Ежедневный мониторинг законодательства

19 марта 2015

Налоговые пени могут временно вырасти

Минфин готовит поправки в Налоговый кодекс, которые изменят санкции и для налогоплательщиков, и для бюджета. Пени за недоимку и проценты за переплаченные налоги предложено рассчитывать по ключевой ставке, а не по ставке рефинансирования. Уведомление о подготовке таких поправок опубликовано на сайте regulation.gov.ru. Сам законопроект не обнародован. Минфин работает над документом, сказал его представитель.

Ставка рефинансирования – 8,25%, она не менялась с сентября 2012 г. Раньше ЦБ использовал ее как инструмент денежно-кредитной политики, теперь эту роль выполняет ключевая ставка. В прошлом году ЦБ 6 раз поднимал ключевую ставку (с 5,5%) из-за девальвации и разгона инфляции, в том числе в декабре сразу с 10,5 до 17%. В этом году она была снижена до 14%.

Банковский кредит резко подорожал, поэтому компаниям стало намного выгоднее кредитоваться у бюджета, если учесть, что пеня рассчитывается исходя из 8,25%, говорил министр финансов Антон Силуанов. Недоимка стала самым дешевым кредитом, согласен партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. «Это серьезный риск для налоговых поступлений», – беспокоился чиновник налоговой службы.

Минфин в письме просил ФНС оценить последствия для экономики и бюджета от перехода на ключевую ставку. Представители ФНС и Минфина не смогли представить оценки эффекта для бюджета и данные о собранной в 2014 г. пене.

Бизнес кредитуется в бюджете из-за недостатка оборотного капитала, объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Но это опасный долг, предупреждает юрист Goltsblat BLP Дмитрий Малкин: налоговики могут списать деньги со счета. Не факт, что налоговики быстро обнаружат неуплату налога, возможно, для этого потребуется выездная проверка, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Бюджету тоже придется вернуть деньги с более высокими процентами, отмечает Малкин.

Окончательное решение еще не разработано, знает чиновник финансово-экономического блока правительства. Ставка рефинансирования фактически перестанет существовать с 2016 г., говорила осенью председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. «Так что проблема может решиться сама собой. То, что ставка часто меняется, не очень страшно», – успокаивает федеральный чиновник. Рост нагрузки по пеням может оказаться временным – аналитики ждут дальнейшего снижения ключевой ставки вплоть до 9%. Снизится предсказуемость налоговых отношений, «возникает слишком много переменных», спорит другой чиновник: подешевеет нефть, упадет рубль – и ставка снова взлетит, а с ней вырастут и санкции. Нужно отказаться от ставки рефинансирования, согласен он, но переходить на ключевую можно только после стабилизации в финансовой сфере и экономике. Пока в этом году можно было бы внедрить временный механизм расчета пени, предлагает чиновник.

В регионах запускаются сотни коммунальных концессий

Центр развития государственно-частного партнерства (ГЧП) представил очередной рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, проанализировав 586 проектов. Использовалась информация, предоставленная регионами по запросу центра, но каждый заявленный ими проект проходил дополнительную оценку, объясняет исполнительный директор центра Максим Ткаченко. Не все проекты были признаны ГЧП – например, не учитывались производственные проекты компаний, в капитале которых участвуют и частник, и государственная сторона. Ключевым признаком было наличие в соглашении распределения рисков между публичным и частным партнером, говорит Ткаченко.

По итогам 2014 – начала 2015 г. региональных проектов ГЧП оказалось более чем вчетверо больше по сравнению с 2013 г.: 586 против 131 годом ранее. Регионы стали ответственнее подходить к предоставлению информации, пишут составители. Но кратный рост обеспечило не только повышение информационной открытости. В 2014 г. начали множиться муниципальные концессии в ЖКХ. Всего составители рейтинга насчитали 427 концессионных проектов. Примерно 80% из них – муниципальные соглашения, говорит Ткаченко. А основная причина такой активности – поручение президента Владимира Путина по развитию ЖКХ.

В 2013 г. Путин поручил правительству до 2016 г. обеспечить передачу в концессию частным операторам всех неэффективных ГУПов и МУПов, работающих в ЖКХ. Оценка эффективности их работы сразу стала проблемой, рассказывал сотрудник частной компании-оператора: сами муниципалитеты и региональные власти часто заинтересованы сохранить статус-кво и им проще признать свои унитарные предприятия эффективными, даже если они такими не являются.

