Ежедневный мониторинг законодательства

16 февраля 2015

Минэкономразвития предложило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес

В распоряжении «Ведомостей» оказалась часть проекта Основных направлений деятельности правительства (ОНДП), посвященная улучшению делового климата. Документ подготовлен Минэкономразвития и внесен в правительство в пятницу, рассказали два федеральных чиновника. Представитель Минэкономразвития подтвердил это.

Правительство готовит ОНДП каждый год, но сейчас документ должен стать программой структурных реформ, которые не попали в антикризисный план, рассчитанный на 2015 г. Это конкретные меры, о которых очень просил бизнес, в том числе иностранный через консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве, рассказывает один из разработчиков документа.

Минэкономразвития предлагает существенно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес до 2018 г. Во-первых, уменьшить ставку страховых взносов для бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения, с 20% (общая — 30 и 10% — с зарплат, превышающих определенный уровень) до 14%. Во-вторых, увеличить вдвое до 120 млн руб. сумму выручки, при которой можно платить налоги по упрощенной системе.

По ставке 14% предприниматели платили ЕСН до его замены в 2010 г. страховыми взносами. Но и ставкой 20% был недоволен социальный блок правительства. В 2013 г. вице-премьер Ольга Голодец предлагала повышать ее с 2014 г. по 2 п. п. в год, но добиться этого ей не удалось. Идея же о еще большем снижении взносов для предпринимателей очень странная, говорит чиновник Минфина: «Сейчас это возможно, только если пенсионные права будут урезаны». Но это очень трудное решение, нужна политическая воля, указывает чиновник: «Ведь ставка снизится у работодателя, а пенсии — у работника».

Непросто будет Минэкономразвития добиться и повышения до 120 млн руб. порога выручки, позволяющего применять упрощенную систему. Министерство уже безуспешно пыталось включить эту меру в антикризисный план. Одобренный ранее правительством план позволяет регионам снижать ставку по упрощенной системе с 6 до 1%, расширять еще и базу — большие риски, возможно, бизнес будет дробиться на мелкие фирмы, говорил чиновник. А вот ФНС не видела в этом больших рисков, спорил сотрудник налоговой службы. Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес — это поддержка занятости, настаивает чиновник финансово-экономического блока правительства.

Для бизнеса нагрузка по страховым взносам более обременительна, чем по налогам, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Из-за сжатия спроса многие предприятия снова переходят на упрощенную систему (упала выручка): для такого бизнеса снижение нагрузки будет радикальным — с 30 до 14%, отмечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Но есть риски для бюджета, предупреждает Суслина. Если по ставке 14% смогут платить только определенные категории бизнеса, то схемы дробления расцветут, уверен партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

Наконец, в документе министерство обещает малому бизнесу оставить его в покое: воздерживаться от любого усложнения регулирования и «на период преодоления кризисных явлений в экономике» установить мораторий на проверки малых предпринимателей с положительной историей проверок (см. статью на стр. 05). Такой мораторий так же важен, как и обещанный президентом запрет в течение четырех лет ухудшать налоговые условия, указывает владелец «Р-фарма» Алексей Репик.

Минэкономразвития предлагает налоговые преференции среднему и крупному бизнесу для поддержки инвестиций — инвестиционный кредит по уплате пошлины (должны платиться проценты) и отсрочку НДС при импорте непроизводимого в России оборудования, комплектующих и материалов (не входящих в перечень, выведенный из-под налогообложения). Но импорт должен быть для инвестиционных проектов.

Это были предложения «Деловой России», рассказывает Данилов-Данильян: «Мы встречались с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и его замом Станиславом Воскресенским и убедили их».

Сейчас компании платят НДС при ввозе оборудования, но возместить налог могут не сразу, объясняет Данилов-Данильян: «Создается серьезный разрыв ликвидности». НДС платится сразу при ввозе, а на возмещение можно претендовать в момент постановки оборудования на учет, говорит Щекин. Но процесс растягивается до полугода, а налоговики часто давят, убеждая получить возмещение уже после ввода в эксплуатацию всего объекта, рассказывает он, «иначе обещают проблемы и проверки».

Для бюджета в среднесрочном плане разницы нет, а для компаний критически важно не отвлекать ресурсы, говорит Данилов-Данильян: «Из-за кризиса, девальвации и резкого роста ставок операционный денежный поток может стремиться к нулю».

Идея инвестиционного кредита по пошлинам возникла из-за жалоб нефтяников, вспоминает федеральный чиновник. Нагрузка по импортной пошлине колеблется в районе от 5-20%, средняя — 11,5%, по данным «Деловой России»: таможенная стоимость исчисляется в долларах по текущему курсу, поэтому из-за девальвации растет уплачиваемая в рублях пошлина.

Кредит по пошлинам можно было бы растянуть на 1-2 года, пока не кончится кризис, считает Данилов-Данильян. Год — максимальный срок, иначе начнутся злоупотребления, опасается федеральный чиновник. Риски налоговых схем и так очень велики, отмечает он: оборудование может ввозиться через фирмы-однодневки, которые потом исчезнут, и бюджет так и не получит деньги. Срок кредита должен быть индивидуальным — до момента запуска завода или до выхода на самоокупаемость, предлагает Репик: для кого-то это может быть два года, для кого-то — 10 лет.

