Ежедневный мониторинг законодательства

16 марта 2015

Проект Федерального закона N 738694-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ планируется предусмотреть положения о взыскании компенсации за фактическую потерю времени с лица, которое злоупотребляет своими процессуальными правами.

Согласно законопроекту в случае, если, например, злоупотребление процессуальными правами привело, в частности, к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса или воспрепятствованию правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд сможет взыскать с виновных такую компенсацию в пользу лица, права и законные интересы которого были нарушены. Взыскание названной компенсации не будет зависеть от результатов рассмотрения дела. Предполагается, что ее размер должен определяться судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

На сегодняшний день подобная норма (о взыскании компенсации за потерю времени) содержится в ст. 99 ГПК РФ, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ она отсутствует. При этом в случае когда лицо злоупотребило своими процессуальными правами, его могут обязать, в частности, возместить все судебные расходы, если данное злоупотребление привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (ч. 2 ст. 111 АПК РФ).

Вместе с тем в Арбитражном процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах РФ под недобросовестным осуществлением процессуальных прав планируется понимать их реализацию с целью, отличной от защиты и восстановления нарушенного либо оспоренного права или законного интереса. Это может быть в том числе недобросовестное заявление неосновательного иска, неосновательный спор относительно иска (в законопроекте определено, что под ними понимается).

Согласно рассматриваемому документу суд сможет объявить лицу, злоупотребляющему процессуальными правами, замечание с занесением в протокол. Указывается также, что это замечание будет учитываться при рассмотрении и разрешении дела. Кроме того, суд вправе применить иные неблагоприятные последствия, предусмотренные Арбитражным процессуальным или Гражданским процессуальным кодексами РФ (в зависимости от типа судопроизводства).

Бизнес попросил сдвинуть экологический сбор на 2018 год

Бизнес-ассоциации попросили президента России Владимира Путина на три года обнулить экологический сбор, который должны платить предприятия, не способные утилизировать отходы своих товаров. Об этом говорится в письме 19 ассоциаций, объединяющих производителей продуктов питания и массового спроса, на имя Путина. Бизнес должен будет одновременно платить сбор и строить собственные мощности по утилизации отходов. Вместо развития мусороперерабатывающей отрасли эти меры обернутся ростом потребительских цен на 3-15%, говорится в письме.

Вступившие в силу с 1 января 2015 г. поправки в закон «Об отходах производства и потребления» не определяют величину сбора, и поэтому бизнес не успевает запланировать расходы на создание систем утилизации. Сейчас обсуждается ставка экологического сбора в размере 1,5-4,5% от себестоимости тонны или единицы продукции без учета НДС, сказано в письме со ссылкой на опубликованные Минприроды проекты постановления правительства. Выполнение закона предприятиями, входящими в РАТЭК (подписавшая письмо Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники), обойдется им в $500 млн ежегодно, говорит директор ассоциации по связям с общественностью Антон Гуськов. По его словам, помимо самой утилизации в эту сумму входят документооборот и логистика.

Предприятия должны либо платить сбор, либо утилизировать отходы, объясняет Антон Гуськов. Но сейчас в России нет мощностей, способных удовлетворить массовый спрос бизнеса на утилизацию, а к 2018 г. они появятся, надеется он. Либо предприятия построят собственные заводы, либо объединятся для этого с другими организациями, либо будут пользоваться услугами специальных компаний, число которых должно увеличиться, считает Гуськов.

Без введения сбора переработка мусора как сектор экономики развиваться не сможет, уверен бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов. Сейчас этот сектор он оценивает в несколько миллиардов долларов. В свою очередь, сбор позволит реформировать отрасль и создать более глубокое перераспределение отходов - и тогда их можно будет перепродавать, говорит он. По словам Неверова, схожие инструменты уже есть в развитых странах.

Осенью госкорпорация «Ростех» предлагала назначить ее федеральным оператором строительства и использования инфраструктуры, необходимой для утилизации и размещения твердых бытовых отходов. Об этом гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов писал в письме президенту Владимиру Путину. Благодаря «Ростеху» поступления от экологического сбора могли пойти в отечественную экономику - развивать соответствующие производства и создавать новые рабочие места. В 2015 г. «Ростех» претендовал на 30 млрд руб., которые должны были поступить от экологического сбора.

