Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Путин предложил распространить льготы для индивидуальных предпринимателей на малый бизнес

Президент Российской Федерации Владимир Путин во время «Прямой линии» выступил с инициативой распространения части льгот, которые сегодня получают индивидуальные предприниматели, и на предприятия малого бизнеса – юридических лиц.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, задавая вопрос главе государства, в свою очередь заметил, что мелким предпринимателям сегодня живется очень непросто. Для них многое делается, но в то же время принимаются решения, которые, возможно, нивелируют все сделанные шаги.

«Весь малый бизнес приносит в бюджет шестую часть дохода от всего «Газпрома», - привел пример Борис Титов, напомнив, что небольшие фирмы создают товары и услуги, которые необходимы людям во время кризиса, а значит, они выполняют социальную функцию. «Давайте снизим административную нагрузку, сделаем побольше самозанятых граждан в стране», - предложил он. В связи с чем глава государства и выступил с инициативой, которая даст поддержку малому бизнесу: часть льгот, которыми пользуются индивидуальные предприниматели, перенести на всю сферу малого бизнеса. 

Владимир Путин  также напомнил, что экономике в целом не хватает длинных и дешевых денег. Крупные предприятия вряд ли согласятся делить доходы, так как у них и финансовые отчисления выше, чем у мелких предпринимателей, подчеркнул президент. «Деньги берут из накоплений граждан, депозитов юридических лиц, из пенсионных денег. Нужно обсудить вопрос с Борисом Титовым, особенно поговорить о патентной системе для предпринимателей на Дальнем Востоке, - предложил глава государства. - Можно воспользоваться льготным кредитованием через фондирование Центробанка. Пообсуждайте. Если будут дополнительные предложения, то я поддержку».

Правительство РФ сократит срок госрегистрации малого бизнеса

Правительство рассматривает законопроект, который посвящен сокращению с пяти до трех дней срока государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также впервые создающихся юридических лиц, что позволит России улучшить свои позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business, сообщил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

"По сути, мы облегчаем еще одну процедуру, значит, соответственно делаем бизнес-среду более благоприятной и комфортной для российских и зарубежных инвесторов", - сказал Медведев.

Что эта мера означает для бизнеса, ведь разница кажется не слишком значительной?

На практике предприниматели получают зарегистрированные документы на седьмой рабочий день. Регистрация юрлица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его постоянной регистрации.

Сроки регистрации при создании компании и ИП планируется сократить до трех дней. Скорее всего на практике предприниматель получит зарегистрированные документы на пятый рабочий день. При этом сроки регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, а также сроки его перерегистрации в случае реорганизации не изменятся, за исключением одного случая. При изменении местонахождения общества срок регистрации может быть увеличен до 30 дней.

На рабочей группе по дорожной карте "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Национальной предпринимательской инициативы сокращение сроков регистрации было одним из важных пунктов карты. Разрабатывая "дорожную карту", мы преследовали главную цель: упрощение, ускорение и удешевление разрешительных процедур для регистрации предприятий.

По сути регистрирующий орган уже сейчас регистрирует юридическое лицо за три рабочих дня, только отдают документы через пять рабочих дней, как это предписывает действующий закон. Я вижу это по выданным свидетельствам о государственной регистрации юридического лица. Тогда какой же смысл держать документы два лишних дня?

В связи с тем, что между ФНС и фондами (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) не была налажена процедура по оперативному обмену данными и информацией. Сегодня эта проблема решена. Соответственно появляются основания по внесению изменений в закон о государственной регистрации юридических лиц по сокращению сроков госрегистрации.

Большой разницы для бизнеса, будет срок регистрации 5 рабочих дней или 3, нет, но чем быстрее, тем лучше. В сравнении с тем, что было до 2003 года - когда срок регистрации компании и ИП был 30 дней, - сегодняшние 3 рабочих дня - огромный шаг вперед. Конечно, хотелось бы сократить срок регистрации до одного рабочего дня. Но пока это невозможно как по причине наличия регламентных ограничений по срокам при обмене данными с Пенсионным фоном и Фондом социального страхования, так и в связи с необходимостью проверки представленных для регистрации данных. Например, генеральный директор проверяется по базе дисквалифицированных лиц. Индивидуальные предприниматели не имеют права заниматься определенными видами деятельности, если у них есть непогашенная судимость. Проверяется информация и по базе данных утерянных паспортов министерства внутренних дел, и по другим базам. Поэтому срок регистрации в один день для нас является долгосрочной стратегической целью.

