Ежедневный мониторинг законодательства

7 мая 2015

<Информация> Роспотребнадзора от 05.05.2015 "О вступающих в силу 1 июня 2015 года изменениях в Гражданский кодекс Российской Федерации"

Роспотребнадзор информирует о вступающих в силу с 1 июня 2015 года изменениях в правовое регулирование обязательственных правоотношений

С указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации".

Сообщается, в частности, что статья 307 ГК РФ (в редакции Закона N 42-ФЗ), определяющая понятие (правовой смысл) обязательства, дополнена новым пунктом 3, согласно которому при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

При этом новая статья 307.1 содержит диспозицию, закрепляющую в отношении договорных обязательств приоритет правил об отдельных видах договоров, содержащихся в ГК РФ и иных законах (а при отсутствии таковых - приоритет общих положений о договоре подраздела 2 раздела III ГК РФ), над общими положениями об обязательствах (подраздел 1 раздела III ГК РФ) (в настоящее время практически аналогичное правило, но только в части соотношения между собой норм ГК РФ, сформулировано в пункте 3 статьи 420 ГК РФ).

С 1 июня 2015 года меняется общее правило расчета процентов по статье 395 ГК РФ (подлежащее применению, если иной размер процентов не установлен законом или договором) - вместо ставки рефинансирования за соответствующую основу будут браться публикуемые Банком России и имевшие место в соответствующие периоды средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц.

Принципиальные изменения претерпела норма статьи 310 ГК РФ, согласно которой в настоящее время по общему правилу "односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом". Новая редакция этой статьи вариативность оснований возникновения таких случаев существенно расширяет, устанавливая, что "односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами".

Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах"

С 2016 года работодатели будут представлять в налоговые органы ежеквартальные расчеты по НДФЛ

Подписан закон, направленный на совершенствование налогового администрирования НДФЛ и повышение ответственности налоговых агентов.

Вводится дополнительная обязанность представлять расчеты сумм НДФЛ, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев (не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом), за год (не позднее 1 апреля следующего года).

Расчет представляется в электронном виде по ТКС. Исключение - численность ФЛ, получивших доходы в налоговом периоде, менее 25 человек.

В случае непредставления расчета в течение 10 дней по истечении установленного срока налоговый орган будет вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогового агента.

Кроме того, непредставление в установленный срок расчета будет являться основанием для привлечения налогового агента к ответственности (в том числе предусмотрено взыскание штрафа в размере 1000 рублей за каждый месяц просрочки).

Помимо этого внесены уточнения, касающиеся порядка определения даты фактического получения дохода физическим лицом для случаев приобретения ценных бумаг, зачета взаимных однородных требований, списания безнадежного долга.

Минтруда выступило против прекращения поддержки программ занятости

Минтруда не поддерживает идею Минэкономразвития о приостановлении субсидий российским регионам на поддержку занятости. Это чревато ухудшением социальной обстановки, со ссылкой на пресс-службу министерства сообщают РИА Новости.

Комментарии Минтруда последовали сразу после того, как глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил приостановить выделение бюджетных субсидий регионам. Он аргументировал это тем, что уровень общей безработицы в России в первом квартале текущего года незначительно превышает показатели прошлого года и существенно ниже, чем в кризисном 2008 году.  

Как поясняют в Минтруда, акцент в уже утвержденных региональных программах поддержки занятости сделан на переквалификацию или профессиональное обучение тех, кто находится под риском увольнения в связи со снижением спроса на продукцию их предприятий.  Кроме того в программах участвуют предприятия, имеющие планы повышения производительности труда, развития персонала, реализующие проекты по импортозамещению.

Антикризисный план Белого дома выполнен на треть

Из 60 пунктов принятого в январе антикризисного плана Белого дома полностью выполнены 23, следует из мониторинга Счетной палаты (СП). Основная часть перечня мероприятий находится в стадии реализации, к восьми пунктам плана их исполнители пока так и не приступили. К последней категории относится увеличение кредитования реального сектора экономики: Внешэкономбанк к 20 апреля так и не получил на эти цели 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Также, по оценкам СП, слишком медленно проходит докапитализация системно значимых банков.

