Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Госконтракт можно будет получить и без банковской гарантии

Чтобы в кризис не встали госзакупки, правительство смягчит требования к поставщикам и подрядчикам по госконтрактам. Это одна из мер антикризисного плана, утвержденного на этой неделе. Послабления пока рассчитаны лишь на 2015 г.: так, по госконтрактам, которые должны быть исполнены до конца года, заказчик и поставщик теперь вправе договориться об изменении цены, объема работ или количества товаров, а также сроков. Госзаказчики также получат право отсрочить уплату неустоек, штрафов и пеней.

Одна из ключевых мер — снижение требований к обеспечению, которое обязаны предоставлять исполнители госконтрактов. По закону о федеральной контрактной системе (ФКС) победитель конкурса или аукциона обязан внести обеспечение контракта, предоставив банковскую гарантию или перечислив денежный залог заказчику. Размер обеспечения — от 10 до 30% стоимости контракта.

Теперь размер обеспечения снижен до 10%, рассказал замминистра экономического развития Евгений Елин. Обеспечение перестанет быть обязательным — согласно антикризисному плану будут предусмотрены случаи, когда госзаказчик вправе, но не обязан требовать обеспечение контракта. Их перечень будет определен постановлением правительства, его проект «в высокой степени готовности», сообщил Елин.

Банковская гарантия на возврат аванса может стать необязательной практически для всех крупных контрактов. С этого года авансы по госконтрактам стоимостью свыше 1 млрд руб. могут перечисляться только на счета, открытые в Федеральном казначействе. Поэтому по таким контрактам предложено отказаться от банковских гарантий на возврат аванса, рассказывает Елин.

Банковские гарантии также не потребуются для контрактов, по которым заказчик при оплате исполненных работ удерживает часть стоимости, — в этих случаях обеспечительной мерой и так служит сумма недоплаты, объясняет Елин.

Обеспечения также предложено не требовать, если госконтракт предполагает банковское сопровождение (т. е. все расчеты идут через обособленный счет в банке), и для небольших контрактов — ценовой порог еще обсуждается, уточняет Елин. Остается крайне небольшое число случаев, когда банковские гарантии будут применяться, резюмирует он.

Банковские гарантии стали проблемой для подрядчиков еще в прошлом году: за год их стоимость по строительным контрактам выросла с 1 до 5% суммы контракта, а сейчас и вовсе может достигать 11-12%. Эксперты и раньше предлагали отказаться от обеспечения по мелким контрактам, напоминает Алексей Бекташев из Национальной ассоциации институтов закупок: многие контракты из-за этого становятся нерентабельными, а это дополнительный удар по малому бизнесу. Отмена обязательного обеспечения снимет непосильное финансовое бремя с участников рынка и позволит малым и средним предприятиям активнее участвовать в закупках, продолжает он. Важно, чтобы новые правила были приняты как можно скорее, подчеркивает Бекташев: пока конкурсы и аукционы все равно проходят с обязательным обеспечением, а с учетом дороговизны банковских гарантий и общих финансовых трудностей вскоре на них просто может никто не прийти.

Бизнесменам, строящим дороги, облегчат работу

В России может появиться больше дорог, построенных руками частного бизнеса, а в экономике страны - инвестиций. Такую возможность предоставит снятие некоторых барьеров для соглашения концессионных соглашений, которое произойдет 1 февраля.

В ближайшее воскресенье вступят в силу поправки в Закон "О концессионных соглашениях", которые "Российская газета" опубликовала в июле прошлого года. Они могут помочь и в реализации антикризисного плана, утвержденного накануне правительством, поскольку он предусматривает облегчение работы бизнеса и привлечение денег в экономику.

Напомним, что концессионер - это предприниматель, строящий объекты или оказывающий услуги, которыми обычно занимается государство. Конечно, делает это он не задаром, а на взаимовыгодных условиях. После возведения нефтяной вышки или строительства дороги концессионер передает свои права на объект государству за ту или иную форму вознаграждения.

