Ежедневный мониторинг законодательства

17 февраля 2015

Госконтракт не для всех

Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект с изменениями в Бюджетный кодекс. Согласно поправкам, офшорным компаниям и компаниям с офшорной подконтрольностью не могут предоставляться государственные субсидии и гарантии, а также гарантии банков с преобладающим участием государства в уставном капитале, таких, как Сбербанк России и ВТБ.

Кроме того, вводится запрет на получение такими компаниями государственных инвестиций, в том числе за счет внесения государственных и муниципальных бюджетных средств и средств госбанков в уставный капитал.

"Поправки в Бюджетный кодекс коснутся офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью, то есть в том числе российских компаний с иностранным участием, где учредителем является офшорная компания или есть некая цепочка дочерних и материнских компаний, у основания которых в конце концов все равно стоит офшорная компания. По сравнению с действующим порядком таким компаниям не будут предоставляться госсубсидии и госгарантии, а также гарантии банков с госучастием. Конечно, для таких компаний это означает определенное ограничение возможностей, но говорить об ущемлении интересов налогоплательщиков не стоит", - считает руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.

По его мнению, проект поправок вписывается в рамки общего тренда деофшоризации. "Достаточно вспомнить нормативные акты, которые принимались до этого: например, норма об управляемых иностранных компаниях или вменение в обязанность государственным предприятиям при проведении тендеров раскрывать конечного бенефициара по иностранным юрисдикциям. Введение запрета на субсидии для иностранных и российских компаний, де-юре управляемых офшорами (хотя фактически в 99% случаев они управляются российскими гражданами, которые используют офшорные юрисдикции для получения налоговых преференций и обеспечения анонимности), - последовательный и правильный шаг в рамках установок главы государства на возврат капиталов в Россию", - считает эксперт.

Законопроект уже давно лежит в Госдуме и сейчас нуждается в серьезной доработке, уверена Наталья Кордюкова, замдиректора департамента международного налогового планирования по юридической работе юридической фирмы "Клифф": "Если рассмотрение законопроекта сегодня состоится, то документ, очевидно, не будет принят в том виде, в котором он представлен к рассмотрению, - сейчас это технически невозможно. Этот законопроект являлся дополнением к законопроекту N 295667-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который Госдума рассматривала в июне прошлого года. Законопроект N 295667-6, в частности, содержал в себе понятие "компания с офшорной подконтрольностью", которым оперирует законопроект N 463058-6 о Бюджетном кодексе. Нюанс в том, что июньский законопроект N 295667-6 был отклонен Государственной Думой в первом чтении, понятия "офшорная подконтрольность" сейчас в российском праве не существует. Рассмотрение законопроекта N 463058-6 вне общего пакета, которого, очевидно, еще нет, бессмысленно".

По словам Кордюковой, сейчас никаких специальных ограничений для офшорных компаний, претендующих на государственную поддержку, не существует - теоретически они могут участвовать в этих отношениях на общих основаниях. Очевидно, что такая ситуация требует разной оценки в отношении господдержки самих офшоров и поддержки российских компаний с так называемой офшорной подконтрольностью.

По ее мнению, предложенная норма могла бы не только усложнить положение иностранного бизнеса в России, но не принесла бы никакой практической пользы государству. Механизмы государственных субсидий, инвестиций и гарантий направлены на адресную поддержку стратегически важных для страны компаний и отраслей, получить такую поддержку без основания по закону невозможно. Заведомо неэффективное предоставление средств и гарантий, как и плохой контроль за их применением, - это системная проблема совсем другого порядка, ее нельзя решить за счет таких ограничений. Отказывать в поддержке приносящим пользу обществу и стратегически важным компаниям только на том основании, что среди их учредителей есть офшорные иностранные структуры, крайне опасно. "Тем не менее, учитывая тенденции налогового законодательства последнего времени, с большой долей уверенности можно сказать, что в ближайшем будущем офшорам будет запрещено напрямую участвовать в получении государственных инвестиций, гарантий и субсидий, равно как и, например, в государственных контрактах и закупках", - считает эксперт.

