Ежедневный мониторинг законодательства

24 апреля 2015

Проект Федерального закона "О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Планируется связать периодичность плановых проверок с опасностью объекта

Периодичность проведения плановых мероприятий (в том числе плановых проверок) государственного и муниципального контроля и надзора предлагается поставить в зависимость от категории риска причинения вреда, присвоенной объекту государственного и муниципального контроля и надзора.

Всего таких категорий проект предусматривает шесть - от чрезвычайно высокого риска причинения вреда до низкого. По общему правилу объекты, которым присвоена категория низкого риска, освобождаются от проведения плановых мероприятий.

Планируется, что перечень таких категорий в соответствующих сферах деятельности установит Правительство РФ.

Периодичность проведения плановых мероприятий должна будет изменяться в зависимости от результатов предыдущих плановых мероприятий. По общему правилу, если не выявлено грубых нарушений, в следующем плановом периоде периодичность будет определяться на уровне категории более низкого риска причинения вреда. Однако если грубые нарушения выявлены, периодичность может быть установлена на уровне категории более высокого риска.

Дополнительные гарантии предусмотрены для субъектов малого предпринимательства. Если по результатам проведения плановых мероприятий не выявлено грубых нарушений, следующее плановое мероприятие может быть проведено не ранее чем через три года.

Отметим, что согласно действующему законодательству по общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Счетная палата: новая система госзакупок бюджету не помогла

В прошлом году, по данным аудиторов, бюджет сэкономил всего 5% средств, выделенных на госзаказ. Это даже меньше, чем в 2013 г. (7%). Цели, которые изначально ставились при введении новой системы, не достигнуты — сэкономленная сумма снизилась по всем уровням проведения закупок, говорится в отчете Счетной палаты.

Минэкономразвития с критикой не согласно. Ранее министерство опубликовало свой вариант отчета, из которого следовало, что бюджет сэкономил 15% средств. В 2013 г. (когда работал еще 94-ФЗ) цена в ходе торгов была снижена на 424 млрд руб. (7% от общей суммы заказа), а в 2014 г. — на 891 млрд (15%).

При этом оба ведомства использовали одинаковый метод расчета — разницу между начальной ценой контракта в извещении о закупке и ценой заключенного контракта. Об этом говорят представители Минэкономразвития и Счетной палаты.

Однако ведомства использовали разные источники информации. Счетная палата — данные с портала закупок (zakupki.gov.ru), говорится в ее отчете. А Минэкономразвития — информацию Федерального казначейства.

За прошлый год было заключено более 2,5 млн государственных и муниципальных контрактов на 5,3 трлн руб., пишет Счетная палата, количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд руб. выросло на 26% — 415 закупок на 1,7 трлн руб. (73% из них пришлось на федеральных заказчиков). Увеличение количества способов закупок тоже не оказало существенного влияния на структуру закупок — главный способ по-прежнему электронные аукционы (56%). Доля наиболее коррупциогенного вида закупок — у единственного поставщика — на федеральном уровне также остается высокой: 29,8%. С этими цифрами Минэкономразвития тоже не согласно и утверждает, что число закупок у единственного поставщика, наоборот, сократилась на 67%.

Сейчас законодательством предусмотрен широкий перечень случаев, когда контракт можно заключить с единственным поставщиком, оспорить такие закупки сложно, согласен со Счетной палатой консультант господрядчика. Ранее Минэкономразвития совместно с Минфином и Мин­промторгом предложило ввести новый механизм заключения долгосрочных госконтрактов: если предприниматель развивает производство российской продукции, государство будет выкупать его продукцию без торгов, как у единственного поставщика.

Когда отклоняются все заявки, кроме единственной, то контракт заключается по начальной цене, это исключает возможность сэкономить бюджетные средства, говорит гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро, именно сговор участников закупки приводит к низкой экономии средств или ее имитации. Сэкономить средства поможет и перевод всех конкурсов в электронный формат, что расширит доступ к закупкам и уменьшит число отклоненных заявок, рассуждает он.

