Ежедневный мониторинг законодательства

3 марта 2015

Проект Федерального закона N 681710-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Планируется ввести штрафы за производство и выпуск продукции СМИ, призывающей к терроризму

По общему правилу предлагается штрафовать юрлиц за производство и выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, в которых оправдывается терроризм.

Такие действия могут повлечь наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения при наличии такового.

Аналогичную ответственность проект предусматривает за производство и выпуск продукции СМИ, содержащей другие материалы, в которых имеются призывы к экстремистской деятельности либо обосновывается (оправдывается) ее необходимость.

Как и сейчас, за публичное демонстрирование и пропаганду запрещенной атрибутики или символики (например, нацистской), а также за производство и массовое распространение экстремистских материалов ответственность будет наступать по самостоятельным статьям (ст. 20.3 и ст. 20.29 КоАП РФ соответственно).

Планируется также увеличить в несколько раз штрафы для юрлиц за производство и массовое распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Так, согласно проекту их размер может составить от 100 тыс. до 1 млн руб. (в настоящее время - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.).

Кроме того, предлагается штрафовать юрлиц за производство и выпуск продукции СМИ, содержащей материалы, в которых пропагандируется культ насилия и жестокости. Размер штрафа за данное нарушение может составить от 20 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения при наличии такового.

Расследование налоговых преступлений – среди приоритетов Следственного комитета РФ в 2015 г.

В условиях экономического кризиса в мире бюджет Российской Федерации должен быть надежно защищен, и «роль следственных органов в деле пополнения бюджета Российской Федерации налоговыми платежами для стабильного развития экономики трудно переоценить», - заявил 26 февраля на заседании коллегии, посвященной итогам работы следственных органов за 2014 год и задачам на 2015 год, Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин.

«С ноября 2014 года стал действовать новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Теперь уголовное преследование о таких деяниях может возбуждаться по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Новые нормы закона уже дали эффект. Количество возбужденных уголовных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 11%. К концу 2014 года увеличилось на 33% число поступивших в Следственный комитет сообщений о налоговых преступлениях», - сообщил глава СК РФ.

Всего в производстве следователей Следственного комитета в 2014 году находилось 3 102 уголовных дела о налоговых преступлениях, что, по словам А. Бастрыкина, на 12% больше, чем в 2013 году. Обеспечено возмещение ущерба на сумму более 10 миллиардов рублей. «Полагаю, что результативность выявления налоговых преступлений и дальше будет повышаться, а суммы поступлений от налоговых платежей в бюджет увеличатся», - отметил руководитель ведомства.

Среди задач на 2015 год Александр Бастрыкин назвал необходимость «в тесном контакте с налоговыми органами квалифицированно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, устанавливать легитимность деятельности экономических структур, полноту уплаты ими налогов, от поступления которых в государственную казну напрямую зависит выполнение социальных программ, выплата заработной платы, пенсий и различных пособий. Шире использовать для этого полномочия межведомственных рабочих групп и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

Еще одной важной задачей СК РФ в 2015 году является принятие «исчерпывающих мер» по уголовным делам о преступлениях экономической и коррупционной направленностей в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, государственного оборонного заказа «к выявлению аффилированности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников, замещающих должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед этими органами».

Также ведомство намерено обеспечить надлежащий контроль за рассмотрением обращений граждан по вопросам коррупционных проявлений, в том числе поступающих по «телефону доверия» и через Интернет-приемную, указывающих на наличие обстоятельств, подлежащих проверке процессуальным путем.

Экологический сбор с бытовых отходов может быть отложен

С этого года у компаний, работающих на потребительских рынках, появилась новая обязанность – утилизировать бытовые отходы от своей продукции или уплачивать за мусор экологический сбор. Такие поправки в закон об отходах в конце 2014 г. приняла Госдума. Законопроект, вводящий ответственность производителей и импортеров за мусор, с 2011 г. ждал второго чтения, а прошлой осенью ускорить рассмотрение закона и принять его до конца 2014 г. поручил президент Владимир Путин.

Еще до принятия нового закона Минфин заложил в бюджет на 2015 г. 30 млрд руб. поступлений от нового сбора. Из-за этого получилось, что вместо экологической у нового сбора осталась лишь фискальная цель, сетовал чиновник, участвующий в обсуждении: ведь в идеале поступления должны быть минимальными, поскольку цель нового закона – стимулировать развитие утилизационной отрасли и спрос на ее услуги.