Государство должно иметь возможность оградить себя от недобросовестных бизнесменов, от фирм-однодневок, от неплательщиков налогов. Значит, у нас есть дальнейшие возможности для улучшения ситуации. И тогда движение с пяти до трех дней становится еще одним важным шагом в создании благоприятных условий для ведения бизнеса.

В последнее время - примерно с конца декабря 2014-го по конец марта 2015 года - предприниматели сталкивались с несоблюдением сроков регистрации. Были случаи, когда документы подавались на прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в конце декабря, а получил он их буквально на днях. Таких примеров мало. А ситуаций, когда срок нарушался на 2-3 дня, было большое количество. Регистрирующий орган объяснил это сменой программного обеспечения. Наличие сбоев в этой ситуации понять можно. Непонятно, почему предпринимателей нельзя было заранее проинформировать, что в срок документов они не получат. Чтобы они могли планировать свою деятельность.

Сокращение сроков регистрации имеет большое значение не только для тех, кто начинает свое дело, но и для страны в целом. Эта простая мера позволит России серьезно подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Как вы помните, президент Владимир Путин поставил задачу занять в 2018 году в этом рейтинге 20-е место. По итогам прошлого года Россия находится на 62-й позиции. И у нас есть серьезные возможности для улучшения своего положения. Как вы знаете, рейтинг измеряется по десяти показателям. В части "Регистрации предприятий" мы занимаем 34-е место. По этому направлению мы демонстрируем одну из самых высоких скоростей продвижения, уступая лишь такому показателю, как "подключение к энергосетям". За период с 2013 по 2014 год мы поднялись вверх на 54 ступени. При сокращении сроков регистрации до трех рабочих дней мы планируем войти в двадцатку лидеров.

"В странах - лидерах ежегодного рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Новая Зеландия, Австралия, Сингапур), отражающего инвестиционную привлекательность той или иной страны, время регистрации предприятий составляет не более трех дней", - поясняют разработчики закона. Могу авторитетно заявить, что на самом деле, например в Новой Зеландии, это занимает не три дня, а тридцать минут и даже меньше. Члены Клуба лидеров специально посещали с деловой миссией Новую Зеландию, чтобы оценить, как там организован этот процесс.

15 минут и 160 новозеландских долларов понадобились нам для того, чтобы зарегистрировать в Веллингтоне ООО "ВКлубе". Но так было не всегда. Новая Зеландия прошла долгий путь от коррупции и зарегулированности процедур к успешной стране с прозрачной системой управления, рассказали делегации Клуба лидеров во время визита. Значит, Россия также сможет выбиться в лидеры по комфортному ведению бизнеса.

Минфин предложил увеличить размер микрозайма

Минфин намерен увеличить максимальный размер займа, который микрофинансовые организации (МФО) могут выдавать бизнесу, с 1 до 3 млн рублей. Планируется внести изменения в статьи 2 и 12 Закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Речь идет о максимальном размере займов для реализации ИП и юридическими лицами новых проектов, преимущественно в производственной сфере, а также займов для начала предпринимательской деятельности.

Минфин обосновывает необходимость принятия поправок тем, что действующий предельный размер займа в 1 миллион рублей не всегда является достаточным. Размер микрозайма в 1 млн рублей ограничивает возможности малого бизнеса, особенно после последнего падения покупательной способности рубля, подтверждает Мадина Абаева, аналитик QB Finance:

- В среднем малому бизнесу на развитие требуется от 1,5 до 15 млн рублей, и многие находят выход в том, что занимают эту сумму по частям в разных местах. Раньше это происходило путем хождения по инстанциям и частным лицам, сейчас стало более цивилизованно - наконец в России, как и в Европе, появились площадки так называемого peer-to-peer кредитования. Они дают возможность физлицам предоставлять свои средства взаймы другим физ- и юрлицам, самим устанавливать процентную ставку, договариваться о сроке займа и получать гарантии от самой площадки кредитования, которые обычно обеспечиваются залогом недвижимости должника. А для наиболее быстрых операций, которые, как правило, окупаются в течение нескольких дней, уже используют микрокредиты.

