Ежедневный мониторинг законодательства

28 апреля 2015

Конфликт без тяжбы: ФНС настроена на диалог с бизнес-сообществом

Регистрация компаний становится проще. При этом ФНС России заявляет о том, что от этого не страдает качество. О том, как совершенствуется процедура регистрации и что сделано для повышения достоверности вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений, рассказал заместитель начальника Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Константин Чекмышев.

- Каковы сейчас приоритетные направления развития системы государственной регистрации бизнеса?

- Главное предназначение этой государственной услуги -помогать развитию благоприятной деловой среды. Вход в бизнес должен быть простым, удобным и быстрым. А государственные реестры должны служить бизнесу и обществу, предоставляя актуальную и достоверную информацию.

- Как упрощаются процедуры регистрации?

- Основой для этого является дорожная карта правительства, которая использует в качестве показателя эффективности ликвидации излишних административных барьеров рейтинг Всемирного банка Doing Business. Усилия ФНС России, как координатора дорожной карты, стали основой для продвижения России в этом рейтинге в 2015 году. Улучшение позиций по индикатору "Регистрация предприятий" стало самым значительным. РФ поднялась сразу на 24 позиции, с 58-го на 34-е место, на 92,17% достигнув показателей лидеров рейтинга. Это наилучший результат из всех направлений, по которым оцениваются участники рейтинга. Самым главным стал учет составителями рейтинга двух проведенных в 2014 году законодательных реформ: отмена обязательности оплаты уставного капитала перед регистрацией и уведомления налогоплательщиком об открытии банковского счета.

На рейтинг следующего года должна положительно повлиять реализация уже принятых законов об отмене обязательности визита к нотариусу при создании бизнеса и об отмене обязательности печати для юридического лица. Также по этой карте сейчас рассматривается в Государственной Думе законопроект о возможности использования организациями типовых уставов, что также избавит начинающих предпринимателей от излишних хлопот. Еще одним направлением оптимизации процедур регистрации, предусмотренным дорожной картой, стало развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации.

- Зачем нужно досудебное урегулирование при регистрации, как оно может упростить жизнь предпринимателей?

- Досудебный механизм - инструмент решения конфликтов без судебных тяжб. Судебные процессы должны быть экстраординарным событием. Такой подход реализован принятием Федерального закона N 241-ФЗ, вступившего в силу с 22 августа 2014 года. Закон не только в целом урегулировал порядок подачи и рассмотрения жалоб на регистрационные решения налоговых органов, но и, используя положительный опыт по налоговым спорам, ввел обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации. Добиться справедливости в вышестоящем налоговом органе теперь можно всего за 15 дней, не тратясь на юридические услуги и судебные расходы, не неся репутационные риски, связанные с судебными разбирательствами.

Сейчас уже очевидно, что бизнес оценил предоставленную возможность. По результатам недавнего исследования Агентства стратегических инициатив, в 2,5 раза увеличилось число желающих использовать досудебный порядок урегулирования споров в сфере регистрации.

Упростить жизнь предпринимателя, снизить конфликты мы хотим и за счет повышения качества решений по регистрации. Формируется единая практика налоговых органов по регистрации, при этом ответы на сложные вопросы размещаются и в общем доступе при помощи сервисов "Часто задаваемые вопросы" и "Решения по жалобам", чтобы заявители могли заранее соизмерять свои действия с позициями Федеральной налоговой службы. На нашем сайте сейчас уже более 400 таких разъяснений по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В результате всего этого в прошлом году почти в два раза с 42 до 75% увеличилась доля споров, рассмотренных во внесудебном порядке. При этом количество отмененных судами решений об отказе в регистрации снизилось более чем в 1,6 раза.

- На этом упрощение регистрации заканчивается?