Минприроды никогда не рассматривало экологический сбор как источник пополнения бюджета, подчеркивает представитель министерства Николай Гудков, это в первую очередь норма, мотивирующая бизнес.

Предполагается, что компании могут либо организовать утилизацию отходов за свой счет (т. е. создать собственные мощности или нанять компанию-оператора), либо заплатить экологический сбор. А средства от сбора, поступающие в бюджет, пошли бы на развитие отрасли утилизации – через субсидии регионам или на инвестпроекты. Но Минфин больше не рассчитывает на деньги от экологического сбора, следует из обновленных бюджетных проектировок на 2015 г. (есть у «Ведомостей»).

С учетом сложной макроэкономической ситуации Минприроды еще при подготовке антикризисного плана правительства предлагало перенести срок уплаты экологического сбора, рассказывает Гудков. Такой пункт был в одной из предварительных версий плана среди предложений по снижению издержек бизнеса, но в итоговую редакцию не вошел. Теперь Минприроды совместно с депутатами продолжает отстаивать отсрочку. Думский комитет по природным ресурсам и экологии предложил, «не меняя общую концепцию закона», перенести срок уплаты на 1 января 2017 г., говорится в материалах комитета по бюджету и налогам, который сводил предложения парламентариев к антикризисному плану правительства. Бюджетный комитет инициативу поддерживает, говорит его зампред Глеб Хор.

Менее 5% бытовых отходов, образующихся в России, используются вторично. По данным Международной финансовой корпорации, площадь средней свалки в России превышает 10 га, на них хранится свыше 30 млрд т отходов.

Перенести введение экологического сбора на 2017 г. можно и без поправок в закон, объясняет Гудков: достаточно прописать в подзаконных актах нулевые нормативы по утилизации на 2015 г. Норматив по утилизации – это доля отходов от продукции, которая подлежит обязательной утилизации. Для различных видов отходов будут свои нормативы, но пока необходимых постановлений правительства нет.

Подготовка подзаконных актов пойдет по графику, несмотря на переходный период, указывает Гудков. Так, Минприроды уже опубликовало проект постановления о порядке расчета сбора – министерство предлагает ставки в 1,5–4,5% от себестоимости продукции, хотя в самом законе указано, что ставка должна рассчитываться исходя из затрат на утилизацию.

За время переходного периода как раз можно поработать над нормативной базой, замечает директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов: определить обоснованные нормативы, рассчитать ставки исходя из стоимости утилизации. Пока нет даже необходимых данных и исследований: каков состав бытовых отходов, где и сколько их образуется, сколько есть мощностей для переработки различных видов отходов, какой должна быть глубина переработки, рассказывает Екатерина Астафьева из ассоциации «Русбренд». Кроме того, нужно ограничить число лицензируемых видов деятельности, указывают Астафьева и Гуськов: среди них оказался сбор отходов, так что даже магазины, предлагающие сдать подержанную продукцию в обмен на скидку, теперь должны озаботиться получением лицензии.

С учетом падения потребительского спроса дополнительная нагрузка в виде экологического сбора стала бы непосильной, продолжает Гуськов: она неизбежно перекладывается на потребителей, а цены и так существенно выросли из-за девальвации. Отсрочка – верное решение, считают Гуськов и Астафьева.

Компании, рассчитывавшие заняться утилизацией, не столь оптимистичны. Развитие утилизационной отрасли без экологического сбора невозможно, сейчас ее просто нет, считает гендиректор «Национального экологического оператора» (структура «Ростеха») Татьяна Скорик, ее создание невозможно без государственной политики и есть две возможности – за счет населения или за счет господдержки, в том числе экологического сбора. Но на деятельности НЭО инициатива никак не скажется, уверяет она: компания использует ГЧП, задействуя собственные и привлеченные средства.

Увеличивать нагрузку на бизнес за счет экологических платежей в кризис не стоит, но нулевой норматив по утилизации тоже неправильный подход, говорит директор по программам «Гринпис Россия» Иван Блоков, стоило бы постепенно вводить хотя бы минимальные платежи, чтобы этот рынок заработал. Непонятно, как долго продлится непростая экономическая ситуация, так что без обязанностей по утилизации проблема бытовых отходов может быть законсервирована еще надолго в том же виде, что и до принятия закона, продолжает он, у производителей так и не появятся стимулы заниматься утилизацией отходов.