- Мы приветствуем инициативу Минфина об увеличении предельного размера суммы займа до 3 млн рублей. Безусловно, это позитивный фактор, который будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а также даст импульс к росту объемов бизнеса МФО за счет притока клиентов, получивших отказы в банках. Безусловно, увеличение максимальной суммы займа может повлиять на качество кредитного портфеля МФО, - говорит Динара Юнусова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления МФО "МигКредит".

Минфин рассчитывает, что поправки вступят в силу уже в этом году. При этом для физических лиц максимальный размер займа предлагается сохранить на нынешнем уровне.

Кабмин готовит Стратегию инновационного развития строительной отрасли

Минстрой готовит Стратегию инновационного развития строительной отрасли РФ до 2020 года. Пока же стройиндустрия в рейтинге инновационно активных отраслей занимает одно из последних мест. Сегодня объем продукции наноиндустрии в России оценивается всего в 600 млрд руб. Вместе с первым зампредом Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Еленой Николаевой "РГБ" попыталась разобраться, в чем причины.

- Недавно китайцы всех удивили - напечатали дом на 3D принтере. Почему в России мы больше говорим об инновациях, чем на практике внедряем их в строительстве?

- В России применяются BIM-технологии, позволяющие создавать трехмерную модель здания, содержащую всю необходимую информацию об объекте для его проектирования, строительства и эксплуатации. Пока, правда, это пилотный проект, но план по их массовому внедрению в промышленном и гражданском строительстве готовится на федеральном уровне минстроем. Планируется, что к 2017 году будет скорректировано действующее законодательство.

Сложившаяся экономическая ситуация сформировала серьезный запрос на внедрение передовых, инновационных технологий и материалов, поэтому у российских компаний, занимающихся разработкой и внедрением инноваций в строительстве и ЖКХ, появилась реальная возможность представить свою продукцию и решения в сферах, которые ранее были почти полностью заняты иностранными производителями. Однако массового внедрения инноваций в отрасли пока все же не происходит по ряду причин. Это и недостаточный спрос на инновационные решения, и высокая степень изношенности производственных мощностей плюс высокая стоимость кредитов на их модернизацию, и существующий разрыв между научно-техническими идеями и их практической реализацией, и весьма длительный процесс лицензирования новых материалов, и недостаточная проработанность инновационных решений.

- Зато сегодня очень активно инновации внедряются при строительстве малоэтажного жилья.

- Потому что именно в этом сегменте они наиболее востребованы. Согласно соглашению между НАМИКС и МГСУ было принято решение активно внедрять энергомоделирование при строительстве малоэтажных зданий. Также нами совместно с НОП разработана Методика оценки стоимости эксплуатации жилых домов в процессе жизненного цикла. В НАМИКС также прорабатывается вопрос об использовании 3D принтеров и ведутся переговоры с их разработчиками. Применительно к малоэтажному строительству могу сказать, что в этой сфере инновации нужны как никогда. В мире за 10 лет в целом на 70-80% обновляются технологии строительства, в России это происходит значительно медленнее. Чтобы убыстрить процесс, можно использовать современные строительные технологии, как, например, модульное домостроение. Его внедрение позволит одновременно с повышением экономической эффективности снизить производственные издержки и время строительства, а также добиться высокого качества, что требуется при индивидуальных решениях.

Считаю массовое строительство сборных модульных домов инновационным подходом к жилищному строительству в России, который наилучшим образом отвечает потребности страны в современном комфортном жилье экономкласса. Не так давно я была в Пензе, где мне были продемонстрированы успешные проекты строительства модульных домов. С использованием этой технологии за два дня возводится качественный жилой дом площадью приблизительно 75 кв. м, а за 2 недели - трехэтажный многоквартирный дом.

- Планируется ли принять отдельный закон по внедрению инноваций в отрасли?

- Сегодня существует необходимость формирования механизма широкого внедрения инноваций в строительстве, включая совершенствование мер законодательного регулирования.