- Конечно, нет. Реализуются и другие направления по оптимизации регистрации. На сайте ФНС содержатся пошаговые инструкции по всем вопросам регистрации. Развивается онлайн-регистрация. В электронном виде подано уже более 200 тысяч пакетов документов. Запущен сервис, позволяющий формировать заявление о государственной регистрации юридического лица в интерактивном режиме через Интернет. Сервис обеспечивает возможность предварительной проверки заполненной формы заявления, что снижает не только трудозатраты заявителей и налоговых органов, но и конфликтность взаимоотношений.

В дальнейшем сервис будет оснащен функцией передачи в налоговые органы предварительной заявки на государственную регистрацию юридического лица без электронной подписи, что позволит в упрощенном приоритетном порядке подать сформированное при помощи сервиса заявление лично в инспекцию, не обращаясь больше ни в какие органы, и за один визит получить необходимые документы. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) эта возможность уже реализована для всей страны с конца 2012 года. За это время по таким заявкам было зарегистрировано свыше 60 тысяч новых ИП.

Также на сайте размещен сервис "Проверь себя и контрагента", с помощью которого любое заинтересованное лицо может получить сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в наиболее полном виде. Фактически, пользователь бесплатно и немедленно получает доступ ко всем сведениям государственных реестров, за исключением сведений ограниченного доступа.

- Зачем налоговые органы открывают эту информацию?

- Мы, конечно, открываем не всю информацию, но настроены на диалог с бизнес-сообществом. От открытия максимально возможного объема информации добросовестные бизнесмены только выигрывают. Например, есть сервисы, с помощью которых можно получить доступ к реестру дисквалифицированных лиц. Можно получить сведения о компаниях с фиктивными адресами, об адресах массовой регистрации, о тех предприятиях, которые не сдают отчетность или имеют налоговую задолженность. Предоставление неограниченному кругу участников гражданского оборота подобного доступа к информационным ресурсам ФНС позволит использовать сведения при ведении экономической деятельности в качестве инструмента снижения рисков.

Интерес пользователей к таким данным огромен. Группа сервисов "Проверь себя и контрагента" осталась в 2014 году, как и в предыдущие годы, самой популярной среди сервисов ФНС. Ими за год воспользовались 300 млн пользователей. Поэтому, с одной стороны, мы даем инструменты проявления налогоплательщиками должной осмотрительности при выборе контрагента, а с другой - противодействуем злоупотреблениям. Мошенникам открытость не нужна.

- Одним из приоритетов сейчас является достоверность информации реестров. Как ее обеспечить?

- Реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как прямо указано в законе, прежде всего - информационные ресурсы. Чем достоверней и прозрачней данные о субъектах предпринимательства, тем лучше и доверительней отношения в бизнес-сообществе. Невозможно представить комфортный деловой климат в ситуации, когда никто друг другу не доверяет. При этом основная зона риска - это юридические лица. Они являются правовой фикцией, с реальностью их связывают такие вещи, как физические лица, которые ими владеют и управляют, или адрес, по которому с ними можно связаться. Если же эти сведения ложны, юридическое лицо становится фантомом, который используется в противозаконной деятельности.

Концепция закона о регистрации 2001 года об исключительно заявительном характере регистрации, рассчитанная на добросовестность заявителей, не способствовала достоверности реестров. В 2013 году Гражданский кодекс ввел презумпцию достоверности сведений реестра и ответственность налоговых органов за включение в реестр недостоверных данных, но инструментов для проверки достоверности при этом не было. Поэтому актуальным для нас стало принятие 30 марта Федерального закона N 67-ФЗ, направленного на обеспечение достоверности сведений, представляемых при госрегистрации. Мы рассчитываем, что он поможет существенно продвинуться в деле повышения достоверности реестра юридических лиц, поскольку устраняет многие недостатки и пробелы законов, позволявшие злоупотреблять процедурами регистрации.

- Какие положения закона вы бы особо отметили?