По-прежнему не решена проблема необоснованных закупок, пишет Счетная палата. «Выявлен целый ряд автомобилей люкс-класса стоимостью от 3 млн до 6 млн руб., которые можно отнести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами», — сообщил аудитор Максим Рохмистров, не удалось и избавиться и от коррупционных рисков. Например, в Центре спортивной подготовки сборных команд России установлен факт аффилированности заместителя директора учреждения с организациями, с которыми заключались госконтракты. Нарушения законодательства центром аудиторы оценили в 4,4 млрд руб.: он отказывался закупать продукцию у малых предприятий, не проводил общественные обсуждения закупок на сумму свыше 1 млрд руб., заключал контракты на суммы, значительно превышающие начальную цену. Необходимо отменить коррупционные требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием, когда перечень оборудования заказчик определяет произвольно в каждом конкретном конкурсе под «своего» подрядчика, предупреждает Габестро. В целом по результатом проверок было выявлено 276 нарушений закона о госзакупках на сумму 39,6 млрд руб.

Минэкономразвития представило программу реформ

Минэкономразвития опубликовало проект обновленных Основных направлений деятельности правительства (ОНДП) до 2018 г. В начале года, когда правительство работало над антикризисными мерами, первый вице-премьер Игорь Шувалов объяснял: в антикризисном плане перечислены первоочередные антикризисные меры, а структурные реформы будут заложены в обновленных ОНДП.

В документе пять разделов: описание проблем и "целевое состояние", меры по поддержке бизнеса, развитие социальной сферы, региональное развитие и повышение качества госуправления.

Спрос на традиционные сырьевые товары снижается, геополитическая ситуация обострилась, указывает Минэкономразвития на общие вызовы. Они накладываются на внутренние проблемы: как объективные – трудоспособного населения будет все меньше, а это увеличит давление на системы социальной поддержки, так и рукотворные – нерешенные структурные проблемы экономики. Доля инвестиций в ВВП снижается, в то время как зависимость от нефтегазовых доходов растет, а качество бюджетных расходов ухудшается. Социальные расходы стали ограничителем экономического роста. Государство избыточно вмешивается в экономику, а эффективность этого вмешательства низкая. Пока в развитых странах формируется "новая технологическая база" экономического роста, Россия продолжает отставать, констатирует Минэкономразвития.

К 2018 г. вместе с долгосрочными структурными реформами надо принять тактические меры, чтобы обеспечить бизнесу возможности для "быстрого старта". Ключевых условий два – макроэкономическая стабильность и повышение эффективности госсектора. Один из ключевых вопросов – госрасходы. Будет пересмотрен подход к оптимизации бюджетных расходов, основанный на выделении "защищенных статей", говорится в документе. В планах – бюджетный маневр в пользу приоритетных производительных расходов: на человеческий капитал, инновации, улучшение инвестиционного климата, транспортную и инженерную инфраструктуру. При распределении бюджетных средств нужно опираться на их воздействие на "общественно значимые показатели". Расходы на госаппарат, оборону и безопасность следует оптимизировать.

Чтобы улучшить работу госорганов, предложено ограничить принятие новых законов и нормативных актов, которые вводят новые обязанности, запреты и ограничения. Правда, из документа следует, что таким ограничением станет лишь предварительная оценка эффективности новых мер и возможных затрат, которая в большинстве случаев производится и сейчас. Количество поручений также должно быть сокращено, а чтобы их выпустить, понадобится обосновать важность проблемы, возможный способ решения и оценить "бюджетные последствия".

Будет разработан комплекс мер, которые исключат "незаконную практику использования органов правопорядка в целях недобросовестной конкуренции и внеправового перераспределения собственности". Правоохранительная система станет "одним из ключевых гарантов защиты прав собственности и одинаковых правил игры для бизнеса", обещает документ. Правда, как именно это будет достигнуто, в ОНДП не уточняется.

Зато подробно описаны уже действующие программы поддержки предпринимателей, которые к 2018 г. должны достичь цели. К 2016 г. будет реализована "национальная предпринимательская инициатива": это дорожные карты улучшений бизнес-климата в соответствии с показателями рейтинга Doing Business. А также продолжится действие "национальной технологической инициативы": она предполагает создание и внедрение новых технологий в промышленности. ОНДП вновь гарантирует "мораторий на ухудшения", поддержку экспортеров и малых предприятий, развитие кадров и поддержку конкуренции.