Победителя конкурса обяжут исполнять контракт самому

Новая система закупок на проведение строительных работ поможет заказчикам знать всех участвующих в реализации проекта подрядчиков.

Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) представило на IV Российском инвестиционно-строительном форуме проект соответствующего закона. Документ должен дополнить уже существующую систему закупок. "Закон будет охватывать сферу инженерных изысканий, подготовку проектной документации и собственно строительство", - говорит Павел Колыхалов, директор Международного института развития контрактной системы.

Законопроектом в первую очередь предлагается запретить передачу по субподряду существенной части работ. Сейчас конкурс может выиграть одна организация, а работать на площадке будет совсем другая. Субподряд позволяет передать свои обязанности целому ряду организаций. На деле это формирует нездоровую обстановку в отрасли и многочисленные злоупотребления. Появляются отдельные организации, которые выигрывают конкурсы, и те, кто фактически работает на стройплощадках. "Это зачастую ведет к снижению качества работ, к непрозрачной системе расчетов", - считает Максим Раевский, член совета директоров девелоперской компании "СтройИнвестТопаз". Против таких злоупотреблений планируется поставить заслон. "Участник закупки, с которым заключен контракт, должен выполнить не менее 75% работ", - говорит Павел Колыхалов. Таким образом, с принятием документа победителям конкурсов придется самим заниматься строительством.

Также предлагается узаконить коллективного участника. Многие проекты выполняются силами нескольких компаний, они должны иметь право участвовать в конкурсе на получение заказа совместно. "Плюсы заключаются в том, что лица, сформировавшие коллективного участника конкурса, фиксируются в договоре (субподрядные договоры заключаются до подачи заявки на конкурс и предоставляются в составе заявки), что обеспечивает прозрачность процедуры для заказчика и защиту интересов субподрядчика", - объясняет Ирина Доброхотова, председатель совета директоров "БЕСТ-Новострой".

Документом снижаются риски заказчика. Так как СРО проверяет всех участников закупок, а кроме того, берет на себя имущественную ответственность. "Гарантом качества выполнения работ выступает саморегулируемая организация, которая будет осуществлять предквалификационный отбор компаний. Эта новая процедура будет препятствовать участию в конкурсах недобросовестных игроков", - говорит Ирина Доброхотова. Также СРО будет компенсировать ущерб заказчику из средств компенсационного фонда, если квалифицированный подрядчик не выполнил работу.

Российский бизнес предложил собственные антикризисные меры

Комплекс срочных мер по минимизации последствий кризиса для малых и средних предприятий подготовила "ОПОРА России". Основные меры направлены на предоставление налоговых льгот и финансовую поддержку МСБ.

В острой фазе финансового кризиса предпринимателей волнуют три проблемы. Первое - это доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса. Второе - снижение в этой ситуации налогового бремени. Третье - сокращение числа проверок.

Говоря о сохранении уровня и качества бизнеса, в период финансового кризиса необходимо повышать доступность финансовых ресурсов. Острая необходимость в этом обусловлена существенным ростом цен, как из-за падения валютного курса, так и из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ. То есть денежная масса в настоящее время меньше, чем та же стоимость товарной массы до начала кризиса. Предпринимателям необходимо пополнять оборотные средства. В итоге надо больше платить за инвестиционные программы, которые они закладывали, больше денег нужно, чтобы сохранить бизнес. В этих условиях деньги можно взять либо из накоплений, если они есть, либо взять кредиты, либо меньше отдавать денег в ходе текущей деятельности. Если нельзя достаточно быстро предоставить финансовые ресурсы по приемлемой цене, то правильно будет меньше изымать у бизнеса, чтобы он мог восполнить недостаток оборотных средств, который у него образуется. Если бизнесмен импортирует, то он будет фактически в два раза больше тратить рублей на то же самое, если не импортирует, то, учитывая инфляцию, даже за российские товары будет платить больше.