Теперь, после вступления в силу новых поправок в законодательство, концессионер может стать более уверенным в том, что свои деньги он получит точно и в срок - устанавливаются порядок и сроки возмещения его расходов. Кроме того, может продлеваться и срок действия концессионного соглашения, правда, не больше, чем на пять лет. Важное дополнение: срок действия соглашения, в котором в роли концедента выступает субъект Федерации или муниципальное образование, нужно согласовывать с антимонопольщиками. Основания, по которым может быть продлен срок действия соглашения, определит правительство. При этом если инвестор скрупулезно и добросовестно выполнял все пункты соглашения, то он получит преимущественное право по выкупу построенного объекта.

Узнать, на какие объекты планируется заключить концессионные соглашения, можно будет в Интернете - это еще одна новация вступающих в силу поправок. Выкладывать эту информацию в Сеть будут власти всех уровней: и федеральные, и региональные, и местные. Перечень таких объектов будет носить чисто информационный характер. И если какого-то объекта там найти не удастся, это вовсе не означает, что по нему нельзя будет заключить концессионное соглашение.

Отметим, что небольшая часть поправок вступит в силу только с 1 мая 2015 года. В частности, именно с этой даты мяч сможет переходить от властей на сторону самого концессионера-инвестора - он получит право по своей инициативе заключать концессионные соглашения.

Вступили в силу поправки в закон о банкротстве

Главное новшество: законодатели увеличили совокупный объем долга предприятия перед кредиторами, при котором можно начать процедуру банкротства, - со 100 до 300 тысяч рублей.  Для стратегических организаций и субъектов естественных монополий эта планка повышена вдвое: до 1 млн. рублей.

Кроме того, поправки расширили полномочия крупнейших кредиторов - банков и налоговых инспекций. Им теперь не придется доказывать задолженность организации в суде, чтобы начать процедуру ее банкротства.

А вот компаниям, которые подают заявление о собственном банкротстве, запретили самим выбирать арбитражных управляющих или их саморегулируемые организации. Теперь их кандидатуры будут определяться в случайном порядке. Кроме того, поправки уточняют, в каких случаях судья может отказать кандидату в назначении арбитражным управляющим.

При неграмотных действиях арбитражного управляющего могут возникнуть убытки для компании-банкрота и кредиторов. Они возмещаются из компенсационного фонда саморегулируемой организации, в которую входит арбитражный управляющий.

Новый закон увеличил минимальный размер компенсационного фонда СРО - с 5 до 20 млн. Также изменен и размер компенсационных выплат. До сих пор это было не более 25% фонда. Теперь - не более 5 млн. рублей за один страховой случай.

Кроме того, увеличены размеры административных штрафов для персонала предприятия-банкрота за неправомерные действия при банкротстве, такие как сокрытие имущества или нарушение очередности выплат кредиторам. До сих пор они варьировались от 5 до 10 тысяч рублей. Теперь - от 50 до 100 тысяч рублей.

Поправки впервые вводят наказание для руководителя предприятия за нарушение сроков уведомления учредителей о признаках банкротства. По закону, у генерального директора на это есть 10 дней. В противном случае ему грозит штраф - от 25 до 50 тыс. руб., либо дисквалификация на срок от полугода до 2 лет.

Владимир Путин назвал приоритеты в экономике

"Наши стратегические цели остаются, конечно, прежними", - заявил президент. Нужно обеспечить высокие темпы роста, эффективность и повышение производительности труда.

"Мы обязаны преодолеть давление внешних факторов за счет укрепления экономического, финансового суверенитета", - считает глава государства. Со стороны часто слышали, что финансы и экономика всегда будут вне политики. Но выяснилось, что это не так: они используются как мощный инструмент политического давления.

Россия останется естественной частью мировой экономики. Но по ключевым моментам, которые обеспечивают суверенитет, нужно многое изменить, считает Владимир Путин. Речь не об изоляции, пояснил он: а о том, чтобы экономика приобрела дополнительную устойчивость от внешних шоков в результате ее диверсификации.

