Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"

Установлена обязанность промышленников представлять данные в новую информационную систему

Юрлица и ИП, действующие в сфере промышленности (например, обрабатывающего производства), будут представлять некоторые сведения для размещения в государственной информационной системе промышленности (ГИСП), которая будет создана согласно Закону. Полный перечень сфер промышленности указан в п. 2 ст. 3 Закона.

Аналогичная обязанность предусмотрена также для органов госвласти и местного самоуправления.

Состав сведений, которые нужно представлять, и порядок их подачи будет установлен Правительством РФ. Им также будет определено, какая информация из системы будет размещаться в открытом доступе в интернете. Эти сведения будут представляться бесплатно. Данные, доступ к которым ограничен федеральными законами, подавать не требуется.

В ГИСП, в частности, войдут сведения о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске. Кроме того, в информационную систему будут включаться данные о характеристиках такой продукции (с учетом отраслевой принадлежности) и объеме ее импорта в РФ (по видам продукции).

За непредставление или несвоевременное представление обязательной для подачи информации лицу может быть вынесено предупреждение или назначен штраф (ст. 19.7 КоАП РФ). Его размер, например, для юрлиц может составить от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона данные для включения в создаваемую информационную систему собираются однократно, если аналогичные по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления сведения в обязательном порядке направлялись в любую государственную информационную систему, в том числе ГИСП.

Проект Федерального закона N 703192-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)"

Планируется определять вид административного наказания исходя из категории правонарушения

Предлагается разделить административные правонарушения на категории, в зависимости от которых будет устанавливаться вид административного наказания. Соответствующее деление может быть введено в КоАП РФ. В настоящее время оно отсутствует.

Правонарушения планируется подразделять на грубые, значительные и менее значительные. Например, за менее значительные правонарушения могут быть установлены предупреждение или выраженный в рублях штраф в определенном размере (в частности, для юрлиц - от 10 тыс. до 1 млн руб.).

Отметим, что размеры штрафов, выраженных в рублях, также предлагается назначать исходя из категории правонарушения. Так, для юрлиц размер штрафа за грубое правонарушение может составить от 5 млн до 60 млн руб., за значительное - от 1 млн до 5 млн руб.

Согласно рассматриваемому законопроекту грубым административным правонарушением является противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ и которое создает в том числе угрозу жизни и (или) здоровью людей, национальной безопасности РФ, возникновения эпидемии.

Под значительным административным правонарушением предлагается понимать противоправное деяние, которое, в частности, причиняет значительный вред охраняемым общественным отношениям и за которое КоАП РФ установлена ответственность независимо от наступления вредных последствий в результате его совершения.

В законопроекте указано, что менее значительное административное правонарушение - это не причиняющее значительного вреда охраняемым общественным отношениям противоправное деяние, за которое КоАП РФ (законом субъекта РФ) предусмотрена ответственность независимо от наступления вредных последствий в результате его совершения. При этом такое деяние не должно являться значительным либо грубым.

Помимо рассмотренных изменений может быть введен новый вид административного наказания - ликвидация юрлиц или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Сейчас указанный вид наказания не предусмотрен.

Участников финрынка обяжут вступить в СРО

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков". Документ предусматривает создание СРО для 16 видов финансовой деятельности, в том числе брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, микрофинансовых организаций.

По словам председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной, саморегулирование не предусмотрено только для банковского сектора, для всех остальных участников финрынка членство в СРО будет обязательным.

Согласно законопроекту, в каждом сегменте рынка допускается существование до двух СРО с долей участников не менее 34%. Однако финансовая организация может быть членом лишь одной из СРО. Допускается создание СРО, объединяющих финансовые организации из разных сегментов. Надзор за деятельностью СРО участников финансового рынка отдадут Банку России, регулятор получит право присваивать и отзывать статус СРО, направлять требования о замене его руководства, налагать штрафы. В принятой версии законопроекта предусмотрено, что для получения статуса СРО некоммерческая организация должна направлять в ЦБ смету, однако Наталья Бурыкина назвала это "нонсенсом" и отметила, что ко второму чтению такие нормы закона должны уйти из законопроекта. Также, по ее словам, один и тот же человек не должен занимать несколько должностей в разных СРО, а передача ЦБ полномочий СРО по регулированию и надзору "должна быть предусмотрена в самом законе, а не ставиться в зависимость от решения Банка России". Бурыкина подчеркнула, что комитет по финансовому рынку поддержал законопроект при условии его существенной доработки.

