Ежедневный мониторинг законодательства

17 марта 2015

Минэкономразвития усовершенствует порядок оценки земли и зданий

Уже во втором квартале года ведомство приступит к разработке новых правил оценки стоимости земли и капитальных зданий.

Изменение методики позволит сократить количество судебных разбирательств относительно завышенной кадастровой стоимости, считают в Минэкономразвития. Уже во втором квартале года ведомство приступит к разработке новых правил оценки стоимости земли и капитальных зданий. В частности, планируется «уточнить экономическое содержание кадастровой стоимости». Эксперты и бизнес-сообщество считают такое решение запоздалым. По их словам, государство ввело налог, не подготовив для него соответствующую методическую базу. В итоге, в разы увеличилось количество обращений в суды с исками об оспаривании результатов кадастровой оценки. Представители «Опоры России» предлагают, при оценке земли и зданий учитывать несколько факторов. С одной стороны, это отсутствие единого подхода к оценке, из-за чего два одинаковых по виду участка могут отличаться в цене в несколько раз. С другой, у оценщиков до сих пор не отлажено взаимодействие с базами данных налоговых органов и Росреестра, поэтому стоимость земельных участков, их площадь и местонахождение, а порой и количество, не совпадает. К этим факторам добавляется еще и невысокий уровень подготовки самих оценщиков, отбираемых в ходе конкурсов, и они даже не применяют коэффициенты использования полезных площадей при оценке торговых, говорят эксперты. Несмотря на то, что в министерстве обещают быстро закончить работу над новой методикой, заработать она сможет лишь спустя несколько лет, ведь, согласно законодательству, пересматривать кадастровую стоимость региональные власти должны один раз в три года, а руководство крупных городов - раз в два года.

О правилах предоставления субсидий на возмещение части затрат по кредитам, привлекаемым промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности

Постановление от 12 марта 2015 года №214 внесено Минпромторгом России во исполнение пункта 12 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году(распоряжение Правительства от 27 января 2015 года №98-р).

Ввиду повышения ключевой ставки банки, предоставляющие кредиты коммерческим организациям, заявили об увеличении процентных ставок и параметров по новым и ранее выданным кредитам. Это привело к тому, что затраты на обслуживание кредитов, привлекаемых для пополнения оборотных средств и финансирования текущей деятельности, увеличились примерно в два раза.

Подписанным постановлением утверждены правила предоставления в 2015 году субсидий организациям промышленности для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для пополнения оборотных средств и (или) финансирования текущей производственной деятельности. Согласно этим правилам субсидии предоставляются на возмещение затрат по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.

На эти цели планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году предусмотрено 20 млрд рублей. Подписанным постановлением устанавливается, что финансирование будет обеспечено из средств «антикризисного фонда», предусмотренного федеральным бюджетом на 2015 год.

Принятые решения позволят стабилизировать финансовую ситуацию на ключевых предприятиях промышленности, вошедших в перечень системообразующих организаций.

Присоединиться к электросетям в дачных товариществах стало проще

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать владельцам участков, расположенным на их территории, в присоединении к электросетям с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

Соответствующие изменения правительство внесло в "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии...". Постановление об этом опубликовано на сайте правительства.

Таким образом, даже если владелец участка не является членом садоводческого или дачного объединения, он имеет право на подключение к линии, принадлежащей этому объединению.

"Принятое решение направлено на исключение ситуации, при которой сетевая организация при технологическом присоединении прокладывает воздушную (кабельную) линию отдельно для каждого заявителя (потребителя), подвергая угрозе безопасность людей в связи с большим количеством объектов электросетевого хозяйства на территории садового товарищества. Кроме того, создаются условия для урегулирования правоотношений между СНО и гражданами, ведущими хозяйство на его территории в индивидуальном порядке, в части использования общего электросетевого имущества", - отмечается в пояснительной записке к постановлению правительства.

Эксперты определили перспективные сферы для бизнеса

Сокращение доходов граждан, удорожание, а фактически "схлопывание" массового потребительского кредитования и увеличение объема просроченных кредитов не способствуют развитию потребительского сектора. Ожидается, что падение объемов розничной торговли в 2015 году в среднем составит около 10%. Снижение активности коснется большого числа секторов, начиная от продуктов питания и заканчивая электроникой и автомобилями. Но все-таки некоторые сегменты рынка имеют возможность не только пережить кризис без потерь, но и вырасти. "РГБ" опросила экспертов и выяснила, рынок каких товаров и услуг окажется максимально устойчивым в ближайшие полгода-год.

