Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил организации развозной торговли"

Проект Правил организации развозной торговли в России размещен на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения до 11 марта 2015 года

В соответствии с проектом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предполагающие осуществлять торговлю с использованием мобильных торговых объектов, обязаны представить уведомление о начале своей деятельности в региональный орган власти по месту ее предполагаемого фактического осуществления. Уведомление подается по каждому транспортному средству.

Согласно проекту уполномоченный орган ведет учет уведомлений в особом реестре. Лица, включенные в реестр, вправе осуществлять развозную торговлю с 8 часов до 22 часов. Временные интервалы могут быть расширены региональными властями для всех либо для определенных специализаций мобильных торговых объектов.

Проектом предусмотрены следующие специализации мобильных торговых объектов:

- хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия;

- молоко и молочная продукция;

- мясо и мясная продукция;

- рыба и морепродукты;

- овощи-фрукты;

- продукты;

- быстрое питание (готовая еда);

- цветы;

- печатная продукция;

- непродовольственные товары.

Для осуществления развозной торговли могут использоваться транспортные средства не ниже экологического класса Евро-4, прошедшие государственный техосмотр, содержащиеся в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии. Каждый мобильный торговый объект должен быть оснащен системой мониторинга геолокации объекта с возможностью отслеживания его нахождения и движения через Интернет. Объект может быть оборудован встроенным жидкотопливным электрогенератором шумностью не более 55 дБА.

Объекты могут размещаться в местах, допускаемых для стоянки Правилами дорожного движениями, действующими в России. Органы местного самоуправления вправе определить дополнительные зоны, где допускается их функционирование. Стоянка мобильного торгового объекта вне времени работы допускается исключительно на оборудованной стоянке (в гараже) по адресу, указанному заявителем в уведомлении.

Минэкономразвития хочет ограничить участие госбанков в ГЧП

Минэкономразвития предлагает ограничить участие госкомпаний и госбанков в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) на стороне частного партнера. Такая норма содержится в обновленной редакции законопроекта об основах ГЧП, который сейчас дорабатывается ко второму чтению.

Согласно законопроекту «на стороне частного партнера» не сможет выступить компания либо банк, в которых Российская Федерация, регион или муниципалитет прямо или косвенно контролируют свыше 50%, а также подконтрольные им дочерние предприятия. Окончательного решения относительно этой нормы нет, законопроект дорабатывается, уточняет чиновник, участвующий в обсуждении документа.

Проблема так называемого публично-публичного партнерства характерна для начальной стадии развития рынка ГЧП, замечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Остается либо ждать, пока рынок частного капитала обретет уверенность в себе и в ГЧП, либо направить этот рынок по правильному пути, а это как раз можно сделать через принятие закона. Смысл закона о ГЧП — привлечь частные деньги не просто в экономику, а в социально значимые проекты, считает Иванова: «В этой логике ограничение государственного участия со стороны частного партнера могло бы быть эффективно». Если не ввести такое ограничение, немного размывается сама логика развития рынка ГЧП, согласен партнер PwC Дмитрий Ковалев: «Останется ГГП».

Правда, в процессе обсуждения Минэкономразвития решило подумать об отсрочке введения этого ограничения — на пять лет с момента принятия закона. Переходный период для данной нормы обсуждается, сообщил представитель Минэкономразвития: отсрочка позволит расширить перечень потенциальных проектов.

Переходный период на пять лет — это совместное предложение крупнейших банков, передал через пресс-службу исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Есть риск, что в текущих условиях крупнейшие банки в случае принятия такой нормы просто не смогут участвовать в проектах ГЧП, указывает партнер Hogan Lovells Александр Долгов. «Если ввести ограничение сразу, без переходного периода, рубанем несколько проектов», — признает один из участников обсуждения.

Сейчас один из наиболее активных инвесторов в концессионные проекты и региональные проекты ГЧП — входящий в группу ВТБ «ВТБ капитал». Он выступает не просто как финансирующая организация, а, как правило, входит в капитал консорциума, подающего заявку на конкурс. Представители группы ВТБ поднимали этот вопрос, знают два участника обсуждения. Пресс-служба «ВТБ капитала» от комментариев отказалась.

