Ежедневный мониторинг законодательства

24 февраля 2015

Право на размещение нестационарных торговых объектов рекомендовано продлить на льготных условиях

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано продлить хозяйствующим субъектам право на размещение нестационарных и мобильных объектов, срок действия которых истек в 2015 году, на прежних или льготных условиях без проведения торгов. Об этом сообщили журналистам в Минэкономразвития России

Вопрос защиты интересов предпринимателей, ведущих торговлю в нестационарных объектах, рассматривался на недавно прошедшем заседании правительственной комиссии по развитию конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова.

Ранее два федеральных министерства – промышленности и торговли и экономического развития - заявляли, что снос существующих киосков нанесет ущерб предпринимателям и может не в лучшую сторону сказаться на ситуации с занятостью в столице. По данным Коалиции киоскеров, до конца 2016 года работу могут потерять до 50 тыс. человек, занятых в этой сфере. В связи с этим Минпромторгу дано поручение подготовить проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правил торговли с использованием нестационарных и мобильных объектов.

Приведение всех торговых палаток к единым евростандартам по заказу правительства Москвы и обязательство всех предпринимателей брать их у властей города в аренду негативно отразится на развитии малого и среднего предпринимательства, считают в Минэкономразвития. В связи с этим, по мнению представителей министерства, добросовестным владельцам сносимых в столице киосков необходимо компенсировать потери от этого решения.

Между тем, власти Москвы пока не собираются соглашаться на такое предложение. По словам главы столичного департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, «такой бизнес, стартап на мелкой рознице, он достаточно успешен, всех крайне интересует эта отрасль». «Когда мы говорим о том, что коллеги предложили компенсации – компенсации за что?» – интересуется он.

«Так остро, как в Москве, проблема нигде не стоит. Но, например, она есть в Липецке», – говорит президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. По его словам, в большинстве регионов власти и предприниматели находят взаимопонимание, поэтому можно сделать вывод, что поручение первого вице-премьера явилось следствием дискуссии вокруг столичных киосков.

В России меняется законодательство в сфере оспаривания действий власти

К третьему чтению опубликован перечень законопроектов в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ.

Речь идет о проектах федеральных законов РФ: № 246960-6 «Кодекс административного судопроизводства РФ», № 246963-6 «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» и № 246965-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ».

Кодексом будет регулироваться порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В частности, речь идет о регулировании норм в части оспаривания: нормативных правовых актов; решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.

Также в юрисдикцию Кодекса подпадают нормы об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений и т.п.

При этом положения кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предлагается ввести в действие с 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие.

Развивать малый и средний бизнес должно специальное ведомство, полагают губернаторы

Идея создания новой структуры обсуждалась в пятницу на заседании рабочей группы во главе с тульским губернатором Владимиром Груздевым, которая заканчивает работу над докладом к мартовскому заседанию Госсовета, посвященному мерам поддержки предпринимателей. В тексте доклада такого пункта еще нет, но есть поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова синхронизировать деятельность различных структур, которые занимаются поддержкой бизнеса, объяснил член рабочей группы, гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: «Сегодня есть “МСП банк”, Агентство кредитных гарантий, есть программа Минэкономразвития — нужно их работу синхронизировать. В каком виде это может быть реализовано — будем обсуждать». Никитин не исключает, что идея создания специального ведомства будет вынесена на Госсовет как одна из предлагаемых мер поддержки бизнеса.

Президент РСПП Александр Шохин полагает, что в появлении нового ведомства нет смысла: речь должна идти прежде всего о создании единых стандартов работы, а контролировать соблюдение единых правил игры могло бы Минэкономразвития, которое отвечает за бизнес. Кроме того, можно изменить формат деятельности правительственных комиссий: сейчас они являются своего рода дискуссионными клубами, а должны принимать решения, обязательные для исполнения министерствами и ведомствами, подчеркивает Шохин, тогда и новая структура не нужна. В частности, комиссия Шувалова по малому и среднему бизнесу в этом случае сможет жестко контролировать, соблюдают ли госкомпании и госкорпорации требования по закупке определенного процента товаров у малых предприятий, резюмирует он.