Как ни странно, но спрос на салонные манипуляции и процедуры с очевидным эффектом сейчас растет. В пластической хирургии и косметологии прослеживается заметный тренд: малоэффективные уходовые салонные процедуры остаются невостребованными, а спрос на манипуляции с ярко выраженным и незамедлительным эффектом растет. Кроме того, врачи отмечают приток клиентов у российских пластических хирургов, значительную часть которых составляют иностранцы. "Из-за курсовой разницы оперироваться в России стало намного выгоднее, - говорит Андрей Искорнев, пластический хирург, генеральный директор клиники Platinental. - Много пациентов прилетают на два-три дня даже из Средней Азии, чтобы сделать нитевой лифтинг, армирование лица плазмогелем, лазерную шлифовку и так далее".

Вторая категория предпринимателей, которая может неплохо чувствовать себя в кризис, - продавцы очень недорогих, но остромодных аксессуаров, безделушек. Жителям больших городов, для которых шопинг стал важной частью еженедельного досуга, будет сложно перестраиваться в режим экономии. Многие по инерции продолжат проводить выходные в торговых центрах, но вместо серьезных покупок приобретут что-то недорогое (стоимостью 200-300 рублей), тем не менее радующее глаз.

"За последнее десятилетие жители России - и особенно это касается представителей так называемого городского среднего класса - значительно увеличили уровень своего благосостояния. Уровень жизни подрос, и потребители развили привычку мало в чем себе отказывать, - соглашается Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями в Северо-Восточной Европе Nielsen Россия. - Понятно, что сегодня меньше россиян могут позволить себе, например, частые путешествия за границу, однако желание радовать себя, своих близких никуда не пропадает. Есть все основания ожидать, что отдельные сегменты рынка смогут перетянуть на себя часть высвободившегося потребительского спроса".

По словам эксперта, российские потребители в первую очередь стараются экономить на развлечениях вне дома, а значит, с высокой вероятностью заменят поход в ресторан поездкой в продовольственный магазин, где они смогут порадовать себя покупкой продукта из сегмента "премиум". В условиях благополучной экономической ситуации на такую "сделку" с собой покупатели бы не пошли.

В кризис активизируется торговля подержанными автомобилями, ремонт бытовой техники и электроники, ремонт и пошив верхней одежды

По той же причине несильно, но вырастет сегмент мобильных приложений, контента и услуг различных форматов. Мобильный контент не очень дорогой, и это всегда приятное приобретение, адресованное лично покупателю. "Рынок мобильных приложений, в отличие от рынка мобильных телефонов и смартфонов, далек от насыщения, и разработчики постоянно предлагают пользователям новые продукты", - говорит Алексей Волостнов, директор по развитию бизнеса в России Frost & Sullivan.

Во многих крупных сетевых супермаркетах и гипермаркетах есть товары собственного бренда. Как правило, это продукты низшей ценовой категории для личной гигиены: платочки, шампуни, мыло, туалетная бумага и др. и продовольственные товары. По данным компании Euromonitor International, в ближайшее время сетевые ретейлеры начнут активно развивать направление собственных торговых марок. "Внутри большинства категорий товаров, которые воспринимаются как необходимые - основные продукты питания, средства гигиены и ухода, бытовая химия - скорее всего, подрастут продажи наиболее доступных брендов в линейке. Потребитель остается достаточно чувствителен к качеству продукта, однако будет стараться покупать наиболее дешевые продукты, все еще удовлетворяющие запросы в плане качества", - говорит Анастасия Гончарова, руководитель группы рыночных исследований Euromonitor International.

Правительство ввело оценку фактического воздействия документов

Правительство РФ утвердило постановление от 30 января 2015 г. N 83, которое вводит в практику регулирования новый для федерального уровня институт - оценку фактического воздействия. На уровне такой оценки, если упрощенно, сравнивается, чего хотели достичь и чего достигли по факту, какие барьеры не хотели устанавливать или писали, что их не будет, но они возникли на практике и повысили издержки бизнеса.

В середине 2013 года была сильно изменена процедура проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Собственно, главным изменением стало включение в проведение оценки самих разработчиков. Также ФОИВ обязали самостоятельно проводить публичное обсуждение инициатив, которые они готовят. Именно обсуждений, а не традиционного раскрытия информации о разработке акта. Раньше это бремя целиком было возложено на профильный департамент минэкономразвития (департамент ОРВ).