Однако бизнес-сообщество воспротивилось появлению фактической монополии, утверждает Неверов. Вместо «Ростеха» как единого оператора в законе прописаны единые региональные операторы, которые в каждом регионе будут выбираться с помощью конкурентных процедур, объясняет он.

РАТЭК тоже не важно, кто именно будет федеральным оператором, говорит Гуськов. Он отмечает, что мусор фактически становится товаром и, чтобы не допустить монополии, это не должна быть одна организация.

Подоходный налог могут повысить до 16 процентов

В Государственную думу внесен законопроект о повышении с 2016 года подоходного налога с нынешних 13 до 16 процентов.

Автор - депутат Николай Рябов в пояснительной записке пишет, что в России имеет место чрезвычайно высокая дифференциация доходов работающего населения: средний уровень денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10 процентов населения с самыми низкими доходами более чем в 16 раз.

Депутат напоминает, что с 1992 года по 2000-й год в стране существовала прогрессивная система налогообложения с разными диапазонами, предусматривающими ставки от 12 до 60 процентов доходов. По его мнению, и сегодня введение прогрессивного налога могло бы уменьшить социальную напряженность в обществе, связанную с чрезмерной разницей в материальном достатке. Но уже имеющаяся в стране практика применения "дает основание полагать, что возврат прогрессивной шкалы в Кодекс может привести к уклонению от уплаты налога и снижению поступлений в бюджет".

Поэтому депутат предлагает просто повысить нынешнюю единую ставку подоходного налога на 3 процента. А параллельно, для компенсации потерь малоимущих, освободить от налогообложения доходы, равные минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Ныне это 5 тысяч 965 рублей в месяц.

В результате, по подсчетам Николая Рябова, реальное увеличение налоговой нагрузки - от 1,5 до 3 процентов затронет лишь 20 процентов россиян с самыми высокими доходами. А 10 процентов с наименьшими доходами предлагаемые изменения в налогообложении "фактически не затронут".

Исторические усадьбы предложили передать российским предпринимателям, которые смогут спасти их от разрушения

Исторические усадьбы, в которых жили наши выдающиеся соотечественники - ученые, военные, титулованные особы, писатели, композиторы, художники - предложили передать  предпринимателям, чтобы они поддерживали их на должном уровне. Такая идея прозвучала на совещании по развитию внутреннего туризма, которое прошло в Рязанской области.

Сегодня в регионах в хорошем состоянии содержатся единичные усадьбы. На поддержание десятков памятников не хватает денег. "Составьте перечень всех усадеб с указанием, в чьей собственности они находятся и в каком они состоянии", - обратился к своим коллегам губернатор Рязанской области Олег Ковалев. Предпринимателям, которые возьмутся за восстановление и содержание исторических и культурных памятников, глава региона пообещал максимальные преференции и налоговые льготы.

"Это действительно, как минимум, не по-хозяйски, когда усадьба, имеющая историческую, просветительскую, культурную ценность, разрушена или в плачевном состоянии. К сожалению, мы без уважения относимся к своему прошлому, к достижениям предков. И я в целом поддерживаю идею о передаче таких памятников в регионах инвесторам, которые будут создавать инфраструктуру, объекты для привлечения туристов. Тем самым мы будем развивать и экономику, и культуру", - выразил мнение в беседе с "РГ" руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

Усадьба - это не просто комплекс жилых, хозяйственных или парковых построек, а особое явление в русской истории, культуре и архитектуре, отмечают эксперты. До революции в некоторых регионах, особенно в Центральной России, были сотни усадеб. После 1917 года многие были разрушены, а уникальные картины, музыкальные инструменты, принадлежавшие российским дворянским семьям, проданы за границу. "С 1918 по 1923 годы из наших усадеб было вывезено колоссальное количество предметов искусства и быта, которые до сих пор продаются за огромные деньги. Совсем недавно на крупнейшем международном аукционе по продаже антиквариата "Sotheby's" за несколько миллионов фунтов стерлингов был продан автограф партитуры Второй симфонии Рахманинова. Буквально в ноябре прошлого года на "Sotheby's" и на "Christie’s" было выставлено колоссальное количество русских ценностей. Смею вас уверить, что минимум 70 процентов этих экспонатов из русских усадеб", - рассказал "РГ" директор Музея-усадьбы С.В. Рахманинова в Тамбовской области Александр Ермаков. По его словам, немалое количество картин и скульптур, представленных ныне в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, также было вывезено из провинциальных усадеб.