Сами участники финансового рынка законопроект поддерживают. "Закон своевременный и необходимый рынку, - отметил гендиректор регистратора "СТАТУС", Михаил Недельский. - Предусмотренные в нем нормы абсолютно логичны, наличие двух СРО в каждом сегменте исключит монополизацию и создаст необходимую конкуренцию между СРО, что в свою очередь повысит эффективность их деятельности". А по мнению советника президента НАПФ Валерия Виноградова, принадлежность участников рынка к СРО - определенный знак качества. Обязательность вступления позволит очистить рынок от недобросовестных участников, считает он, и значение членства в СРО для финансового рынка в разы увеличивается. "Обязательность членства в СРО - ожидаемый и логичный этап в развитии регулирования финансового рынка, - считает и руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК "Альфа-Капитал" Николай Швайковский. - В связи с усилением централизации регулирования рынка и сосредоточением полномочий по контролю и надзору у ЦБ необходимо развивать и механизм саморегулирования рынка. Правовое положение СРО нуждается в усилении. При этом акты СРО должны находиться в соответствии с актами мегарегулятора и дополнять их". Вместе с тем, по его словам, по-настоящему СРО смогут дополнить систему регулирования только в случае передачи Банком России на уровень СРО части регулирующих функций - например, установить обязательность участия СРО в процессе лицензирования и допуска новых участников на рынок.

Председатель правового комитета СРО "МиР" Антон Рожковский считает, что закон о СРО положительно повлияет на микрофинансовую отрасль, консолидация участников рынка микрофинансирования в СРО позволит улучшить качество диалога с мегарегулятором в целях отстаивания интересов микрофинансовых компаний. Обязательное членство в СРО, по его словам, представляется единственно возможным сценарием для микрофинансового сектора, учитывая, что численность компаний в реестре сегодня превышает 4 тысячи, при условии делегирования Банком России отдельных полномочий в сфере надзора, аттестации и сбора отчетности в СРО. "Делегирование таких полномочий не только облегчает бремя регулирования большого числа МФО, но и отвечает интересам потребителей, которые смогут найти дополнительную защиту в лице создаваемых СРО", - добавил Рожковский.

Эксперты обратили внимание на еще один аспект в принятии закона. По словам аналитика инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антона Сороко, это правильный шаг, который направлен на дальнейшее увеличение инвестиционной привлекательности России в контексте формирования МФЦ. "Как бы странно это не звучало в текущих макроэкономических реалиях, задача-то долгосрочная", - добавил он. Делегирование контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка должно благоприятно сказаться на расстоянии между государством и частным сектором, считает Сороко. Ведь увеличение максимальной дистанции с государством - основная задача СРО, что должно быть позитивно для восприятия зарубежными инвесторами России как перспективного рынка.

Гендиректор ВТБ Регистратор Константин Петров подчеркнул, что законопроект позволяет организовать работу в режиме предупреждения проблем у профучастников, а не только расследования нарушений законодательства в их среде. Однако для этого законопроект должен быть существенно доработан прежде всего в части законодательного закрепления отдельных надзорных функций за СРО. Также нужно упростить взаимодействие СРО и регулятора, оставив за последним право контролировать лишь ключевую деятельность СРО, не вмешиваясь в его текущую деятельность, например: "Важно, чтобы обязательное членство не просто стало еще одной статьей расходов в бюджете профучастников, а позволило им сэкономить, за счет использования документов, правил и норм, подготовленных силами СРО, что в свою очередь должно повысить унификацию их деятельности для клиентов".

Работодателей будут штрафовать за нарушения по оплате труда

Минтруд России подготовил проект федерального закона о повышении ответственности работодателей за нарушения по оплате труда. Нарушения по невыплате зарплаты предлагают выделить в отдельный состав административных правонарушений, повысить штрафные санкции и размер компенсации за выплаты с опозданиями.

