Ежедневный мониторинг законодательства!

16 января 2015

Алексей Улюкаев: "Я считаю, что мы сейчас должны помочь малому и среднему бизнесу"

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил о необходимости максимально снизить налоговую и административную нагрузку на малый бизнес, сообщает INTERFAX.  

Выступая на Гайдаровском форуме, министр подчеркнул,  что помощь мсп сегодня означает обнуление регулятивной нагрузки - то есть фактический отказ от системы проверок и контроля.

Улюкаев сообщил, что в отношении снижения налоговой нагрузки на малый бизнес есть разные решения. "Мы с коллегами сейчас это обсуждаем. Есть разные решения, например, через патентную систему с номинальной ценой патента, это хорошо работает. Есть и другие варианты", - сказал он.

По словам Улюкаева, поддержка малого и среднего бизнеса в текущих условиях должна быть выведена на первый план, так как этот бизнес намного более гибок и быстрее реагирует на изменения экономических условий. "Это реальная диверсификация нашей экономики, это реальное снятие социальных проблем, которые, конечно же, всегда сопровождают рецессию", - подчеркнул министр.

Владимир Путин предложил определить, что такое «политическая деятельность» НКО

Владимир Путин на форуме «Государство и гражданское общество» вчера сформулировал, чем должны заниматься некоммерческие организации (НКО), работающие в политической сфере. Их деятельность, по словам президента, должна быть направлена на решение общенациональных задач — совершенствование политической, судебной и правоохранительной систем, а также на правозащиту. Путин подчеркнул, что государство готово поддерживать такие НКО, и предложил усовершенствовать терминологию, дав более четкое определение и социально ориентированных НКО, и политической деятельности.

Ранее на форуме министр юстиции Александр Коновалов говорил, что все критерии политической деятельности нельзя прописать в законе: «Правильный путь — это судебная практика: Конституционный суд уже высказался, через какое-то время практику судов может обобщить Верховный суд». Понятие о политической деятельности уже есть в законе об НКО, напоминает председатель думского комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (см. врез).

По словам секретаря Общественной палаты Александра Бречалова, это понятие надо прописывать законодательно: должен быть набор критериев, по которым отнесут организацию к политическим. В частности, деятельность таких НКО связана с выборами и подготовкой к ним, организацией митингов и пикетов. «Однако нужно учесть, что и социально ориентированные НКО являются организаторами митингов — нужно разбираться, является ли это политической деятельностью или лишь инструментом донесения проблемы до власти», — говорит он.

Понятие политической деятельности не требует жесткой регламентации, если в законе нет каких-то ограничений для этих организаций, если же ограничения есть, то политической деятельностью следует называть борьбу за власть — к примеру, поддержку кандидатов и партий, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: «Все остальное борьбой за власть не является — это совершенствование государственных институтов: защита прав граждан, контроль за выборами, совершенствование избирательного законодательства, как раз то, о чем говорил президент». Путин дал импульс для этого разграничения, считает Мельконьянц. Президент с момента внесения законопроекта об «иностранных агентах» говорит о необходимости его коррекции, напоминает председатель «Агоры» Павел Чиков, но за два года власти продемонстрировали, что политикой считают любую критику в свой адрес: «А термин “политическая деятельность” используют для введения общественности в заблуждение, что НКО якобы рвутся во власть».

Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова полагает, что определение политической деятельности должны дать совместно эксперты, представители Минюста и судебной власти. Она настаивает, что правозащитники, отстаивающие гражданские, трудовые, политические права граждан, не участвуют в политическом процессе, поскольку политическая деятельность — это борьба за власть и участие в выборах. «Апеллирование к общественному мнению тоже не является политической деятельностью, поскольку это цель любой НКО: им надо пропагандировать безбарьерную среду, хорошее отношение к старикам и проч.», — говорит омбудсмен. По ее словам, нужно обозначить четкие критерии, которые не позволяли бы избирательно подходить к неугодным НКО, особенно тем, которые занимаются отслеживанием «коррупции и произвола»: «Иначе мы получим вычищенное поле, поскольку любая организация, которая критикует власть, попадает в неугодные».

Эксперты указали, каким отраслям кризис даст шанс, а каким принесет спад

В условиях антироссийских санкций, дешевеющей нефти и ослабления рубля российские регионы по-разному будут переживать нынешние экономические трудности. Но для отдельных территорий текущие проблемы могут даже дать точки роста, сообщил на Гайдаровском форуме директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров.