Выбор России остается неизменным: это открытость ко всем партнерам, которые готовы сотрудничать на равноправной и взаимовыгодной основе, обозначил глава государства. Программа действий есть в Послании президента, продолжится и реализация майских указов. Надо исходить из реалий, но помнить, что новые вызовы не отменяют обязательств перед гражданами. "Ради них мы, собственно, и работаем", - напомнил он.

"Конечно, время сейчас непростое, но никаких неожиданностей, по сути, не произошло, их нет, - продолжил Путин. - Кризисные явления были предсказуемы". Президент напомнил про план правительства, что будут выделены немалые средства на докапитализацию банков, которых называют "кровеносной системой экономики", на поддержку сельского хозяйства, промышленности и стабилизацию рынка труда.

Особое внимание - рынкам продовольствия и других товаров первой необходимости. Рост цен там далеко не всегда обоснован. "Нельзя никому позволять спекулировать на каких-то проблемах", - отрезал Путин. Это касается и импортных лекарств: правительство предусмотрело средства, чтобы компенсировать удорожание.

Правительство одобрило концепцию развития саморегулирования

Саморегулируемым организациям (СРО) обобщат правила работы — концепция их развития, разработанная Минэкономики, вчера одобрена Белым домом. Документ предполагает усиление ответственности СРО и их членов, формирование единого подхода к деятельности таких организаций и ограничение отраслевых особенностей. ЦБ предложил не распространять положения концепции на финансовый сектор, однако эта идея вызвала критику в правительстве. Деловое сообщество в целом поддержало положения концепции и изъявило желание участвовать в разработке поправок к закону «О саморегулируемых организациях», которые должны быть подготовлены к июню 2015 года.

Вчера правительство одобрило концепцию развития саморегулирования, представленную Минэкономики. СРО являются некоммерческими организациями и представляют собой профессиональные объединения, призванные создавать стандарты деятельности и контролировать их исполнение. Согласно закону «О саморегулируемых организациях», они создаются на добровольной основе, но есть ряд отраслей, где членство в СРО является обязательным (например, строительство, аудит, оценочная деятельность). Имущественная ответственность членов СРО обеспечивается за счет личного или коллективного страхования, а также формирования компенсационного фонда (из него выплачиваются средства в случае причинения вреда из-за недостатков работ или услуг участника СРО). Кроме того, образуются национальные объединения, координирующие деятельность СРО в определенной сфере деятельности.

По данным Минэкономики, сейчас существует 1191 СРО. Проанализировав их работу, министерство выявило ряд проблем: низкое качество стандартов, недостаточность контроля за членами СРО, невысокая ответственность (выплаты из компенсационных фондов происходят крайне редко). Кроме того, деятельность национальных объединений не регулируется федеральным законом о СРО, а закрепляется лишь в отраслевых законах (например, «Об оценочной деятельности»). Выступая на вчерашнем заседании правительства, глава министерства Алексей Улюкаев также обратил внимание на «низкую степень универсальности» и большое количество отраслевых законов с «неограниченным числом особенностей регулирования через СРО».

В целях разрешения данных проблем Минэкономики разработало концепцию совершенствования механизма саморегулирования. Документ предусматривает установление единого подхода к деятельности СРО и ограничение отраслевых особенностей их работы. Разработчики предлагают установить солидарную ответственность членов СРО и расширить перечень оснований для обращения к взысканию средств компенсационных фондов. Также Минэкономики настаивает на включении в закон о СРО отдельной главы, посвященной деятельности национальных объединений. Соответствующие поправки к закону о СРО будут подготовлены к июню, после чего будут разрабатываться изменения в отраслевое законодательство.

Единственное замечание вызвал универсальный характер концепции. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов предложил исключить из нее финансовый сектор, поскольку он «иным образом регулируется». Для координации деятельности СРО в этой отрасли мегарегулятор разработал отдельный законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», который 20 января принят Госдумой в первом чтении. Однако в Белом доме идея выделения финансового сектора из общей концепции вызвала возражения. «Мы считаем, что это должно быть в рамках единого законодательства»,— заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что позиция ЦБ «в стремлении получить любым способом и подчеркнуть независимость своей деятельности от исполнительной власти уже просто иногда маниакальная».