Принимая во внимание, что новая система распределения обязанностей несла в себе множество рисков, НИСИПП попытался проводить оперативный мониторинг - собирать и анализировать статистику и содержание работы разработчиков актов, которые можно отследить по единому порталу regulation.gov.ru. Обо всех тенденциях, которые обнаружились, и рисках, которые начали реализоваться с переходом на так называемую децентрализованную систему проведения оценки, вряд ли стоит вспоминать. Собственно, проводить мониторинг прекратили в связи с падением исследовательского интереса подтверждать одни и те же негативные тенденции и отсутствием каких-то значимых событий, которые могли бы их изменить в положительную сторону. Департаменту ОРВ и немногочисленным ведомствам-соратникам пришлось увидеть все возможные центробежные тенденции в рамках этой новой децентрализованной модели. Причем департаменту досталось зрелище, невиданное до этого никаким ведомством, - поток проектов актов около 1 тыс. в год в одно узкое горло. Ладно бы количество, проблематика актов от 27 ведомств в самых разнообразных отраслях регулирования, но объединенных одним - желанием и возможностью регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Фактически на департамент замкнулся поток из 10% всех актов, подготавливаемых федеральными ведомствами. На пару десятков бойцов, включая методологов, которые в оценке и проведении расчетов не участвуют.

Разработчики настолько некачественно взялись за оценку собственного нормотворчества, что многие документы с результатами ОРВ (прежде всего сводный отчет об ОРВ) были похожи на студенческие рефераты, сделанные в последний день перед сессией. Количество и доля очевидных ошибок росли постоянно, в январе 2013 года наступила кульминация - мы выявили ошибки и несоответствия методике ОРВ в 100% сводных отчетов, размещенных на портале за этот период. В 20% случаев ФОИВ-разработчики "забывали" размещать сводные отчеты. Это означало, что публичные обсуждения проведены с нарушением постановления правительства РФ N 1318, и, если подходить по всей строгости, можно сказать, не начинались вовсе. Были и свои ведомства-рекордсмены, повторяющие и ошибки, и такие отходы от правил постоянно. Некоторые приспособились, однажды сочинив шаблон, копировать его, не обращая внимания на специфику очередного проекта акта, который они разрабатывают, - в сводном отчете менялось только название проекта, более ничего. Отраслевые департаменты подходили к составлению документов формально либо вообще забывали, что эти обязанности существуют. Все это сдавалось в департамент ОРВ.

Ну а сторонние или включенные наблюдатели за всем этим неуважением ведомств к собственной же работе могли теперь наблюдать, за что по достоинству оценили портал regulation.gov.ru. Хотя в период его становления к работе и привлекательности портала была масса нареканий, и только ленивый его не критиковал. Это уже потом мы осознали, какие возможности дает портал и как с ним можно работать и использовать тем же ассоциациям и заинтересованным лицам в своих целях. И то, что неудовольствие вызвано не только техническими недоработками, но и содержанием того, о чем мы только догадывались, а теперь увидели.

Завершив те наблюдения на такой неутешительной ноте, со сложившимся впечатлением, что, в общем-то, оценка, хорошо начавшись в 2011-2012 годах, скатывается в тартарары в условиях децентрализации, да еще и ускоряется при этом.

В конце концов, на вопрос "плохого института ОРВ" обратило внимание сперва Открытое правительство, а затем собственно правительство РФ, проведя заседание, по итогам которого было принято решение по апгрейду ОРВ до версии 3.0 и введения, наконец-то, оценки фактического воздействия - оценки уже в реальности того, что ведомства насочиняли и приняли в итоге, причем уже комиссиями правительства.

Уверен, во многом благодаря подъему вопроса на верхний уровень начались подвижки в положительную сторону. Их мы наблюдаем по результатам нового недавно проведенного мониторинга, в котором сравнены между собой два периода: июль 2013 - февраль 2014 и октябрь 2014 - февраль 2015. Значительным образом улучшилась дисциплина ведомств с точки зрения размещения сводных отчетов, их подготовки и заполнения, стало меньше несоответствий методике ОРВ: доля отчетов с очевидными ошибками снизилась до 60%. Таким оно было только в августе 2013 года, когда, по всей видимости, специалисты таких ведомств, как Роспотребнадзор и Росалкогольрегулирование, отлучались в отпуска (эти ведомства до сих пор занимают последние позиции по качеству подготовки сводных отчетов).