Россия ограничит импорт стройматериалов для госнужд

До 5 марта, согласно поручению премьера Дмитрия Медведева, минстрой, минпромторг и минэкономразвития должны представить предложения по ограничению импорта стройматериалов, в том числе химического и нефтехимического комплекса, которые идут для госзакупок. Под ограничение могут попасть пластиковые трубы для ЖКХ, лакокрасочные изделия, красители, в том числе для покраски внешних фасадов зданий, сырье для производства оконных и дверных ПВХ-профилей, а также различные добавки в отечественные стройматериалы.

Причем еще в начале февраля правительство РФ запретило импорт строительной и коммунальной техники. При этом запрет не распространяется на страны, которые являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как эта мера отразится на себестоимости строительства?

- С одной стороны, для производителей отечественных материалов открываются новые возможности: застройщики массово переходят в доступный сегмент экономкласса, где в подавляющем большинстве используются отечественные материалы, - рассказал "РГБ" директор департамента загородной недвижимости компании "ИНКОМ-Недвижимость" Андрей Кройтор.

Какие стройматериалы могут вырасти в цене? "Щебень, цемент, стекло в основном производятся на территории России и не сильно зависят от импортных поставщиков (доля импорта колеблется от 3 до 9% от общего потребления в стране), - рассказал "РГБ" аналитик отдела финансового анализа Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Александр Рыбаков. - То, что мы импортируем по этим группам товаров, приходится в основном на страны СНГ, и замещение небольших нехваток данной продукции произойдет практически безболезненно - заказчики без особого труда переориентируются на отечественного производителя.

Быстрого замещения импортной плитки, штукатурки, лакокрасочных, кровельных, теплоизоляционных материалов произвести не получится

По его словам, не возникнет особых проблем перейти на поставки российских металлоконструкций и строительной арматуры. "Производители трубной продукции ждали подобных мер правительства по поддержке своей сферы и реализации конкретных мер по импортозамещению, получив реальные заказы, потребуется определенное время, и быстро компенсировать ограничение импорта у них не получится, но все же даст существенный толчок отрасли, - пояснил Александр Рыбаков.

Между тем девелоперы предрекают, что во втором полугодии, скорее всего, ожидается рост "замороженных" проектов, высокие цены и увеличение себестоимости строительства объектов способны обрушить продажи в коттеджных поселках, что заставит уйти с рынка заказчиков стройматериалов.

"Так как речь идет именно об ограничении импорта в сфере госзакупок, то о полном запрете данных товаров в нашей стране речи не идет, - поясняет Александр Рыбаков. - Главные опасения вызывают отделочные строительные материалы, так как отечественные производители уступают зарубежным либо по качеству, либо по номенклатуре товаров. Быстрого замещения импортной плитки, штукатурки, лакокрасочных, кровельных, теплоизоляционных материалов, по нашим оценкам, произвести не получится. По этому сегменту на долю импорта приходится более 50%, но в основном в эту цифру входят элитные и дорогие отделочные материалы. Поэтому влияние на удорожание стоимости закупок будет ограниченным. В связи с этим ожидается удорожание себестоимости строительных работ на уровень инфляции плюс 5-6%".

На некоторые позиции отечественных стройматериалов цены будут расти быстрее, чем на импортные, что напрямую связано с экспортом. "Если у отечественных производителей есть возможность выгоднее продать то же дерево за рубежом, то они едва ли станут заниматься его реализацией на российском рынке по более низким расценкам", - полагает Кройтор.

Увеличение расходов связано не только с закупками импортных стройматериалов. Многие процессы в строительстве завязаны на валюте. Например, оборудование многих заводов взято в лизинг за рубежом, и выплаты по ним осуществляются опять же в валюте. В стоимость материалов также заложены расходы на газ, электричество, логистику - все вкупе тоже влияет на себестоимость конечного продукта, и эти факторы нельзя сбрасывать со счетов.

