполнительной власти субъекта, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;

3) в целях обеспечения муниципальных нужд - в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Документ заменит два действовавших ранее приказа Минэкономразвития. Приказ вступает в силу 17 мая 2015 г. 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
12
мая
2015
Учредители агентства