Значительно, судя по статистике, повысилась активность участников публичных консультаций на портале regulation.gov.ru. Ранее портал не вызывал интереса, среднее количество участников было менее одного человека в расчете на проект. Сейчас этот показатель вырос в три раза. И что важно, круг ведомств с относительно высокими показателями участия расширился.

И то, и другое, по идее, должно положительно сказаться на работе департамента ОРВ: его специалистам меньше внимания теперь приходится уделять вопросам соблюдения процедур, стало больше мнений. Значит, можно уже сравнивать их, выявлять позиции - словом, больше времени на внимание к содержательным вопросам, к самим проектам актов. Ведь во главе угла в оценке - выявление в актах несоответствия способа решения масштабу проблемы и ненужных издержек ведения бизнеса.

Вместе с тем появились новые тревожные тенденции и укрепились (но хорошо, что не стало хуже) некоторые старые. Количество проектов актов, поступающих на оценку, остается примерно тем же, но увеличилась доля актов, которым разработчики присваивают среднюю и высокую степень регулирующего воздействия - такие акты увеличивают издержки предпринимателей, изменяя старые правила, или вводят новое регулирование. Вместе с тем есть мнение, что ряд ведомств продолжает назначать степень, придавая ей другое значение, вводя в заблуждение участников публичных обсуждений и департамент ОРВ.

По-прежнему плохо формируются важные разделы отчетов, связанные с установлением целей регулирования, показателями достижения целей, оценкой издержек предпринимателей и рисками регулирования. На это как на традиционное можно было бы закрыть глаза. Но теперь нельзя не принимать во внимание постановление правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83, которое вводит оценку фактического воздействия. С начала 2016 года придется отвечать за установленные показатели и цели. А тому, кто этим манкировал, придется при фактической оценке фактически же заново проводить ОРВ, только теперь это назовем "ретроанализом". Или это сделают за него - на уровне правительственных комиссий со всеми вытекающими.

Доля участия юрлиц в малом бизнесе увеличится

Доля участия юрлиц в капитале малых и средних компаний РФ может увеличиться с 25 до 49%. Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила документ, который вносит эти изменения.

Инициатива призвана поддержать коллективные формы инвестирования в инновационные проекты. Реализация таких проектов предполагает учреждение совместных предприятий либо вложение ресурсов в уставный капитал действующих предприятий. Сейчас при нарушении требования к структуре уставного капитала и превышении порога владения МСП юрлицом в 25% малые и средние предприятия теряют свой статус, а, следовательно, и льготы для МСП.

Авторы документа уверены, что вносимые изменения позволят развивать формы коллективного инвестирования в инновационные проекты в инновационном центре "Сколково". "Возможно, для резидентов этого инновационного центра законопроект и принесет практическую пользу", - считает Дмитрий Волосов, управляющий партнер юридической компании Ценные Бумаги Консалтинг. Но, по его мнению, для остальных 99% предпринимателей доля участия юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий является непринципиальной, поэтому многие из них изменений и вовсе не заметят.

Эксперты считают, что предложенное изменение законодательства является декоративным. Оно устраняет ограничение, которое компании давно научились обходить на практике. "Порядок предоставления статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, поставленный в зависимость от доли участия юридических лиц в уставном капитале, выглядит крайне архаичным, - поясняет адвокат Святослав Пац. - Юридическое лицо формально может иметь долю 25% или 49% в уставном капитале субъекта малого и среднего предпринимательства либо может вообще не иметь доли участия в капитале, но посредством корпоративного договора или иного соглашения фактически определять условия осуществления деятельности таким субъектом". Для реального изменения степени воздействия на МСП юрлиц, которые владеют долей в их капитале, нужно проработать законодательные нормы более глубоко с учетом сложившейся практики управления компаниями.

Российский бизнес пожаловался на участившиеся проверки

С начала года бизнес фиксирует повышенное внимание к себе со стороны контролирующих органов. Предприниматели считают, что ревизоры стали приходить чаще и проверять строже. Методы противодействия излишнему контролю обсудили участники "круглого стола" "Предприниматели против незаконного вторжения и незаконных проверок бизнеса" в Московской ТПП.