Газпромбанк также интересуется рынком ГЧП. Так, банк выступил одним из инвесторов по концессионному проекту платной дороги в обход Одинцова и по петербургскому ГЧП-проекту платной дороги Западный скоростной диаметр. Газпромбанк активно участвует в обсуждении законопроекта и заинтересован в дальнейшем реализовывать не только концессионные проекты, но и проекты по другим моделям ГЧП, замечает Чичканов: именно поэтому и потребовалась отсрочка для этой нормы.

Ограничение, даже когда оно будет действовать, коснется только компании, которая подписывает соглашение о ГЧП как частный партнер, но не финансирующей организации, следует из текста законопроекта. Но если в качестве финансирующей организации выступает госбанк, получается, что идея привлечения частных денег в проект с экономической точки зрения не работает, рассуждает Иванова. К тому же ограничение на участие государства в капитале касается только проектной компании. То есть госбанки все равно могут выступать на стороне частного партнера в лице акционера (учредителя), имея долю в проектной компании ниже 50%, объясняет Ковалев.

Реалии сейчас таковы, что без участия банков в капитале привлечь инвесторов будет сложно, отмечает Долгов. Инвесторы соглашаются на долю банков в проектной компании не от хорошей жизни, говорит сотрудник одной из компаний, участвующей в концессионных проектах: иначе банки предлагают менее выгодные условия финансирования. Сейчас это распространенная проблема в концессиях, рассказывает другой участник рынка: когда концессионер начинает с банком переговоры о финансировании, крупные банки предлагают деньги по неподъемной для инвестора ставке, а на более комфортные условия согласны только в обмен на долю в проектной компании.

В нынешних условиях, когда денег на рынке мало, конкуренция между банками на конкурсах ГЧП выглядит не очень конструктивной, говорит партнер EY Александр Ерофеев. Лучше работать над тем, чтобы банки еще на этапе конкурса предлагали участникам ориентировочные условия финансирования, а не стремились бы получить мажоритарную долю в консорциуме, советует он. Тогда у инвесторов, которые победят на конкурсе, будет выбор источников финансирования, заключает Ерофеев.

Бизнес предложил ввести специальный налог на операции с валютой

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложили ввести специальный налог на операции с валютой. Это и другие предложения изложены в мерах, направленных на обеспечение финансовой стабильности и экономического роста страны.

План направлен в антикризисную комиссию и Минэкономразвития, сообщили " РГ" в РСПП. Налогом будут облагаться операции с иностранной валютой, не связанные с исполнением внешнеторговых контрактов и обслуживанием зарубежных кредитов. Его размер может составить 0,5-1 процент.

При этом операции с иностранной валютой не затронут население.

По словам Якова Миркина, заведующего  отделом международных рынков капитала, Института мировой экономики и международных отношений РАН, это стандартный прием в международной практике, когда надо сбить спекулятивные объемы операций на валютном  рынке и ограничить отток капитала. В прошлом году из России, как известно, было вывезено 150 миллиардов долларов. Предложение РСПП могут коснуться "оптовых"  операций покупки-продажи валюты между коммерческими  банками внутри страны, вывоза дивидендов,  покупки валюты для иностранных инвестиций и кредитования за рубежом, для ценных бумаг.

Профессор считает, что налог в размере до 1 процента - это не 10 "запретительных" процентов, и не исказит валютный курс. Приведет лишь к удорожанию спекулятивных  валютных операций.  Излишни и  опасения, что введение налога приведет к " черному" рынку, поскольку физлиц налог не коснется.

В РСПП также подчеркивают, что ЦБ должен сохранять  свое присутствие на валютном рынке, стимулируя продажи валюты.

Профильный комитет Госдумы не поддержал идею прогрессивного налога

Комитет Госдумы по бюджету и налогам не поддержит законопроект о введении прогрессивной шкалы налогообложения в России, согласно которому богатые россияне должны будут отдавать 28 процентов своей годовой зарплаты в качестве налога на доходы физлиц (НДФЛ). Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на члена комитета, депутата Евгения Федорова.

Как уже писала "РГ", депутат Олег Нилов внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые вводят прогрессивную шкалу налогообложения с разделением работающего населения на четыре категории. В первую группу автор законопроекта предлагал включать большинство граждан, которые получают до пяти миллионов рублей в год и для них налог должен был остаться неизменным - 13 процентов.