Инновационная деятельность, в частности, в градостроительстве - серьезный потенциал развития для малого и среднего бизнеса. Сейчас минстрой работает над созданием Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ до 2020 года, в которой будет отражена и стратегия инновационного развития промышленности строительных материалов. Именно в этом документе можно исправить допущенные стратегические просчеты в сфере инноваций в строительной отрасли. Однако процесс создания инновационных продуктов не может рассматриваться изолированно от развития всей отрасли. Понятие инновационного развития нельзя ограничивать только созданием новых материалов и технологий, это и инновации в управлении, в подходах и оценке экономической целесообразности внедрения тех или иных технологий и материалов.

- Считается, что главная проблема инноваций в том, что всегда новый материал дороже традиционного. Насколько сегодня застройщики мотивированы использовать инновационные материалы?

- Это мнение бытует в отрасли, и оно в принципе не лишено оснований. Но внедрение инноваций в строительстве, наоборот, должно снизить стоимость строительства при улучшении свойств, качества и комфортности построенных объектов, повысить их энергоэффективность, а также безопасность для потребителей, снизить издержки при их эксплуатации. Оптимизировать стоимость внедрения инноваций можно за счет широкого применения и конкуренции в этой сфере. Для этого нужно создать условия, в том числе на законодательном уровне, способствующие повышению спроса на инновационные материалы и технологии, массовое их внедрение в строительстве, серийные разработки.

Бизнесу необходимо четко понимать экономическую эффективность вложенных средств во внедрение и использование инноваций. А строить предстоит много - и в рамках реализации госпрограмм "Жилье для российской семьи", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами отдельных категорий граждан", и для переселения из аварийного и ветхого жилья.

Инновационные материалы - это материалы совершенно другого уровня сложности производства, и производиться они могут только на современном оборудовании. В подавляющем большинстве случаев оно импортное. В современных условиях, когда нет дешевых денег, реконструкция предприятий для выпуска прорывных инновационных продуктов стала весьма затруднительной. Без государственной политики по стимулированию развития промышленности, без проектного финансирования рассчитывать будет трудно. Но и у государства ресурс ограничен.

Единственный выход - это не прямая "раздача" денег, а уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму средств, потраченных на развитие производства для тех предприятий, которые инвестируют. Предприятия сами найдут деньги, а выпадающие доходы будут компенсированы за счет развития производства, последующим увеличением объемов реализации и, соответственно, увеличением налоговых поступлений.

- Сегодня, когда строительные мощности загружены не более чем на 60%, насколько реальны инвестиции в новые технологии?

- Именно сейчас их и нужно ожидать. При сокращении объемов строительства и дорогих кредитных ресурсов строительный бизнес кровно заинтересован в удешевлении строительства и увеличении маржинальности своего продукта. Единственный путь - поиск и внедрение инновационных технологий и материалов, позволяющих снизить стоимость строительства без уменьшения коммерческой привлекательности объектов строительства для покупателя. Но, говоря о предложении таких материалов и технологий, строителю следует понимать, что для их производства необходима модернизация промышленных мощностей, которая требует серьезных инвестиционных вложений.

Сегодня остается чрезвычайно высокой доля импортного машиностроения для промышленности стройматериалов - в среднем около 70%, причем больше всего - в производстве цемента, автоклавного газобетона, полимерных строительных материалов. В значительном количестве импортируются комплектующие, запчасти, расходные материалы для импортного оборудования. Произвести качественную инновационную продукцию на устаревшем изношенном оборудовании вряд ли получится. И здесь как никогда необходимы меры поддержки инвесторов, в частности, одной из таких мер может стать уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для предприятий строительного комплекса на сумму собственных средств, инвестированных в развитие и модернизацию производства, и доступ к дешевым финансовым ресурсам. Нам необходимо наращивать производственные мощности не менее чем на 60-70%, а для этого нужны инвестиции, а бизнесу нужны гарантии реализации подобных инвестпроектов. Основной фактор удорожания стройматериалов - дороговизна сырья, особенно выпускаемого естественными монополиями. Без госконтроля за ценообразованием в этой сфере рассчитывать на снижение стоимости строительных материалов достаточно трудно.

- По мнению архитекторов, инновации внедряются лишь там, где есть желание повысить репутацию компании. Вы тоже так считаете?

- Инновации быстрее внедряются там, где на них есть спрос. Значит, они должны быть заявлены строительному сообществу. Инновационные технологии и энергоэффективные решения закладываются в процессе проектирования, поэтому необходимо широкое информирование проектного сообщества о передовых инновационных ресурсах. Эта информация должна быть основана на всесторонней проверке надежности и безопасности объектов. Это возможно только посредством проведения опытного проектирования, опытного строительства и опытной эксплуатации зданий, построенных по инновационным технологиям или с применением инновационных материалов. К большому сожалению, эта норма из практики проектирования и строительства в РФ исчезла.