Долгосрочные структурные реформы и тактические меры позволят активизировать "ранее не задействованные факторы роста", говорится в ОНДП. Тогда к 2018 г. малые и средние предприятия нарастят конкурентоспособный экспорт, и доля несырьевого экспорта вырастет с 30 до 45%. Сработает импортозамещение, и доля импорта в розничной торговле снизится с 44 до 38%, вместо этого должна вырасти доля инвестиционного импорта.

Темпы роста российской экономики должны как минимум сравняться с мировыми, причем рост должен быть основан на частных инвестициях. В нем вырастет вклад экспорта, а роль нынешнего основного драйвера – розничного потребления – должна снизиться. В социальной сфере предстоит отойти от "патерналистской модели".

ОНДП нужно обсудить с экспертами и обществом, заявил на этой неделе премьер Дмитрий Медведев: по итогам обсуждения правительство должно их утвердить.

В Госдуме рассмотрят обязательное введение профстандартов

24.04.2015 в Госдуме во втором чтении рассмотрят изменения в Трудовой кодекс и в закон "Об образовании". Речь идет об обязательном применении профессиональных стандартов работодателями.

В Минкомсвязи "Российской газете" сказали, что мнение об этом законопроекте в ведомстве не изменилось. В ведомстве в феврале отклонили профессиональные стандарты для работников медиаотрасли, которые ранее предложил Минтруд. Отрасль "вполне готова обойтись без стандартов - издатели и главные редакторы сами разберутся, кто им нужен", - сказал тогда замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. По его словам, значительная часть успешных журналистов не имела и не имеет профильного образования.

Ранее против введения профессиональных стандартов для медиаотрасли выступал и Союз журналистов России. В первом чтении законопроект о профстандартах был принят еще в 2014 году. На данный момент в тексте документа указано, что профессиональные стандарты должны быть обязательными для применения работодателями, если требования к квалификации работника установлены в Трудовом кодексе, федеральных законах и других нормативно-правовых актах.

В Госдуме при этом поясняли, что введение профессиональных стандартов не означает запрета работать не по профессии.

В РФ ужесточат наказание за мошенничество в сфере предпринимательства

Верховный суд России получил для отзыва законопроект, усиливающий наказание за мошенничество в сфере предпринимательства. При этом авторы инициативы предлагают внести существенную поправку, что "бизнес-мошенничеством" может считаться только обман государства или организаций.

Если пострадают обычные граждане, то виновники их несчастий должны идти по другой статье, например, обычное мошенничество. Вчера такие предложения прозвучали на научно-практической конференции в Верховном суде России "Проблемы применения судами законодательства об ответственности за мошенничество, присвоение и растрату".

Пожалуй, главный вопрос, который практики сегодня задают ученым: как отделить одно мошенничество от другого. Напомним, в 2012 году "мошенничество" было дифференцировано: в Уголовном кодексе появилось шесть новых статей от 159.1 до 159.6, более детально прописывавших отдельные виды мошенничества. Скажем, статья 159.1 наказывает за мошенничество в сфере кредитования. 159.2 - за мошенничество при получении выплат. И так далее. Авторы такого разделения объясняли, что обычная статья 159 "Мошенничества" получается резиновой, при желании под нее можно подвести все, что угодно. Поэтому обман надо детализировать.

"С развитием технологий появляются новые способы хищения. Это требует от государства адекватных мер воздействия и методов, - заявил вчера председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. - Введение новых составов мошенничества в УК направлено на ликвидацию ошибок и разграничение уголовных деяний от гражданско-правовых отношений".

При этом на практике, как отметил глава Верховного суда России, у судов возникли сложности при определении признаков основного и специальных составов мошенничества. Поэтому на помощь было призвано научное сообщество.

Одна из статей - 159.4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности" - стала предметом рассмотрения в Конституционном суде. По мнению заявителей, обратившихся в высшую судебную инстанцию, наказание за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности мягче, чем за обычное мошенничество, совершенное в особо крупном размере, и это нарушает принцип равенства.

Конституционный суд России согласился с тем, что разница в подходах "позволяет назначать разное наказание за сходные акты мошенничества", если речь идет о крупном размере. Он отметил и отсутствие в статье 159.4 "обстоятельств, которые, согласно общей статье, влекут повышенную ответственность (групповой характер преступления, использование служебного положения и т. д.)". Поэтому законодателю было дано шесть месяцев на исправление ситуации.

Представители юридической науки вчера назвали это решение беспрецедентным: впервые установлен жесткий срок, после которого статья Уголовного кодекса, если в нее не будут внесены изменения, потеряет юридическую силу.