Труд должен быть оплачиваемым - это известно всем. Вместе с тем не менее известен и другой факт: невыплата зарплаты является одним из самых распространенных нарушений в сфере трудового законодательства. Так, за 1 полугодие 2014 года 20% нарушений, выявленных Рострудом, составляют нарушения именно по оплате труда. Причем это почти на 40% больше по отношению к 1 полугодию 2013 года. Как итог - задолженность по зарплате у организаций на 1 ноября 2014 года составила более 2,5 млрд руб. И это только по официальным данным, которые попали в Росстат.

Конечно, больше всего от невыплаченных зарплат страдают сами сотрудники, однако и бюджет недополучает приличную сумму, как минимум 13% в виде НДФЛ. Поскольку общая сумма задолженности почти не снижается вот уже на протяжении двух лет, минтруд решил ужесточить меры ответственности и сделать акцент в первую очередь на штрафах.

Предложенный ведомством проект выводит нарушения по невыплате зарплаты в отдельный состав административных правонарушений, т.е. делает их более наглядными. Не обошлось при этом и без повышения самих штрафов, которые трудовые инспекторы могут выписать как на должностное лицо - того же генерального директора, так и на саму организацию, а то и в два адреса одновременно. Так, штраф для директора или индивидуального предпринимателя согласно проекту составит 10-30 тыс. руб. В то время как текущий порядок предусматривает максимальный штраф всего 5 тыс. руб. Для организаций штраф составит 50-100 тыс. руб. Это также в два раза больше, чем текущая ответственность с максимальной санкцией 50 тыс. руб.

Изменениям подверглась и компенсация за невыплату зарплаты. Ее планируют увеличить также в два раза, с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки выплаты. При этом такое повышение будет распространяться не на все задержки, а только длительные: если работодатель задержал зарплату более чем на 6 месяцев.

Также изменения коснутся срока исковой давности. Если сейчас пожаловаться на невыплату зарплаты в суд работник может в течение трех месяцев, то проект предполагает увеличить этот срок до одного года. Причем подать иск можно будет не только по месту нахождения организации, но и по месту жительства работника. Такая возможность с учетом все большего распространения дистанционных и удаленных методик работы будет очень кстати.

Проект минтруда затрагивает и оплату времени "законного прогула". Каждый сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. При этом сумма задолженности, виновность организации либо отсутствие такой вины в задержке значения не имеют. Максимальный срок прекращения работы - до полного погашения задолженности перед сотрудником. Все это подробно прописано в Трудовом кодексе. А вот о том, как оплачивать время такого отсутствия и должен ли работодатель его оплачивать в принципе, там, к сожалению, указать забыли. По общей логике такую приостановку можно квалифицировать как вынужденный прогул. А значит, время, на которое была прекращена работа, необходимо оплатить в размере полного среднего заработка сотрудника. Но поскольку этот момент четко в законодательстве не прописан, то и дело на это тему возникают судебные разбирательства. И хотя суды в этом вопросе уже давно на стороне работника, количество споров не уменьшается. Поэтому еще один пункт проекта говорит о том, что работодатель будет обязан оплатить сотруднику время приостановки работы по причине невыплаченной зарплаты из расчета среднего заработка в полном объеме и за все дни приостановки. Это позволит раз и навсегда исключить правовой пробел, а также положить конец новым спорам.

Кстати, несмотря на многообразие мер, направленных на искоренение задержек и невыплаты зарплаты, это далеко не все возможности, которые предусматривает действующее законодательство. Так, нельзя не отметить административную дисквалификацию директора за повторные нарушения в части выплаты зарплаты. Или еще более страшную уголовную ответственность по статье 154.1 Уголовного кодекса, которая предусматривает штрафы до 500 тыс. руб., принудительные работы с лишением права заниматься определенной деятельностью либо реальное лишение свободы на срок до трех лет. Напомню, что к уголовной ответственности работодателя могут привлечь, если он задерживает зарплату от двух месяцев, преследуя собственные интересы или корыстные цели.