По его словам, снижение курса рубля приведет металлургическую и сельскохозяйственную отрасли к реальным "позывам" по импортозамещению в результате растущего спроса на их продукцию. А это значит, что дополнительные доходы получат и региональные бюджеты, пояснил Владимир Назаров.

Неплохие возможности открываются у территорий, занятых автомобильными производствами. Для государства развитие отечественного автопрома - безусловный приоритет. И оперативно принятая правительством новая государственная программа утилизации автомобилей на 2015 год, когда взамен старой машины граждане смогут на льготных условиях купить новый автомобиль, тоже поддержит регионы. Труднее придется нефтедобывающим территориям, "завязанным" на "черное золото", где, как образно сказал эксперт, население уже "драматически переходит с черной икры на красную".

А вот мегаполисы и крупные города с их торговыми центрами, товарами и услугами, рассчитанными на стабильный потребительский спрос, могут столкнуться с трудностями. Жители моногородов также острее других почувствуют новые времена. Соответственно, некоторых россиян ждет и поиск новой работы. по последним прогнозам минэкономразвития, безработица в этом году вырастет до 6,4 процента. Но она будет кардинально отличаться от той, которая намечалась во время мирового экономического кризиса 2008-2009 годов, продолжила дискуссию директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ Татьяна Малева. Если тогда она продлилась не более полугода, то теперь может растянуться уже на два-три года. Из основных секторов - кандидатов на высвобождение "лишней" рабочей силы в ближайшее время Татьяна Малева назвала торговлю, связанную с ввозом импортных товаров, финансовый и банковский сектора, строительство, основанное на ипотечных кредитах, а также транспорт. Риски ждут отрасли, в которых изношены основные фонды (промышленность, энергетика), и отрасли, развитие которых зависит от иностранных инвестиций (нефтехимия).

Как уточнила Татьяна Малева, торговля и финансовый сектор внесут в экономику женскую незанятость, а строительство и транспорт - мужскую. В целом, по ее словам, расти будет общая незарегистрированная безработица, особенно в крупных городах, где люди менее организованны и не сразу начнут обращаться за помощью к государству. "Будут пользоваться социальными связями, искать работу по знакомству, через рекрутинговые агентства", - говорит Татьяна Малева. Но "запаса прочности" на такое поведение граждан, по расчетам экспертов, хватит максимум на два года. И государству надо быть готовым "подхватить" их уже сейчас, предупредила Малева.

От известного эксперта в области энергетики, главного советника руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонида Григорьева участники дискуссии ждали ответа на главные "антикризисные" вопросы: до какого ценового "дна" еще упадут цены на нефть и как долго в мире этот период может затянуться. Про сроки Леонид Григорьев сказал, что все зависит от внешних условий: от поведения принцев из стран ОПЕК, от запасов в Китае, от добычи сланцевой нефти в США.

По словам Григорьева, у "нефтяной проблемы" три составляющих - избыток нефти, который сокращать никто из стран - торговцев "черным золотом" не собирается, снижение спроса в мире и бюджетная политика внутри стран ОПЕК. Бюджеты арабских стран Персидского залива сформированы исходя из стоимости барреля нефти на мировом рынке в среднем в 70-80 долларов. И такая цена барреля, кстати, устраивает Россию, уточнил Григорьев.

Если же мировые цены будут падать дальше, то это приведет к разбалансировке бюджетов, замедлению темпов экономики многих стран ОПЕК. Если эта цена держится длительное время, то дисбалансы в нефтедобывающих странах нарастают наряду с социальными проблемами, сказал Леонид Григорьев. Сколько политически продержатся в таких условиях эти страны, эксперт не стал прогнозировать, объяснив это еще и особенностями "верстки" их бюджетов. "Многие министерства и отрасли финансируются от доходов конкретных нефтяных месторождений", - привел пример Леонид Григорьев.

В марте 2015 года состоится новая встреча стран - членов ОПЕК, сообщил он. Однако разворот в сторону сокращения добычи нефти и возвращения ее к цене в 70-80 долларов за баррель возможен только в случае, если "все разом взвоют". Но пока ясно одно - легкого и быстрого восстановления нефтяных цен не будет. Надежда остается, но гарантий никто не дает, резюмировал эксперт.