Развитию инноваций поможет политика импортозамещения

В текущей экономической ситуации развитие инноваций становится все более актуальным. "Сегодня мы переходим к новой модели развития экономики, связанной с внедрением новых технологий и предложением конкурентоспособных продуктов. И в период кризиса вопрос инноваций приобретает новое значение, - заявил министр РФ Михаил Абызов на Гайдаровском форуме-2015. - Конечно, основным драйвером развития инноваций является конкуренция, но наша система экономики пока остается неконкурентной. Поэтому инновации у нас приходится реализовывать через систему правительственного управления и целеполагания. Но без инноваций невозможно изменить систему экономики".

По наблюдениям экспертов, за последние пять лет усиленное внимание к инновациям и модернизации сформировало систему институтов инновационного развития, множество площадок для стартапов и банковское сообщество. Появляются также региональные площадки, которые помогают внедрять инновации и развивать их.

"Государство должно уделять внимание перспективным разработкам. Для этого экспертный совет подготовил национальный проект "Инновации 2.0", который содержит положения по совершенствованию инновационной политики, связанной с импортозамещением, совершенствованием налоговой системы и стимулированием спроса на инновации, - рассказал Михаил Абызов. - Для компаний с госучастием мы определили систему вознаграждений для менеджмента, которая зависит от степени внедрения инноваций. Кроме того, нужно разработать структуру нового уклада в промышленной экономике, которая позволит систематизировать все наработки, которые есть в классической науке и в институтах развития".

У инновационной экономики есть свои опасности. "Развитием инноваций можно преодолеть ловушку среднего дохода, но этим же создать новую ловушку. Мы с нефтяной ленты производства можем перейти на интеллектуальную ленту. Это может привести к формированию других проблем, - считает декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Аузан. - Но санкционная экономика требует импортозамещения во многих отраслях, и в первую очередь - в высокотехнологичных. А ручное управление инновационными процессами лучше всего подходит для оборонно-промышленного комплекса".

По мнению эксперта, мы пока очень медленно движемся по пути развития инновационной экономики. "Особенно по сравнению с конкурирующими инновационными экономиками, очень заметна боязнь рисков со стороны инвесторов и низкая договороспособность. Все это создает тормоз в развитии. Нужна культурная образовательная политика, которая снимет эти ограничения", - уверен Александр Аузан.

Несмотря на то, что национальная инновационная система в России сформирована, инновационная экономка еще не заработала

Тема развития инновационной политики неотделима от темы единой промышленной политики, которая предполагает импортозамещение. "Это неотъемлемое условие в развитии всех отраслей. Мы должны стремиться к разнообразию, - считает первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин. - Мы создали полноценную инфраструктуру для инновационного развития, у нас достаточно людей, ориентированных на инновации. Главная проблема пока - спрос. Таким образом, главной задачей для инноваторов сегодня становится не пробить потолок креативным продуктом и всучить его потребителю, а выяснить, что действительно интересно потребителю".

По мнению статс-секретаря, заместителя министра экономического развития РФ Олега Фомичева, компоненты инновационной политики должны стать лишь надстройкой над эффективной экономикой: "Сейчас инновации - попытка заместить проблемы, которые экономика генерит. И эта часть бизнеса больше других чувствительна к государственному регулированию и бюджетной политике. Сейчас сильнее всего страдают статьи расходов, связанные с поддержкой инноваций. В ближайшее время они могут сократиться".

Несмотря на то, что национальная инновационная система в России сформирована, инновационная экономка еще не заработала, убеждены эксперты. "Есть кластеры по всей стране по созданию новых бизнесов и поддержке стартапов. Но в традиционных отраслях развитие инноваций невелико, - констатировал Олег Фомичев. - Возможно, причина в том, что у нас нет крупных госкомпаний, которые бы занимались внедрением инноваций в собственную деятельность. Другое важное направление работы - повышение спроса на интеллектуальную собственность". Наиболее острой проблемой как в целом для развития бизнеса, так и для инновационных проектов является доступ к финансированию. Эксперты убеждены, что властям нужно обратить внимание на эту проблему при формировании инновационной политики.