Казалось бы, столько возможностей, чтобы заставить работодателя платить зарплату. Однако сотрудники не бастуют, потому что у них до последнего теплится надежда получить свои кровно заработанные деньги. Ведь это лучше чем ничего. Те, кто за место не держатся, до судов и инспекций, чтобы пожаловаться, тоже, как правило, не доходят. Банально, но они заняты поиском новой работы и, как только найдут, тут же погружаются в нее с головой. Трудовые инспекторы методично проводят проверки, но под контроль попадает не более 2-3% организаций. И работодатель зачастую думает так: раз за 5 лет не пришли, то и еще лет 15 не вспомнят, то есть у работодателей нет ощущения неотвратимости наказания, а потому даже увеличение штрафов далеко не всегда является панацеей и весомым стимулом для всех массово поменять политику в отношении выплат.

Депутаты предложили прекращать работу предпринимателей за нарушения

Группа депутатов внесла в Госдуму проект обновленного Кодекса об административных нарушениях. Самое новаторское предложение документа - возможность ликвидации юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за нарушения законодательства.

Из статьи 3.2 проекта поправок в кодекс следует, что за грубые административные нарушения юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано. "Основание, по сути, одно: работа без лицензии или, где это требуется, без членства в СРО. Например, если организация занимается медицинской деятельностью. В случае с индивидуальным предпринимателем - если он оказывает нотариальные услуги или строит здание без лицензий и членства в СРО", - поясняет Александр Боломатов, партнер юридической фирмы "ЮСТ". Сейчас максимально суровой административной мерой наказания для юрлиц и индивидуальных предпринимателей является приостановление деятельности. Особых деталей применения такого вида наказания, как ликвидация, не приводится. "Указано лишь, что наказание применяется при грубом, неоднократном или повторном административном правонарушении", - уточняет спикер. А также если другие виды воздействия на нарушителей не могут привести к устранению нарушения закона. Надо отметить, что грубое нарушение тоже новая категория для КоАП. Законопроект делит нарушения на три категории по степени тяжести: грубые, значительные и менее значительные.

"Идея ликвидации юридических лиц за нарушения не является новой, - отмечает Владимир Горелик, председатель коллегии адвокатов "Горелик и партнеры". - Эта мера наказания уместна для фирм-"однодневок", занимающихся незаконным "отмыванием" денежных средств, и для "брошенных" фирм, которых в последнее время становится много". Эксперт считает предложение удачным при корректном воплощении в жизнь. "Нужно понимать, что не ко всем фирмам можно и нужно его применять", - добавляет Владимир Горелик. Поэтому перечень оснований для ликвидации должен быть достаточно узким и четко определенным.

Однако не все эксперты уверены в том, что нововведение будет играть положительную роль. Цель у авторов проекта благая - очистка рынка от злостных правонарушителей и недобросовестных участников. Однако на практике изменения могут сыграть на руку преступникам - "оборотням в погонах". "Для недобросовестных чиновников проверяющих органов указанная в законопроекте мера ответственности может стать дополнительным механизмом неправомерного давления на бизнес, так как для владельца компании угроза ее ликвидации намного страшнее, чем угроза наложения штрафа", - считает директор Центра правового обслуживания Анна Коняева. Причем неясно, кто будет иметь право "прикрыть" фирму. "По большому счету этот законопроект может привести к тому, что участковый уполномоченный районного отделения получит возможность, ссылаясь на статьи КоАП, закрыть предприятие. Этого ни в коем случае нельзя допустить", - отмечает Дмитрий Несветов, член Совета Московского отделения "ОПОРЫ России". Эксперты сходятся в том, что коррупционные риски слишком высоки. Поэтому закон может серьезно повредить бизнесу.

Кроме того, ликвидация юрлица за грубые нарушения может стать дополнительным инструментом в руках бизнесменов для невыполнения взятых на себя обязательств. "Недобросовестные участники рынка могут искусственно создавать ситуации, при которых их организации будут привлекаться к ответственности в виде ликвидации. Это позволит им легко уклоняться от исполнения взятых на себя долгосрочных обязательств перед контрагентами и кредиторами, - считает Анна Коняева. - При этом ликвидация компании за грубые нарушения сама по себе не будет являться препятствием для создания этими же людьми новых компаний". Поэтому недобросовестные бизнесмены смогут возвращаться на рынок и руководить уже новыми юридическими лицами.