В феврале МВД вынесло на общественное обсуждение законопроект, убирающий статью 159.4 из Уголовного кодекса.

Но есть и другие идеи. Например, ряд депутатов Госдумы предложили скорректировать эту статью с учетом предписаний Конституционного суда. Законопроект исключает физических лиц из числа тех, в отношении кого может быть совершено преступление. Жертвами "бизнес-мошенничества" могут стать индивидуальные предприниматели, организации или государство. Также повышаются и санкции.

Авторы поправок предлагают увеличить их с 3 до 6 лет за совершение преступления к крупном размере и с 5 до 7 лет - за совершение в особо крупном. "Это автоматически увеличит тяжесть статьи и уравняет ее с остальными специальными составами", - сообщил вчера депутат Госдумы Рафаэль Марданшин.

В Верховном суде вчера подтвердили, что сейчас готовится отзыв на документ. Эксперты согласились с тем, что обычному гражданину действительно должно быть все равно, кто его обманул: предприниматель или просто какой-то аферист. Если с человеком нехорошо поступили бизнесмены, то неправильно смягчать их вину специальной статьей.

Регионы получат право самостоятельно повышать тарифы на услуги ЖКХ

Губернаторы и законодательные власти регионов смогут самостоятельно, без вмешательства федерального центра повышать предельный тариф на услуги ЖКХ, в том числе поставку воды и водоотведение.

Об этом сообщил заместитель директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ Вячеслав Тарсунов на III Всероссийском съезде водоканалов, который проходит в Алуште.

Правительство дало поручение Федеральной службе по тарифам (ФСТ) и другим ведомствам подготовить изменения в нормативно-правовую базу, которые позволят вышей власти субъекта в случае необходимости принимать самостоятельное решение о превышении предельного тарифа. Этот документ выйдет в самое ближайшее время, сказал представитель правительства.

Сейчас действует такое правило: Федеральная служба по тарифам ежегодно устанавливает предельные уровни повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах. И регион должен вписаться в эти рамки.

Но если, например, предполагается серьезная модернизация сетей или инженерных сооружений, которая требует дополнительных средств, то взять их можно только с конечных потребителей. Возникает необходимость увеличивать плату.

Поэтому предлагается: поставщики ресурса должны обосновать перед региональными властями размер тарифа, и если последние сочтут эту аргументацию убедительной, то разрешат превысить установленную планку, не спрашивая разрешения у федерального центра. Но и за возможные социальные последствия такого решения будут полностью нести ответственность губернатор и законодатели региона.

Как изменитcя наша жизнь в мае

С первого мая сайты, которые с нарушением авторских прав распространяют не только кинофильмы, но и книги, музыку, программное обеспечение, будут блокировать. Исключением станут только фотографии, на которые "антипиратский" закон распространяться не будет.

Такую норму вводит Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 года. N 364-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

Но у владельцев сайтов будет возможность сохранить свой ресурс, так как все возникающие противоречия можно будет урегулировать в досудебном порядке.

Правообладатель сначала отправит запрос владельцу интернет-ресурса с требованием удалить контент, который нарушает авторские права. Если хозяин ресурса выполнит это требование, то инцидент будет считаться исчерпанным.

А если сайт неоднократно размещал контент с нарушением авторских прав, то по решению суда он может быть заблокирован без права восстановления.

Напомним, что до этого под антипиратский закон попадали только фильмы. Теперь же интеллектуальная собственность будет под защитой практически во всех сферах.

Первого мая вступает в силу приказ Минздрава, в котором четко расписан весь ход медицинских осмотров водителей и других специалистов. Их будут проводить до рейса и после.

Сначала врач проверит состояние слизистых и кожных покровов, измерит артериальное давление, исследует пульс. А потом начнет выявлять признаки опьянения либо алкогольного, либо наркотического, либо токсического. Проверит и наличие их остаточных явлений.

Медработник для пущей уверенности может даже инициировать  проведение лабораторных исследований, например, на наличие психоактивных веществ в моче. Все это делается для безопасности пассажиров и самих работников, которые трудятся на производствах, требующих концентрации внимания и хорошей реакции.