Среди предложений, которые уже вошли в проект доклада, — мораторий на рост налоговых ставок и ставок по взносам в государственные внебюджетные фонды до 2018 г., а также введение единых и прозрачных правил организации розничной нестационарной торговли.

В пакет льгот для предпринимателей предлагается включить двухлетние «налоговые каникулы» для малого бизнеса, действующего в форме юрлица (подразумевается, что учредитель юрлица сможет получить такое право только один раз), увеличение с 60 млн до 120 млн руб. пороговых значений по применению специальных налоговых режимов (упрощенная и патентная системы налогообложения), запрет на блокировку счетов при наличии задолженности по налогам, предоставление отсрочки по уплате налогов для предотвращения возможных банкротств. Также рабочая группа выступает за двукратное сокращение нижних пределов административных штрафов для малого и среднего бизнеса при отсутствии тяжких последствий нарушений, а также многократное применение предупреждений (сейчас повторное нарушение влечет за собой штраф).

Далеко не все предложения правительство поддержит, дал понять участникам заседания замминистра финансов Сергей Шаталов. Повышение пороговых значений для малого и среднего бизнеса уже предусмотрено антикризисной программой правительства, напомнил он, но не в части распространения на эти категории бизнеса специальных налоговых режимов, а только в отношении программ поддержки и доступа к госкредитам. Такое решение принято не только из-за желания сохранить выпадающие доходы, речь идет о создании конкурентной среды — и так уже в России порог, отделяющий малый бизнес, намного выше, чем в большинстве стран, подчеркнул Шаталов. В целом же, по его словам, подобные заявки следовало бы сопровождать подробными расчетами.

Родителей освободят от пошлин

Родителей-одиночек, многодетных родителей и тех, кто воспитывает детей с ограниченными возможностями, могут освободить от уплаты госпошлины. Поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают такие льготы, рассмотрят в Госдуме на следующей неделе.

Среди тех, кто сегодня не платит госпошлину при оформлении паспорта, заключении договора о залоге автомобиля и регистрации доли собственности на недвижимость участники и инвалиды Великой Отечественной войны и малоимущие граждане.

По мнению инициаторов законопроекта, когда россиянину нужно выполнить что-то из списка, он не собирается извлекать из этого выгоду, а просто получает документы, чтобы работать и обеспечивать свою семью, поэтому перечень групп граждан, претендующих на льготу, следует расширить.

Это поможет многодетным и одиноким родителям, а также воспитывающим инвалидов обеспечивать своих детей необходимыми для них вещами - одеждой, питанием, местами в спортивных секциях и так далее. "Законопроект направлен на социальную поддержку тех категорий граждан России, которые в настоящее время находятся в наиболее сложной и трудной ситуации", - заключают авторы поправок.

В одной упряжке с банками

Бизнес-омбудсмен назвал главную задачу антикризисной политики

Денежно-кредитная политика становится определяющим фактором развития российского бизнеса в нынешний непростой период. Сейчас и так тяжело, бизнес сталкивается с массой проблем. Это и санкции, это и вопросы, связанные с падением цены на нефть и ослаблением курса рубля. Инфляция растет. Решение ЦБ о повышении ключевой ставки усиливает негативные тренды для российского бизнеса. Конечно, эффективны действия по регламентам, которые предписаны монетаристской теорией, когда процентная ставка должна останавливать курсы роста рубля. Но мы видим, что это произошло не до конца. С другой стороны, в результате повышения процентной ставки выросли не только новые кредиты, которые выдаются банками. Банки предлагают кредит уже под 30 процентов, что делает практически нерентабельными любые инвестиции. Более того - повышаются ставки по уже выданным кредитам, конечно, бизнесу нравиться это не может. Снижение ставки в январе на 2 процентных пункта, увы, не решает всех стоящих перед бизнесом проблем. Ставку нужно снижать к 8-10 процентам. Снижать постепенно и гласно с публичным графиком понижения.