В бизнес-сообществе в целом соглашаются с положениями концепции и готовы участвовать в дальнейшей разработке поправок. Первое предложение поступило прямо на заседании от президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина: разрешить создание третейских судов при национальных объединениях СРО.

Реестр малых и средних предприятий, рассчитывающих на господдержку, должен быть достоверным

«Деловая Россия» призывает бизнес и власть не распространять антикризисные меры на аффилированных дочек, внучек и «жучек» госкомпаний.

Член генерального совета этой общероссийской общественной организации, председатель совета директоров группы компаний «Рускомпозит» Сергей Фахретдинов считает, что на помощь государства должны претендовать:

  • реальные субъекты малого и среднего бизнеса с размером выручки не более 2 млрд. рублей;
  • действительно российские фирмы, способные решать задачи по импортозамещению;
  • инновационные компании и предприятия – не свечные заводики и фабрики на паровых машинах.

Естественно, и претенденты на антикризисные преференции должны быть прозрачными и эффективными, чтобы не допустить на рынок новые «Рога и копыта» с зицпредседателем Фунтом, говорит бизнесмен.

Напомним, что среди мер антикризисного плана правительства для малого и среднего предпринимательства предусматривается, в частности:

  • снижение нагрузки на участников закупок за счёт отсрочки уплаты неустоек, изменения сроков исполнения государственных контрактов, их стоимости и количественных показателей;
  • авансирование государственных контрактов в размере до 80% суммы договора;
  • субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, пополнение оборотных средств или на финансирование текущей производственной деятельности.

Конкретный порядок и механизмы предоставления этих и других преференций будут определены к исходу февраля правительственным постановлением.

Теперь важно, чтобы реестр малых и средних предприятий, рассчитывающих на государственную поддержку, был достоверным и актуальным, подчёркивает член генсовета «Деловой России». Он предлагает привлечь к составлению реального списка претендентов на антикризисные преференции отраслевые объединения производителей, «Деловую Россию», Агентство стратегических инициатив.

Кризис заставил власти вернуться к идее повышения пенсионного возраста

В правительстве вновь обсуждают повышение пенсионного возраста с 2018 года. Вопрос поднимался в том числе на совещаниях у президента Владимира Путина, рассказали источники РБК.

Обсуждаемая в настоящее время идея – начать плавное повышение пенсионного возраста с 2018 года и закончить через пять лет, прибавляя ежегодно по полгода, говорят три источника РБК в правительстве. Формального поручения проработать этот вопрос в ведомствах финансово-экономического блока правительства не было, уточняет один из них, но подтверждает, что обсуждается конкретная дата начала реформы – весна 2018 года.

Изначально за эту идею выступал Минфин, за нее выступает и Алексей Кудрин, экс-глава Минфина, а сейчас руководитель Комитета гражданских инициатив, который входит «в круг» президента и который сейчас консультирует правительство по вопросам антикризисного плана, рассказывает чиновник.

«Если дискуссия выйдет на формальный уровень, то не исключено, что Минэкономразвития не будет выступать против такого решения», – говорит один из источников.

Чиновники утверждают, что вопрос поднимался в январе, по крайней мере на одном из совещаний с участием президента Владимира Путина. Когда именно, они не знают: «Встреч с президентом в январе было несколько», – оправдывается один из них. По его словам, в завуалированной форме такое предложение пытались вписать и в ранние варианты антикризисного плана, но потом оно полностью исчезло.

«Я знаю об этой идее [о поэтапном повышении пенсионного возраста с 2018 года]. Но дело в том, что политическое решение не было принято. Мы можем бесконечно обсуждать эту тему между собой, но пока нет политической отмашки, никуда этот вопрос не сдвинется», – сказал источник РБК в социальном блоке правительства.