С девятого мая в России вводится государственное регулирование цен на медицинские изделия, которые имплантируют в организм человека. Об этом говорится Федеральном законе от 08.03.2015 N 33-ФЗ "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Правда, это касается только тех изделий, которые необходимы для реализации программы бесплатного оказания медицинской помощи.

Государство начнет устанавливать предельные отпускные цены производителей, а также размеры оптовых и розничных наценок. Государственный реестр таких цен будет вести Росздравнадзор.

С 25 мая Федеральная антимонопольная служба возьмет под контроль вопрос по ограничению громкости теле- и радиорекламы. Об этом говорится в Федеральном законе Российской Федерации от 4 ноября 2014 года. N 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе".

При трансляции рекламы ее громкость должна быть снижена  до уровня звука прерываемой телепрограммы, фильма или радиопередачи. И нам не придется вздрагивать при появлении рекламы в эфире. ФАС сумеет навести порядок.

После первого мая все управляющие компании, которые обслуживают многоквартирные жилые дома, смогут работать только по лицензии. Это предусматривает Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 года. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Для получения лицензии нужно было сдать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства. Но лицензия не вечна.

Как уже писала "РГ", если управляющая компания получит два административных взыскания по одному дому, ее лишат права управлять им. Но на других она сможет продолжить работу. А вот когда "запретных" домов набирается более 15 процентов, компанию вообще лишат лицензии, а ее директор уже не сможет возглавлять подобную компанию.

Кроме того, те компании, которые получили заветные лицензии, должны будут с первого мая разместить информацию о своей деятельности в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

На этом сайте любой желающий сможет проверить, как работает его управляющая компания. И пожаловаться, если она делает это плохо.

Как государство разрушает рынок СМИ

Независимые, пользующиеся доверием граждан СМИ – важный институт современного общества. Это ключевой механизм осуществления общественного контроля, способствующий увеличению прозрачности госвласти и борьбе с коррупцией. На словах власти это не оспаривают, призывая к такому контролю, и иногда реагируют на обнаруженные недостатки. На практике же политика властей препятствует становлению института независимых медиа. Причина негативного воздействия государства в его желании минимизировать критику в свой адрес. В ходе эскалации конфликта с Западом процесс подавления независимых и даже просто не до конца контролируемых государством СМИ ускорился. В ход идут не только законодательные и административные меры, но и давление на собственников и рекламодателей. За последний год отрасль медиа вышла в лидеры по ужесточению регулирования.

В 2014 г. вступили в силу или были приняты правила, приравнявшие блогеров по степени ответственности к СМИ и разрешившие Роскомнадзору блокировать доступ к сайтам, призывающим к беспорядкам. Основания прописаны размыто, судебная практика в пользу Роскомнадзора. В результате блокируются ресурсы, активно критикующие власти (grani.ru, ej.ru), страницы оппозиционеров. Многие СМИ получают от Роскомнадзора «желтые карточки» – предупреждения, повторное получение которых может привести к отзыву лицензии. Основания для предупреждений часто натянуты: РБК получил его за публикации фотографии с выпуском Charlie Hebdo. Такие сигналы нельзя недооценивать. Предупреждение Lenta.ru стало поводом для увольнения главреда Галины Тимченко и значительной части редакции, следом поменялась и редакционная политика издания. Планирующееся увеличение штрафов до 1 млн руб. за публикацию экстремистских материалов, четкого определения которых нет, усиливает возможности госорганов.

Принятые осенью 2014 г. ограничения доли иностранных инвесторов в российских СМИ ударят по прибыльным изданиям с жесткими стандартами работы и авторитетом в деловой среде, не связанным с государством или крупным российским бизнесом. Законодательно закрепленный запрет рекламы на неэфирных каналах, обходимый наличием эфирной лицензии в регионе, был попыткой перераспределить рекламные деньги от «чужих» к «своим». Хорошо, что решение было частично пересмотрено (наличие лицензии заменено на принцип преимущественно российского контента). Не всегда давление на СМИ пытаются обосновать законами. Томский телеканал ТВ2, критиковавший губернатора, прекратил вещание, оставшись только в интернете, поскольку монополист РТРС отказался распространять его сигнал, а Роскомнадзор – продлевать лицензию и на эфирное, и на кабельное вещание. Телеканал «Дождь» исключали из пакетов кабельных операторов, по сути, превращая в интернет-телеканал.

