Кемеровская область: подводятся итоги проекта “Малый бизнес”

28 ноября 2007
Сообщив год назад о запуске шестого приоритетного проекта “Малый бизнес”, администрация Кемеровской области так обозначила его цель: обеспечить развитие малого бизнеса на новом качественном уровне и выравнивание потенциала малого бизнеса муниципальных образований. Начальник департамента потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровской области Елена Мазанько накануне торжественного подведения итогов реализации приоритетного регионального проекта “Малый бизнес” (оно состоится 30 ноября в Кемерове) поделилась своим мнением с газетой \"Кузбасс\".
В.: Вы можете утверждать, что цель проекта достигнута?
О.: Тут важно сразу обратить внимание на два очень серьезных момента. Во-первых, “выравнивание” не является синонимом “уравниловки”, во-вторых, “выравнивание потенциала” - это ни в коем случае не выравнивание темпов развития, что просто противоречило бы законам нормальной конкуренции. Говоря о выравнивании потенциала, мы имеем в виду цель обеспечить малый бизнес наших, действительно очень разных муниципальных образований, одинаково ясными и работающими правилами игры, дающими равный доступ к информации, мероприятиям государственной и муниципальной поддержки, образованию, повышению квалификации и т. п.
Поэтому как в действующей среднесрочной региональной целевой программе поддержки малого предпринимательства на 2005-2007 годы, так и в недавно принятой новой программе на 2008 - 2010 годы, есть как мероприятия, направленные, что называется, на общую пользу, так и шаги, позволяющие “подтянуть” те территории, где темпы развития малого бизнеса не достигают сегодняшнего среднеобластного уровня. Например, если мы предпринимаем действия по совершенствованию законодательства, то мы делаем хорошо всем, независимо от уровня развития. Собственно программа, по сути, и представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды. Но опираться она должна на созданную инфраструктуру поддержки и развития предпринимательства. И здесь начинаются отличия.
Сегодня в Кузбассе 21 муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, а также Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, есть подразделения муниципальных фондов - бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, учебные и учебно-деловые центры. Для того чтобы область занимала достойное место на фоне других российских регионов, этого на данный момент хватает (по числу малых предприятий Кемеровская область занимает 18-е место в Российской Федерации и 3-е место в СФО). Но для выравнивания потенциала малого бизнеса муниципальных образований явно есть над чем работать.
Именно развитие инфраструктуры поддержки, повышение уровня информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства позволяют целенаправленно поддерживать отстающих. Для региона, где 34 муниципальных образования, работы тут явно не на один год. Но важно другое. Наши муниципалитеты стали представлять интересные и жизнеспособные проекты. И мы готовы их всячески поддержать: ООО “Беловский трикотаж” получило возможность провести переоснащение производства. Теперь конкурировать с китайскими товарами станет легче. Проекты ООО “Здоровье” (Прокопьевск), ЗАО “Рено-Киселевская колбасная фабрика” по расширению и переоснащению производства позволят этим предприятиям пищевой промышленности выпускать более качественную и недорогую, по сравнению с ввозимой из других регионов, продукцию.
Учитывая все возрастающий спрос на продукцию предприятий строительной индустрии, мы профинансировали инвестиционные проекты ООО “Метель” (Прокопьевск) – создание участка по производству металлочерепицы и профнастила и индивидуального предпринимателя Натальи Решетниковой (Осинники) - расширение цеха по производству полимерпесчаной плитки.
Активно поддерживаем высокие, наукоемкие технологии. К примеру, проект ООО “П Спектр” позволит уже в ближайшее время реализовать новые возможности передачи данных в г. Полысаево (кабельное телевидение, Интернет). Причем особо хочу отметить: к числу приоритетов у нас отнесены проекты развития малого предпринимательства именно в малых городах и сельских районах - в этом году количество таких заявок на финансирование превысило 80 процентов от общего числа проектов, признанных победителями конкурсов.
Так что сейчас мы взяли необходимый нам старт, и на все перечисленные мероприятия в нашей программе запланированы серьезные средства, что тоже было непростой и длительной работой.
В.: Губернатор в своем послании областному Совету образно назвал малый бизнес “витамином роста экономики”. Экономика каких муниципалитетов действительно выросла за счет этого “витамина”?
О.: Есть целый ряд муниципалитетов, которые показывают хорошие темпы роста экономики при одновременном повышении в этом процессе удельного веса малого бизнеса. Очень важно и приятно, что в число лидеров, помимо наших главных городов, - Кемерова и Новокузнецка, попали и муниципальные районы – Новокузнецкий, Промышленновский, Гурьевский. Там доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота организаций муниципального образования в 2007 году составила от 30 до почти 50%.