Малый бизнес может получить надзорные каникулы на три года

Минэкономразвития предлагает с 2016 г. ввести трехлетний запрет на плановые проверки малого бизнеса — законопроект опубликован на regulation.gov.ru. Проект основан на той части прошлогоднего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию, где он призывал поддержать малый бизнес.

Малые предприниматели получат надзорные каникулы на три года, если за предшествующие три года контролирующие органы (налоговая, трудовая, пожарная инспекции, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Россельхознадзор) не выявляли у них серьезных нарушений. Критериев серьезности нарушений пока нет, сообщил представитель Минэкономразвития; если в надзорные органы поступит заявление о нарушении, может быть назначена внеплановая проверка, но их общее количество каждый год должно сокращаться на 10%.

Михаил Александров из DS Law уверен, что без четкого определения, что такое «серьезное нарушение», проверки продолжатся — контролеры увидят угрозу жизни и здоровью граждан.

Проверок необоснованно много, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов: в 2014 г. их проведено 2,7 млн, 48% — внеплановые; умень­шение числа проверок сократит издержки бизнеса на 20%. По оценкам «Опоры России», лишний контроль стоит бизнесу 7,5% ВВП.

Сейчас проверки малого бизнеса проходят раз в два года, с внеплановыми проверками чаще других являются налоговики, таможенники, пожарные и Роспотребнадзор.

Эксперты уверены, что закон не решит проблем малого бизнеса, а только усложнит неэффективную контрольно-надзорную систему. Роспотребнадзор вообще получил право внеплановых, без предварительного уведомления, проверок с 23 января 2015 г. Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов сетовал в интервью «Ведомостям» в конце прошлого года, что нарушений, допущенных контролирующими органами, — десятки тысяч.

Многие виды госконтроля регулируются отдельными законами, напоминает Ольга Филипская из «Некторов, Савельев и партнеры»: не ясно, будут ли эти преференции учтены в новом законе.

Законопроект — еще один пример противоречивого регулирования, согласен директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев: только в 2003-2013 гг. было принято свыше 180 000 нормативно-правовых актов.

Работодатель не сможет увольнять ушедших в декрет сотрудниц

С женщинами, ушедшими в декрет, работодатели не смогут расторгать договор, даже если его срок истек. Они должны будут его продлить до окончания отпуска по беременности и родам. Это новое правило заложено в законопроекте, который вносит поправки в Трудовой кодекс. Его депутаты планируют рассмотреть 18 февраля.

Женщина, срок действия срочного трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять в отдел кадров медицинскую справку. Но если она продолжит работать после окончания беременности, то администрация предприятия имеет право расторгнуть трудовой договор.

Декрет (отпуск по беременности и родам) предоставляется работающим женщинам: по 70 календарных дней до и после родов. При сложных родах время "после" увеличивается на 16 дней. А если женщина вынашивает и рожает несколько детей, к отпуску добавляется еще больше: "до" 14 дней, "после" - 40 дней. На период отпуска выплачивают пособие по беременности и родам.

Скрытие данных о продаже госимущества поставят вне закона

Руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий будут штрафовать, если они не предоставят сведения о продаже госимущества. Такие поправки предполагает законопроект, подготовленный Минэкномразвития РФ и внесенный на рассмотрение Госдумы правительством, сообщает 13 февраля пресс-служба кабмина.

Подобные меры не только позволят усилить контроль за федеральным и муниципальным имуществом, но и завершить работу по формированию реестра таких объектов. В качестве конечной цели поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях кабинет министров называет повышение эффективности использования федерального имущества за счет того, что любые сделки благодаря строгой отчетности будут прозрачными.

В ноябре минувшего года Госдума приняла в первом чтении другой правительственный законопроект, который дополняет описанный выше. Согласно документу, для руководителей госкомпаний (ГУПов и МУПов, а также акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству) ужесточают ответственность за действие или бездействие, если оно повлекло за собой причинение существенного вреда интересам властей и общества.

"По сути, последовательно продолжается та же линия, которую обозначил президент Владимир Путин, предложив приравнять руководителей госкомпаний к чиновникам", - поделился тогда мнением с журналистами первый замглавы фракции "Единая Россия" Франц Клинцевич. По его мнению, "с людей, обличенных доверием государства, должен быть и двойной спрос".

О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности индивидуальных предпринимателей за нарушение правил перевозок автомобильным транспортом

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления равной административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (далее – законопроект) подготовлен Минтрансом во исполнение решения Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 11.141, 11.142, 12.211и 12.212 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), устанавливающие административную ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси, перевозок по заказу, а также за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Предлагаемые изменения направлены на усиление административной ответственности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В настоящее время Кодексом предусмотрена дифференцированная административная ответственность в отношении граждан, должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств и юридических лиц. При этом административная ответственность для индивидуальных предпринимателей не указана.

Согласно статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.

Таким образом, предусмотренная в Кодексе административная ответственность в виде штрафа для индивидуальных предпринимателей, равная административной ответственности для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, в разы ниже административной ответственности (в виде штрафа) для юридических лиц.

Вместе с тем нарушения Правил дорожного движения или Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090) на транспортных средствах, принадлежащих лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридическим лицам, влекут вред одинаковой степени тяжести.

Принятое решение позволит усилить административную ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси, перевозок по заказу, а также нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения при таких перевозках.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
16
февраля
2015
Учредители агентства