Неэффективными были признаны 28% унитарных предприятий, сообщил вчера замминистра строительства Андрей Чибис. Это около 1000 предприятий, говорил ранее министр строительства Михаил Мень (его цитата – по «РИА Новости»), а 44 региона утвердили график передачи унитарных предприятий в концессию.

Уже сейчас свыше 400 объявленных конкурсов, напомнил Чибис, так что до конца года можно запустить до 300 новых концессий в ЖКХ. В среднем в последние годы удавалось выводить на рынок максимум 50 проектов в год, заметил партнер Vegas Lex Альберт Еганян.

Идея могла бы быть неплохая, но исполнение довело ее до абсурда, вздыхает сотрудник одной из компаний, участвующих в проектах ГЧП: «Регионам спускают настоящие разнарядки, и они штампуют концессионные конкурсы как пирожки». Такие проекты учитывались в рейтинге регионов с минимальным коэффициентом, а примерно 50% этих соглашений могут быть оспорены, говорит Ткаченко. Первичный анализ данных соглашений указывает на ряд серьезных ошибок, говорится в докладе Центра развития ГЧП: например, даже нет существенных условий соглашения, а обязательства концедента перед концессионером определены лишь формально. Качество подготовки проектов – один из основных рисков для развития ГЧП в целом, предупреждают авторы рейтинга: так, каждый пятый подготовленный конкурс ГЧП не состоялся.

С середины лета во многих регионах в "платежках" за ЖКХ появится новая графа

С середины лета "платежки" за коммуналку пополнятся новой графой - капремонт. По крайней мере в регионах, где ее до сих пор нет, она обязательно появится.

В Москве, к примеру, сумма ежемесячного платежа за ЖКХ в связи с этим вырастет в среднем на 700-900 рублей. Более точную для себя цифру можно получить, если умножить метраж вашей квартиры на 15 рублей - во столько будет обходиться жильцу капитальный ремонт его многоквартирного дома.

В других регионах такие платежи уже делаются, разница только в их размерах. В Москве он самый высокий. А в Питере, например, менее трех рублей с квадратного метра. Правда, эксперты говорят, что три рубля - это нереальная цена вопроса, это популизм. Таких взносов явно не хватит. Впрочем, если регион готов софинансировать капремонт, а такое право у него есть, то, как говорится, флаг в руки.

Между тем в Москве самый низкий порог получения субсидии по квартплате - общая сумма платежей здесь должна быть не больше 10% от совокупного дохода семьи. В большинстве же регионов действует гораздо более высокий порог - 22%. Когда-то эта максимальная планка была установлена на федеральном уровне.

Итак, новые правила финансирования капремонта начинают действовать уже по всей стране. Однако спорных вопросов и проблем не уменьшилось. На рассмотрении в Госдуме сейчас находится целый ряд законопроектов, а некоторые готовятся к внесению, которые позволят копить на капремонт и тратить деньги более разумно и справедливо.

По словам председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, уже принято решение о том, чтобы освободить от уплаты "ремонтных" взносов жильцов ветхих домов, идущих под снос. Это вполне логично и справедливо - зачем отчислять на ремонт, которого не будет никогда? Сейчас внесено предложение, и оно нашло поддержку депутатов, о том, чтобы освободить от таких взносов жильцов новостроек сроком на пять лет. Кроме того, есть личное предложение Галины Хованской - уменьшить платеж или совсем освободить от него очень пожилых людей (например, старше 80 лет), ведь если капремонт в их доме запланирован, скажем, на 2045 год, то очевидно, что немногие из стариков доживут до него.

Кстати, депутат подчеркнула важный нюанс: те, кто живет в неприватизированной квартире, за капремонт платить не должны. Это обязанность собственника, а собственником в этих случаях является обычно муниципалитет. И если вы заметили, что с тех пор как в вашем регионе была введена плата за капремонт, у вас как у нанимателя квартиры повысилась квартплата на эту сумму, знайте, что это незаконно. Можно смело обращаться в жилинспекцию или прокуратуру.

Как сообщила депутат, в прошлом году был поток таких жалоб из Подмосковья, и прокуратура дала по этому поводу жесткий и однозначный ответ: капремонт - обязанность собственника, а не нанимателя.