Стабильно острым остается и кадровый вопрос. "Конечно, важно, что сейчас появляются и государственные, и негосударственные институты развития. Но помимо этого нужна личная инициатива людей, которые сделали свой бизнес и хотят улучшить среду. Государственные меры стимулируют спрос и предложение на инновации. Мы пока преуспеваем в мерах, которые стимулируют предложение. А у государства гораздо больше возможностей стимулировать спрос, - считает ректор Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов. - Последние 20 лет наши доходы росли больше, чем производительность труда. Но мы живем все же лучше, чем в Иране, где сопоставимый уровень производительности труда. Но неуважение к предпринимательству пока еще остается частью российского менталитета. И в преодолении этой проблемы также важна роль государства. Инновации должны быть конкурентоспособны на глобальных рынках, иначе это не инновации. А глобальная конкуренция - это конкуренция не за технологии, а за людей".

НДС в обход бюджета

В госдуму поступил проект поправок в НК РФ, меняющий порядок возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации сельскохозяйственной продукции на экспорт. Действующий порядок возмещения НДС в отношении экспорта зерновых, масличных культур, подсолнечного масла позволяет недобросовестным участникам рынка избегать уплаты налога.

Россия экспортирует зерновых и масличных культур на 330 млрд руб., подсолнечного масла на 50 млрд руб. ежегодно. Сельхозпроизводители могут применять общую систему налогообложения (ОСНО), являясь при этом плательщиками налога на прибыль, НДС и налога на имущество, либо - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который исключает уплату этих налогов. Уплачивающие ЕСХН организации выставляют счета своим покупателям без НДС, и те не имеют права на вычет налога. Товаропроизводители на ОСНО обязаны включать в счета-фактуры НДС, а значит, покупатели такой продукции имеют право на его вычет.

Доля сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, по некоторым оценкам, составляет более 95% от общего количества сельхозпроизводителей зерновых и масличных культур нашей страны. При этом 100% товара приобретается компаниями-экспортерами и переработчиками по цене, включающей в себя НДС.

Действующие на зерновом рынке покупатели документально оформляют неоднократную перепродажу товара по "цепочке" из нескольких компаний. Сельхозпроизводителям при этом предлагается выгодная цена за использование такой структуры сделки. Согласно пояснительной записке к законопроекту, потери бюджета от использования этой схемы составляют не менее 32,7 млрд руб. в год.

Законопроектом предлагается достаточно простой способ решения проблемы: поставить право предприятий-экспортеров на вычет сумм НДС по результатам экспортных операций в зависимость от приобретения ими сельхозпродукции у ее производителя или компании, которая приобрела продукцию у сельхозпроизводителя. Таким образом будет ограничено число звеньев сделки. "Законопроект поможет устранить схемы ухода от налогов. В сложившихся условиях - это своевременная мера", - считает Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики юридической компании "Яковлев и партнеры". Но законопроект затрагивает только одну сферу деятельности, в то время как схожая проблема встречается во многих отраслях. "Поднятая законопроектом проблема использования недобросовестных посредников значительно шире, - заявляет Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус Консалтинг". - Такие схемы уклонения от уплаты налогов используются не только при экспорте сельхозпродукции, а практически повсеместно: как в привязке к экспортным операциям, так и на внутреннем рынке. Поэтому этот вопрос необходимо разрешать в комплексе. В противном случае мы можем получить массу ограничений: сначала для сельхозпродукции, потом для других видов товаров".

Но не стоит забывать, что и сегодня работает множество механизмов, сдерживающих мошенников. "Уровень налогового контроля сейчас достаточно высок и имеет тенденцию к ужесточению. Введенная в 2015 году система анализа деклараций в совокупности с данными книг покупок и книг продаж существенно ограничит возможности для злоупотреблений", - говорит Александр Житнич.

Производители уникальной продукции получат господдержку

Минпромторг подготовил предложения по господдержке производителей промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в России, в том числе в составе международных консорциумов.

Для того чтобы пользоваться господдержкой наравне с российскими производителями, консорциумы должны соответствовать ряду требований. Это, в частности, наличие прогнозируемого рыночного спроса (либо подтвержденного индустриального заказа), перспектива тиражирования проекта на другие виды промышленной деятельности, а также обязательства по локализации применяемых зарубежных технологий.