Проверять бизнес имеет право огромное количество структур. "Органов государственного контроля довольно много. Есть федеральные и субъектов РФ", - говорит старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за соблюдением Федерального законодательства прокуратуры города Москвы Анастасия Москалева. Но окончательную цифру назвать не решается, сложно сосчитать. Кроме того каждая из контролирующих структур старается застать предпринимателей врасплох.

"Есть плановые проверки - они менее эффективны, потому что к ним можно подготовиться за год, и есть внеплановые - более эффективные, так как внезапные, но и более болезненные для бизнеса", - рассуждает Владимир Платонов, старший вице-президент Московской ТПП. Упорядочить внеплановые визиты должна процедура согласования таких ревизий с прокуратурой, но работает этот механизм не всегда. "Есть ряд внеплановых проверок, которые проводятся без согласования с прокуратурой", - отмечает Москалева.

Госорганы ежегодно рапортуют о сокращении числа проверок. "Два года назад нами планировалось около 25 тыс. проверок юрлиц. Сейчас около 20 тыс. И количество их будет постепенно сокращаться", - говорит Алексей Котт, заместитель начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Москве. При этом МЧС сообщает, что показатели количества пожаров и травмирования людей не ухудшились.

О сокращении числа проверок сообщает и ФНС. При этом служба разработала концепцию, которая позволяет компании подстраховаться и рассчитать вероятность проведения выездной проверки. "Мы внедряем сейчас систему моделирования поведения налогоплательщиков, - сообщает замглавы контрольного отдела УФНС России по г. Москве Денис Миронов. - В определенной отрасли выделяются те компании, у которых велик риск неуплаты налогов". Данные о самых частых ошибках раскрываются остальным компаниям отрасли, чтобы они могли проверить себя.

Далеко не всегда контролеры преследуют благие цели, нередко проверка является способом вымогательства денег у бизнеса. "К сожалению, у нас не всегда сотрудники относятся добросовестно к своим обязанностям. К нам поступает множество сигналов", - признается Денис Миронов. Однако не всегда в коррупционных преступлениях виноваты чиновники, предприниматели зачастую сами становятся инициаторами нарушений. "Мы выявили 250 фактов взяточничества, 350 фактов дачи взятки. Не только контролирующие органы создают проблемы, связанные с коррупцией, но и сами предприниматели", - говорит Александр Блинов, замглавы отдела по борьбе с коррупцией в органах власти и управления ОРЧ УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москвы. Миронов считает одним из способов сокращения коррупции - развитие электронных сервисов: "Одной из целей внедрения этих сервисов является максимальное устранение общения компании с инспектором".

Бизнесмены уверены, что в сложившейся экономической ситуации должны быть смягчены требования к компаниям при проверках. "Проверяющие работают на вскрытие преступлений. Недавно коллегу, бизнес которого существует полгода, вызвали на комиссию и попросили скорректировать НДС в соответствии со средними показателями по отрасли. В кризисной ситуации нужно скорректировать этот подход, - считает Александр Любосердов, управляющий партнер юридического центра "АЛИР". - В условиях, когда бизнес сокращает персонал, не время требовать соответствия статистическим показателям". Это может спровоцировать банкротства.

Необходимо снизить и частоту ревизий. "Все коллеги заметили, что в последние несколько месяцев возросло количество проверок и аппетиты проверяющих", - говорит Александр Любосердов. Предприниматель Феликс Лапин рассказывает, что в его небольшой торговой точке проверяющие три раза были в декабре и два раза с начала года. При этом ИП работает на патенте, то есть соприкосновение такого бизнеса с проверяющими должно быть сведено к минимуму. Налоговики недоумевают, между проверками должно пройти не менее трех месяцев, но нежданные контролеры идут один за другим. Лапин говорит, что это нервирует и отвлекает от работы. От 30 минут до часа он тратит на общение с контролерами.

Очевидно, что такие набеги на торговые точки полноценными выездными проверками назвать нельзя. Но Москалева заявляет, что есть другая форма ревизии - обследования и осмотры. Они более простые и не предполагают длительного пребывания на территории юрлица.

"Обследования и осмотры проводятся без взаимодействия с юрлицом и предпринимателем. Не налагают никаких обязанностей. Но в случае выявления нарушений выдается предписание", - сообщает Москалева, уточняя, что это более безопасный для бизнеса механизм проверки. Вячеслав Глебов, генеральный директор "Корпорации-ФИШТ", предостерегает от поспешных выводов: "Такая форма помогает обходить закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а последствия таких обследований такие же, как от выездной проверки".