- Особенность нового закона в его комплексном характере - вносятся как изменения в закон о государственной регистрации, так и в законодательство о нотариате, обществах с ограниченной ответственностью, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Закон урегулировал порядок проверки налоговыми органами достоверности сведений для выявления фальсификации на стадии до регистрации. Одновременно в общем тренде развития досудебных процедур оператору реестра - ФНС - предоставлено право самостоятельно вносить в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений, если основания для этого будут выявлены уже после регистрации. Внесены поправки, направленные на устранение пробелов по процедурам ликвидации юридических лиц. Они не позволят недобросовестным лицам исчезнуть в случае, если к ним предъявлены в суде претензии со стороны кредиторов, если проводятся контрольные мероприятия. Нельзя будет использовать ликвидацию и для уклонения от уплаты налогов.

Для предотвращения злоупотреблений введена также процедура предварительного уведомления о предстоящем изменении места нахождения компании. Кредиторы, граждане-потребители, контролирующие органы получат дополнительное время для предъявления претензий в том месте, где и заключались договора, где велась деятельность предприятия.

Чтобы окончательно поставить фальсификацию реестра вне закона, оптимизированы меры административной и уголовной ответственности. Подставным лицом будет считаться тот, кто заблуждался в собственных действиях, и тот, кто стал подставным директором осознанно, например, за вознаграждение. Усилена административная ответственность. За систематическое или умышленное представление ложных сведений для регистрации нарушители будут дисквалифицироваться на срок до 3 лет. В отношении тех, кто бросил компании с долгами, или причастен к деятельности фиктивных фирм, введен прямой запрет на регистрацию новых компаний на трехлетний срок. Это система самозащиты реестра, законный фильтр для злоупотребляющих лиц.

- Не пострадают ли от этого добросовестные лица?

- Нет. Они только выиграют, получив доступ к достоверной информации и дополнительную защиту от мошенников. Важно дать всем уверенность в реальности и легальности любой бизнес-структуры, и без достоверности данных о ней этого сделать не получится. Кстати, это полностью соответствует лучшим мировым тенденциям в сфере администрирования публичных реестров предприятий - реестр должен быть актуальным и достоверным, и его значение для построения легальной экономики и создания среды доверия трудно переоценить. Создание бизнеса при этом останется таким же простым, не увеличатся ни сроки, ни процедуры. Но при выявлении недостоверности сведений включится механизм устранения дефектов. Важно здесь и то, что законодательно прямо закреплен рискориентированный подход к проведению проверки достоверности. Тотального контроля не будет. Под пристальное внимание попадут только те, в отношении кого будут иметься признаки возможных злоупотреблений.

Ожидаемым эффектом от реализации закона является повышение достоверности ЕГРЮЛ. Помимо этого внесенные им изменения носят антирейдерский характер, направлены на устранение необоснованных конкурентных преимуществ недобросовестных лиц перед легальными бизнесменами. Налоговые органы получат инструменты для противодействия злоупотреблениям правом при госрегистрации бизнеса, в том числе деятельности фиктивных организаций через подставных лиц.

Бартерные сделки могут стать эффективным инструментом развития бизнеса

Если предприятия или индивидуальные предприниматели испытывают недостаток ликвидности для совершения торговых операций, хотят оптимизировать налоговую нагрузку или избавиться от неликвидного товара, им стоит воспользоваться безденежными расчетами.

Всегда и абсолютно в любой стране, когда в экономике государства наступают кризисные времена, на выручку предпринимательству приходит самая распространенная форма проведения расчетных операций, в которых не участвуют деньги, - это бартер. В наше время на практике под бартером понимают сделки, в результате которых стороны обмениваются товарами, работами, услугами или имущественными правами.

До начала 2000-х годов бартерные операции, несмотря на их сложность и дороговизну, сохранялись в нашей стране как масштабное и вызывающее беспокойство экономическое явление. Возвращение бартера в нынешний кризис становится хоть и не массовым, но уже заметным явлением. Регионы все чаще обращаются к этому виду сделок и начинают менять товары легкой промышленности, металлопрокат, стройматериалы и бытовые товары.