"Идея о передаче усадеб предпринимателям сама по себе прекрасна. И, если не ошибаюсь, подобные инициативы уже были. Но у нас многое зависит от нюансов, - рассказала "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. - Надо понять, на каких условиях предпринимателям будут передавать эти усадьбы, ведь есть государство, есть наследники. Это будет сдача в аренду или что-то иное? И надо понимать, что усадьба - это исторический и культурный объект, где многое под запретом. Если за счет бизнеса пытаются решить вопросы сохранения памятников, то надо пойти на уступки бизнесу. Во-первых, полностью освободить от налога на прибыль. Во-вторых, снять лишние ограничения для туристов. В-третьих, помочь с рекламой. Тогда эта идея заработает".

Работодателей обяжут брать на работу бывших заключенных

Работодателей могут обязать брать на работу бывших заключенных. Об этом говорится в законопроекте, который внесен сегодня в Госдуму.

По словам авторов законопроекта - депутатов госсовета Республики Коми, сегодня в нашей стране сложная ситуация с работой для россиян, освобожденных из учреждений исполнения наказаний. "Работодатели неохотно принимают их на работу, - говорится в пояснительной записке к документу. - Хотя более половины этих граждан находятся в наиболее активном возрасте для продолжения образования и труда".

А из-за того, что они не трудоустроены, растет количество преступлений, говорят депутаты.

В связи с этим они предлагают обязать компании, в штате которых более ста человек, брать бывших заключенных на работу.

"То есть предлагается установить квоту для приема на службу тех, кто освобожден из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в течение одного года со дня освобождения), признанных в установленном порядке безработными, - сказано в записке. - А также для осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и признанных в установленном порядке безработными.

Напомним, что ранее в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий работодателей брать на службу пенсионеров и выпускников ВУЗов, как самых незащищённых на рынке труда работников.

Советы потребителей помогут контролировать естественные монополии

Важным условием реализации общественного контроля за естественными монополиями является создание на федеральном и региональном уровне советов потребителей. Об этом заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе семинара-совещания.

"Но самое главное, что мы делаем, - объясняем, почему те или иные решения мы не можем принять, в чем аргументация. Делаем это тоже понятно прозрачно. Советы потребителей являются важными участниками в работе с естественными монополиями. Без заключения совета потребителей мы ключевые решения не принимаем", - отметил он.

И добавил, что порядка 50 процентов предложений, поступивших от советов потребителей по вопросам деятельности естественных монополий, принимаются правительством. Еще около 30 процентов предложений требуют детального обсуждения и серьезной дополнительной проработки и примерно 20 процентов не принимаются, потому что итоговое решение остается за правительством и вовлеченность совета потребителей не означает, что автоматически их предложения будут поддержаны.

По словам министра, анализ докладов, представленных в правительство, указывает на различную практику работы советов потребителей в регионах. Есть регионы, где межотраслевые советы потребителей показали эффективную работу. Вместе с тем в каких-то регионах советы потребителей работают практически в техническом формате, то есть ими не были рассмотрены ни инвестпрограммы монополий, ни тарифные заявки, ни иные вопросы. Таким образом, советы существует только на бумаге: конкретных задач на 2015 год у них нет, план работы отсутствует.

При этом межотраслевые советы потребителей в регионах имеют право апеллирования и арбитрирования на федеральном уровне тарифных решений и решений, связанных с инвестпрограммами, принятыми региональными службами по тарифам. Однако на сегодняшний день этой возможностью никто не воспользовался. По словам Михаила Абызова, в течение текущего года запланировано проведение двух-трех заседаний с участием курирующих вице-премьеров, где будут рассмотрены отчеты о деятельности советов потребителей на региональном уровне.    

Банкам запретят продавать долги коллекторам

В пятницу на рассмотрение Госдумы внесен проект федерального закона, который запрещает банкам переуступать права по договору потребительского кредита третьим лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности.

Текст законопроекта размещен в электронной базе документов нижней палаты парламента.

"Таким образом, банки смогут привлекать коллекторские агентства по агентскому договору, но переуступать права требования по кредиту могут только другим банкам", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Положения законопроекта будут применяться к договорам потребительского кредита, заключенным после дня вступления закона в силу.

По действующей редакции закона о потребительском кредите, кредитор может уступить права по договору третьим лицам, если в договоре займа не прописан соответствующий запрет.