Более 80% мероприятий антикризисного плана по состоянию на 24 апреля выполнены или находятся в высокой степени готовности, говорится в сегодняшнем сообщении Счетной палаты. Восемь (13%) пунктов не выполнены, еще по двум (3%) срок исполнения пока не наступил. Пока госаудиторы считают пункт выполненным, если приняты законодательные или нормативные правовые акты. Начиная со второго квартала СП будет контролировать уже доведение средств до получателей и их использование.

В федеральном бюджете на реализацию плана заложено 602,5 млрд руб., антикризисный фонд составляет 206,7 млрд руб., из которого к 24 апреля правительство распределило 190 млрд руб. (141,9 млрд руб.— на реализацию плана).

При этом, как отмечает Счетная палата, «недостаточными темпами» выполняется программа докапитализации системно значимых банков. Агентству по страхованию вкладов (АСВ) правительство выделило 1 трлн руб., утвержден перечень из 27 банков-получателей. При этом к 15 апреля АСВ получило согласия на приобретение субординированных обязательств лишь 12 банками на общую сумму 155,4 млрд руб., поясняет ведомство Татьяны Голиковой.

В числе невыполненных мероприятий Счетная палата отмечает задачу увеличения объемов кредитования реального сектора экономики Внешэкономбанком, которому должно быть предоставлено 300 млрд руб. из ФНБ. По состоянию на 20 апреля, подчеркивают госаудиторы, эти средства в ВЭБ не поступали. Кроме того, у Счетной палаты вызывают нарекания реализация мероприятий в авиапромышленности, а также приоритизация госпрограмм.

Утверждены правила формирования и ведения Единого реестра проверок

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 28 апреля 2015 г. подписал подготовленное Минэкономразвития РФ постановление № 415 «О Правилах формирования и ведения Единого реестра проверок».

Документ устанавливает правила формирования и ведения Единого реестра проверок, состав информации Единого реестра проверок, а также порядок обеспечения открытости сведений о результатах проведения контрольных мероприятий.

Директор Департамента государственного регулирования в экономике Алексей Херсонцев отметил, что документ разработан Минэкономразвития России в рамках реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направлен на установление открытости сведений о проводимых органами контроля (надзора) проверок хозяйствующих субъектов, что «позволит широкой общественности судить о правомерности действий или решений органов контроля и проверяемых лиц, а также эффективности контрольных мероприятий», передаёт пресс-служба Минэкономразвития.

Исходя из текста постановления в Едином реестре проверок должна содержаться информация о проверке и органе контроля, который её проводит, о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в отношении которого она проводится, о результатах, принятых мерах по результатам контрольного мероприятия, а также исполнении или обжаловании результатов проверок.

Напомним, что функции по обеспечению формирования и ведения единого реестра проверок возложены на Генеральную прокуратуру РФ. На сегодняшний день данным ведомством утверждён план-график выполнения работ по созданию Реестра.

Теперь с момента начала проведения проверки вся информация о ней будет отражаться в единой системе и будет доступна в форме открытых данных.

Постановление устанавливает порядок обеспечения доступа участников информационного обмена к информации, содержащейся в Едином реестре проверок, а также доступа к общедоступной информации, содержащейся в реестре для неограниченного круга лиц посредством её размещения оператором системы на специализированном сайте в Интернете в форме открытых данных.

А. Херсонцев подчеркнул, что изменения являются важным шагом на пути перехода к открытости органов государственной власти в отношении конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Установленные постановлением правила заработают с 1 июля 2015 г. – при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), с 1 июля 2016 г. – при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов РФ и регионального государственного контроля (надзора), с 1 января 2017 г. – при осуществлении муниципального контроля.

Минпромторг России подготовил поправки к закону о торговле

Ведомство подготовило поправки к закону о торговле, которые унифицируют на федеральном уровне подходы к регулированию и обеспечению гарантий в нестационарном ритейле.

