Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Проект Федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ"

Предлагается дифференцировать ответственность за загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления

В настоящее время действующая редакция статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений.

При этом Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N  89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, содержит различные условия осуществления деятельности в области обращения с отходами, дифференцированные в зависимости от класса опасности отходов.

Существующая редакция статьи 8.2 КоАП РФ не учитывает эти аспекты и устанавливает единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением.

Законопроектом предлагается в статье 8.2 КоАП РФ конкретизировать состав административных правонарушений, дифференцировав их следующим образом:

несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов I - IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления I - IV классов опасности;

несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов V класса опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления V класса опасности;

неисполнение обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов, по подтверждению отнесения отходов к I - V классу опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;

несоблюдение обязанностей по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

В качестве максимальной меры ответственности предлагается сохранить административное приостановление деятельности нарушителя на срок до 90 суток вне зависимости от класса отходов.

Помимо этого, в проекте предусматривается ряд терминологических правок.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ)

Законодательство о хозяйственных обществах планируется привести в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"  (вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением отдельных положений) внесены существенные изменения в ГК РФ, меняющие правовое положение хозяйственных обществ.

В связи с этим поставлена цель приведения законодательства в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ.

Так, законопроектом, внесенным Правительством РФ, предусматриваются изменения в федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О рынке ценных бумаг".

Законопроектом в том числе:

уточняются фирменное наименование общества (в связи с разделением обществ на публичные и непубличные), положения об акционерном соглашении, соглашении участников общества (корпоративном договоре), требования к минимальному уставному капиталу общества;

устанавливаются особенности правового регулирования акционерного соглашения (корпоративного договора), сторонами которого являются все акционеры непубличного общества (соглашения участников общества (корпоративного договора), сторонами которого являются все участники общества);

регламентируются положения о вкладах в имущество общества, не увеличивающих уставной капитал;

устанавливается порядок подтверждения решений, принятых общим собранием акционеров, и состава акционеров, присутствовавших при его принятии;

предусматривается порядок доверительного управления долей в уставном капитале;

определяются особенности эмиссии акций и опционов эмитента непубличными акционерными обществами, акций и опционов эмитента в связи с изменением статуса акционерных обществ.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 июля 2015 года.

Усиливается ответственность за введение потребителей в заблуждение

Президентом РФ подписан закон, ужесточающий ответственность за производство или продажу контрафактных товаров.

Как сообщает пресс-служба Кремля, Федеральный закон №530-ФЗ устанавливает ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги).

Ужесточается ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) и за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации.

Уровень инфляции в 2014 году составил 11,4%

Федеральная служба госстатистики РФ сообщает, что в декабре прошлого года индекс потребительских цен составил 102,6%, с начала года - 111,4%.

По данным Росстата, в группе продовольственных товаров в декабре наиболее существенно выросли цены на плодоовощную продукцию.

Сведения о среднесписочной численности работников следует представить до 20 января

Специалисты УФНС по Ростовской области напоминают, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год обязаны представлять организации и ИП, которые привлекали наемных работников.

При этом организации представляют сведения как при наличии у них наемных работников, так и при их отсутствии.

В пресс-службе УФНС уточняют, что данные сведения представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Строительные компании вернутся к лицензированию своей деятельности

В этом году строительные компании начнут контролировать национальные объединения, которые наделены новыми полномочиями.

"У нас появляются рычаги по отсечению недобросовестных саморегулируемых организаций (СРО) для участия в проектировании и строительстве, - пояснил "РГБ" президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин. - Мы получаем право при вступлении СРО в нацобъединение проверять их соответствие профессиональным требованиям, и, если будут обнаружены грубые нарушения, запретить им работать на рынке". По словам эксперта, таких полномочий у нацобъединений раньше не было, поэтому так много появилось компаний, которые сейчас попросту работают с купленными с рук допусками.

Михаил Посохин не исключает, что строительные компании могут перейти вновь на лицензирование своей деятельности. Дело в том, что СРО, по его словам, все больше превращаются в бизнес-структуры, интересы государства их интересуют мало.

Другим аргументом против саморегулирования являются их компенсационные фонды. Они складываются из обязательных взносов, которые каждая строительная организация должна внести при вступлении в СРО. Эти фонды лежат на банковских депозитах под минимальный процент и могут быть "распечатаны" только в том случае, если требуется выплатить компенсацию третьим лицам за причиненный ущерб. Такие случаи возникают редко, поэтому компенсационные фонды фактически лежат мертвым грузом.

Серьезные финансовые проблемы, с которыми в этом году столкнутся застройщики жилья, чреваты недостроем. А это значит, что покупатели квартир, заключившие с ними договоры долевого участия, могут остаться без квартир. С прошлого года все застройщики, согласно поправкам в 214-ФЗ, обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Однако по данным директора НО "Общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков" Сергея Пахомова, гиганты страхового рынка отказываются страховать договоры. Основная причина - объем рисков, ведь минимальная стоимость одного объекта строительства доходит до 400-500 млн рублей. Кроме того, не добавляет оптимизма страховым компаниям отсутствие перестраховочных мощностей и невозможность в случае банкротства застройщика получить право собственности на недострой наравне с дольщиком.

Эксперты: Российские производители слабо контролируют внутренний рынок

Политика импортозамещения не означает нацеленность на самостоятельное производство всего широчайшего спектра товаров и услуг. Никакая экономика в мире не располагает для этого необходимыми ресурсами. Речь идет, во-первых, о необходимости поддержания импортонезависимости в производстве т.н. критических видов продукции, то есть той, которая обеспечивает национальную (оборонную, экономическую и социальную) безопасность страны. Во-вторых, о необходимости обеспечения занятости трудоспособного населения, что требует развертывания отечественных конкурентоспособных производств.