Поскольку банки столкнулись с тем, что, для того чтобы уравновесить возросшие цены и потребности своих клиентов в кредитовании, они могут фондироваться только в ЦБ. С маржой банка они вынуждены кредитовать бизнес как минимум под 23%, а малый бизнес - 25 - 28% годовых. Соответственно, не все отрасли бизнеса могут в таких условиях отрабатывать подобные ставки. Мы сталкиваемся с тем, что у банков у самих нет денег, им Центробанк не предоставил эти лимиты. Кроме того, банки понимают, что количество заемщиков резко уменьшилось. В этих условиях необходимы дополнительные мероприятия для того, чтобы малый и средний бизнес мог получить эти деньги. Поэтому наше ключевое предложение - начинать снижать кредитную ставку банка до 12%. Чем раньше это будет сделано, тем будет лучше. Чтобы это не привело к росту спекулятивных атак на курс национальной валюты, ввести обязательную продажу экспортерам 50-процентной валютной выручки. Мы предлагаем ЦБ и правительству РФ выделить дополнительные 300 млрд рублей на фондирование банков, осуществляющих кредитование малого и среднего бизнеса.

Причем поставки фондирования ниже, чем ключевая ставка ЦБ. Это позволит дать более приемлемую ставку для малого и среднего предпринимателя тем банкам, которые будут участвовать в этой программе фондирования кредитов. В данных условиях - рекомендовать банкам при повышении процентных ставок по уже заключенным кредитам удлинять сроки этих кредитов таким образом, чтобы ежемесячный платеж у заемщика оставался тем же в абсолютных цифрах. Необходимо, как антикризисную меру, на три года распространить систему гарантий Агентства кредитных гарантий на торговую сферу, в которой занято более половины всех субъектов МСП. Однако никакими существующими инструментами государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в торговле не предусмотрена.

Мы предлагаем начать масштабную программу по субсидированию приобретения оборудования в лизинг. По примеру Татарстана компенсировать первый платеж приобретателю оборудования в лизинг за счет госпрограмм.

Ну и, наконец, предусмотреть возможность участия субъектов МСП в программах проектного финансирования. Пока только пять проектов прошли экспертизу с порогом в один миллиард рублей. Понятно, что это не малый и не средний бизнес. Мы предлагаем снизить этот порог до 100 млн руб., чтобы малые и средние предприниматели могли использовать этот инструмент для своих инвестиционных программ.

- Очень беспокоят бизнес проверки...

Калинин: В 2014 году было очень много принято и законов, и постановлений правительства, которые ужесточили ответственность предприятий. Были существенно подняты штрафы, особенно в трудовой сфере, резко увеличено число оснований для проведения проверок. Роспотребнадзору, к примеру, разрешили внезапные проверки. Прокуратура сейчас проводит проверки во всей розничной сети обоснованности цен на продукты питания. Увеличены очень серьезно штрафы для должностных лиц - с 4 до 40 тыс. рублей. Мы предлагаем ввести мораторий на внезапные и внеплановые проверки. Нужно отстрочить возможность Следственного комитета открывать уголовные дела без поручения налоговой инспекции. Проверки надо вернуть по максимуму в рамки 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который показал свое положительное влияние на условия ведения бизнеса. Было бы целесообразно сокращение численности контрольно-надзорных органов, как это сделала ФНС, причем без уменьшения бюджетов. Пора ввести мораторий на выездные налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2015 года. Все это позволит обеспечить введение риско-ориентированного подхода и "надзорных каникул", предусмотренных в Послании президента РФ.

Среди других мер предлагается: ввести бессрочное действие Федерального закона N 159 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества..."; зафиксировать льготные ставки аренды помещений для малого бизнеса, перенести введение торгового сбора на более поздний срок.

- Сегодня многие эксперты рассуждают о новой модели развития экономики. Ваши предложения?