Муниципальные земли можно будет купить по цене гораздо ниже рыночной

В этом году в России начнется крупнейшая земельная реформа. Она положит конец прежней "казачьей вольницы". Нас ждет другой порядок приобретения муниципальных земельных участков, землю можно будет прикупить по цене многократно ниже рыночной.

Теперь власти уже не будут смотреть на самозахваты сквозь пальцы, и тем, кто огородил "ничейную" землю, нужно как можно скорее задуматься о последствиях, даже если они до этого жили спокойно десятилетиями.

Об этом "РГ" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев. Он также объяснил, что будет с сельскохозяйственными землями после грядущей отмены деления земель на категории.

С 1 марта будет действовать новый порядок предоставления земельных участков гражданам и юрлицам и передачи государственной земли в муниципальную собственность.

В оборот будет вовлечено большое количество новых участков, которые по требованию граждан муниципалитеты будут обязаны выставить на торги. Определить, какие участки могут быть предоставлены, поможет публичная кадастровая карта.

В закон вводится возможность "прирезать" к участку прилегающую государственную или муниципальную землю, если она не может быть никаким другим образом использована. Для многих это означает шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которые они уже фактически огородили. А государство получает больше земли, вовлеченной в оборот.

Благодаря принятому в этом году закону земельный надзор и контроль кратно усиливаются.

Впервые вводится процедура административного обследования в рамках земельного надзора. И она будет проводиться сразу в отношении, например, всего населенного пункта, определенной территории, а не отдельного земельного участка. Даже не обязательно дожидаться чьего-то заявления о факте нарушения.

Раньше, чтобы наказать за самозахват, надо было выйти на место, собрать доказательства, улики, а если это юрлицо, нужно было сначала поставить проверку в план на следующий год. Плюс незначительные штрафы. Фактически земельного надзора как принудительной процедуры не существовало, вот и появлялся самострой на государственной земле. Тем более что можно захватить территорию, на которой участок не сформирован. Эта земля не является объектом правоотношений, но между тем она захвачена.

Теперь земельному инспектору через процедуру административного обследования гораздо легче выявить самозахваты. Для этого в его распоряжении есть все необходимые сведения из публичной кадастровой карты и Единого госреестра прав на недвижимое имущество, государственного кадастра недвижимости. Замечу, что впервые земельный надзор и его основные положения будут регламентироваться на уровне федерального закона.

В первом чтении в Госдуме прошел законопроект, увеличивающий штрафы за «захват» земли. Точнее, привязывающий их к кадастровой стоимости земли. Захватил дорогой участок - заплатишь много. Например, за нецелевое использование участка юрлицом размер штрафа составит от 1,5 до 2 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 100 тысяч рублей.

Один раз заплачу и дальше буду жить спокойно.

Но никто не гарантирует справедливую оценку земли в случае его изъятия, если границы участка неточно описаны. А это массовое явление. И власти мешает собирать налог на землю, на недвижимость. Как эту проблему решить?

Павел Королев: Для этого принят закон о комплексных кадастровых работах, который 22 декабря подписан президентом России. Они будут производиться сразу по кадастровым кварталам для того, чтобы в расчете на один земельный участок стоимость этих работ была меньше, чем при обычном порядке, когда такие работы заказываются отдельно для каждого участка.

Заказчиками здесь должны выступать муниципалитеты, закон дает им право использовать на эти цели бюджетные средства. В их интересах один раз потратиться, чтобы навести порядок на своей территории, получить возможность правильно исчислять налог на недвижимость. Ну а граждане получат гарантию, что границы их участков описаны правильно. Если выяснится, что по документам границы пересекаются, вводится процедура досудебного урегулирования споров между соседями.

Кроме того, в ходе комплексных кадастровых работ возможно образование новых земельных участков и вовлечение их в оборот. Муниципалитету это сулит прибыль, а рынку еще один участок, сформированный в соответствии с Генпланом, градпланом и всем на свете. И, конечно, без комплексного уточнения описания границ очень трудно развивать инфраструктуру. Иначе говоря, в этих работах заинтересованы абсолютно все, и власть, и правообладатели.

Сельхозземель больше не будет

Подготовленный минэкономразвития законопроект о переходе от деления земель на категории к территориальному планированию вызывает большие опасения. Он принят в первом чтении, но итоги голосования довольно красноречивы...

Законопроект разработан во исполнение поручений президента РФ по итогам Государственного совета РФ по земельным вопросам. Его критикуют прежде всего аграрии, которые считают, что ликвидация категории земель сельхозназначения приведет к массовому выводу их из сельхозоборота для застройки.