Кроме того, необходимо разработать (и минстрой с этим согласен) единую федеральную методику оценки состояния дома. Сегодня нет прозрачных критериев, какой именно дом должен быть отремонтирован в первую очередь, какой во вторую и так далее. Если деньги на территории поступают в общий котел, то решение о том, где и что надо капитально ремонтировать, принимает региональный оператор, а там ведь живые люди, со своими симпатиями и интересами. Вот они и думают: в этом доме живет мой сват или брат, дай-ка порадею родному человечку.

Другое дело, если жильцы дома выбрали не общий котел, а свой специализированный счет в банке. Кстати, с этого года расширен перечень субъектов, которые имеют право открывать спецсчет. Это товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, региональный оператор (владеющий общим котлом), а также управляющая компания. В принципе рачительные хозяева, которые считают деньги, предпочитают открывать именно индивидуальные счета для своего дома. Общий котел - это история для ленивых. Для местных властей тоже предпочтительнее общий котел, поскольку так легче решать ремонтные вопросы большого населенного пункта, особенно на первых этапах, когда денег собрано в принципе немного. Именно поэтому во многих городах не мытьем, так катаньем жильцов многоквартирных домов затягивали в общий котел. Но не все потеряно. Согласно законодательству, если жильцы дома (собственники) просчитают все за и против и захотят выделить свои взносы на специальный счет, то они смогут это сделать.

Но и со спецсчетом возникает немало проблем и вопросов. Прежде всего людей беспокоит: а не пропадут ли деньги во время очередного кризиса? А где взять дополнительные средства, если своих не хватит? По мнению Хованской, для нормального функционирования системы финансирования капитального ремонта необходимо предусмотреть минимум три вещи. Первое - страхование спецсчетов по типу сегодняшнего страхования вкладов физлиц, ведь это, по сути, совокупный счет физических лиц. Второе - деньги на спецсчете для капремонта должны работать и приносить прибыль, сегодня же на них не капают никакие проценты, что является нонсенсом для финансовой системы.

Третье - предусмотреть льготный кредит на длительный срок для владельцев спецсчета. То есть если денег сегодня на капремонт не хватает, то банк, в котором открыт спецсчет, должен дать кредит под некий щадящий процент. Для справки: в Германии кредитование капремонта жилья обходится заемщикам максимум в 3% годовых. В нашей стране льготное кредитование капремонта до недавнего времени хорошо работало в Ростове-на-Дону. Правда, там ставка несколько выше, чем в Германии (в среднем 8%), но вполне посильная.

По словам Галины Хованской, идея льготного кредитования нашла поддержку в правительстве. Кстати, эта мера помогла бы выжить во время кризиса строительным компаниям. В то время как рынок строительных работ сжимается, спрос на капитальный ремонт остается в стране очень высоким.

Уклонение от налогов через офшоры станет уголовным преступлением

Госдума одобрила законопроект, который вводит наказание за уклонения от уплаты налогов при помощи офшорных компаний и фирм-однодневок. Документ был одобрен во втором чтении на заседании в среду, 18 марта.

Поправки устанавливают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов через подставные компании. Также наказание ужесточат за махинации через контролируемые иностранные компании (КИК) и с помощью контролируемых сделок. Например, в случаях, когда компания сокращает налогооблагаемую базу, оплачивая фиктивные работы или услуги связанным или дочерним предприятиям.

За подобные схемы может быть назначен штраф - от 200 до 500 тысяч рублей. Либо в размере заработной платы осужденного за период от года до трех лет. А также принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет.

Сейчас законом предусмотрен штраф за уклонение от уплаты налогов - от 100 до 300 тысяч рублей или зарплаты за период от года до двух лет. Также осужденному может быть назначено заключение до двух лет.

Также в Уголовном кодексе будет расширено описание признаков работы с "фирмами-однодневками". Так, правоохранительные органы смогут привлекать к ответственности нечистых на руку бизнесменов не только за создание юридических лиц через подставных людей, но и за совершение операций с такими структурами.

Штраф за торговлю банковской тайной увеличат до 1,5 миллиона рублей

Банковские работники, которые торгуют информацией о своих клиентах, сегодня зачастую отделываются смешными штрафами. В Госдуме согласились с правительством в том, что финансовое наказание нужно ужесточить. В первом чтении был одобрен законопроект, вводящий штраф за разглашение банковской, коммерческой и налоговой тайны до 1,5 млн рублей.

