М.Вышегородцев: бизнес в России - один из самых доходных.


Подпишитесь на рассылку сайтаИнвестиционная и бизнес-привлекательность различных стран и регионов становятся в современном мире все более актуальными темами. Россия старается не отставать в этом процессе, а лидирующее место занимает столица страны - Москва. О том, что делается для развития и поддержки бизнеса в столице России, а также об итогах своего визита в интервью газете \"Лондон-инфо\" рассказал руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы М. Вышегородцев.
В. Какова была цель Вашего визита в Лондон?
О.: Мы ставили себе целью ознакомление с формами поддержки предпринимательства в Лондоне - от этапа старта, продвижения продукции до покупателя. Нас также интересовали наработки властей Англии по преодолению административных барьеров, по работе с законодательством, по молодежному и женскому предпринимательству и вообще по популяризации предпринимательства как такового. Как оказалось, это очень актуальная тема. Здесь есть специальная программа, которая заключается в том, чтобы рассказывать англичанам о популярности бизнеса, о его привлекательности. В Англии больше 90% - это малые предприятия, поэтому власти очень внимательно относятся к проблематике малого бизнеса.
Для нас было очень интересно узнать о системе финансовой поддержки малого бизнеса. В частности, о том, что в основном госорганы уходят от принятия на себя инициативы финансовой поддержки и передают это в руки специализированных коммерческих структур - банков, микрофинансовых агентств и т.д. В России малый бизнес все еще получает поддержку органов госвласти. В Англии этого уже нет, но мы идем по этому же пути. По итогам этого визита я для себя сделал заключение, что мы сейчас во многом повторяем в развитии то, что уже прошли власти Лондона. Очень интересный опыт информационной поддержки - вебсайтов, которые рассказывают о том, какую поддержку может получить начинающий предприниматель и где.
Предприниматели как в Лондоне, так и в Москве жалуются на различные административные преграды. И задача властей - убирать эти преграды и давать развиваться бизнесу. Мы посмотрели несколько бизнес-инкубаторов, и мне очень понравилось в одном из них, где ставилась задача не только приютить бизнесмена, но и дать ему возможность работать. Управляющая компания этого бизнес-инкубатора принимает на себя маркетинговые задачи бизнеса до стадии первой продажи товара или услуги.
Также оказывается консультационная поддержка, бухгалтерская поддержка, если таковая необходима. Мне кажется, что это очень положительный момент. В России мы тоже реализуем такую поддержку в бизнес-инкубаторах, но до стадии первой продажи поддержку не оказываем. Думаю, что именно это мы могли бы перенять. Сетевая система поддержки бизнес-инкубаторов тоже очень интересна, когда одна управляющая компания руководит всеми бизнес-инкубаторами по всей стране. Перед нами стоит такая же задача - консолидация межрегиональных связей Москвы и создание таких же бизнес-центров и в других регионах России. Мы договорились о том, что московские малые предприятия, работающие в инновационной сфере, смогут предлагать свою продукцию через интернет-сайты в эти бизнес-инкубаторы, чтобы управляющие компании смогли продвигать эту продукцию на английском рынке и других рынках, где у них есть контакты. Соответственно, мы попытаемся, чтобы и продукция малых предприятий Англии поступала через информационный ресурс на российский рынок, и если такие контакты приведут к развитию бизнеса или новым деловым контактам, это будет выполненная нами работа. Мы приехали для того, чтобы развивать межрегиональные и международные связи.
В.: Когда Россия сможет догнать Запад в области поддержки малого бизнеса?
О.: В чем-то они ушли дальше, в чем-то - мы. Мы можем похвастаться не худшей структурой бизнес-поддержки в Москве. Это и бизнес-инкубаторы, то же внимание городской власти к проблемам малого бизнеса. Они дальше нас ушли в поддержке со стороны коммерческих структур, когда подобные структуры сами вкладывают деньги в то, чтобы развивался малый бизнес, и в этом видят эффективность вложенных средств. У нас коммерсанты к малому бизнесу относятся как ко вторичному, особенно крупные компании. Здесь у англичан, безусловно, можно поучиться. Но в каких-то вопросах мы работаем совсем не хуже них. К примеру, в вопросах подготовки кадров, молодежного предпринимательства, информационного обеспечения малого бизнеса. В России некоторые вопросы урегулированы в законодательном плане, а здесь такого нет. К примеру, в России по закону требуется, чтобы 15% госзаказа размещалось у малого бизнеса. У англичан такого требования законодательно нигде не прописано, хотя они говорят, что они выполняют и 25%. Здесь просто чуть больше денег в малом бизнесе. Но, наверное, это потому, что и самого малого бизнеса больше.
В.: В последние годы часто проводят параллели между Москвой и Лондоном. В чем Вы видите преимущество той и другой столицы?
О.: Я бы не стал говорить о преимуществах: и тот, и другой город - столицы своих государств, сосредоточение бизнеса, капитала. Соответственно, бизнес развивается намного активнее, чем в регионах. Нам понравилось, что в Лондоне проводится неделя предпринимательства - своеобразный фестиваль малого и среднего предпринимательства. То есть, привлекается внимание горожан к малому и среднему бизнесу. У нас такие мероприятия проводятся более разрозненно, чем в Лондоне, и в разное время. В Москве много бизнес-инкубаторов, и в этом, я считаю, мы обошли Лондон. По итогам встречи договорились продолжить наше общение. Мы постараемся, чтобы подобные контакты с этим профильным департаментом происходили и в дальнейшем. Я думаю, что это интересно как нам, так и англичанам.
В.: Какие советы Вы могли бы дать тем, кто собирается вести дело в Москве?
О.: Во-первых, меньше опасений. Если не считать 1998-го года, когда был дефолт, бизнес активно развивается. Доходность бизнеса в России выше, чем в любой другой европейской стране. Меньше конкуренция, и можно начинать свое дело абсолютно в любой области, а наш Департамент поддержки и развития малого и среднего бизнеса Москвы готов оказывать всяческое содействие таким партнерским связям. У нас действуют различные ассоциации, фонды, структуры поддержки бизнеса, которые могли бы продвигать эти идеи на рынке не только в Москве, но и в России в целом.

ИА \"Альянс Медиа\"

4 апреля 2006