- Как вы думаете, в этой ситуации какая нужна денежно-кредитная политика?

- Во-первых, курс надо поддерживать другими методами. Не ставкой рефинансирования. В арсенале у правительства есть много мер. Главным направлением антикризисной политики должна быть поддержка предприятий реального сектора, которые оказались в результате повышения процентных ставок, снижения потребительского спроса на внутреннем рынке, в результате повышения цен на импортные комплектующие в ситуации, когда их бизнес стал неэффективен.

Сегодня нужно выправлять ситуацию, в которой бизнес не виноват. Нужно пережить сложный момент, обеспечивая предприятия дополнительной ликвидностью. Бизнес сегодня находится в одной упряжке с теми банками, которые его кредитовали. В основном это банки второго эшелона. Крупные банки и так получат для капитализации триллион рублей. Второго эшелона это не коснется. Хотя он и участвует в залоговых аукционах, но это тоже очень дорогое фондирование. Поэтому сегодня нужно найти способы спасти банки, чтобы спасти реальный сектор экономики. При прошлом кризисе была создана такая организация, как АРКО - агентство по реструктуризации кредитных организаций, которое спасало банки. Мы сегодня предлагаем, кроме того, постепенно снижать процентную ключевую ставку, надо помогать банкам через вновь созданную организацию типа АРКО.

Она будет оказывать индивидуальные, целенаправленные инъекции ликвидности в ключевые точки, где сосредоточен узел всех проблем. Впрыснуть дополнительно денег, и пойдет цепочка развиваться. Если этого не сделать, может случиться "эффект домино". Начнут падать отдельные участники рынка, что повлечет банкротство банков, а затем и участников рынка.

Создать новую организацию быстрее получится на площадке уже действующих институтов развития.

Необходимо завершить инвестиционные проекты, которые были начаты, на старых условиях кредитования. В результате многие из них в середине инвестиционного процесса останавливаются. По новым ставкам их финансировать уже никакой бизнес-план не позволяет. Это касается новых строек, девелоперских проектов, новых магазинов, строящихся заводов. Для этого нужна дополнительная дешевая ликвидность от Центробанка через рефинансирование под инвестиционные проекты коммерческих банков.

Кроме того, что сейчас надо заниматься денежно-кредитной политикой и срочно выправлять сложившуюся ситуацию, нужно думать о будущем. Старая модель, которая была ресурсной, сегодня не работает. Она базировалась на тех деньгах, которые мы получали от экспорта сырья. Ясно, что сегодня это уже не работает, нужна новая модель экономического развития страны. Понять, за счет чего будет развиваться Россия, подготовить программу, определить KPI, целевые показатели и подвести под это законодательную базу. И наше предложение в том, чтобы новые прорывные проекты не вязли в старой бюрократической базе администрировать их через специальный орган - Администрацию развития.

- В последнее время очень много говорят о повышении финансовой ответственности регионов. Могут ли в нынешней сложной ситуации в регионах помочь бизнесу?

- На самом деле это происходит в рамках тех возможностей, которые есть. Пытаются сохранять любыми способами. В том числе и организационными, не допуская в бизнес много проверяющих, наказывать за увольнения. Бизнес сегодня оказался в тяжелой ситуации. В тех регионах, где поддержат предпринимателей, окажутся в лучшей экономической ситуации. Там сохранят больше рабочих мест даже путем некоторого напряжения на свой региональный бюджет. Многие регионы так и раньше поступали. Ближе к бизнесу - ближе к реальной ситуации.

Крупный бизнес предлагает меры по стимулированию внутреннего спроса

Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает системные меры для стабилизации положения российских компаний. Подробности "РГБ" узнала у исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Мурычева.

- Александр Васильевич, какие антикризисные меры предлагает РСПП?

- Предусмотрены меры для промышленности, транспорта, строительной индустрии, агропромышленного комплекса, финансово-банковской системы. Мы создали рабочую группу бюро РСПП, в которую вошли ведущие предприниматели, организовали при ней экспертный совет из известных в России аналитиков и экспертов, провели первое заседание. Правительство утвердило перечень мероприятий антикризисного характера, и бизнес тоже должен внести свои предложения по стабилизации российской промышленности и компаний.