В нашем государстве бартер (или мена) - это, по сути, два договора купли-продажи, права и обязанности по которым сегодня регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Для обменивающихся сторон юридические последствия бартера точно такие же, как если бы стороны просто покупали и продавали друг другу товар за реальные денежные средства. Поэтому в такого рода обмене абсолютно на законных основаниях может участвовать сегодня все, что законом не ограничено к гражданскому обороту и не изъято из него.

При совершении бартерной сделки участникам необходимо заключить договор, в котором следует зафиксировать стоимость передаваемых друг другу товаров. По умолчанию товары признаются равноценными, но если вы укажете цену, то сможете получить конкретную денежную компенсацию или при нарушении сроков доставки или, если вы смогли обнаружить, что вам поставили по договору товар ненадлежащего качества.

По этим причинам детально и внимательно опишите в договоре наименование и количество передаваемого обеими сторонами по бартеру товара. Определите срок передачи товаров, укажите условия передачи и приемки товаров: на кого приходятся расходы по перевозке, кто обеспечивает погрузку и разгрузку, куда должен быть доставлен товар и т.д. Такая конкретность в деталях и тщательность лучше защитит ваши интересы, кроме этого, сделка пройдет быстрее и более организованно.

Сейчас при заключении бартерных контрактов сложность для компаний может заключаться в отражении этих сделок в бухгалтерском и налоговом учете. Чтобы это была реально безденежная сделка, товары, выступающие предметом обмена, должны быть равноценными, что не всегда возможно точно отобразить в бухгалтерском учете. В случае неравнозначного обмена у стороны, получившей товар большей стоимостью, возникнет некая прибыль и последующая обязанность по уплате налогов в бюджет нашей страны.

Однако в ежедневной бизнес-реальности налоговых рисков у таких сделок практически не возникает, так как большинство вопросов, как облагать налогами бартерные сделки, уже прояснены. Если стороны установили в договоре мены цену обмениваемого имущества, работ или услуг, которые предоставляются другой стороной вместо оплаты, то соответственно из этой цены исчисляются и налоги. Пока не установлено иное, товары, работы, услуги в нашей стране предполагаются равноценными (ст. 568, ст. 421, 424 ГК РФ). Соответственно, указание цены в договоре снимает споры при определении налоговой базы по налогу на прибыль и НДС.

Переход права собственности - итоговая точка бартерной сделки, которая может быть поставлена, например, в момент оплаты или приемки товара. В каждом конкретном случае этот момент в договоре определяется сторонами по-разному, исходя из условий и обстоятельств сделки. Например, можно установить, что право собственности на объект недвижимости перейдет к компании лишь после того, как будут выполнены все необходимые регистрационные процедуры. В отношении поставки какого-либо товара можно предусмотреть, что право собственности перейдет к покупателю после передачи товара представителю перевозчика.

Если специально в договоре не будет отдельным пунктом оговорен момент перехода прав, то вы получите право собственности на поставленный товар только после того, как исполните свои обязательства по встречной поставке (ст. 570 ГК РФ). Этот момент крайне неудобен в ситуации, когда обмен товарами не совпадает по времени и есть риск, что другая сторона по каким-то своим уважительным причинам "передумает" исполнять свои обязательства по договору. Именно поэтому в договоре стоит указать, что право собственности на товар переходит к вам в момент его получения независимо от исполнения обязательств по передаче товара другой стороной.

Если у нас к бартеру обращаются больше по необходимости, то бартерные сделки в Европе и США являются очень эффективным инструментом развития бизнеса. Опираясь на исторический опыт других стран, мы можем утверждать, что для экономики страны полезны любые сделки, в какой бы форме они ни совершались, в этом смысле для государства нет и не должно быть каких-либо серьезных предпочтений по формам сделок. Для экономики полезно абсолютно все, что работает.