Калинин: Самое важное, что нужно сделать, - понять, что модель роста возможна только при инвестициях. Еще недавно мы продавали энергетические ресурсы, покупали технологии. Когда доходы от продажи энергетических ресурсов снизились вдвое, то, соответственно, денежной массы уже не хватит для прежней модели роста. Нам нужно создать недорогой финансовый ресурс на осуществление инвестиционных проектов. Если кто-то из предпринимателей инвестирует в создание новых производств, технологий, то должна субсидироваться процентная ставка. Такая мера уже "обкатана" в сельском хозяйстве, но объемы и участие институтов развития в этом процессе невелики.

Пора субсидировать гораздо большие платежи по лизингу, чем это происходит сейчас. Прежде всего по лизингу, который направлен на обновление основных средств. Тут важно изучить опыт Китая, Кореи, Татарстана, если мы делаем уменьшение налогового бремени и рассчитываем, что эти деньги пойдут в инвестиции. Пора говорить о приватизации, особенно в машиностроении, поскольку подешевевшие объекты для инвестора могут быть интересны, особенно если он имеет деньги в иностранной валюте. Кроме того, масштабирование проектного финансирования, когда выделяются средства под будущий проект, а не под существующие залоги. Необходимо более широко развивать механизмы финансирования под акционерный капитал. Для этого необходимо менять регламенты биржи. Механизмы и финансирование инвестиционных процессов нужно прописать в законах, постановлениях правительства и регламентах институтов поддержки.

Если сегодня мы не можем дать бизнесу дешевые деньги, то давайте оперативно снизим налоговую нагрузку как минимум у производственного предприятия.

- Снизится ли количество малых и средних предпринимателей в период кризиса?

Калинин: Субъектов предпринимательской деятельности в России около 4 млн, работает в МСБ более 20 млн человек. Если считать и тех, кто в тени, то около 30 млн.

В эпоху предыдущего кризиса МСБ способен был принять часть высвобождающихся с других предприятий людей к себе на работу. Как ни странно, малый и средний бизнес не показывает снижения количества работников. Более того, идет рост работников. Наступила уникальная возможность принять для МСБ те правовые акты, которые мы обсуждаем много лет, но так и не приняли. Появился реальный шанс убрать с пути малого и среднего бизнеса те заторы, которые накопились.

Минэкономразвития улучшает деловой климат

Минэкономразвития внесло в правительство проект основных направлений деятельности правительства по улучшению делового климата. В документе заложены меры, которые не вошли в антикризисный план. Так, предлагается уменьшить ставку страховых взносов для бизнеса, применяющего УСН, с 20% до 14%. Также планируется увеличить до 120 млн сумму выручки, при которой можно платить налоги по упрощенной системе.

План, вероятно, встретит серьезную критику в правительстве, полагает Михаил Халецкий, юрист юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры": "Снижение ставок страховых взносов увеличит дефицит, в первую очередь, ПФР. Принятие этой меры возможно только, если будут найдены средства для компенсации выпадающих доходов фондов либо за счет увеличения трансферта из федерального бюджета, либо за счет структурных изменений в сфере социального обеспечения граждан. В последнем случае речь может идти или о снижении выплат или об увеличении пенсионного возраста. Любое из таких решений будет негативно воспринято в обществе, поэтому решение будет непростым для правительства".

Увеличение лимита выручки для УСН, скорее всего, не поддержит минфин. Еще осенью он стал автором противоположной по содержанию инициативы - предоставить регионам право снижать лимит выручки по УСН в 10 раз. Тем не менее правительство сейчас прорабатывает много различных вариантов поддержки экономики, так что у всех предложений есть шансы, отмечает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ": "Любые ослабления в области малого и среднего бизнеса сейчас должны восприниматься позитивно, так как именно этот сектор экономики может быстро подстраиваться под изменения макроусловий, тогда как крупным корпорациям требуется время".

Минэкономразвития также предлагает налоговые преференции среднему и крупному бизнесу - инвестиционный кредит по уплате пошлины и отсрочку НДС при импорте не производимого в России оборудования, комплектующих и материалов (не входящих в перечень, выведенный из-под налогообложения). "Эти меры ориентированы на узкую группу налогоплательщиков, импортирующих специфическое оборудование, не производимое в России. Речь может идти о компаниях нефтяной отрасли, крупных машиностроительных и строительных предприятиях, - считает Халецкий. - Это предложение имеет высокие шансы на успех, однако многое будет зависеть от конкретного перечня льготируемого оборудования".