Сейчас необходимость опытного проектирования, строительства и эксплуатации стоит как никогда остро. Во-первых, появление на рынке отечественных материалов и технологий, а во-вторых, понимание того, что импортные материалы и технологии требуют проверки возможности их применения в наших условиях, диктует необходимость возрождения этой практики. О такой необходимости говорят проектировщики, строители и те, кто управляет жилым фондом. Осталось проявить волю и законодательно ввести такую норму.

- Когда появляется новый продукт, в его легализацию вкладываются большие средства. И как только продукт начинает пользоваться спросом, моментально появляются клоны этого продукта. Этот процесс можно законодательно урегулировать?

- Больше того скажу - для упрощения конкурентной борьбы вполне официально эксплуатационные характеристики этого продукта занижаются. Цель - снижение себестоимости, которое достигается посредством изменения технологии. Продукт внешне не отличим от оригинала, имеет сертификат соответствия заявленным характеристикам. При этом ТС он не имеет, пригодность его как строительного материала весьма сомнительна с точки зрения обеспечения безопасности, но он начинает активно применяться вместо оригинала в строительстве.

Уверена, что необходимо законодательно ужесточить ответственность строителей за применение материалов, не признанных строительными. ФЦС в обязательном порядке считать показатели оригинального продукта опорными и не выдавать ТС на материалы, имеющие более низкие характеристики, чем оригинал. Можно разрешать применение в качестве строительных материалов схожих продуктов, но их характеристики должны быть не ниже, чем у первого, признанного строительным материалом в этом классе продукта. Также необходимо установить личную ответственность проектировщиков, застройщиков и строителей за их деятельность.

Планируется создание реестра благонадежных бизнесменов

В России планируется создать комиссию по вопросам деловой репутации регионов и бизнеса. Об этом было объявлено на прошедшем в Госдуме "круглом столе" "Деловая репутация регионов и бизнеса". В результате работы комиссии планируется открытие реестра благонадежных партнеров, который начнется с создания специального интернет-ресурса, включающего в себя рейтинги регионов и предприятий.

- Вполне возможно создать некий интернет-ресурс, в который будут входить порядочные предприниматели, - заявил депутат Госдумы, координатор проекта "Комфортная правовая среда" Рафаэль Марданшин. По его словам, идея его создания не нова: "Несколько попыток было создать рейтинг недобросовестных предпринимателей. А мы хотели бы создать рейтинг порядочных предпринимателей".

- Региону выгодно, чтобы бизнес на его территории процветал - и этим цветением привлек других пчел. Поэтому региональным властям следует тесно взаимодействовать с предпринимателями и экспертным сообществом и совместно разработать "дорожные карты" по улучшению деловой репутации регионов, - заявила гендиректор Академии GR Светлана Леонова.

- С помощью этого ресурса можно будет проверять своих контрагентов, тех, с кем вы планируете установить деловые взаимоотношения, но про которых вам известно недостаточно, - разъяснил механизм работы интернет-ресурса соруководитель проекта "Комфортная правовая среда" Игорь Судец. Он добавил, что на создаваемом реестре информация по деловой репутации будет аккумулироваться из различных открытых источников, таких как сайт судебных приставов, сайт налоговой службы, и дополняться отзывами партнеров и клиентов. "Мне кажется, что этот ресурс, который на данный момент не имеет аналогов в России, был бы очень полезен для того, чтобы проверять своих контрагентов", - отметил Судец.

Руководитель Постоянного представительства Челябинской области при правительстве РФ Александр Шепилов считает, что улучшить репутацию регионов можно посредством проведения государством ряда мер по созданию благоприятного инвестклимата в регионах. "Это в первую очередь касается упрощения административных процедур и снижения транзакционных издержек, для того чтобы предприниматели при взаимодействии с государством не тратили много времени на открытие предприятия и получение разрешения на тот или иной вид деятельности, - отмечает он. - Чтобы предпринимателей не мучили проверками, чтобы им не предписывали, за какую цену продавать их продукцию. Чтобы на них не заводили уголовные дела без причины. И если есть какие-то вопросы, то мерой пресечения не являлось бы заключение под стражу". Кроме того, по его мнению, улучшение инвестклимата также зависит от создания институтов развития, программ подготовки кадров и программ поддержки предпринимателей.