Российские предприниматели, работающие в формате нестационарной розницы, из-за произвола региональных властей и рисков вынужденной смены места торговли находятся в положении «временщиков», констатирует Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Ведомство подготовило поправки к закону о торговле, которые унифицируют на федеральном уровне подходы к регулированию и обеспечению гарантий в нестационарном ритейле. В этой сфере точки размещения торговых объектов являются важнейшим фактором успешности бизнеса, а в регионах чиновники нередко насиженные места отбирают, вынуждая торговцев переезжать и начинать все «с нуля».

«Прекращение деятельности предпринимателя на месте, которое он занимал несколько лет, и выставление этого места на торги не без оснований расценивается как фактическое и несправедливое изъятие места, раскрученного многолетними усилиями предпринимателя, то есть как передел рынка», - отмечается Минпромторгом России в комментарии к поправкам. Если ритейлер хочет продолжать работать на своем месте, где он обеспечил себе трафик, сформировал клиентскую базу и наладил логистику, его права должны продляться автоматически и речи о выставлении этого места на торги идти не должно, полагают чиновники.

«Смена места торговли означает в большинстве случаев неизбежное резкое падение выручки и прибыли и прочие негативные проявления вплоть до закрытия. Именно по этой причине малый торговый бизнес вынужден жить «одним днем», так как он не может спланировать бизнес на долгий срок», - говорится в разъяснении Минпромторга России. В частности, поэтому операторы нестационарной розницы зачастую не заинтересованы ни в улучшении внешнего облика торговых объектов, ни в повышении качества предоставляемых услуг, отмечает ведомство. Ожидается, что поправки к закону о торговле вступят в силу в третьем квартале 2015 года.

Правительство РФ подписало распоряжение о создании организации «Российская система качества»

АНО «Роскачество» будет осуществлять комплекс функций, обеспечивающих работу Системы подтверждения качества российской продукции – системы добровольной сертификации, в рамках которой будет присваиваться российский знак качества.

Система разрабатывалась при активном участии ассоциаций российских производственных предприятий, союзов товаропроизводящих организаций, ведущих научных организаций и потребительских объединений с учетом анализа международного опыта внедрения аналогичных систем. На базе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации была создана специальная рабочая группа по запуску Российской системы качества под председательством заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Евтухова.

«Проект по созданию Роскачества следует по праву назвать национальным. Фактически в нашей новейшей истории мы впервые начали говорить о качестве как о национальной стратегии. Маркировка российских высококачественных товаров специальным знаком позволит потребителям разобраться в большом ассортименте продуктов и сделать осознанный выбор в пользу отечественных. В итоге, ориентируясь на качественные российские товары, мы поддерживаем наших добросовестных производителей и защищаем себя от покупки низкопробных товаров», – подчеркивает Виктор Евтухов.

Запуск Российской системы качества будет проходить поэтапно. Это связано с тем, что разработка требований по качеству и по локализации продукции проходит отдельно для каждой категории продукции.

Начнет свою работу Роскачество с проведения веерных исследований качества товаров, образцы которых будут закупаться в рознице по территории России, а затем направляться на испытания в независимые аккредитованные при Роскачестве лаборатории. До конца года запланировано провести 30 таких исследований. Среди первоочередных товарных категорий: продукция легкой промышленности, в том числе детские товары (трикотаж для новорожденных, детская обувь) и предметы домашнего уюта (подушки, одеяла, полотенца), а также ряд продуктов питания, таких как подсолнечное масло, майонез, соль, филе трески, тихоокеанский лосось и др.

В свете того, что важнейшими из ключевых принципов работы Роскачества являются прозрачность и открытость, результаты исследований по каждой товарной категории станут публичными – они будут размещены в открытом доступе на официальном сайте проекта.

Те товары, качество которых по итогам проведенных веерных исследований будет соответствовать высоким требованиям разработанной системы, смогут претендовать на получение права на маркировку российским знаком качества. Для этого производителям необходимо будет подтвердить российское происхождение данной продукции.

Процедура сертификации будет бесплатна для производителей благодаря тому, что Российская система качества представляет собой независимую государственную систему. Финансирование Роскачества будет осуществляться за счет федерального бюджета.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
7
мая
2015
Учредители агентства