Исторически в нашей стране увеличение бартерных сделок обычно оценивается как свидетельство слабой экономики. Однако если посмотреть рационально, то мы увидим, что количество бартерных сделок возрастает тогда, когда бизнесу в Москве, Риме или в Чикаго просто не хватает денег. В таких условиях многие предприниматели вынуждены применять более сложные решения, которые помогают существовать их бизнесу.. Оценивая бартер как экономическое явление следует учитывать, что предпринимательская деятельность в любой стране направлена на извлечение прибыли в денежном выражении, а вовсе не на получение товара в обмен на товар, что и является целью бартера. Однако увеличение прибыли в денежном выражении не является целью экономики самостоятельного государства. Цель любой экономики сводится к удовлетворению конкретных потребностей людей.

Школы и детсады освободят от налога

Госдума приняла в третьем чтении закон о нулевой ставке по налогу на прибыль для услуг присмотра и ухода за детьми. Льгота коснется детсадов, дошкольных групп и групп продленного дня в школах.

В школьных и дошкольных учреждениях может быть установлена родительская плата за присмотр и уход за детьми. Полученные средства считаются доходом учреждения и облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 20%. Причем сегодня уход и присмотр за детьми - это один из немногих видов деятельности школ и детсадов, который облагается налогом. Основная образовательная деятельность от налогов освобождена. "При условии, что учреждение имеет соответствующую лицензию на ведение образовательной деятельности", - уточняет Александр Житнич, управляющий партнер компании "Алариус Консалтинг".

Принятым Госдумой законом доход от деятельности по уходу и присмотру за детьми освобождается от налога, для того чтобы образовательные учреждения могли использовать полученные средства в полном объеме для собственных нужд. "Изменения в Налоговый кодекс носят антикризисный характер, позволят направить сэкономленные дошкольным учреждением средства на модернизацию и развитие, на увеличение заработной платы сотрудников, а также могут позволить снизить стоимость пребывания ребенка в детском саду", - отмечает вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

Правительство усовершенствует контрольно-надзорную систему России

Президент Владимир Путин поручил правительству усовершенствовать контрольно-надзорную систему России. В профессиональном сообществе уже обсуждают два рамочных законопроекта, подготовленные Минэкономразвития и Высшей школой экономики.

- Какая задача сегодня стоит перед государством в вопросах совершенствования контроля и надзора экономических отношений?

- Задача, над которой сейчас работают эксперты на различных площадках, крайне непроста. И очевидно, что очередными наукообразными рассуждениями ее не решить. Прежде всего потому, что класс бюрократии всегда будет против. Ровно настолько, насколько принятые решения уменьшают его полномочия, повышают определенность регулирования и ответственность чиновников-регуляторов.

Реформа регулирования началась не сегодня, а в 2001 году, и ее первым шагом было принятие новой редакции Закона о лицензировании. К тому моменту посттоталитарная экономика, руководимая советской бюрократией, "родила" регулирование (лицензирование) более чем двух тысяч видов профессиональной и предпринимательской деятельности.

Тогда посредством принятия нового Закона о лицензировании был нанесен первый мощный "удар" по новой российской бюрократии, число лицензируемых видов деятельности сократилось с более чем 2000 до 180-200, а число "самозахваченных" функций различных министерств и ведомств волею президента и правительства было сокращено более чем на 5 тыс. Правда, тут же многие органы власти начали различными способами возвращать эти функции, меняя им названия. С внесением в 2003 году законопроекта "О саморегулируемых организациях" был нанесен второй "удар" по бюрократии. С помощью этого закона предприниматели и профессионалы получали возможность, объединившись, сформировать альтернативу государственным органам власти в части регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности - именно они должны были, становясь центрами ответственной профессиональной компетенции, постепенно заместить сложившееся государственное, бюрократическое регулирование.