Мы разработали перечень мероприятий, прежде всего системные меры для обеспечения стабилизации положения российских компаний. Первая системная мера - подготовка совместного меморандума Банка России и правительства по антикризисной политике. Этот план должен предполагать координацию денежно-кредитной политики, с одной стороны, за что несет больше ответственности ЦБ, и социально-экономической политики, с другой стороны, за что несет ответственность само правительство.

Мы видим некоторую разрозненность действий, поэтому считаем, что необходимо взаимодополнение, единое понимание ведения этой политики. Одной из системных мер станет введение моратория на уже принятые и вступающие в силу в 2015 году решения, которые увеличивают фискальную и административную нагрузку на бизнес, включая как федеральные законы, так и подзаконные акты. Мы за то, чтобы фиксировать условия деятельности реальной экономики и компаний в 2015 году на уровне 2014 года и заморозить введение дополнительных законодательных, нормативных актов, которые усиливают налоговую и административную проблематику ведения бизнеса в стране в условиях разрастающегося кризиса.

- Какие фискальные меры вы предлагаете?

- Введение инвестиционной льготы для предприятий, которые реализуют инвестиционные программы. Мы за то, чтобы расширить применение ускоренной амортизации, чтобы снизить налогообложение на оборудование. Необходимо снизить нагрузку по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов, временно снизить страховые тарифы.

Нужны более четкие регламенты, связанные с проведением проверок, резкое их ограничение, дифференциация планирования проверок по разным ведомствам и по отдельным компаниям. Необходимо сократить практику сплошных проверок. Мы за снижение надзорной деятельности государственных учреждений и ведомств по отношению к бизнесу с учетом сегодняшних условий.

Правительство могло бы пойти на некоторые смягчения таможенно-тарифных мер. Из целого набора предложений основное - обнулить пошлины на сырье, оборудование, комплектующие, которые не производятся в России. Это облегчит закупки оборудования, которое сейчас необходимо для развития и поддержки производства. Это предложения, которые мы выработали по итогам первого заседания рабочей группы.

Мы за стимулирование внутреннего спроса, за то, чтобы в большей степени мы локализовали закупки при выполнении тех или иных госзаказов, инфраструктурных проектов. Ставка должна быть на закупки продукции отечественных предприятий. Спрос на передовое оборудование, материалы должен стимулироваться через прямую государственную поддержку, через механизмы субсидирования процентных ставок по кредитам, которые могли бы предоставляться на закупку оборудования отечественного производства.

Необходимо обеспечить увеличение гос-инвестиций и госзакупок, увеличить госинвестиции в транспортную инфраструктуру, расширить объем госзакупок техники, оборудования российского происхождения для государственных и муниципальных нужд.

В разделе "Стимулирование и локализация промышленности" мы тоже предлагаем правительству применение целого ряда специальных мер поддержки - это и ускоренная амортизация, продление ставок ввозных таможенных пошлин на компоненты, обнуление ставок НДС и прочее.

- У РСПП есть предложения и по естественным монополиям?

- Мы просим правительство рассмотреть возможность снижения тарифов естественных монополий, потому что их рост, а тарифы растут практически постоянно, очень сильно сдерживает развитие производства и влияет на ускорение роста цен. По нашим экспертным данным, сегодня доля роста тарифов в текущей инфляции составляет 30% и выше. Рост тарифов серьезный инструмент для раскручивания самой инфляции.

Много предложений и в отраслевом разрезе, по добывающим отраслям, по ОПК, по поддержке импортозамещения в агрокомплексе, в строительном комплексе, в производстве, управлении производством.

- Каковы предложения РСПП в области денежно-кредитной сферы?