Как рассказал депутатам замглавы Минфина Алексей Моисеев, торговля налажена не только коммерческой тайной, но и - что куда серьезнее - секретами, связанными с безопасностью страны. Максимальный срок наказания по соответствующей статье Уголовного кодекса предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. А вот штрафы, которые накладываются на нечистоплотных сотрудников, не способны остановить такого рода незаконную деятельность. За 2013 год было осуждено всего 13 человек, и всего пятеро из них уплатили в казну в среднем по 20 тысяч рублей.

Максимум, что можно получить сейчас за похищение документов, подкуп и угрозы для сбора тайных сведений - это штраф в 80 тыс. рублей. Теперь, в соответствие с одобренными поправками, штраф возрастет до полумиллиона. Если же тайная информация была использована или разглашена без согласия ее владельца, то виновному придется уплатить в казну до 1 млн рублей, а не 120 тысяч рублей, как сейчас. А в случае если виновный причинил крупный ущерб (более 1,5 млн рублей) пострадавшему от разглашения его секретов, то сотруднику банка будет грозить штраф в 1,5 млн рублей - вместо нынешнего в 200 тысяч.

Разработчики законопроекта отмечают, что новые санкции будут аналогичны взысканиям за мошенничество в предпринимательской сфере (ст. 159.4 УК РФ). Моисеев также подчеркнул, что в правительстве, готовя инициативу, опирались на международный опыт.

Нижние пороги штрафов не устанавливаются, чтобы дать суду большой коридор при назначении наказания по конкретному делу в зависимости от тяжести преступления и прочих обстоятельств, подчеркнул первый зампред комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский (ЕР).

Однако одно дело, если разглашены сведения о мелком вкладчике, а другое - если открыта тайна "ценой" в несколько миллиардов рублей, заметил Дмитрий Савельев из ЛДПР. Он предложил увязать сумму ущерба с размером штрафа. А также наказывать не только сотрудников, но и сами банки, которые не проследили за сохранением тайны. Представитель Минфина в ответ заметил, что крупные нарушители могут "сесть на семь лет". Однако он назвал замечания разумными - документ можно поправить ко второму чтению.

Парламентскую оппозицию, кроме того, удивило небольшое количество осужденных за год - 13 человек. Между тем базы с секретными данными продаются повсеместно. Если увеличить штрафы, но почти никого не наказывать, законопроект на сработает, заметили депутаты. Впрочем, инициативу все фракции поддержали.

Кроме того, Госдума во втором - основном - чтении одобрила законопроект Совфеда об ужесточении ответственности за уклонение от уплаты налогов. Использование для этого фирм-однодневок и офшорных компаний будет чревато штрафом от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. Возможно и лишение свободы на срок до 6 лет.

Работодателей обяжут письменно объяснять отказ в трудоустройстве

Работодатели будут обязаны объяснять претендентам причину отказа в приеме на работу в течение семи дней. Причем, в письменном виде. Правительство поддержало инициативу депутата Госдумы Дмитрия Савельева. На сайте кабмина опубликован положительный отзыв на законопроект.

Дело в том, что в действующей редакции Трудового кодекса отсутствует срок, в течение которого работодатели должны уведомить потенциальных сотрудников от отказе, а это может повлечь за собой нарушение трудовых прав работников и злоупотребления со стороны работодателей, соглашаются в правительстве.

"Таким образом, законопроект направлен на защиту прав граждан при заключении трудового договора, а также на совершенствование трудового законодательства", - отмечается на сайте кабмина.

По словам экспертов, отказ в приеме на работу - распространенное явление. Иногда кандидат после собеседования с работодателем сам понимает, что не подходит, а иногда сталкивается с необоснованным  отказом. И при этом может настоять в суде на своем праве занять вакантную должность в штатном расписании именно у данного работодателя.

Отсутствие же письменного отказа, какого-либо подтверждения факта, что гражданин обращался к данному работодателю при поиске работы, лишает судебного разбирательства.

Российским трудовым правом необоснованный отказ в приеме на работу запрещен. Исходя из ст. 64 ТК РФ, специалисты выделяют  три вида необоснованного отказа: во- первых, без указания причины, во-вторых, по причинам, прямо запрещенным трудовым законодательством (например, дискриминационный отказ - не нужны беременные женщины или матери  с детьми, граждане без регистрации, работники старше 45 лет), в - третьих, по причинам, которые не относятся к деловым качествам работника.