Четыре года чиновники различных уровней всеми способами воевали против этого законопроекта, несмотря на указы президента и его ежегодные послания. Но в декабре 2007 года он все-таки был принят и подписан президентом. И как насмешка бюрократии - первое СРО по этому закону смогло зарегистрироваться лишь спустя более полгода. А принятое в извращенном виде техническое регулирование до сегодняшнего дня поражает технической безграмотностью и бесполезностью своих требований. Нынешнее поручение президента повысить эффективность контроля и надзора как третий этап административной реформы также, видимо, обречено на мощную подковерную борьбу бюрократии со всеми, кто решится посягнуть на ее главное завоевание в переходный период - полномочия. Полномочия устанавливать требования к субъектам и объектам, полномочия предоставлять им право (лицензию, аттестат, сертификат и т.п.), полномочия контролировать на предмет соответствия требованиям и полномочия наказывать за несоответствие. Собственно это и есть 4 фазы того, что в любой стране профессионалы называют регулированием. Как бы это регулирование ни называлось: лицензирование, сертификация, аттестация, аккредитация и т.д., никакой принципиальной разницы между этими терминами нет. Правда, каждый из этих терминов имеет в различных законах России по 5-7 разных определений и поэтому употреблять их в рассуждениях рекомендуется аккуратно.

- Каков масштаб проблемы избыточного контроля и надзора?

- В России сегодня существует 36 административных и правоохранительных органов госвласти, уполномоченных проверять и наказывать предпринимателей: налоговая служба, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росреестр и т.д. Компетенция каждого из них практически никогда (за исключением 2003-2004 гг.) не анализировалась по существу. А ведь именно подобный анализ ведомств и их функций более десяти лет назад позволил выявить и сократить 5000 функций, только противоречащих закону. А сколько сегодня "лишних" функций и ведомств?

Мы предлагаем создать документ под названием "Паспорт функций каждого ведомства" и сделать его открыто обсуждаемым документом. Как и процедуру внесения в него любых изменений. Такой документ позволит при помощи мнения общества существенно экономить государственный бюджет, сокращать возможности бюрократии по расширению полномочий своих ведомств. А главное, сокращать коррупционную и административную ренту бизнесу и повышать эффективность защиты интересов общества и государства.

- Предприниматель стремится, чтобы его меньше контролировали, а чиновник - наоборот. Где "золотая середина"?

- "Золотая середина" в балансе законных интересов производителя и потребителя. Вчитайтесь в любые законные и подзаконные требования к бизнесу. Вы обнаружите, что бюрократия от имени государства расширила требования к объектам и субъектам далеко за пределы публично-правовых отношений. Буквально "залезла" на территорию гражданско-правовых отношений, то есть туда, где свободные рыночные субъекты, производители и потребители имеют право свободно выбирать друг друга и свободно договариваться о цене и качестве продукта (товара, услуги). Во всех развитых странах установлена граница вмешательства государства в экономические отношения - национальная безопасность, здоровье и безопасность граждан. В РФ такая рамочная норма есть только в техрегулировании. Но как она работает, знают все, кто хоть что-то производит.

Полагаем, что при анализе компетенций абсолютно всех органов власти, уполномоченных регулировать, в том числе контролировать и надзирать, необходимо учесть, что пределы полномочий государства и его представителей именно национальная безопасность и здоровье и безопасность граждан. Разумеется, пока эти границы размыты. По мере развития гражданского общества, совершенствования его институтов, в непрерывном конструктивном диалоге их с государством эти границы будут уточняться и совершенствоваться.