- Прежде всего беспокоит вопрос высокой стоимости заимствования. Мы просим ЦБ озаботиться снижением ключевой ставки в ближайшее время, которая была бы хотя бы приблизительно комфортна для развития кредитования и удовлетворяла бы спрос промышленности на кредиты. Поэтому мы за то, чтобы ЦБ продолжил снижение ключевой ставки, чтобы бизнес мог иметь четкие критерии и оценивать перспективу и соответственно выстраивать свои бизнес-планы.

Сегодня ситуация такова, что ранее заключенные договора стали пересматриваться в сторону повышения кредитных ставок. Предлагаем ЦБ установить предел повышения ставок по уже выданным кредитам. Четко обозначить, что это должно быть на уровне ключевой ставки плюс минимальная процентная ставка. Понимаем, что банки тоже попали в тяжелое положение, но тем не менее важнее для них сохранить свою клиентскую сеть, а не привести ее к банкротству.

Мы за расширение доступа к государственной поддержке, оказываемой правительством в рамках политики по докапитализации банков. Триллион заложен на докапитализацию через инструмент ОФЗ.

Мы считаем, что заложенные требования, в частности о капитале банков, который должен быть не менее 25 млрд рублей, чрезмерны. Такой критерий ограничивает список возможных получателей поддержки, поэтому этот вопрос нужно дополнительно доработать. Мы не против того, чтобы поддерживать крупные банки, системообразующие федеральные банки, тем не менее нужно, чтобы среди банков, которые могут претендовать на господдержку, могли бы быть и социально значимые, так называемые опорные региональные банки. Это могли бы быть банки, активы которых превышают 10 млрд рублей. В этот круг с учетом обозначенных критериев попадает около 80 банков из 30 экономически важных регионов России. Эти банки имеют большую инфраструктуру, обслуживают сотни тысяч населения, десятки тысяч предприятий, прежде всего уровня МСБ. Они выполняют чрезвычайно важную и полезную функцию кредиторов.

РСПП обратил внимание на меры по поддержке реальной экономики через субсидирование процентных ставок по ранее выданным кредитам прежде всего инвестиционной направленности, по мерам, направленным на снижение риска ликвидности, снижение процентного риска, регуляторных требований к банкам. Речь идет в том числе о заморозке всех требований по введению базельских принципов, которые предусматриваются дополнительно в 2015 году, по снижению резервирования, смягчению условий рефинансирования со стороны Банка России, а также увеличению перечня банков, которые подпадали бы под рефинансирование. В том числе речь идет о введении беззалоговых аукционов для тех банков, которые нуждаются в поддержке ликвидности. Эти программы показали свою эффективность. Не все банки воспользовались беззалоговыми аукционами, но психологически это очень сильно срабатывало на нормализацию поведения банков на рынке. Если есть проблема с ликвидностью, банки знают, что можно обратиться к этому инструменту.

Что касается операций РЕПО, мы предложили Банку России сохранять присутствие на валютном рынке, по мере необходимости вмешиваться в регулирование рынка, чтобы не было сильных скачков по курсовой волатильности.

Президент поручил Минстрою разработать государственные сметные нормы

Президент поручил министерству строительства и ЖКХ утвердить ряд нормативных правовых актов, следует из документа, размещенного на сайте Кремля.

Прежде всего, нужно предусмотреть постоянное обновление реестра типовой проектной документации. Кроме того, следует сформировать банк данных наиболее экономически эффективных проектов повторного применения, а также предусмотреть государственные сметные нормативы - укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения.

Необходимо также будет прописать обязательное использование наиболее экономически эффективных проектов повторного применения либо разработанных на их основе государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства объектов социально-культурного назначения, включая детсады и школы, перинатальные центры, физкультурно-спортивные объекты, общежития организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, и другие объекты, в случае осуществления строительства за счет госказны и средств государственных внебюджетных фондов.

Штрафы за нелегальную продажу алкоголя вырастут

В России могут существенно вырасти штрафы за нелегальную продажу алкоголя. Речь идет о 100-кратном увеличении санкций для индивидуальных предпринимателей и 50-кратном - для граждан. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму.