За счет чего удалось этого добиться? Поддержка малого бизнеса – всегда целый комплекс мероприятий. Средств на реализацию инвестиционных и прочих проектов, которые распределяются между предпринимателями на конкурсной основе, на всех все равно не хватит. Но можно сделать так, чтобы важной информации и стимулов роста на всех хватило. Информации сейчас стало больше, а доступ к мероприятиям поддержки, которые у нас разнообразны (а станут еще разнообразнее с декабря) – достаточный стимул для кузбасских малых предприятий достигать определенной планки, с которой потом можно достигать максимальных результатов. Так что поработали тут все: и областное управление предпринимательства, и местные власти, и инфраструктура поддержки. Очень ответственно подошли в Год малого бизнеса к своим обязанностям работники инфраструктуры поддержки малого предпринимательства городов Белова, Кемерова, Киселевска, Ленинска-Кузнецкого, Новокузнецка, Полысаева, Прокопьевска.
В.: За рубежом есть теория “стола на 4 ножках” – теория поддержки малого бизнеса. Четыре ножки – это информирование, обучение, консультирование и финансирование (причем именно в такой последовательности). Отрежь одну ножку, любую, и стол завалится. На сколько “ножек”, по вашему мнению, опирается сегодня поддержка малого бизнеса в наших муниципалитетах? Изменилось ли это соотношение в ходе реализации проекта “Малый бизнес”?
О.: “Ножки” у нас присутствуют все, вопрос только в том, какие из них “хромают”. Что касается финансирования и обучения, эти направления у нас уже стали традиционными и идут только по нарастающей. По мероприятиям “льготные займы”, “субсидирование части процентной ставки по кредитам” и “гранты начинающим” в этом году поступило 284 заявки. Процесс этот фактически непрерывный: 81 заявка на сумму более 106 млн рублей уже признана победившей, и почти сто находятся на рассмотрении сейчас. В плане обучения у нас в этом году сразу две новые инициативы: актуальные обучающие программы для предпринимателей, 70% стоимости которых возьмет на себя областной бюджет, а также специальные программы обучения по вопросам, связанным с вступлением России в ВТО – это мероприятие удастся провести целиком за счет области при поддержке федерального бюджета.
А такие “столпы”, как информирование и консультирование, всецело зависят от уровня развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, которая в наших муниципалитетах имеет очень разную степень зрелости. Но при четком и глубоком понимании этой проблемы местными администрациями никаких неразрешимых ситуаций тут возникнуть не может.
В.: Вы не считаете, что качество поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях напрямую зависит не только от желания, но и от профессионализма чиновников местных администраций, по долгу службы отвечающих за эту поддержку? Может, разработчикам проектов поддержки малого, а с нового года уже и среднего бизнеса стоит запланировать обучение не только предпринимателей, но и чиновников? Ведь сегодня знание маркетинга для них необходимо как воздух. Только помогая предпринимателям продвигать свои товары и услуги на рынок (и за рубежи муниципалитета, в частности), можно увеличить поступления в местные бюджеты. Согласны ли вы с этим? И планируете ли такое обучение?
О.: Это правильная постановка вопроса. Любой чиновник должен быть озабочен проблемой своего профессионального роста и просто расширения кругозора. В комитете по совершенствованию управленческой деятельности при обладминистрации в этом году уже прошли обучение 40 специалистов местных администраций по направлению “Проблемы становления предпринимательства в Кузбассе”.
В этом году мы намерены реализовать специальный большой обучающий семинар для специалистов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и представителей органов власти. Он будет касаться проблемы вступления России в ВТО.
В.: Предпринимателей волнует такой вопрос: проект “Малый бизнес” завершается в этом году окончательно? Или есть надежда, что он надолго останется приоритетным для Кузбасса? И что нового можно ожидать в нем в связи с вступлением в действие федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации?”
О.: Конечно, проект “Малый бизнес” находится еще только в начале своего долгого пути. В 2007 году мы взяли хороший старт, и жалко было бы такое начинание оставить без продолжения. Региональная программа поддержки на 2008-2010 годы – фактически и есть план реализации этого, самого молодого для области, регионального проекта.
А что касается федерального закона о малом и среднем бизнесе, вступающего в силу с января, он расширит круг нашей деятельности и ответственности – вводится понятие среднего предприятия. Он должен также поспособствовать налаживанию эффективного диалога бизнеса и власти для соблюдения интересов предпринимателей. Хочу напомнить, что Федеральное агентство по делам малого бизнеса США, помимо финансирования и оказания информационно-образовательных услуг, рассматривает утверждённые Конгрессом законы и участвует в слушаниях от имени малых предприятий. Кроме того, специальный отдел агентства оценивает, как отразятся на деятельности малых предприятий предписания законодательного характера.
Многие сегодняшние проблемы малого и среднего бизнеса Кузбасса могут эффективно решаться, только если будут иметь под собой соответствующую законодательную базу общероссийского уровня. Для реализации федерального закона необходимы конкретизирующие, продуманные подзаконные акты, например, об особенностях участия СМП в процессах приватизации, нужно также, разумеется, вносить изменения в Налоговый кодекс РФ.
В ближайшее время на заседании коллегии областной администрации будет рассмотрен проект закона о развитии малого и среднего бизнеса в Кузбассе. Поэтому можно сказать, что совершенствование законодательства у нас не прекращается ни на минуту.

Альянс-медиа

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
28
ноября
2007
Учредители агентства