Кроме того, проверки могут проводить организации по защите прав потребителей и объединения активистов. Закон им это разрешает. Но опытные бизнесмены советуют не предоставлять таким визитерам слишком много свободы и отправлять за дверь при первой возможности. Ведь некоторые организации по защите прав потребителей давно превратились в профессиональные группы по вымогательству денег.

Бизнес поддержал антимонопольные инициативы ФАС

Бизнес поддерживает новеллы, подготовленные ФАС России, касающиеся запрета недобросовестной конкуренции, стало ясно на совместном заседании совета руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП РФ, председатели комитетов палаты и представители ФАС России.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин обозначил несколько направлений, по которым палате и ФАС предстоит вести дальнейший диалог. В частности, это работа над совершенствованием четвертого антимонопольного пакета. В целом бизнес поддерживает инициативы ФАС. Но есть и ряд замечаний. К примеру, некоторые положения законопроекта (ст. 14) вступают в противоречие с частью 4 ГК РФ и международными правовыми актами, в частности, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский отметил, что основной смысл пакета - снижение госрегулирования там, где без него можно обойтись. В частности, ФАС постарается "не трогать" малый бизнес. Еще одна новелла - запрет на присутствие МУПов и ГУПов в сферах, где возможно наличие конкуренции: в этом случае должен действовать только частный бизнес.

Международные институты пока не особо высоко оценивают конкуренцию в России

Свою лепту в развитие конкуренции внес и закон 44-ФЗ, сообщила начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Татьяна Демидова. Так, по статистике минэкономразвития, на 62% увеличились закупки у малого бизнеса, с 424 до 891 млрд руб. - экономия бюджетных средств, на 50% выросло количество электронных аукционов и т.д. Закон будет совершенствоваться: со второго полугодия 2015 г. компании с оборотом более 10 млрд руб. смогут определять перечень товаров, работ и услуг на сумму менее 50 млн руб., закупаться которые должны у малого бизнеса. А с 1 февраля 2016 года объем заказа у малого бизнеса будет размещаться на портале закупок.

Тем не менее, считает председатель комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Наталья Фонарева, современное антимонопольное законодательство не вполне адекватно нынешним реалиям, поскольку до 90% "злодеяний" в сфере производства и торговли под антимонопольное законодательство не попадают. Так, оно не может повлиять на взлет цен на львиную долю товаров и услуг. А там, например, где торговая точка одна, речь идет именно о господстве монополии, даже если эта "монополия" - обычный ларек. Второй пример: в "голодные" годы господдержка перепадает лишь банкам с госучастием, хотя в Конституции продекларировано равенство всех форм собственности.

Так что совместная работа предстоит серьезная. Тем более, что международные институты не особо высоко оценивают конкуренцию в России. В рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг. по индексу "Конкуренция" Россия находится на 119-м месте, по разделу "Конкуренция на внутреннем рынке" - на 113-м месте. Сам же бизнес оценивает конкурентную среду на внутреннем рынке в 70% из 100 возможных.

Преследование компаний за серые зарплаты заставит их уйти с рынка

Одна из недавних законодательных инициатив, де-юре направленная на то, чтобы вывести из теневого поля работодателей, выплачивающих так называемые серые или вовсе черные зарплаты сотрудникам, де-факто может обернуться закрытием большинства малых и средних предприятий.

Идея наделить органы контроля за уплатой страховых взносов правом проводить внеплановые выездные проверки в отношении предпринимателей, на которых поступили жалобы от Роструда, принадлежит минтруду. В одном направлении с ведомством смотрят и регионалы: Верховный совет Республики Хакасия внес в Госдуму законопроект, в котором предлагается усилить с 2016 года ответственность работодателей за сокрытие налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В НК РФ предлагается внести поправки, предусматривающие ответственность работодателя за занижение размера зарплаты работников на счетах бухгалтерского учета. Штраф предположительно составит 40% суммы неуплаченного налога, но не менее 150 тыс. руб.

Все это очень похоже на очередную попытку методом кнута "дисциплинировать" бизнес: не принимая во внимание ни текущую экономическую обстановку в стране, ни сложившуюся культуру налогоплательщиков, ни отношение граждан к социальным гарантиям государства.