В этом году официальная поддержка СМИ из бюджета достигнет почти 130 млрд руб. Федеральная поддержка, при подготовке бюджета-2015 существенно сокращенная по сравнению с 2014 г., снова расширяется. Даже в условиях общего секвестра расходов на 10% правительство находит дополнительные средства на поддержку телеканала Russia Today (субсидии увеличены на 5,47 млрд руб., или примерно на треть) и агентства ТАСС (на 1,62 млрд руб., или на 160%). Региональные власти, несмотря на поручение президента оптимизировать расходы на информсопровождение губернаторов, увеличили бюджеты на региональные СМИ. По подсчетам ОНФ, в 2015 г. они потратят на это 36,2 млрд руб. против 33 млрд руб. в 2014 г. Реальные объемы поддержки могут быть значительно выше за счет дотаций от различных фондов и дружественных властям бизнес-структур. Падение объема рекламного рынка, по данным АКАР, в I квартале 2015 г. составило 20%. Если тренд сохранится, до конца декабря СМИ соберут около 270 млрд руб. Тогда госсубсидии достигнут почти половины рекламных доходов и почти вдвое превысят доходы от подписки, продаж тиража и доступа к контенту (около 70 млрд руб., данные PwC на 2013 г.).

Вливание государственных и квазигосударственных денег в медиарынок мешает здоровому развитию отрасли. Появляются сегменты, где ценообразование не зависит от реальной стоимости контакта с аудиторией, а определяется лишь тем, как сильно губернатор, мэр или корпорация поддержали соответствующее медиа. Никого не удивляют бизнес-планы, в которых дотации учитываются как прибыль медиакомпаний. Доля СМИ, получающих такие дотации, в некоторых регионах близка к 100%. Живя на полном обеспечении, эти организации могут предложить свою аудиторию «хоть за сколько», обесценивая контакты и подрывая независимый медиабизнес. Усиление экономической зависимости СМИ от государства и увеличение арсенала санкций к неугодным приводят к размыванию функций журналистики. Идет процесс ее милитаризации, когда перо приравнивают к штыку, а профессию журналиста смешивают с пропагандистской. Смысл изменений диагностировал министр обороны Сергей Шойгу: слово и информация «стали еще одним видом вооруженных сил».

Ради краткосрочного эффекта мобилизации общественного мнения власти разрушают основы института массовой информации. Этой кампанией воспользовались и многие главы регионов. ТВ2 всегда критиковала власть, это одна из старейших частных региональных телекомпаний в стране. Но именно в 2014 г. появилась возможность ее закрыть. Разумеется, абсолютное большинство СМИ, столкнувшихся с давлением, не призывали к сепаратизму или другим запрещенным действиям, они просто занимались журналистикой.

Выдавливая с рынка независимые СМИ, государство ставит журналистов перед выбором – идти в пропаганду, в публицистику или в активисты. В первом случае журналисты превращаются в ретрансляторов поступающей от спонсора СМИ информации, теряя навыки ее проверки и анализа. Региональные чиновники жалуются на ошибки при перепечатке их пресс-релизов и просят своих журналистов звонить, если что-то непонятно. Журналисты, не желающие работать по указке, публикуются в блогах, соцсетях, на небольших интернет-ресурсах. Но чрезмерное увлечение активизмом не идет на пользу профессии: такие журналисты не связаны редакционными стандартами проверки информации, не имеют доступа к информационным базам. Качественная журналистика, основанная на фактах и учете мнения всех сторон, страдает и от пропаганды, и от активизма.

Снижается качество коммуникаций: госденьги выделяются для максимального охвата и требуют количественных отчетов (тиражи, объем трафика, реже доля аудитории и совсем редко индекс цитирования). Спонсируемые государством медиапроекты раздувают производство копий (зачастую никому не нужных) и покупают трафик (включая мусорный). Стремление добиться долевых и цитатных побед направляет госинвестиции в область сенсационной и трэш-продукции. При этом многие СМИ не стесняются игнорировать важные для аудитории новости и даже не в силу прямых указаний «не пускать», а самоцензуры.