Госрегистрацию бутилированной воды заменит декларирование

15 февраля 2015 года закончился переходный период технического регулирования Таможенного союза для некоторых видов пищевой продукции. Согласно ст. 24 технического регламента "О безопасности пищевой продукции", к ним относятся: природная столовая минеральная вода; бутилированная питьевая вода; тонизирующие напитки; пищевые добавки (ароматизаторы, растительные экстракты, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски и т.п.). А также пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, включая микроорганизмы.

Со вчерашнего дня производители из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) больше не обязаны обращаться в Роспотребнадзор за государственной регистрацией этой продукции. Теперь будет достаточно лишь ее декларирования. Причем условия для бизнеса стали одинаковыми на всей территории ЕАЭС. Отныне едиными должны быть разрешительные документы, требования к безопасности продукции, маркировка "EAC" на этикетках. А документы о соответствии, полученные до вступления в силу техрегламентов Таможенного союза, перестали действовать. Теперь производитель может сам, без участия независимой экспертизы и даже без лабораторных исследований продекларировать и выпустить продукт на общий рынок.

Несомненно, это повышает ответственность каждого производителя за качество и безопасность своей продукции. Но не уменьшит ли это безопасность для потребителей?

По поводу генетически модифицированных организмов, которые настораживают многих граждан, правительство уже внесло законопроект о запрете их выращивания и разведения, а также ввоза на территорию РФ. И пока эксперты не пришли к единому мнению о том, правильно ли запрещать эту продукцию, ее противники могут отдохнуть - ненавистные им трансгенную сою и кукурузу, скорее всего, запретят.

Не удалась попытка депутатов Госдумы ограничить продажу и потребление тонизирующих напитков. "Энергетики", особенно слабоалкогольные, стали частью молодежной субкультуры, их рынок растет огромными темпами - более 30% прироста в год, но при неумеренном потреблении они могут нанести вред здоровью. Неслучайно в ряде регионов их продажу просто запретили. Но теперь их госрегистрация не требуется, достаточно декларирования. А ведь в них нормируется только содержание кофеина, остальные вещества можно добавлять по своему усмотрению.

- Что касается пищевых добавок, которые производятся в наших странах, то их качество не изменится, оно регулируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и и гигиеническими требованиями Таможенного союза, - считает исполнительный директор Союза производителей пищевых добавок Полина Семенова. - Во-первых, никому не нужны огромные штрафы - вплоть до миллиона рублей, за несоответствие декларации, во-вторых, аккредитованные лаборатории отвечают за свои заключения. К тому же в России таких производств вообще осталось немного, наиболее крупные закрылись еще в 90-х годах прошлого века. Куда большая угроза исходит от импортных продуктов, у которых довольно часто декларирование недостоверное. Вот там регулятору и нужно ужесточать контроль.

По бутилированной воде вместо общего "горизонтального" техрегламента "О безопасности пищевой продукции" к завершению переходного периода должны были разработать "вертикальный" техрегламент. Однако он до сих пор не принят.

По данным официальной статистики, в России бутилированную воду выпускают более 230 производителей. Мы потребляем ее около 30 литров на душу населения, но эта цифра постоянно растет на 10-15% в год. Особенно быстрыми темпами прирастают доставки воды в пластиковых бутылях объемом 18,9 литра. В 2013 году на этот канал пришлось более 30% рынка в натуральном выражении.

Однако исследования Университета Женевы показали, что хотя бутилированная вода стоит иногда в десятки и сотни раз дороже водопроводной, но по качеству не лучше. В половине случаев от водопроводной она отличается только тем, что в ней растворяют различные соли, которые совсем не добавляют пользы здоровью. К тому же в летний сезон резко возрастают продажи поддельной питьевой воды, нередко налитой в бутылки просто из-под крана. Поэтому за ее качеством надо следить особенно строго. Что же мешает разработке специального техрегламента "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природные минеральные воды"?