Основная задача программы импортозамещения в отраслях промышленности - создание добавленной стоимости на территории России, подчеркнул министр промышленности и торговли Денис Мантуров на Втором заседании Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии. За исключением узких тематик, связанных с вопросами национальной безопасности, курс на импортозамещение не означает уход в изоляцию, отметил министр. "Мы не можем зависеть от решений западных компаний о разрешении или запрете поставок тех или иных важнейших комплектующих. Не может Россия на 92% зависеть от импорта по авиации, - сказал Мантуров. - И мы заинтересованы в том, чтобы иностранный производитель конкурентной продукции, аналогов которой мы пока не можем производить, максимально локализовывал свое производство в России".

Ведомство разработало 18 отраслевых планов импортозамещения, реализация которых позволит сократить зависимость от импорта в наиболее проблемных отраслях. Например, в станкостроении предполагается к 2020 году снизить импортозависимость до 40% (сейчас 88%). Проектные консорциумы с международным участием планируется формировать по новым производственным технологиям - это автоматизация и роботизация, аддитивные и цифровые производства, программное обеспечение в сфере сопровождения жизненного цикла промышленных продуктов. Основные решения по составу таких консорциумов и деталям их работы должны быть приняты до лета. Комплекс мер по импортозамещению через локализацию производства потребует 159 млрд руб. бюджетных средств. Эти вложения в перспективе 20 лет должны вернуть в бюджет доходы в объеме 2,1 трлн руб.

Участники заседания Стратегического совета отметили, что ситуация с рублем сегодня играет положительную роль с точки зрения локализации - многие активно ищут российских производителей для того чтобы не зависеть от курса валют. Однако крайне важно определиться с самим определением, по каким критериям продукт может быть признан локализованным, считает член правления Ассоциации европейского бизнеса, вице-президент АВВ в России Михаил Аким. Сегодня четко определены требования только в автомобильной промышленности. Есть несколько подходов, например, балансовый метод предусматривает усредненное за несколько периодов соотношение локальных инвестиций (капитальных затрат и т.д.) к годовому обороту. Продуктовый метод предполагает установление процента стоимости российских компонентов в себестоимости готового продукта. По словам Акима, достаточно широко распространен финансовый метод - оценка локализованности компаний на основании гражданства конечных бенефициаров. Однако метод довольно спорный, считает эксперт - он неприменим, например, для публичных компаний с миллионами акционеров в разных странах. "Локализация - динамический процесс, для ряда компаний со сложными, сильно диверсифицированными портфелями критерии локализации по стоимости продукции являются неприемлемыми, т.к. отсекут широкий спектр решений для развивающихся рынков. Для них идеален балансовый метод, когда оцениваются локальные инвестиции компаний и усилия по трансферту технологий, запуск локальных производств", - отметил эксперт по взаимодействию с органами госвласти 3М Россия Петр Коротков.

Основная задача программы импортозамещения в отраслях промышленности - создание добавленной стоимости на территории России

Михаил Аким обратил внимание на еще одну проблему - региональные и отраслевые программы по импортозамещению часто становятся рассогласованными и противоречат друг другу. "На уровне отдельных компаний и регионов принимаются свои программы по импортозамещению и локализации, часто они не стыкуются с федеральным законодательством, часто это значительно более жесткие ограничения, это различные трактования термина "импорт". И локализованные продукты оказываются по неизвестным причинам выброшены из тендерного процесса. Это колоссальная проблема для нас. И это во многом определяет инвестиционную привлекательность дальнейшей локализации на территории РФ", - подчеркнул эксперт. Решить эту проблему могло бы ограничение местных инициатив по импортозамещению рамками федерального законодательства. Также, по словам Акима, вместо норм импортозамещения можно предусмотреть нормы поддержки для продуктов, производимых на территории РФ, в том числе международными компаниями, самостоятельно или совместно с компаниями-резидентами РФ. Важным эксперт назвал и определение оптимального уровня локализации для каждого класса продуктов.

Сами иностранные производители выделили несколько аспектов, которые нужно учесть при поддержке локализации. По словам главы московского представительства Объединения торгово-промышленных палат Германии Михаэля Хармса, для многих производителей российский рынок мал, поэтому важна поддержка экспорта. Также он обратил внимание на слабость базовых производственных технологий, из-за чего не достигаются те уровни локализации, которые есть в развитых странах. "Еще один пункт - это критерии российского производителя, у меня нет готового решения. У нас есть соблазн перенести то, что хорошо сработало в автомобильной отрасли, на остальные, но это по специфике невозможно. Мы предлагаем какой-то микс критериев - технологические операции, локальные закупки, создание рабочих мест. Скажем, если три из пяти выполнены, то продукт считается локализованным", - сказал Хармс. Он заключил, что локализация - это стратегическая задача, которую нужно решать комплексно. Это и поддержка малого и среднего бизнеса, и профессионально-техническое образование, поддержка инвестиций, привлечение специалистов из промышленно развитых стран.