Самозанятые заплатят взносы при покупке патента

Минфин приступил к разработке поправок в Налоговый кодекс, которые упрощают процедуру применения патента "самозанятыми". Законопроект устанавливает возможность уплаты "самозанятыми" гражданами стоимости патента и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей.

Предложенный порядок существенно снижает административную нагрузку на "самозанятых" граждан. Ведь необходимость платить взносы, отчитываться во внебюджетные фонды вынуждает "самозанятых" сотрудников прибегать к услугам бухгалтеров. При единовременном платеже потребность в найме бухгалтера отпадает. "Такой подход будет очень привлекателен для "самозанятых" граждан - один визит, один платеж, и все, никакой отчетности, никаких дополнительных бюджетных платежей. Ведь административная нагрузка на ИП хоть и мала, но все равно есть, и многих людей она отпугивает, - говорит Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус консалтинг". - Патентная система налогообложения не так уж проста в применении. В случае неуплаты очередного патентного платежа ИП считается перешедшим на общую систему налогообложения и вынужден платить налог на прибыль и НДС".

Предлагается ввести особый порядок регистрации "самозанятых" граждан, работающих без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. "Введение патентной системы налогообложения без обязанности гражданина регистрироваться в качестве ИП либо с автоматической регистрацией как ИП на срок действия патента позволит большому количеству граждан РФ легализовать свои заработки", - считает Александр Житнич.

Эффективность предложенной меры напрямую зависит от того, какой единовременный платеж придется заплатить "самозанятым" за право вести законную деятельность. "Судя по всему, единый платеж будет включать в себя цену патента и страховые платежи. Страховые платежи во все фонды за год сейчас составляют 22-25 тыс. рублей (это для бизнесменов без работников), - рассказывает партнер компании "Деловой фарватер" Сергей Варламов. - Цена тарифа может предположительно составить 6-12 тыс. рублей в год. Таким образом, единый платеж составит 28-37 тыс. рублей в год, если цену тарифа не увеличат".

Для "самозанятых" платеж может оказаться слишком большим, сегодня многие из них предпочитают не платить налогов вовсе. А вот для компаний патент обойдется дешевле, чем содержание сотрудника в штате, что способно создать почву для злоупотреблений. "Возможен и побочный эффект - снижение собираемости НДФЛ и взносов во внебюджетные фонды в связи с переводом штатных работников организаций на систему налогообложения в виде патента для "самозанятых" граждан и получение значительной экономии для предприятий на выплатах в государственные внебюджетные фонды", - предупреждает Александр Житнич.

Вопросами законности применения патента и стимулированием приобретения патентов "самозанятыми" лицами могут заняться региональные власти. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила передать на местный уровень доходы от налога по упрощенной системе налогообложения, три четверти прироста всех налогов на малый и средний бизнес и часть региональных неналоговых доходов.

Власти откроют доступ к данным таможни о легальности товаров

Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России:

- Федеральная таможенная служба разработала проект поправок в Закон о таможенном регулировании. Документ одобрен правительством РФ и на днях внесен в Госдуму.

Поправки предусматривают дополнения статьи 100, в соответствии с которыми заинтересованные лица получат право на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Сразу хочу уточнить: законопроект направлен не на подтверждение факта выпуска конкретного товара, а на получение информации о выпуске товара по конкретной декларации с указанием определенных сведений, содержащихся в ней.

Чтобы получить доступ к такой информации, необходимо направить запрос в таможенный орган в письменной форме либо обратиться через официальный сайт ФТС России. Обращение должно содержать сведения о номере декларации на товары и наименовании страны происхождения, количестве или весе нетто, а также о порядковом номере декларируемого товара.

Принятие этого законопроекта позволит добропорядочному физическому или юридическому лицу проверить законность приобретаемого импортного товара в ходе заключения сделок при обороте. И, соответственно, обезопасить себя от санкций за перемещение или покупку/продажу нелегального товара. Все это позволит сократить долю теневого оборота иностранных товаров на территории России и поспособствует развитию не только внешней, но и внутренней торговли и производства.