С таким мнением согласен и Александр Боломатов, который отмечает, что закон сам толкает предпринимателей на невыполнение условий по взятым обязательствам, так как не прописывает условий ликвидации компаний за нарушения: "Непонятно, какова будет после принятия такого решения судьба сотрудников ликвидируемой компании, ее кредиторов и дебиторов. Дело в том, что в настоящее время ликвидировать юридическое лицо можно путем банкротства или по решению самого юридического лица, если у такого лица нет долгов.

Сами эти процедуры сложны и болезненны, вызывают в практике правоприменения множество споров. Конфликтная ликвидация через банкротство - фактически отдельная отрасль права. Каким образом в этом случае будет проходить ликвидация, пока не совсем понятно".

Причем новый КоАП может вывести из числа юрлиц, которые будут подлежать административной ответственности, государственные и муниципальные органы власти, а также внебюджетные фонды, имеющие статус юридических лиц. Действующий кодекс ставит такие организации в один ряд с другими юридическими лицами по подавляющему большинству составов административных правонарушений. И только по ограниченному количеству составов, связанных с проведением выборов, органы власти признаются специальными субъектами (ч. 2 ст. 5.3 КоАП, ст. 5.47 КоАП).

Юристы опасаются, что со временем ликвидация может распространиться и на другие составы нарушений. "Пугает сама возможность по решению суда ликвидировать любого размера и значимости компанию при установлении факта, что она в течение определенного периода времени занималась деятельностью без лицензии и суд считает, что иным образом предупредить совершение аналогичных правонарушений со стороны компании нельзя", - говорит Александр Боломатов. При этом наказать компанию за отсутствие лицензии и членства в СРО можно и в рамках уголовного права. "Стоит отметить, что работа без лицензии - состав Уголовного кодекса, который активно применяется на практике. Мне кажется, что эффективная работа правоохранительных органов по аналогичному уголовному составу сможет успешно решить проблему работы без лицензии в рамках действующего законодательства", - считает Александр Боломатов.

Разработана новая форма индивидуального учета начисленных выплат и страховых взносов

Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) разработали новую форму карточки индивидуального учета начисленных выплат и страховых взносов.

Эта форма утверждена совместным письмом ПФР и ФСС от 9 декабря 2014 г. N АД-30-26/16030, N17-03-10/08/4738П. Напомним, что в соответствии с новыми законодательными нормами плательщики взносов работодатели обязаны вести учет начисленных выплат и других вознаграждений, а также начисленных страховых взносов по каждому работнику индивидуально.

В карточке работодатель может подробно отразить всю "страховую" информацию по сотруднику. В частности, сведения о выплаченном вознаграждении за труд на опасных и вредных работах или же о различных выплаченных пособиях. В форме учтены последние изменения в порядке начисления страховых взносов. Так, недавно для работодателей была введена обязанность уплаты страховых взносов за иностранных работников. Также в новой форме есть возможность отразить данные о дополнительных взносах в зависимости от класса спецоценки условий труда.

Применение формы не обязательно. Но многие организации захотят ее использовать. Поскольку, во-первых, работодателям не придется выдумывать что-то свое для ведения учета. Во-вторых, такая карточка пригодится при проведении проверки сотрудниками ФСС и ПФР, которые смогут проконтролировать правильность начисления взносов, опираясь на детальные данные, которые содержит карточка.

Эксперты утверждают, что новая форма пригодится бухгалтерам. "Ведомства уже выпустили подробные разъяснения по этому поводу, они доведены совместным письмом ПФР от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691, ФСС от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П. В этом же письме содержится и рекомендуемая форма карточки. Новая форма дополнена таблицами для ведения учета выплат, на которые начисляются взносы по дополнительным тарифам (как это предусмотрено статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) и для учета сумм страхового обеспечения на цели обязательного социального страхования", - рассказала Елена Кулакова, эксперт компании "СКБ Контур" по подготовке отчетности в ПФР.

Ведение карточки сотрудников для большинства работодателей автоматизировано. "Карточка нужна для ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты. Но вручную ее заполняют лишь те, кто рассчитывает зарплату "на коленке". В основной массе организаций ведение учета автоматизировано. В зарплатных программах карточка распечатывается по запросу и автоматически заполняется данными из лицевого счета сотрудника. Конечно, она весьма удобна и для проверяющих из фондов ФСС, ПФР прежде всего тем, что в ней агрегирована вся информация по физическому лицу за весь год. Для сравнения: например, в индивидуальных сведениях (это Раздел 6 формы РСВ-1) данные имеются только за квартал и по взносам, начисленным только в ПФР", - пояснила Елена Кулакова.