Сегодня размер стандартных отчислений в ФСС, ПФР и ФОМС - около 30% от фонда оплаты труда, еще 13% платится в виде НДФЛ. С правовой точки зрения, его уплачивает физлицо, а организация берет на себя обязанность по отчислению этого налога, но фактически получается, что большинство работников не воспринимают НДФЛ как часть своего дохода, отдаваемую государству. Многие при приеме на работу спрашивают: сколько я буду получать на руки? Так, обязанность налогового агента выливается в дополнительную нагрузку на работодателя, который вынужден лавировать, находя компромисс между ожиданием соискателя и расходами на зарплату. Дополнительно к социальным взносам и НДФЛ предприниматель (в ряде случаев) доплачивает за травматизм. В результате совокупная сумма отчислений с фонда оплаты труда составляет 43-45%, то есть половину зарплаты сотрудника.

Безусловно, нужно платить белые зарплаты, но для многих малых предприятий большая проблема выплачивать достойную зарплату работникам в нынешних условиях в принципе, а налоги с нее ставят подчас на грань выживания. В сфере услуг, где основные затраты на зарплату, для многих предприятий, работающих вне правового поля в части заработных плат, уход от конвертов приведет к тому, что вся прибыль уйдет на налоги по зарплате. Это будет просто равносильно их закрытию. Можно предположить, что они повысят цены и переложат затраты на конечных покупателей, однако будет ли кто-то переплачивать, особенно в кризис?

Сотрудник, конечно, заинтересован в хорошей белой зарплате: когда у человека невысокий официальный доход, в меньшей степени идет формирование пенсионных накоплений, меньше возможностей, связанных с потребительским кредитованием и с ипотекой, меньшие суммы, по сравнению с тем, у кого полностью белая зарплата, получит гражданин, реализуя свои права, предусмотренные Трудовым кодексом: компенсацию при сокращении, оплату больничных листов, декретные выплаты и пособие по уходу за ребенком. И тем не менее, несмотря на все лишения, которыми оборачивается для работника неофициальная зарплата, прежде всего он заинтересован в высокой зарплате, которую ему выдают на руки. Сейчас это запрос номер один. В России молодая пенсионная система, и у людей большие сомнения в ее состоятельности.

К слову, у ПФР и ФСС сейчас есть право проверять компании на предмет выплаты страховых взносов с зарплат сотрудников. Предусмотрена ответственность от административной в виде пеней и штрафов до уголовной. Дополнительное ужесточение ответственности и увеличение объема проверочных мероприятий лишь усилит замах и вес дамоклова меча, нависшего над бизнесом, увеличит стресс и риск угрозы закрытия бизнеса.

На мой взгляд, более правильный шаг, который может переломить существующую систему, - это снижение фискального бремени и более широкое распространение налоговой льготы, позволяющей уплачивать 14 вместо 32% для малого бизнеса. Лишь на этом фоне целесообразно усиливать контроль и ответственность бизнеса. Это даст возможность не только повысить собираемость, но и создаст более благоприятные условия для развития экономики. Ведь, по сути, бизнес заинтересован работать в правовом поле и с гораздо большей охотой согласится заплатить подъемную сумму и "спать спокойно".

Поясняя предложение о расширении льгот, приведу такой пример. У нас сейчас есть льгота для отдельных категорий предприятий, которые платят 14% во внебюджетные фонды вместо 30%. Но эта льгота распространяется только на предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, и действует для определенных отраслей: IT, НИОКР, производство. В Москве, например, таких компаний не так много, и предприятия, которые могли бы воспользоваться льготой, по факту не могут ее применить. Например, строительные компании, предприятия оптовой торговли, производственники вынуждены уплачивать НДС, а значит, не могут применять упрощенку и, следовательно, платить взносы с фонда заработной платы по льготным ставкам.

В современной истории России был такой период, когда предприятия на упрощенке, которым доступны были льготы по соцвыплатам, начинали массово обелять зарплаты. При этом снижение самой нагрузки не означало снижения объема поступлений в бюджет: хотя суммы выплат и стали меньше, их процент вырос за счет увеличения количества предприятий, перешедших полностью в правовое поле.

В РСПП состоялось обсуждение антикризисных мер в мединдустрии

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку

17
марта
2015
Учредители агентства
Меню сайта
Учредители агентства