«Насколько я понимаю, политического решения заново обсудить тему повышения пенсионного возраста не было», – подтверждает один из чиновников, рассказавших РБК о возобновлении дискуссии. «Есть попытка вбросить тему, чтобы вернуться к ее обсуждению, и тогда, может быть, получить разрешение президента», – считает он.

Пресс-секретарь министра финансов Светлана Никитина сказала РБК, что ей неизвестно, что такая дискуссия в Белом доме возобновилась официально. Но при этом представитель Минфина отметила, что при подготовке пакета структурных реформ на среднесрочную перспективу обсуждение пенсионного возраста неизбежно. Поэтому обсуждение в правительстве, очевидно, будет. «И на уровне ведомств ведется, отдельные расчеты есть с точки зрения демографических тенденций и прогнозов дефицита пенсионной системы», – уточнила она.

В этом году тема повышения пенсионного возраста уже поднималась публично чиновниками правительства на экспертной площадке Гайдаровского форума. Выступая на форуме, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев поддержал мнение министра финансов Антона Силуанова о необходимости обсуждения вопроса пенсионного возраста.

По его мнению, «сам пенсионный возраст как понятие не столь важен». «Мы должны понять, что нынешняя ситуация – экономическая и демографическая – принципиально иная. Понятие «пенсионный возраст» – это понятие из старой индустриальной эпохи, когда начиная с определенного возраста человек терял иные доходы, кроме пенсионных», – заявил он. Теперь же «люди подолгу работают, и для пенсионера складывается корзина доходов, и пенсия становится не единственным и часто не самым главным источником доходов». Глава Минэкономразвития считает, что понятие «пенсия» должно меняться и рассматриваться не только как страховка взамен выбытия других доходов или как дополняющий доход, но и как новый социальный трансферт.

Какие изменения Уголовного кодекса нужны предпринимателям сегодня

Экономика страны и положение предпринимателей сильно изменились. В УК же по-прежнему закреплены размеры ущерба по налоговым преступлениям, сформулированные более пяти лет назад

В декабре председатель правительства Дмитрий Медведев подписал поручение по изменению уголовного законодательства, которое позволит добиться большей защиты предпринимателей. Среди инициатив, например, обязательное приобщение к материалам дела результатов экспертизы и заключений специалистов, полученных по инициативе защиты, разрешение ситуации со множеством уголовных дел, по которым следствие приостановлено на срок более года, увеличение пороговых значений ущерба в статьях УК РФ и т.д. Обсуждение этих изменений продолжается, и хотелось бы предложить дополнительные меры – скорректировать нормы УК об ответственности за налоговые преступления. 

В примечании 1 к ст.198 и 199 УК об ответственности за уклонение от налогов указаны пороговые значения налоговой недоимки и ее процентное отношение к уплаченным налогам. Эти показатели определяют, подлежит ли возбуждению уголовное дело в отношении предпринимателя или нет (и если подлежит, то по какой части статьи). Для физического лица это от 600 тыс. руб. недоплаты за три года, а для организации – от 2 млн руб., при условии, что недоимка составляет не меньше 10% от подлежащих уплате сумм налогов. Сегодня эти значения представляются излишне суровыми.  

В тяжелой экономической ситуации законодательство должно стимулировать экономику страны, однако предприниматели по-прежнему чувствуют острую незащищенность от уголовных претензий, которые все чаще оборачиваются фатальными последствиями. Кроме того, сформулированные в УК пороговые значения введены еще в 2009 году, после чего многое изменилось: только официальные показатели инфляции за 2009–2014 годы составили почти 50%, а в реальности, с учетом изменения курса рубля и других обстоятельств, инфляция гораздо выше. Да и налоговые отчисления увеличились за это время в разы. 

Поэтому первое предложение – увеличить вдвое суммы ущерба (налоговой недоимки), а также повысить процент недоимки по отношению к подлежащим уплате налогам, при наличии которых нарушение признается преступлением.     