 

Борис Титов: У предпринимателей портится настроение

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и "Деловая Россия" представили исследование "Федеральный барометр предпринимательских настроений". Обследованию подвергся промсектор в феврале 2015 года и промышленность, строительство, розничная торговля и сфера услуг в четвертом квартале 2014 года.

- Для того чтобы узнать, как себя чувствует бизнес, есть два способа, - заметил Борис Титов. - Обратиться к статистике, узнать цифры, оценивающие экономику по тем или иным параметрам. А можно оценить и настроение предпринимателей путем социологических опросов.

- Индекс настроен на опережение, в нем отражены настроения и ожидания предпринимателей, - добавила руководитель аналитического центра "Деловой России" Анастасия Алехнович.

В нынешнем исследовании использованы результаты опроса руководителей более 5,5 тыс. крупных и средних промышленных предприятий различных видов экономической деятельности в 80 субъектах РФ. Оно показало, что в феврале 2015 года произошло сокращение выпуска, спроса на продукцию и ухудшение оценки экономической ситуации на предприятиях. Продолжилось сокращение численности занятых в промышленности и дальнейшее ухудшение финансового состояния предприятий. Прогнозы увеличения цен реализации - худшие за весь посткризисный период, начиная с 2009 года.

- Тогда был апогей кризиса, и промышленность тогда вышла на минус 16% по сравнению с декабрем 2008 года, - пояснил директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович. - Сегодня в промышленности такой апокалиптической картины нет. Отрасль в значительной степени идет с опережением своего графика 2009 года. Но, по мнению респондентов, промышленность подошла к Рубикону, за которым следует отрицательная зона экономического роста. Запас прочности исчерпывается. Единственная надежда на государственные инвестиции, оборонный сектор, импортозамещение, которое пока просматривается в металлургии и пищевой промышленности.

В "Барометре" обратили внимание на такие лимитирующие факторы, как ухудшение финансовой ситуации у большинства экономических агентов и растущую неопределенность в оценке экономической ситуации, что замедляет инвестиционную активность частного промышленного бизнеса.

В России запретят повышать ставки по ранее выданным кредитам

В Калининградской области разработали поправки в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Документ запрещает финансовым учреждениям поднимать процентные ставки по кредитам, уже выданным юридическим лицам.

С законодательной инициативой выступили депутаты регионального парламента. Законопроект вместе с финансово-экономическим обоснованием и пояснительной запиской направили в Госдуму.

- В последние месяцы банки, работающие в Калининградской области, подняли ставки по кредитам для юридических лиц с 12-16 до 23-30%, - комментирует "РБГ" ситуацию председатель комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры региональной Думы Александр Кузнецов. - Для многих предпринимателей такие кредитные условия равносильны краху бизнеса. К сожалению, действующий Закон "О банках и банковской деятельности" не запрещает финансовым организациям в одностороннем порядке повышать процентные ставки по ранее выданным кредитам. Рынок также не регулирует этот процесс. Надеемся, наши поправки помогут исправить ситуацию.

С пересмотром кредитных условий юрлица региона столкнулись в декабре прошлого года, когда Центробанк РФ поднял ключевую ставку с 10 до 17%. Бизнесмены были морально готовы к пропорциональному, 70-процентному росту стоимости кредитов. Однако ставки выросли в два раза и даже больше. И не упали после решения ЦБ снизить ключевой показатель до 15% в январе этого года.

В поддержку нового законопроекта высказался уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. В связи с "задранной" стоимостью кредитов в аппарат бизнес-омбудсмена регулярно обращаются юридические лица.

- Обслуживать заем со ставкой в 25% годовых может редкий предприниматель. Даже если доходность бизнеса составляет 30%, непонятно, как уместить все издержки в 5%, - рассуждает Георгий Дыханов. - Что уж говорить о кредитной ставке в 30% годовых - он

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
3
марта
2015
Учредители агентства