Если судом будет установлено, что кандидат не принят на должность по неприемлемым деловым качествам, то такой отказ работодателя сочтут обоснованным.

В ГД внесли закон с новой версией прогрессивной шкалы налогообложения

Налог с доходов физлиц свыше 1 миллиона рублей в месяц предлагается платить по ставке 50 процентов. Законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц внесен в Госдуму. Информация об этом размещена в электронной базе данных нижней палаты парламента. По очередной версии проекта закона, для доходов до 400 тысяч рублей в месяц налог составит 13 процентов , при доходе от 400 тысяч до 1 миллиона рублей первые 400 тысяч будут облагаться налогом по ставке 13 процентов, а сверх того - 30 процентов.

Госдума, кстати, до сих пор не раз отклоняла законопроекты о введении различных вариантов прогрессивной шкалы НДФЛ. Основной аргумент - именно плоская шкала способствует росту собираемости этого налога, а не злоупотреблениям по его укрывательству. Да и в Послании президента Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года говорится о том, чтобы в ближайшие четыре года "не трогать" действующие налоговые условия.

Авторы же документа в пояснительной записке настаивают на том, что прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США и Китае. А действующая в России плоская шкала не соответствует потребностям нынешнего экономического и социального развития России. Единая ставка НДФЛ в 13 процентов, по мнению инициаторов прогрессивной шкалы,не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке для дальнейшего перераспределения средств.

Омбудсмену дадут право помилования должников

Финансовый омбудсмен получит право выдавать заемщикам с долгом менее 500 тыс. рублей документ о реструктуризации, обязательный для банков. Сейчас вопрос, идти ли на уступки клиенту, банки решают сами

По информации «Известий», граждане, чей суммарный долг перед банками меньше 500 тыс. рублей, смогут добиться его реструктуризации (отсрочки или других лояльных условий погашения долга) по решению финансового уполномоченного. Это решение будет обязательно для банка. Такие поправки ко второму чтению законопроекта «О финансовом уполномоченном» (состоится в весеннюю сессию) внесет правительство, в их разработке принимали участие Минфин, Ассоциация российских банков, а также Павел Медведев — он сейчас работает как финансовый омбудсмен на общественных началах при Ассоциации российских банков.

Сейчас банки самостоятельно решают, проводить реструктуризацию долга или нет, анализируя платежеспособность и добросовестность каждого конкретного клиента. Если поправки будут приняты, банки лишатся этой возможности — решения финансового уполномоченного по поводу реструктуризации будет обязательным для всех банков вне зависимости от того, присоединятся они к институту финансового уполномоченного или нет (сейчас присоединились три десятка банков).

Медведев поясняет, что решения финомбудсменом по заявлениям должников должны приниматься исходя из того, сможет ли обратившийся в принципе выплачивать долг.

— По закону «О банкротстве физлиц» [заработает 1 июля 2015 года] при сумме долга свыше 500 тыс. рублей гражданин должен подать заявление о признании себя банкротом, — объясняет логику внесения изменений в законодательство Медведев. — Или соответствующее заявление о банкротстве клиента должен подать банк — если гражданин этого не сделал. Если человек признан банкротом, всё его имущество продается (кроме единственного имущества; например, не может быть продано единственное жилье клиента, но квартира при этом должна быть не в ипотеке), полученная от продажи сумма распределяется между кредиторами, человек не может выезжать за границу 5 лет. У тех, чья задолженность меньше 500 тыс. рублей, к сожалению, никакой надежды нет.

По словам Медведева, сейчас при решении вопросов о реструктуризации он главным образом руководствуется справками заемщиков о доходах. Собеседник рассказал, как наблюдал рост закредированности россиян:

— Я пытаюсь им помочь, но, к сожалению, всё с меньшей эффективностью. Было проще, когда я только начинал заниматься реструктуризацией розничных долгов, то есть 2 года назад. Как правило, тогда ко мне с этой проблемой обращались граждане, у которых был только один банк-кредитор. То есть они могли иметь один и более кредитов, но в одном банке. Рост закредитованности населения сейчас — результат того, что граждане берут всё больше кредитов в разных банках. Ни один из этих банков не хочет смягчить для должника условия выплаты задолженности, ведь есть вероятность, что высвободившиеся средства заемщик понесет банку-конкуренту также в счет погашения кредита. Поэтому реструктурировать долги стало всё сложнее. Моя эффективность падает катастрофически. Первые 2 года эффективность была 50%, в третий год — 30%, в четвертый — уже 19%. Сейчас 15% розничных кредитов обслуживаются плохо (просрочка по ним свыше 90 дней). Если бы кризиса не было, это еще куда ни шло, но сейчас кризис, и ситуация катастрофическая. Если люди не будут платить по долгам, можно ожидать коллапса банковской системы — просто возникнет эффект домино, когда банки захлестнет волна невозвратов и, соответственно, убытков.

Как сообщил «Известиям» Медведев, в Банке России поддержали поправки. В ЦБ не стали отрицать этого, а лишь сообщили о значимости будущего закона.

— Мы надеемся на создание института финансового уполномоченного, — подтвердил зампред Банка России Александр Торшин. — Финансовый омбудсмен крайне необходим.

Законопроект о финансовом уполномоченном был принят в первом чтении в июле 2014 года. После того как он станет законом, в России будет как минимум два финансовых уполномоченных (в документе прописано, что если один не может по каким-то причинам исполнять свои обязанности, его должен заменить другой). Назначать финомбудсмена будет особый совет (в него войдут представители ЦБ, правительства, объединений банков, страховщиков, защитников прав потребителей). Функционал финансового уполномоченного включает досудебное рассмотрение споров банков и страховщиков с клиентами. В сфере банковской деятельности омбудсмен будет рассматривать споры, сумма которых не превышает 500 тыс. рублей, в сфере страховой деятельности — 100 тыс. рублей. Поручение подготовить соответствующий законопроект еще в марте 2012 года дал премьер-министр Дмитрий Медведев в связи с резким увеличением числа заемщиков, которые испытывают трудности в погашении кредита. Изначально его планировалось внести в правительство еще в августе 2012 года, но его разработку Минфин завершил только к декабрю того же года. Окончательный проект закона Минфин представил весной 2014-го.

По данным ЦБ, на 1 февраля 2015 года размер ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней за месяц вырос на 5%, до 911 млрд рублей (это 8,4% от суммы кредитов, выданных физлицам). Достижение планки в 1 трлн — вопрос ближайших месяцев. Большая часть из просроченных кредитов — необеспеченные, на них, по данным ЦБ, приходится 3/4 новых не возвращенных в срок долгов. Объем созданных банками резервов по ссудам с просрочкой «90+» к концу января составил 772,7 млрд рублей (всего по розничным ссудам — 990,9 млрд). Банки вряд ли вернут большую часть этих денег: средняя возвратность долгов от 90 дней — всего 5–7%, и этот показатель будет снижаться в кризис. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе упали на 0,8% по сравнению с январем 2014 года после снижения на 6,2% в декабре и 3,9% — в ноябре.

Председатель Союза потребителей финансовых услуг Игорь Костиков позитивно оценивает создание в стране института финансового уполномоченного и то, что этот институт будет иметь реальную возможность подталкивать коммерческие банки к реструктурированию розничных кредитов.

— К сожалению, сегодня банки, действительно, с большой неохотой идут на реструктуризацию и нередко предпочитают продавать долги коллекторам, — сетует Костиков. — Для эффективной реализации новации нужно создавать штат финуполномоченного по всей стране. В России более 30 млн заемщиков, и у абсолютного большинства из них задолженность менее 500 тыс. рублей. Сейчас непонятно: если даже 1% из них захочет провести реструктуризацию, сможет ли новая структура обработать 300 тыс. заявок.

Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов отметил, что «в отличие от персонального банкротства институт финомбудсмена имеет принципиально иную задачу — это не оценка платежеспособности клиента, а досудебное урегулирование споров».

— Необходимо отличать одно от другого! Для финомбудсмена ключевой критерий — это наличие нарушения прав потребителя финансовых услуг. Если нарушение имело место быть, то банк оспорить решение финомбудсмена не сможет, в отличие от клиента, и это мировая практика. Функции институтов омбудсмена и управляющего не должны конкурировать, потому что это разные истории, — добавил депутат.

В банках тоже негодуют.