Сейчас, отмечают эксперты, торговля алкоголем разрешена только по лицензии юридическим лицам. Однако фиксируется все больше случаев продажи гражданами и индивидуальными предпринимателями, в основном за счет притока более дешевых напитков, в частности, коньяка из Казахстана. Эта страна - член Таможенного союза.

При этом казахстанский алкоголь обклеивается поддельными федеральными специальными и акцизными марками, уверены депутаты. Поставки такого алкоголя - дело высокодоходное, а штрафы за нарушение сейчас очень малы - 2-2,5 тысячи рублей.

За нелегальную торговлю алкоголем предпринимателей предлагается штрафовать на 100-200 тысяч рублей с конфискацией продукции, а граждан - на 50-100 тысяч, также с изъятием товара, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

При этом эксперты продовольственного рынка уверены, что нелегальный оборот подхлестнули выросшие розничные цены на алкоголь в России. Из-за курсовой разницы, серьезно выросли в цене поставки из Европы. Так, например, вино уже подорожало в 1,5 раза и рост цен продолжится.

Развивать собственное масштабное производство вина и коньяка в России мешают административные препоны. "Во-первых, 171-й федеральный закон писался для тех, кто делает водку. Его правила слишком строгие и не всегда адекватные для производителей вина, - рассказал "РГ" президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. - Во-вторых, невероятно сложно получить лицензию. Надо оформить кучу справок".

По оценкам экспертов, нужно иметь не менее 100 гектаров виноградников, чтобы окупить затраты на получение разрешения. В то же время в Европе маленькие хозяйства успешно продают вино с виноградников и на пяти гектарах.

Зарплаты предложили индексировать ежегодно

Законодательное собрание Республики Карелия собирается вынести на обсуждение в Госдуму законопроект с предложением обязать работодателей ежегодно индексировать зарплату. В бумаге сказано, что этому правилу должны следовать как государственные, так и частные компании.

Проект документа есть в распоряжении "РГ". Он предполагает, что минимальный размер индексаций будут определять власти регионов, отталкиваясь от уровня жизни, прожиточного минимума и темпов инфляции.

Поводом для подготовки документа послужила нечеткое определение этого вопроса в нынешнем законодательстве.

"Повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечивается ее индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). При этом бюджетные организации проводят такую индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, все остальные работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами", - пишут авторы документа в пояснительной записке.

Они отмечают, что в большинстве частных компаний полагают, что регулярно индексировать зарплату должны только бюджетные учреждения. И разрозненная практика судебных решений не проясняет этого вопроса - суды попеременно встают то на сторону работников, то на сторону компаний. Карельские депутаты считают, что норма о ежегодной индексации должна быть прописана в Трудовом Кодексе.

При этом минимальный размер индексации, который каждый регион определит самостоятельно, не может быть ниже индекса потребительских цен.

Незваные ГОСТы

Как стало известно губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть ГОСТ, запрещающий размещать наружную рекламу над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Под угрозой рынок наружной рекламы Петербурга с оборотом 5 млрд руб. в год, предупреждает господин Полтавченко. Надежды операторов и чиновников на вступивший на днях в силу регламент Евразийского экономического союза, позволяющий его участникам добровольно применять национальные ГОСТы, не оправдались. Верховный суд РФ решил, что "защита жизни и здоровья граждан" важнее.

Письмо Георгия Полтавченко премьеру Дмитрию Медведеву подписано 19 февраля и направлено в правительство, подтвердил глава комитета по печати Смольного Сергей Серезлеев. В связи с "критической ситуацией" на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга глава Смольного просит исключить часть требований отраслевого ГОСТа, запрещающих размещение рекламных конструкций над проезжей частью, на разделительных полосах, в пределах границ наземных пешеходных переходов и на пересечениях автомобильных дорог и улиц на одном уровне, а также на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна.