Попробуем внимательно читать любые требования к объектам и субъектам в различных документах. Например, требования пожарной безопасности. Знаете ли вы, что они настолько неопределенны, что практически любое помещение в России не соответствует требованиям пожарной безопасности? Даже кабинет президента России. Представляете степень зависимости бизнеса от пожарного инспектора? А требования к управляющим компаниям многоквартирных домов, лицензирование которых введено в конце прошлого года... В соответствии с законом они должны раскрывать информацию и иметь аттестованного руководителя. И все!!! Ни одного профессионального требования нет. Кстати, по существу раскрытую информацию никто не проверяет, потому что то, что они должны раскрыть - прочесть и проверить невозможно!!! А аттестация руководителей происходит только на предмет знания законов и подзаконных актов. А значит, все УК теперь будут зависеть от субъективизма местных чиновников. Правда, президент пообещал, что это лицензирование вводится всего на два года. Но похоже, чиновники сказали ему неправду.

- А где же те требования, которые были бы мерилом профессиональной готовности и ответственности?

- В большинстве случаев они слишком расплывчаты, чтобы поместиться между необходимостью и достаточностью. Для совершенствования регулирования и, в частности, контроля и надзора, крайне важно совместно с профессиональным сообществом добиваться максимально возможной определенности требований к регулируемому субъекту или объекту, чтобы неопределенность вины и последующего наказания не создавала почву для "договора" с чиновником как основы коррупции. Тогда на выходе возможно резкое сокращение госрасходов (при введении СРО в банкротстве и в строительстве были ликвидированы три(!!!) госоргана с многими тысячами сотрудников); возможно резкое сокращение коррупционной и административной ренты, то есть издержек бизнеса и давления на него со стороны недобросовестных чиновников; возможно повышение эффективности государства в реализации важнейших задач - защиты общественных интересов. Правда, многим бюрократам это неинтересно.

Понятие "бизнес-МФО" может быть закреплено законодательно

Регулятор поддержит микрофинансовые организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса. Об этом на "круглом столе" "Микрофинансирование как эффективный инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: перспективы развития" в Общественной палате заявил начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута.

"У нас есть все основания полагать, что востребованность микрофинансирования бизнесом существенно возрастет в ближайшее время, - отметил он. - Наша задача как регулятора состоит в том, чтобы подготовиться самим и подготовить рынок к движению в этом направлении. В том числе создать определенные стимулы для микрофинансирования бизнеса". Как рассказал Мамута, система этих стимулов в ЦБ более или менее отработана, она обсуждалась с коллегами из минэкономразвития и минфина.

Речь идет в том числе об увеличении размера микрозайма. Сейчас законодательно он установлен на уровне 1 млн руб. Однако этот параметр был рассчитан в 2009 году - с тех пор, по словам Михаила Мамуты, "миллион перестал быть тем миллионом", его покупательская способность снизилась из-за инфляции. Новый уровень предполагается установить на уровне 3 млн руб. - эта цифра, как считают в ЦБ и в минфине, более адекватна и отвечает потребностям бизнеса. Регулятор подчеркивает, что речь идет только о микрозаймах для бизнеса - в потребительском микрокредитовании суммы в 1 млн руб. вполне достаточно.

Еще одна мера поддержки - разделение микрофинансирования на сегменты, потребительский и предпринимательский, для начала на понятийном уровне. По словам Михаила Мамуты, государство в рамках своих программ поддержки МСБ готово стимулировать МФО, которые кредитуют бизнес. Также, добавил он, важно, чтобы люди понимали, с каким видом микрофинансового института они имеют дело. "Хочу оговориться - это ни в коей мере не направлено на дискриминацию потребительского сегмента, - отметил чиновник. - Это вопрос адекватного понятийного восприятия, потому что предприниматель и потребитель - суть разные вещи. Рынок потребительского микрофинансирования успешно развивается, и я думаю, будет развиваться и дальше, поскольку на эти услуги есть спрос".