Ко второй, по мнению разработчика поправок, логично было бы отнести тех, кто получает от пяти миллионов до 50 миллионов рублей. Они должны делиться с бюджетом 18 процентами доходов. Людям с заработком от 50 миллионов до полумиллиарда рублей полагается отдавать в качестве налога 23 процента зарплаты, а кто ежегодно получает еще большие суммы - 28 процентов.

Профильный комитет Госдумы не поддержит законопроект, поскольку считает, что с точки зрения здравого смысла сейчас лучше ничего в худшую сторону не менять. Это, по мнению Евгения Федорова, может повысить "градус недовольства" в обществе.

Разработан порядок лицензирования деятельности по работе с отходами I - IV классов опасности

Правительство разработало проект постановления об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее – Положение).

В проекте Положения содержится перечень лицензионных требований к лицам, претендующим на получение лицензии. В частности, для получения лицензии у соискателя должны быть необходимые для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения, специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, а также наличие у ИП и у работников соискателя лицензии профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами.

Проектом Положения устанавливается также порядок получения лицензии, перечень необходимых для этого документов, а также порядок опубликования информации и осуществления лицензионного контроля.

Напомним, что требование об обязательном лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Планируется, что постановление Правительства об утверждении Положения вступит в силу 1 июля 2015 г.

Ответственность за «серые» зарплаты может стать значительной не только для работодателей, но и для работников

Новый законопроект предлагает ряд поправок, направленных на ужесточение ответственности за «серые зарплаты».

Верховный Совет Республики Хакасия внес в Госдуму законопроект № 717519-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности работодателей за сокрытие налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

Предполагается, что будет установлен запрет на оплату труда работника в размере, не соответствующем условиям трудового договора. За нарушение этого запрета проект предусматривает административную или уголовную ответственность работодателя (ст. 132 ТК РФ в редакции проекта).

Ст. 120 ч. 1 НК РФ предлагается дополнить пунктами 5 и 6. Если это положение будет принято, за выплату налоговыми агентами доходов физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учёте будет предусмотрен штраф в размере 50% суммы неначисленного, неудержанного налога, но не менее 200 тыс. руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.

Предлагается также установить ответственность налогоплательщика (то есть самого работника) за несообщение в налоговые органы о невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц в случае, когда имеются достаточные сведения об этом, а также за сопутствующую этому неуплату налога на доходы физического лица. Это может повлечь для работника взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

По мнению авторов законопроекта, установление обязанности работника уплатить налог в случае невыполнения работодателем своей обязанности налогового агента, установление ответственности работника за невыполнение обязанности сообщать о «серой» зарплате в налоговую и усиление ответственности работодателя за занижение налоговой базы по НДФЛ и базы для начисления страховых взносов будут являться сдерживающими факторами для продолжения практики выплаты «серых» зарплат в России.

Росстат уменьшит отчётную нагрузку на бизнес, но не снизит качество статистических сведений

Такое заявление сделал руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов во вторник, 10 февраля, на заседании расширенной коллегии Росстата. На ней рассмотрены результаты работы органов статистики в 2014 году и намечены действия ведомства в условиях сокращения бюджетных расходов в 2015-2017 годах.

«С целью снижения отчётной нагрузки на бизнес нам предстоит продолжить начатую в прошлом году работу по совершенствованию методик статистического наблюдения и переходу на современные технологии сбора, передачи и обработки информации. Предстоит, в частности, приступить к созданию статистики бизнес-демографии. И при этом сократить расходы», – сказал глава Росстата.

Тем не менее, запланированная на 2015 год микроперепись населения будет осуществлена в полном объёме, поскольку увеличения расходов не будет, потому что была проведена большая предварительная работа, отметил А. Суринов. А вот при проведении в 2016 году всероссийской сельскохозяйственной переписи придётся, по его словам, сократить часть программ, чтобы провести учёт с помощью планшетных компьютеров.

На заседании расширенной коллегии Федеральной службы государственной статистики было отмечено, что бюджетное финансирование статистического обследования в целом по стране сократится в 2015 году на 22,1%. К этому показателю надо добавить общий бюджетный секвестр в 10%. В следующем году объём недофинансирования составит 19,3%, а в 2017 году – 26,1%.

От этого не должно страдать качество статистических исследований. И важно при этом не нагружать предпринимателей чрезмерной отчётностью, подчеркнул руководитель Росстата. 

 

11 февраля 2015