Оспариваемый ГОСТ ранее носил рекомендательный характер, но в августе 2014 года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым поручила региональным властям обеспечить обязательное исполнение ГОСТа, а МВД — проконтролировать эту работу. К этому моменту в Москве, Московской области и других регионах было проведено уже 317 торгов, по условиям которых ГОСТ по согласованию с ГИБДД обходили как "рекомендательный". Однако в Санкт-Петербурге (где в 2013 году истекли сроки размещения 14,5 тыс. рекламоносителей) торги по старым правилам провести не успели. Они были объявлены лишь в августе прошлого года. Однако Федеральная антимонопольная служба их отменила по жалобе операторов "Реклама-центр"и "Нева-Спорт".

Эти компании указывали, что, в отличие от Москвы, власти Санкт-Петербурга не согласовали размещение конструкций с ГИБДД. Как сообщает в письме премьеру Георгий Полтавченко, из 9,629 тыс. утвержденных в апреле администрацией Петербурга мест под рекламу требованиям ГОСТа удовлетворяют не более 46 адресов. Одновременно в Смольном ввели мораторий до 30 марта на массовый демонтаж конструкций при условии погашения их владельцами долгов перед городом.

Глава Смольного просит премьера не допустить фактического сворачивания рынка с оборотом 5 млрд руб. в год, которое приведет к потерям бюджета и 5 тыс. рабочих мест, говорит господин Серезлеев. По данным комитета по печати, отчисления в бюджет от аренды мест под рекламу могли составить 760-780 млн руб. (не считая налоговых поступлений), хотя около 400 млн руб. операторы должны городу. На 2015 год план пополнения доходов бюджета снижен: наружная реклама напрямую должна принести Санкт-Петербургу 500-600 млн руб.

Господин Полтавченко в письме ссылается на официальные данные мониторинга, по которым наружная реклама была причиной менее 2% ДТП в России и странах СНГ. Обойти ГОСТ чиновники рассчитывали с помощью вступившего в силу 15 февраля технического регламента Евразийского экономического союза, позволяющего его участникам добровольно применять национальные ГОСТы. Однако в январе эти планы опроверг Верховный суд, в котором петербургские операторы "Реклама-центр" и "Нева-Спорт" пытались оспорить обязательность ГОСТа. Операторы доказывали, что его требования не соответствуют закону "О техническом регулировании" (предусматривает добровольное применение ГОСТов) и нарушают права и свободы предпринимателей. Но Верховный суд признал, что требования ГОСТа, касающиеся "защиты жизни и здоровья граждан", обязательны. А к ним, в частности, относится запрет на размещение рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах, поскольку она может затруднять водителям видимость дорожных знаков и светофоров.

"Негласно федеральный центр уже смягчил свою позицию относительно жесткого соблюдения ГОСТа, и, я надеюсь, инициатива Георгия Полтавченко с учетом экономической ситуации будет поддержана. Например, невыполнимое в условиях плотной застройки требование обеспечивать расстояние от края проезжей части до рекламоносителя 5 м не имеет никакой связи с реальными угрозами безопасности: нигде в мире статистика ДТП таких угроз не подтверждает",— отмечает глава исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин.

Глава представительства Russ Outdoor Владимир Рябовол считает, что "начало открытого диалога между бизнесом и властью дает надежду на сохранение отрасли, бюджетов и тысяч рабочих мест". Оператор рассчитывает, что компромиссные договоренности обретут также "правовую платформу, регулирующую отношения Смольного с операторами до проведения торгов". Власти рассчитывают провести их после того, как правительство рассмотрит обращение губернатора.

Верховный суд РФ поддержал введение упрощенного судопроизводства в гражданский процесс

Пленум Верховного суда РФ направил в Госдуму законопроект, предусматривающий внесение поправок в ГПК РФ и АПК РФ (постановление Пленума ВС РФ от 17.02.15 № 7). Изменения, в частности, предусматривают возможность применения в гражданском процессе процедуры упрощенного судопроизводства. Этому посвящена новая глава 21.1 ГПК РФ в редакции проекта.

Главным отличием рассмотрения дел по правилам упрощенного производства от рассмотрения дел по общим правилам искового производства явл

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
24
февраля
2015
Учредители агентства