Кроме того, действующие нормы уголовного закона не позволяют обеспечить справедливый и дифференцированный подход при возбуждении уголовных дел: крупный бизнес, отчисляющий сотни миллионов рублей в качестве налогов, может стать объектом уголовного преследования даже из-за простой бухгалтерской ошибки. Причина проста: при достижении определенных «пороговых» значений фискальной недоимки (например, по ч.1 ст.199 УК РФ – 6 млн руб.) уголовные дела возбуждаются автоматически, без оценки общего объема налоговых отчислений компании.

Избежать этого поможет второе предложение – исключить абсолютные пороговые значения (в указанных выше статьях УК РФ),  при которых уголовное дело возбуждается в безусловном порядке. И это будет очень серьезным, практически революционным шагом навстречу бизнесу. 

Не стоит забывать и о том, что в ноябре прошлого года вступили в силу изменения Уголовно-процессуального кодекса, которые позволили правоохранительным органам возбуждать дела по налоговым статьям без обязательного привлечения налогоплательщика к ответственности фискальными органами. Предприниматели ожидают теперь значительного роста уголовных дел по налогам, и только внесение описанных выше изменений поможет этот процесс затормозить. 

Ответственность бизнеса при этом никуда не денется. Недоплаченные налоги, особенно с крупных компаний, государство может успешно взыскивать и в гражданско-правовом или административном порядке. Бюджет страны больше приобретет от того, что бизнесмен не станет скрываться, бросать свое предприятие и избавляться от активов, если предприниматели поймут, что у государства нет приоритетной цели применять к ним личную уголовную ответственность, часто влекущую потерю не только свободы, но и всего бизнеса в целом.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил свой план амнистии капиталов

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил амнистировать все активы и защитить раскрывшихся перед властями бизнесменов особым статусом возбуждения уголовного дела – санкцией генпрокурора

По его словам, под амнистию должны подпадать все денежные средства и активы, в том числе недвижимость, ценные бумаги, полученные фактическими владельцами как в результате «амнистируемых деяний», так и полученные законным путем, но оформленные на формальных владельцев. Она должна будет затронуть нарушения и преступления, совершенные до 1 июля 2015 года.

Титов предлагает следующий порядок амнистии: бизнесмен должен подать заявление и специальную декларацию с перечислением всех объектов амнистии, при этом источник и способ из получения можно будет опустить. Также нужно будет указать, что эти доходы получены законным способом или в результате «амнистируемых деяний».

Если будет принят план Титова, то под амнистию попадут налоговые, валютные, таможенные преступления, а также административные нарушения, связанные с получением этого дохода.

Речь идет о следующих статьях Уголовного кодекса: 193 («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ»), 193.1 («Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов»), 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»), 198 и 199 – об уклонении от уплаты налогов со стороны граждан и компаний.

С заявленных под амнистию денег будет идти плата за амнистию по уменьшенной ставке (например, 1–2%), а с активов такой платы не будет (только декларация).

Если доходы получены законным способом, то ни его фактический, ни формальный владелец не должны нести никакой ответственности, предлагает Титов. Если же есть подозрения, что эти доходы получены способом, который не подпадает под амнистию, то против их владельцев можно будет возбудить уголовное дело, но по специальной процедуре, которая действует в отношении депутатов и судей, то есть с согласия генпрокурора и с обязательным учетом мнения бизнес-омбудсмена.

Кроме того, против этих предпринимателей нельзя будет использовать ту информацию и документы, которые они передали госорганам.

По его словам, нормы об амнистии капиталов должны заработать раньше, чем деофшоризационный закон о контролируемых иностранных компаниях, иначе предприниматели «примут неправильное решение, которое потом не позволит (им) амнистироваться». «Мы с таким предложением обратились к президенту страны, надеемся на его реакцию», – заявил Титов.

План амнистии пока не оформлен отдельным законопроектом и на официальном уровне не обсуждался с Минфином и другими ведомствами, уточнил он РБК.

Предложение провести амнистию офшорных капиталов сделал президент Владимир Путин во время своего послания Федеральному собранию в начале декабря. «Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, – именно полную», – заявил он.

Президент разъяснил, что «если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов». На подготовку соответствующего законопроекта президент отвел срок до 15 июля

 

30 января 2015