- Техрегламент недавно прошел стадию общественного обсуждения, и в январе 2015 года состоялось заседание рабочей группы по его итогам, - сообщила "РГБ" президент Союза производителей бутилированных вод Алена Кондратьева. - Каждая из стран-участниц в течение более 20 лет шла своим путем, многие подходы пришлось согласовывать заново, искать компромисс, который устроил бы всех. К сожалению, отстоять свои интересы хотят не только добросовестные производители. Например, много дискуссий вызвал вопрос о норме присвоения географических названий в наименовании минеральных вод. Она устанавливает, что особые свойства минеральной воды определяются принадлежностью к конкретному месторождению, а не к топонимам и иным географическим названиям.

Особенно много споров было вокруг такой известной воды, как "Ессентуки". Ряд производителей настаивает на том, чтобы так могла называться любая минеральная вода, добываемая в границах города-курорта. Но особыми свойствами обладает только вода из Ессентукского месторождения. Тем не менее на согласование этого вопроса ушло немало времени. Точный срок утверждения проекта этого техрегламента пока обозначить сложно, хотя достигнут большой прогресс.

А между тем к качеству бутилированной питьевой и минеральной воды есть немало претензий.

- Более 60% проверенных нами продуктов не соответствует требованиям качества, а порой и безопасности, - заявил "РГБ" председатель Общества защиты прав потребителей "Росконтроль" Александр Борисов. - Проверки бутилированной воды, в том числе детской и кулерной, показали, что больше половины образцов не проходят испытания по безопасности, натуральности и полезности.

Теперь качество бутилированных вод будет регулироваться лишь Едиными санитарными требованиями и общими техрегламентами по безопасности, маркировке и упаковке пищевых продуктов. Так что потребителям стоит быть особенно внимательными к их качеству - доверять лишь проверенным маркам.

Верховный суд готовит разъяснения, как нам можно оспорить оценку своей недвижимости

В российские суды массово пошли иски граждан, которые не согласны с оценкой своей недвижимости. Дело в том, что с нынешнего года начал действовать закон, по которому налог на недвижимое имущество исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. И цена вопроса о находящихся в собственности граждан жилищных и земельных площадей резко возросла.

По всей стране сейчас идет кадастровая оценка соток и квадратных метров. Результаты ее граждане ощутят на себе не сейчас, а в следующем году, когда получат налоговые уведомления. Но то, что в любом случае платить придется больше - очевидно. Раньше квартира оценивалась по выкладкам БТИ, которые были много ниже рыночной стоимости недвижимости. Соответственно, налог для многих получался незаметным. Но с этого года ставки резко возросли: налоговой процент берется от кадастровой стоимости квартиры. А это - серьезные деньги. Например, ежегодный налог на стандартную однокомнатную квартиру, которая по оценке БТИ стоит 450 тысяч рублей составлял 1350 рублей. А по кадастровой оценке цена квартиры - 7 млн рублей. Соответственно, новый налог может составить 7 тысяч рублей. Разница налицо.

Определяют же стоимость квартиры специально подобранные местными властями оценщики. Но они живые люди и могут ошибиться. Сомневающиеся в оценке граждане идут в суд. С августа прошлого года люди в мантиях получили уже более шести тысяч заявлений от граждан, недовольных оценкой своей недвижимости. По их мнению, их жилье стоит меньше, чем было подсчитано. Суды пытаются с этим разобраться. А пленум Верховного суда России сейчас готовит проект постановления, детально разъясняющего вопросы, связанные с оценкой недвижимости. После того, как документ будет принят, масса проблем должна исчезнуть, так как появится определенность.

Впрочем, какие именно подходы закрепит Верховный суд страны, пока сказать трудно. Но над документом работают лучшие юристы страны, в этом можно не сомневаться. Узнать же кадастровую стоимость своей квартиры может любой человек, обратившись в Росреестр.