Но парадокс в том, что законопроект как раз предусматривает более жесткую защиту земель сельскохозяйственного назначения. Мы полностью солидарны с главным тезисом критиков закона о том, что земли сельхозназначения должны охраняться государством, более того, считаю, что они должны охраняться в приоритетном порядке.

Категории, а всего их семь, отражают целевое назначение земли. Это земли населенных пунктов, промышленности, сельского хозяйства, особо охраняемые природные территории и так далее. Но категория - общее понятие, а все, что можно делать на земле, определяется видами разрешенного использования. Их у нас около двух тысяч. До последнего времени каждый муниципалитет их устанавливал, по сути, произвольно.

Что получается? Дачное строительство можно вести и в населенных пунктах, и на землях промышленности, и на землях сельскохозяйственного назначения. Рекреационное использование, которое при всей кажущейся безобидности этого термина может иметь далеко идущие последствия, допускается в населенных пунктах, на землях сельхозназначения и на особо охраняемых природных территориях. Строительство перерабатывающего завода - на сельхозземлях, землях промышленности и в населенных пунктах. И так далее. То есть целевое назначение земли не выдерживается, и без перевода земли из одной категории в другую ее можно фактически использовать как угодно.

Возникает вопрос: а какая защита сельхозугодий в этой связи с этим порядком возникает? Это невообразимая конструкция с точки зрения бюрократа честного и очень удобная с точки зрения бюрократа нечестного.

Категории земли не предусматривают комплексное развитие территорий. Сегодня здесь сельхозземли, завтра - земли поселений, потом - промышленности. Мы же предлагаем опираться на выделение территориальных зон, которые друг с другом не пересекаются и имеют четкий набор видов разрешенного использования земли. Для этого, в частности, мы подготовили классификатор видов разрешенного использования земель, который на днях вступил в силу. Исключительно важный акт, которого просто не было в стране.

Проектируемые нормы не предусматривают изъятия сельхозземель из сельхозоборота, за исключением отдельных, экстрасложных и трудных случаев. Чтобы дополнительно защитить аграриев, мы инициировали норму о сельскохозяйственном регламенте.

Он будет определять, что и как можно делать на этой земле, и предполагает более сложную и ответственную процедуру оборота земель сельхозназначения. Тогда на них не будет дачного строительства, как сейчас.

Кстати, за истекшие 10 лет под застройку отошло около одного процента всех земель сельхозназначения. Но из сельхозоборота выпало земли гораздо больше. Пашня, которую во времена СССР мы всячески стремились расширять, просто зарастает лесом. Смешанным - за 10 лет, хвойным - за 15. Все. Для интенсификации оборота сельхозземель нужна четкая правовая процедура, теперь предусмотренная в законе N 171-ФЗ, а также экономическая целесообразность, выгода.

На федеральном уровне минсельхозом принимается типовой сельхозрегламент, а на его основе субъекты будут принимать свои сельхозрегламенты, учитывающие местную специфику.

Соответствующий проект подзаконного акта мы намерены представить депутатам уже ко второму чтению закона, чтобы гарантировать разработку сельхозрегламентов к моменту вступления закона в силу. Они должны разрабатываться организациями минсельхоза, научными и проектными учреждениями. Точно так же, как градрегламенты готовятся своими проектными организациями.

Сельхозрегламенты должны исходить из комплекса факторов. В частности, мы не должны определять ценность сельхозугодий только по химическому составу почвы. Потому что не только черноземы, как на юге или юго-востоке Европейской России, могут иметь особую ценность. А если это технические культуры? Им вообще чернозем не нужен, они на нем сгорают. Лен, например, выращивают в Нечерноземье, при этом при правильной организации хозяйства он является весьма ценной культурой. Также, например, места выпаса скота - это крайне важные для сельского хозяйства территории.

Региональные схемы территориального планирования утверждены везде, на муниципальном уровне почти везде. Проблемы могут быть, например, в Москве и Московской области, то есть на высокоурбанизированных территориях, где требуется учесть множество факторов. Потому что при подготовке любого градостроительного документа нужно понимать, что на этой территории есть сейчас, как было и как должно быть.

Альтернативы территориальному планированию нет. Можно откладывать эти решения, но лишь для уточнения деталей законодательного регулирования.

 

 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
16
января
2015
Учредители агентства