Проводимая таможенными органами РФ работа по совершенствованию системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на то, чтобы сделать его более эффективным, но вместе с тем более предсказуемым, последовательным и менее обременительным для бизнеса. В свою очередь, мы ждем от бизнес-сообщества встречной степени открытости и строгого исполнения законодательства. Только совместными усилиями можно добиться создания благоприятных условий для бизнеса, чистоты рынка и честной конкуренции, а также минимизировать нарушения в сфере таможенного дела, обеспечить полноту собираемости бюджета государства в это непростое время.

Эксперты посоветовали компаниям ужесточить налоговую политику в кризис

Налоговые изменения в компаниях все чаще обсуждаются на самом высоком уровне. Если раньше такие решения не выходили за пределы налоговых отделов, так как касались незначительных поправок, то сегодня в число налоговых попадают решения, требующие визы руководства компании. Участники Шестой международной конференции "Корпоративное налоговое планирование", организованной CFO Russia, рассказали о том, как компании меняются в соответствии с новым законодательством: проводят реструктуризацию, избавляются от офшоров и ликвидируют КИК.

Налоговые отделы являются центрами оценки налоговых рисков. Причем как ретроспективных, так и перспективных. В качестве основы для оценки ретроспективных рисков становятся отчетность, заключения внутренних и внешних аудиторов - они позволяют оценить риски в уже сложившейся налоговой стратегии компании. Перспективные риски оцениваются на основе рассматриваемых законопроектов, выпускаемых рекомендаций ФНС и минфина. "Мы стараемся, чтобы у нас было больше перспективного контроля, чтобы понимать заранее свои налоговые риски и минимизировать их, если не удается исключить совсем", - говорит Игорь Хоткин, старший менеджер налогового управления компании "Северсталь". В налоговом отделе аккумулируется информация о грядущих изменениях. Но специалисты по налогам стараются не доводить до руководства сомнительные инициативы, информировать только о тех изменениях, которые, скорее всего, будут приняты и скажутся на работе компании.

"Самые существенные изменения происходят с законопроектом где-то на втором чтении, - говорит Антон Торопцев, глава налогового отдела Nissan. - Только после второго чтения смотрим документ и пытаемся представить, что нас ждет. Раньше нет смысла".

Компании отмечают, что последнее время основным источником налоговых новостей выступает ФНС. На конференции были отмечены следующие тренды из налоговой практики. "Сейчас налоговые органы стали задавать вопросы о существе операций, в частности о движении денежных средств", - говорит Игорь Хоткин. Так, при списании убытков от ликвидации компаний ИФНС просит предоставить документы, которые подтверждают, что деньги, внесенные в уставный капитал ликвидированных компаний, были использованы на ведение бизнеса этих организаций. "Налоговые органы хотят видеть денежные потоки, причем как по России, так и те, что уходят за границу", - отмечает Игорь Хоткин. При начислении процентов по займам ИФНС хочет получить разъяснения, куда именно были использованы деньги по займам. Эти требования налоговых органов связаны с попытками пресечь одну из распространенных схем вывода денег в офшоры через "невозвратные" займы. При предоставлении в налоговую службу заверенных оригиналов документов инспекторы просят предоставить им доступ к оригиналам. "Последние вызовы, которые мы видим со стороны налоговой, - налоговые органы начинают нас спрашивать о реальности документов. Поэтому мы начинаем проект по сохранности документов. Постепенно понимаем, как инвентаризировать всю нашу компанию с точки зрения того, где и как хранить документы, сколько это делать и кто за это ответственен", - говорит Игорь Хоткин. Также налоговики требуют предоставления документов иностранных дочерних компаний, которые бы подтверждали, что компания управляется не из России. Запрашивают первичные документы иностранных дочерних компаний как по сделкам с проверяемыми российскими компаниями, так и по сделкам с третьими иностранными компаниями. Требуют описать деятельность, контактные данные, показатели финансово-хозяйственной деятельности, отчетность, информацию о счетах в банках иностранных компаний: как дочерних по отношению к проверяемому российскому юрлицу, так и третьих лиц. Эти изменения в работе налоговых органов влияют на открытость компаний, но существенно не меняют ее деятельность.

В то же время в компаниях меняют свою деятель

21 апреля 2015