— Банки в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их клиенты исполняли свои обязательства по кредитам, — комментирует директор департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий. — Не думаю, что какой-либо банк будет собственноручно создавать для клиента дефолтную ситуацию, когда есть иные способы решения вопроса. Это всё равно что пилить сук, на котором сидишь. Если клиент столкнулся с определенными финансовыми затруднениями, реструктуризация — один из способов выхода из этой ситуации. Банки и так используют этот механизм, а вмешательство в этот вопрос финансового уполномоченного считаем нецелесообразным. Такие решения должны приниматься бизнесом, нужно ориентироваться на рыночные механизмы.

Предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский вовсе назвал законопроект издевательством.

— То есть пусть банки страдают от безалаберности или недальновидности заемщиков, верно? — недоволен Барановский. — А почему в таком случае дисциплинированные и ответственные заемщики должны платить и проценты, и основной долг, а бездельники, лоботрясы, жулики или просто непредусмотрительные граждане имеют право как угодно перестраивать свои взаимоотношения с банком? Мы же понимаем, что финансовый уполномоченный будет занимать сторону «несчастного, обманутого и обиженного заемщика». В общем, идея не просто ненужная и неразумная, а даже вредная.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что в масштабах крупного розничного банка массовая реструктуризация может привести к оттоку ликвидности в десятки миллиардов рублей.

— Банк рассчитывает на определенный денежный поток от заемщиков, а этот поток отодвигается, скажем, на год, — поясняет Осадчий. — Между тем по своим обязательствам банк обязан платить в полном объеме и без каких-либо отсрочек. Реструктуризация приведет к росту резервов и тем самым к убыткам банков. Чтобы избежать этого, ЦБ необходимо изменить инструкцию 254-П, определяющую порядок формирования резервов по ссудам: банки не должны создавать дополнительные резервы по ссудам, реструктурированным подобным образом.

По мнению президента коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, важно предоставлять такую возможность не всем желающим.

— Существуют методики, которые позволяют определить, насколько эффективной будет предложение реструктуризации и не окажется ли заемщик снова в должниках уже через месяц-два после предоставления ему такой возможности, — отметила Докучаева.

Юрист компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров уверен, что придание обязательного характера решениям финуполномоченного повысит защиту клиентов банков, не желающих реструктурировать кредит и снизит нагрузку на суды. Банкиры с этим не согласны. Они подчеркивают, что предлагаемый механизм не запрещает банкам оспаривать решения омбудсмена о реструктуризации в судах.

— В случае несогласия с решением финуполномоченного вопрос будет решаться через суд, несмотря на материальные и временные затраты, — заявили представители нескольких крупных банков. — Дело в том, что банк заинтересован, чтобы судебная практика сложилась в его пользу, это будет ему подспорьем в конфликтах по поводу крупных сумм (например, 499 тыс. рублей).

Как отметил адвокат Олег Никуленко, практически в каждом кредитном договоре есть пункт, согласно которому изменения в договор вносятся по соглашению сторон.

— Таким образом, императивность готовящейся нормы о реструктуризации долга лишает банк как сторону договора права на мнение по изменению его условий. Складывается ситуация, когда клиент в одностороннем порядке может отказаться от своих обязательств, что существенно ущемляет интересы банка как юрлица, чья деятельность направлена на извлечение прибыли. Своевременно возвращенные денежные средства банки могли бы выдать новым платежеспособным клиентам и на более выгодных условиях. Данные изменения — еще одна лазейка, чтобы не гасить кредиты, — считает Никуленко.

Минстрой утвердил сроки выполнения строительных работ на арендуемых у государства земельных участках

Принят документ, которым определены сроки выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений на некоторых арендуемых земельных участках.

Приказ Минстроя России от 27.02.2015 № 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений» вступает в силу с 21 марта 2015 г.

Требование о сроках проведения работ распространяется на земельные участки, предоставленные в аренду по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Приказом установлено, что срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий (12 месяцев), осуществления архитектурно-строительного проектирования (12 месяцев) и строительства зданий и сооружений (36 месяцев), составляет 60 месяцев.

Данные положения не распространяются на случаи предоставления по результатам аукциона государственных (муниципальных) земельных участков:

  • гражданам для индивидуального жилищного строительства;
  • гражданам для ведения садоводства, дачного хозяйства, а также личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления КФХ его деятельности.

 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
19
марта
2015
Учредители агентства