Чтобы обеспечить такое разделение, предполагается внести изменения в закон о развитии МСБ, в понятие инфраструктуры малого бизнеса, к которой относятся и МФО. Регулятор предлагает ввести понятие "бизнес-МФО" и прописать, каким критериям такая организация должна соответствовать. Например, такой может быть признана МФО, для которой кредитование МСБ - основной профиль бизнеса, занимающий большую долю портфеля. Речь не идет о том, что это обязательно должен быть монолайнер - компания может выдавать и другие виды займов, но 70-80% (точный размер еще будет обсуждаться) должно выдавать на предпринимательские цели.

Крайне важный вопрос для МФО - фондирование, не будет его, не будет и займов бизнесу. Во многом оно зависит от ресурсной базы банков, поэтому регулятор считает необходимым сформировать стандарты взаимодействия банков и МФО. По словам Михаила Мамуты, стандарты должны быть разработаны самим сообществом, возможно, при участии институтов развития.

"Мы готовы их посмотреть и высказать свое мнение", - добавил он. Кроме того, сейчас ЦБ совместно с МСП Банком отрабатывает пилотный проект по рефинансированию кредитов, предоставленных МСП Банком МФО на цели кредитования бизнеса.

Предприниматели все чаще формулируют свои цели как выживание и сохранение рабочих мест, поэтому меры господдержки должны приниматьяс в максимально сжатые сроки

"ЦБ нам, как институту развития, предоставляет льготное фондирование по ставке 6,5% годовых под залог портфеля кредитов, сформированных на нашем балансе, - рассказал заместитель председателя правления МСП Банка Максим Скочко. - В ходе пилотного проекта то же самое делается под портфель кредитов МФО, льготное фондирование предполагается распространить и на него". В дальнейшем такая система, по словам эксперта, должна работать с как можно большим числом коммерческих банков, т.к. МСП Банк охватывает далеко не весь рынок.

Есть и другие интересные продукты для МФО, занимающихся кредитованием бизнеса. Так, Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности предлагает заем МФО с дальнейшей переуступкой портфеля, который был сформирован на эти средства, на баланс фонда. Как рассказал его генеральный директор Андрей Марулев, это позволяет снизить норматив Н1 для МФО и привлекать дополнительное финансирование у других кредитных организаций, не создавая на своем балансе большой портфель микрозаймов. Второй продукт - компенсация потерь по микрозаймам. Фонд готов брать себе на баланс часть проблемного портфеля МФО (до 6%).

Сами предприниматели признаются, что доступность финансирования уменьшилась. Ужесточились требования к залогу и другому обеспечению по кредиту. "Поменялась структура спроса, на нуле инвестиционное кредитование, доминируют кредиты на пополнение оборотных средств на минимальные сроки", - рассказала генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелия Имаева. По ее словам, ставки в 20% и больше воспринимаются предпринимателями как заградительные, они не готовы брать деньги по такой цене. Самые востребованные продукты у малого бизнеса - банковский беззалоговый кредит, потребительский кредит (к которому предприниматели стали прибегать чаще, с 17% доля выросла до 30%). МФО стоят на 5-6-м месте как источник финансирования.

По словам Максима Скочко, с ноября прошлого года ставки по кредитам МСБ в среднем выросли на 9%, до 21%. Также он обратил внимание на ухудшение качества как кредитов сектору МСБ, так и портфелей МФО - в них уровень просрочки достигает 20-30%. Банки все меньше готовы кредитовать малый и микробизнес, прежде всего из-за возросших рисков. "Вектор интереса конкретных предпринимателей будет смещаться от банков в сторону МФО, - считает Скочко. - Во втором полугодии 2014 года объем поданных заявок на микрозаймы от МСБ вырос в среднем на 20%. В этом году ожидаем еще большего роста. Продукты МФО крайне востребованы и будут еще больше востребованы после того, как вступят в силу законодательные новшества, которые были обозначены президентом в ходе Госсовета. В частности, вывод из тени предпринимателей путем продажи патентов и определение самозанятости. Вряд ли эти люди пойдут за финансированием

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
28
апреля
2015
Учредители агентства