При этом, отмечают авторы документа, сегодня сложилась такая ситуация, что деятельность коллекторских агентств находится в целом вне правого поля.

В то же время они, "купив" кредит физического лица, естественно имеют намерение на нем заработать, а потому могут включать в задолженность по кредиту не только основной долг и проценты, но и неустойку, и штрафы, и комиссии и прочие суммы, создавая себе, тем самым источник прибыли. Для заемщика, наоборот, такое положение вещей приводит к повышенным тратам, поскольку он вынужден платить и свой реальный долг, и то самое вознаграждение коллекторам, которое они "прячут" в процентах, неустойке и прочих штрафных санкциях", - информирует пояснительная записка.

Лицензирование управляющих компаний в ЖКХ – головная боль для местных властей и проверка на стойкость

Процесс лицензирования деятельности частных компаний, оказывающих населению коммунальные услуги, может вызвать волну судебных разбирательств.

«Готовьтесь к судам», – сказал участникам XIII всероссийского конгресса по управлению государственной и муниципальной собственностью вице-президент РСПП Виктор Плескачевский. Такое предупреждение он сделал, выступая на конференции «Антикоррупционная политика в компаниях с государственным и муниципальным участием: правовые основы, меры профилактики и регулирования», которая прошла в заключительный день конгресса, прошедшего в Москве 11-13 марта.

Согласно вступившему в силу 1 сентября 2014 г. федеральному закону (от 21.06.2014 № 255-ФЗ) до 1 апреля 2015 г. все управляющие компании в сфере ЖКХ должны подать заявки в лицензионные комиссии по месту деятельности на получение права оказывать коммунальные услуги населению. Это, по мнению экспертов муниципального управления, большая головная боль для муниципалитетов. Мало того, что органы местного самоуправления обязаны подготовить частные компании к процедуре получения лицензий, так им надо срочно искать замену тем управляющим компаниям, которые могут отказаться от получения лицензии и покинуть рынок, а после осуществлять контроль над деятельностью лицензиатов.

Наряду с антикоррупционной конференцией в рамках конгресса «Управление государственной и муниципальной собственностью. 2015. Весна» прошли ещё две конференции и круглый стол «Программно-технические решения для учёта и управления государственным и муниципальным имуществом: проблемы выбора и применения». По признанию специалистов организатора мероприятий Агентства социально-экономического развития, трудно найти более заинтересованную и активную аудиторию, чем была все три дня работы конгресса.

Минтруд готовит изменения в закон о специальной оценке условий труда

Министерство труда и социальной защиты РФ готовит изменения в закон о специальной оценке условий труда. Об этом рассказал первый замминистра труда и социальной защиты Сергей Вельмяйкин на заседании круглого стола комитета Госдумы России по труду, социальной политике и делам ветеранов, посвящённом вопросам реализации федерального закона «О специальной оценке условий труда».

С. Вельмяйкин отметил, что охрана труда стала одним из приоритетов на производствах.

По словам первого замминистра, в настоящее время в российской экономике насчитывается 48,7 млн рабочих мест. В прошлом году специальная оценка условий труда была проведена на 505,8 тыс. рабочих мест.

«Репрезентативная картина будет представлена в конце года. Сейчас мы ориентируемся на оперативные данные Роструда, либо на данные соцстрахования. Единая автоматизированная информационная система, объединяющая данные по каждому рабочему месту и позволяющая оперативно оценивать ситуацию по всей России, начнёт работу с 1 января 2016 года», – цитирует пресс-служба Минтруда С. Вельмяйкин.

С целью обеспечения максимальной эффективности реализации законодательства о специальной оценке условий труда ведомство совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей организовало в прошлом году мониторинг практики применения законодательства о специальной оценке условий труда.

По результатам мониторинга, отметил С. Вельмяйкин, в министерство поступило более 2000 замечаний и предложений по внесению изменений в методику проведения специальной оценки условий труда, утверждённую приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С учётом предложений, высказанных в ходе мониторинга, Минтрудом России организована работа по внесению изменений в соответствующие нормативные акты, и к настоящему времени завершается их согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Внесение законопроекта в Правительство РФ планируется в начале апреля.

Срок действия прошлогодних патентов для трудовых мигрантов хотят продлить

Правительство Москвы направило в Федеральную миграционную службу Российской Федерации предложение о продлении на шесть месяцев срока действия выданных в 2014 г. патентов для трудовых мигрантов из стран СНГ. Соответствующая информация размещена на официальном сайте столичных властей.