"Поскольку налог введен в этом году, то первые счета из налоговой поступят не нынешней весной, как может быть, ждут некоторые граждане, а будущей, - сказал "РГ" юрист Вячеслав Голенев. - Но сейчас начисляются налоги за прошлый год. Так что повышенных счетов надо ждать будущей весной. Соответственно, заплатить надо будет до 1 октября 2016 года.

Пока налог с кадастровой стоимости начнут уплачивать только жители 28 регионов, включая Москву и Московскую область. Но с 2016 года, как заявляли в налоговой службе, на новую систему налога должны перейти уже все регионы. Так что сейчас самое время поинтересоваться стоимостью своей квартиры и в случае несогласия подать жалобу в соответствующие инстанции".

Сведения о кадастровой стоимости можно получить в кадастровой палате лично или отправив запрос по почте. Также справки можно навести в многофункциональных центрах или через портал Росреестра. Причем справку по желанию гражданина могут предоставить как в электронном виде, так и на бумаге.

"Надо подчеркнуть, что сам Росреестр оценкой не занимается, - рассказывает Вячеслав Голенев. - Его роль - получив данные оценки, внести их в Государственный кадастр недвижимости и передать в налоговую службу. Оспорить же результаты оценки можно не только в суде, но и в досудебном порядке, обратившись в комиссию по рассмотрению споров. Такие комиссии уже действуют при территориальных органах Росреестра".

Закон об оценочной деятельности предусматривает два основания для пересмотра результатов кадастровой оценки:

1. Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

2. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По словам практиков, порядка 70 процентов обращений решаются в досудебном порядке. Например, бывает, что в кадастре неправильно указана площадь квартиры и эта информация использована в оценке. Это техническая ошибка, которая достаточно легко исправляется. Надо просто заявить о том в кадастровую палату. Бывает и другое: в кадастре площадь правильная, но оценщик использовал некорректную величину. Тогда надо обратиться с заявлением в комиссию.

Как правило, уверяют эксперты, кадастровая стоимость квартир одной площади в одном многоквартирном доме одна и та же. По их словам, обычно оценка проводится в массовом порядке, при ней индивидуальные особенности квартиры не учитываются. Тем более, что оценщики по гостям не ходят, ремонт, виды из окна, занавески не рассматривают, не оценивают.

В большей степени на их выводы влияют такие факторы, как наличие дорог, школ, магазинов и прочее. Далеко ли от дома до метро или станции электрички? Территория вокруг ухожена или бомжи шастают? Можно ли нормально подъехать к дому или дорога узка и разбита? И так далее.

Впрочем, оценщик может принять во внимание, скажем, этаж. Иногда разница в оценке может быть связана с этим. Квартиры на первом этаже могут быть оценены ниже, чем апартаменты повыше.

По словам Вячеслава Голенева, срок на обращение в комиссию - не позднее 5 лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но в любом случае до момента определения новой кадастровой стоимости.

Если же гражданин недоволен результатами кадастровой оценки и решением, принятым комиссией, он может оспорить это решение в суде.

Исковое заявление подается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации.

Но сперва необходимо проанализировать всевозможные варианты судебного разрешения спора, понять какие иски и к кому должны быть предъявлены в той или иной ситуации. Обращение в суд - дело не такое уж простое. Для установления цены недвижимости в судебном порядке есть несколько вариантов. Например, подать иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, при этом рыночная стоимость устанавливается судом на основании назначаемой судебной экспертизы.

Проблема в том, что до сих пор единого судебного подхода в этих вопросах еще не наработано. Поэтому гражданам рекомендуется обращаться за помощью к юристам, специализирующимся в решении подобных проблем.

А дело это, понятно, недешевое. Хотя вряд ли стоит сомневаться, что, оно того стоит.

Для того же, чтобы дать судам четкие правовые ориентиры при решении подобных вопросов, Верховный суд и приступил к подготовке разъяснений того, как можно оспорить гражданам кадастровую оценку недвижимости.

 

 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
17
февраля
2015
Учредители агентства