Форма карточки была разработана ФСС и ПФР в ответ на просьбы организаций, которые в соответствии с законом обязаны вести индивидуальный учет, но не знают, как это правильно делать. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Обязательной конкретной формы закон не закрепляет, и как мы видим, в этом письме (совместное письмо ПФР и ФСС от 9 декабря 2014 г. N АД-30-26/16030, N17-03-10/08/4738П) форма тоже носит рекомендуемый, а не обязательный характер. "Это не первые рекомендуемые формы карточек, разработанные указанными ведомствами, и, собственно, разрабатываются эти формы в ответ на обращения плательщиков взносов за разъяснениями. Учитывая, что карточку индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и сумм начисленных страховых взносов предприятия вести обязаны в любом случае, ра-зумеется, удобнее обратиться к рекомендуемой форме, чем разрабатывать свою, - считает Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ "Градиент Альфа". - Тем более что карточки эти могут пригодиться как раз в случае проверки со стороны этих ведомств. В случае совместной проверки со стороны ФСС и ПФР рекомендуемая форма карточки упростит обмен документами с фондами. Разумеется, бухгалтеру это облегчит жизнь только в том случае, если соответствующие возможности будут предусмотрены и в бухгалтерских программах, и карточка будет формироваться автоматически", - подчеркнула Парулева.

Социальные услуги населению окажут коммерческие компании

В сферу соцобслуживания придут коммерческие организации. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Документ предусматривает привлечение малого и среднего бизнеса в сферу оказания социальных услуг. Это будет способствовать развитию конкуренции в этой сфере и улучшению качества услуг. Получить услуги в коммерческих организациях смогут те, кто имеет право на бесплатное обслуживание, и те, кто не подходит под критерии получателей таких услуг, но готов за них заплатить. О том, как будет работать закон и сможет ли бизнес получить прибыль от оказания соцуслуг, "РГБ" рассказал заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.

Сейчас в сфере соцобслуживания представлен, в основном, госсектор. В процентном соотношении 7202 организации, или 98,8%, являются государственными, и только 95 организаций, или 1,2%, являются негосударственными. При этом аудитория получателей колоссальная - ежегодно соцуслуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому получают около 19 млн человек, в основном это пожилые люди и инвалиды. Сейчас на оказание услуг в стационарах есть очередь, примерно 17 тыс. чел. Демографические прогнозы говорят о том, что в дальнейшем численность пожилого населения будет неуклонно расти. Уже к началу 2016 года число лиц старше трудоспособного возраста достигнет 35,8 млн чел. Соответственно, контингент получателей будет также расширяться. Привлекая бизнес в соцобслуживание, мы можем закрыть дефицит услуг в этой сфере, оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Вхождение в реестр поставщиков социальных услуг. Такой реестр будет вестись в каждом регионе в уполномоченном органе соцзащиты. Минтруд утвердил своим приказом рекомендации по формированию реестра. В частности, поставщику следует представить сведения о формах социального обслуживания, перечне предоставляемых соцуслуг, тарифах на соцуслуги, своем опыте работы. Каждый регион вправе уточнить или расширить перечень предоставляемой информации.

Новым законом устанавливаются конкретные виды социальных услуг. Это социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги. Кроме того, в закон включены новые для сферы соцобслуживания услуги для повышения коммуникативного потенциала людей с инвалидностью, в том числе детей-инвалидов. Это может быть помощь психолога, педагога, чтобы инвалид мог без труда "влиться" в общество. В законе указаны также срочные соцуслуги, которые оказываются в экстренных жизненных случаях: к примеру, обеспечить питанием, одеждой.

Каждый поставщик выбирает из этого перечня определенный вид услуг, которые он сможет предоставлять получателям по выбранной форме соцобслуживания: стационарной, полустационарной или на дому. В ряде регионов есть уже ряд частных поставщиков, которые успешно работают.

Закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Для его реализации приняты подзаконные акты: постановления правительства, приказы минтруда. Каждый регион разрабатывает свою нормативную базу. Этими документами, в частности, утверждены правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, примерный перечень соцуслуг по видам, рекомендации по нормативам социальных услуг. Будут также утверждены подушевые нормативы финансирования соцуслуг. Исходя из этих нормативов, региональные органы соцзащиты будут компенсировать частным поставщикам расходы на обслуживание нуждающихся в помощи людей. В региональных актах содержатся конкретные нормативы по стоимости каждой услуги: как эта стоимость рассчитывается, какие категории граждан будут получать услуги бесплатно.

Правительство РФ приняло антикризисный план

Правительство приняло антикризисный план. Среди антикризисных мер - предложение разрешить регионам снижать налоги для МСБ. В правительстве считают, что изменение подхода к налогообложению поможет привлечь к участию в антикризисных мерах субъекты МСБ.

В свою очередь, все субъекты РФ должны создать планы реагирования на кризисные явления, исходя из своих бюджетных возможностей, до 16 февраля в каждом из них должна заработать антикризисная комиссия и принято решение по антикризисному взаимодействию с федеральным правительством.

"ОПОРА России" предлагает субъектам Федерации право снижать ставку налога в рамках УСН (Упрощенная система налогообложения) при объекте налогообложения "доходы" с 6 до 0%. Увеличить до 200 млн руб. величину предельного размера доходов организации, при котором она может работать по УСН. Мы также предлагаем ограничить максимальный предел ставки налога на имущество организаций, рассчитанного на основе кадастровой стоимости в тех четырех регионах, где он уже принят, - Москве и Московской области, Амурской и Кемеровской областях. Дальнейшее увеличение ставки вызовет очень серьезное изъятие оборотных средств у любого бизнеса, который владеет недвижимостью на территории тех субъектов, где введена эта ставка.

Кроме того, необходимо предусмотреть минимальный вычет, который территории обязаны давать по налогу на имущество организаций, рассчитанному на основе кадастровой стоимости. Необлагаемая минимальная площадь должна начинаться от 500 кв. метров с правом территорий увеличивать этот размер.

Важно отсрочить введение торгового сбора, который введен в столице с 1 июля 2015 года. Надо также снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль за счет федерального компонента с 20 до 18%. Необходимо заморозить коэффициент-дефлятор для ЕНВД на уровне 2014 года. Для самозанятого населения ввести отдельный налоговый режим. Для тех россиян, которые хотят осуществлять предпринимательскую деятельность без найма работников, предусмотреть возможность покупать патент, не регистрируясь в качестве ИП. Сегодня открытие ИП, ведение бухгалтерской отчетности, уплата взносов дополнительно в Пенсионный фонд отбивает желание у самозанятого населения покупать патент.

Подпись главного бухгалтера исключат из баланса

В нормативные акты по бухучету будут внесены изменения. В частности, появится новая форма отчета для субъектов малого предпринимательства под названием "Отчет о целевом использовании средств".

Кроме того, отчет о прибылях и убытках переименуют в отчет о финансовых результатах, а подпись главного бухгалтера исключат из бухгалтерского баланса. Проект приказа минфина с такими поправками опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

"Эти изменения необходимы, чтобы бухгалтерскую (финансовую) отчетность и ПБУ привести в соответствие с действующим законодательством в сфере бухгалтерского учета. В частности, бухгалтерская (финансовая) отчетность и ПБУ в некоторых отдельных моментах не соответствует нормам Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Т.е. изменения в законодательстве о бухучете произошли, но отчетность и некоторые нормы ПБУ остались прежними. Поэтому важно привести все в соответствие друг с другом", - пояснил партнер компании "Деловой фарватер" Дмитрий Липатов.

По его мнению, самым важным и интересным из всех изменений является появление новой формы отчета для субъектов малого предпринимательства "Отчет о целевом использовании средств". "Все остальные изменения незначительны и по сути ничего не изменят, а это новшество вводит дополнительную форму отчетности, что совсем немного усложнит ведение бухгалтерского учета и слегка увеличит документооборот", - отметил он.

Вместо главбуха баланс будет подписывать руководитель. "Так, подпись главбуха уже давно по закону не является необходимой для отчет

27 января 2015