По словам руководителя Департамента экономической политики и развития города Максима Решетникова, это позволит гражданам СНГ, легально работающим в столице, в разумные сроки и в комфортных условиях пройти все необходимые процедуры для оформления патентов нового образца.

В первом квартале 2015 г. истекает срок действия порядка 800 тыс. патентов на право работать в Москве, выданных в прошлом году. Вместе с тем массовое обращение иностранных граждан в Московский городской многофункциональный миграционный центр для приобретения патентов нового образца может создать сложности, прежде всего для самих мигрантов.

Учитывая это правительство Москвы в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предлагает ФМС России продлить срок действия патентов, выданных в 2014 г., на шесть месяцев.

Патент нового образца, дающий право на работу у физических и юридических лиц, по словам начальника Единого миграционного центра ФМС Валерия Новикова, обходятся трудовым мигрантам от 1,5 тыс. до 6 тыс. руб. в зависимости от субъекта РФ.

Выход же на трудовой рынок столицы стоит мигрантам 14 тыс. руб. Это, как пояснил М. Решетников, совокупная плата за прохождение трудовыми мигрантами административных процедур в Московском миграционном центре.

Методические рекомендации по организации ярмарок Минпромторг направил в регионы

Министерство промышленности и торговли России продолжает реализацию «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года». В начале марта ведомством были направлены в регионы «Методические рекомендации по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации».

Регулярно проводимые ярмарки, отмечает Минпромторг, являются важным элементом постоянно действующей разноформатной торговой инфраструктуры, вопрос о поддержке которой обсуждался в среду, 11 марта 2015 г., на совещании о взаимодействии производителей сельскохозяйственной продукции, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности в правительстве РФ.

Эффективная организация ярмарочной торговли позволяет значительно расширить каналы сбыта отечественной продукции, подчёркивает ведомство, особенно сельскохозяйственных и продовольственных товаров местных производителей любой категории – от личных подсобных хозяйств до крупных предприятий.

Ещё одна важная особенность ярмарок состоит в том, что они могут оперативно организовываться практически в любых востребованных местах.

При наличии развитой системы ярмарочной торговли в населённом пункте, его жители получают возможность приобретать разнообразную продукцию, в том числе свежие продукты питания местных производителей, в максимально удобных для себя местах по доступным ценам.

Особое внимание в методических рекомендациях Минпромторга уделено роли объединений профессиональных участников рынка, таких как торговых и производственных союзов, ассоциаций, потребительских кооперативов, объединений профессиональных организаторов ярмарок и прочих.

Помимо отправленных рекомендаций по организации ярмарок Минпромторг совместно с заинтересованными федеральными ведомствами готовит поправки в закон о торговле, упрощающие организацию нестационарной и мобильной торговли.

Изменения в лицензировании отдельных видов деятельности уберут административные барьеры

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности подготовил к рассмотрению в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», разработанный депутатами.

Предлагаемые законопроектом изменения, по мнению авторов законопроекта, уточняют установленный порядок лицензирования, устраняют разночтения, упрощают процедуру переоформления лицензии и убирают административные барьеры при осуществлении лицензиатом своей основной деятельности.

В настоящее время каждый лицензиат при переоформлении лицензии после проведения организационно-правовых изменений, не затрагивающих перечня работ, составляющих лицензируемый вид деятельности (как то: изменение наименования, адреса лицензиата, добавление новых адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и др.), вынужден также вносить изменения и в перечень выполняемых работ, наименование которых претерпело изменения в обновленных нормативно-правовых актах, в том числе и в случаях, не связанных с осуществляемой им деятельностью. При этом формальное изменение перечня работ влечет за собой необходимость проверки уполномоченными органами соблюдения им лицензионных требований и условий по всем адресам мест осуществления деятельности, в том числе и по адресам, ранее указанным в лицензии, что аналогично получению новой лицензии.

Более того, к лицензиату в указанных условиях предъявляется требование, как к соискателю лицензии: предоставление расширенного пакета документов, предусматривающего, в том числе реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, что вынуждает лицензиата и уполномоченные органы нести дополнительные затраты по проведению экспертизы промышленной безопасности заполненных по устаревшей форме документов на эксплуатируемые объекты.

В случае принятия данной законодательной инициативы сократятся расходы бюджетных средств и предпринимателей.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
16
марта
2015
Учредители агентства