Политика выдавливания независимых СМИ деструктивна для гражданского общества и бизнеса, а в среднесрочной перспективе опасна и для руководства страны. Она чревата непониманием настроений граждан. Когда в Костромской области губернатор Игорь Слюняев поставил под контроль информацию на региональных телеканалах и в печатных СМИ, обсуждение проблем области перешло на интернет-форум «Костромских джедаев». Он был разгромлен (сервер изъят, возбуждено уголовное дело по факту оскорбления представителя власти). Результатом стало предпоследнее место области по голосованию за «Единую Россию» на парламентских выборах 2011 г. и третье с конца – на выборах президента в 2012 г.

Такая политика ведет к постоянному росту расходов на субсидирование СМИ при потере контроля за информационным полем. В результате изменений на рынке рекламы усиливаются интернет-СМИ, даже популярные блоги могут стать успешным медиабизнесом. В независимых СМИ развивается концепция платного доступа к контенту. Подавляя независимые редакции, государство не сможет контролировать редакции, базирующиеся не в России и работающие для российской аудитории.

Сейчас инвестиции в информационные СМИ – это инвестиции в токсичный актив из отрасли, теряющей доходы. Отсутствие профильных инвесторов, которые вкладывают в СМИ как в бизнес, – одна из самых серьезных проблем отрасли. При этом возможности для построения нормального бизнеса сохраняются.

Государству нужно пересмотреть политику, отказавшись от покупки «информационного сопровождения» в СМИ и перейдя к поддержке отрасли в целом. Самое необходимое – заморозить, а лучше отменить действие удушающих инвестиции и журналистику законов, принятых в последние годы, максимально упростить вход на рынок, в том числе ТВ, снять ограничения на рекламу как минимум на период кризиса и быстрого сжатия рекламного рынка. Эти меры не требуют расходов из бюджета.

Существующую финподдержку отрасли можно сократить, перейдя от субсидий отдельным компаниям к поддержке занятости. Можно сохранить дотации СМИ, работающим на неконкурентном рынке, например, телеканалу «Культура». Для остальных льготы должны быть одинаковыми. Например, для СМИ очень существенны расходы по фонду оплаты труда. Все СМИ в 2015 г. лишились льготы по страховым взносам и теперь платят 30% от ФОТа плюс 10% с зарплат выше предельной годовой базы. К отрасли можно применять правила, которые государство использует для поддержки других инвестиций.

Необходима ревизия всех государственных и квазигосударственных договоров об информсотрудничестве. Если тем или иным ведомствам очень нужно чем-то поделиться с аудиторией СМИ, правильно расставив акценты, есть официальный путь – реклама. Все остальные деньги должны идти на поддержку социальных и культурных проектов, важных для государства, конкурсы должны быть максимально открытыми. Уверен, цены на таких конкурсах могут падать в разы, а некоторые участники будут готовы провести работы бесплатно. Нужно как минимум попробовать.

Минэкономики выступило с частной инициативой

ГЧП в России развивается — число проектов выросло более чем впятеро, до 435 в 2014 году, отчиталось Минэкономики. В ведомстве констатируют, что основным препятствием для партнерства государства и бизнеса остаются бюрократические проволочки,— и предлагают механизм ускорения заключения концессионных соглашений в разы. Идея в том, чтобы позволить бизнесу самому предлагать государству объекты будущих концессий и заключать соглашения без конкурса при отсутствии конкурентов. Бизнес пока не очень верит в такие скорости и опасается, что при возникновении проблем государство откажется от уже заключенных концессий.

Минэкономики подвело итоги развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в РФ в 2014 году. Число соглашений ГЧП на разных стадиях реализации увеличилось более чем впятеро — с 78 в 2013 году до 435 в 2014 году. Большая часть соглашений реализуется в коммунальной (180), энергетической (149) и социальной (65) сферах. Объем инвестиций составит более 142 млрд руб. "Рынок концессионных соглашений существует, и их число растет, в условиях жестких бюджетных ограничений регионам необходимо закрывать инфраструктурную потребность",— заявил "Ъ" директор департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономики Игорь Коваль.

В министерстве надеются, что вступающие в действие с 1 мая поправки к закону "О концессионных соглашениях" (действует с 2005 года) успешно внедрят в российскую практику институт частной инициативы и увеличат число концессий. Суть механизма частной инициативы в том, что при наличии у инвестора заинтересованности инфраструктурный проект готовится не государством, а самим инвестором — а потенциальный концедент (уполномоченный орган) в течение 30 дней рассматривает предложение и принимает решение о его одобрении.

По сути

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
24
апреля
2015
Учредители агентства