В условиях открытой экономики, в том числе определяемых правилами ВТО, членом которой является и Россия, успех политики импортозамещения определяется возможностями производства конкурентоспособной продукции. Именно отсутствие такого производства и определило высокую зависимость российского рынка от импортных поставок.

Отечественная экономика располагает необходимым технологическим и ресурсным потенциалом, который позволяет не только выдержать такого рода санкции, но и использовать сложившуюся ситуацию для преодоления импортной зависимости. Однако успех этой политики зависит от умения властей правильно выбрать ключевые направления и механизмы использования имеющихся возможностей.

Во-первых, ограничения на поставку в Россию критически важных технологий, которые прежде всего могут быть использованы для укрепления оборонной мощи страны, действовали и до нынешних санкций. На смену так называемым спискам КОКОМ, запрещавшим экспорт в СССР товаров и технологий "двойного назначения", в 1996 году пришли Вассенаарские договоренности по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий "двойного применения"), в соответствии с которыми каждое государство само определяет, что из подобных товаров и технологий оно готово продавать и кому. Опираясь на это соглашение, США регулярно определяют список критических технологий, трансферт которых ограничен. Нарушение этих ограничений влечет для компании-нарушителя запрет на получение лицензий на экспорт, реэкспорт и трансферт любых товаров и изделий, изготавливаемых в США или по американским технологиям в других странах. Во-вторых, ответные меры, направленные на ограничение импорта ряда потребительских товаров, создают условия для развития их отечественного производства.

Тем самым защищая его от конкуренции на внутреннем рынке со стороны заведомо более сильных контрагентов. Однако такая защита неминуемо имеет ограниченный срок действия. Стратегические экономические интересы так или иначе возьмут верх над конъюнктурными политическими соображениями, что неизбежно повлечет ослабление, а затем и прекращение санкционной политики в отношении России, а значит, и ответных мер с нашей стороны. Это снимет барьеры, защищающие отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Материальной базой конкурентоспособности является наличие адекватной технологической базы экономики. Отставание от наших геополитических конкурентов именно в этой области привело к вытеснению с внутреннего рынка отечественного производителя. По данным минэкономразвития, около 80% технологического оборудования в реальном секторе экономики имеет срок службы от 16 до 35 лет, в том числе в машиностроении более половины оборудования работает уже более 25 лет. Ясно, что на такой технологически отсталой и изношенной основе невозможно производить конкурентоспособную продукцию, в том числе по оборонному заказу.

Другой результат - это наращивание технологической зависимости всего народного хозяйства от импорта машиностроительной продукции, что наблюдается буквально во всех отраслях машиностроения. Начиная с 2002 года импорт металлообрабатывающего оборудования превышает его внутреннее производство. По оценке "Станкоимпорта", ежегодный объем продаж станков в России составляет 1-1,5 млрд долл., при этом доля отечественных - не более 1%. Таким образом, ключевым направлением импортозамещения является создание отечественной конкурентоспособной технологической базы экономики.

Вместе с тем мнение о том, что страна якобы безнадежно отстала в технологическом развитии, неверно. Как раз наоборот: в виде патентов, авторских свидетельств, полезных моделей - имеются технологии, не уступающие иностранным аналогам. Однако у нас отсутствует основа для их развертывания и применения в широком диапазоне внутреннего рынка и на экспорт.

По существу отечественные производители слабо контролируют свой собственный внутренний рынок по многим видам продуктовой номенклатуры, включая товары для широкого потребления и продукцию промышленного назначения. Это и препятствует совершенствованию и, главное, внедрению передовых отечественных разработок и технологий в производство. Поэтому они находятся на бумаге, без должного применения в производстве. Таким образом, неверно утверждение об отставании российской экономики по научно-техническому заделу. Пресловутое "отставание" как раз вызвано отсутствием условий и возможностей развертывания и обновления технологического базиса экономики.

Главная причина сложившейся ситуации названа в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года: "Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций", то есть в технологическом обновлении производства. Однако пока не будет такой заинтересованности у критической массы предпринимателей как в частном, так и в государственном секторах экономики, все усилия государства, в том числе инвестиционные, будут в лучшем случае иметь ограниченный во времени и пространстве эффект, не решая стратегическую задачу - создание технологического фундамента импортонезависимости страны.

Необходимо отдать приоритет институциональной и ресурсной поддержке предпринимательской активности в направлении технологического обновления производства, выводящего на отечественный рынок конкурентоспособную продукцию. Вместе с тем следует понимать, что современное российское предпринимательство выросло не из конкуренции за рынки через нахождение организационно-технологических новшеств, а из конкуренции за раздел и передел собственности, требующей совсем иных умений. Безусловно, соответствующие изменения институциональной среды будут способствовать появлению тех предпринимателей, чей талант будет направлен на необходимые преобразования.

Неизбежен вопрос: располагает ли Россия временным ресурсом для ожидания результатов институциональных реформ в виде появления критической массы предпринимателей, чей талант будет направлен на достижение конкурентоспособности через модернизацию своего производства? Таким образом, необходим комплекс мер, направленных на преодоление той "временной ямы", которая образуется между необходимостью достаточно быстрого получения зримых результатов технологического обновления и временем, необходимым для накопления критической массы предпринимателей, способных взять на себя эту задачу. Такой комплекс мер может быть осуществлен только через масштабную инвестиционную активность государства.

При этом сама по себе инвестиционная активность государства не противоречит задачам развития частнопредпринимательской активности. Более того, опыт стран, осуществивших успешное формирование современных высокотехнологичных укладов, показывает, что этот процесс происходил и происходит при масштабной инвестиционной поддержке государства. Нужен сценарий, органически соединяющий развитие модернизационной предпринимательской активности с инвестиционной активностью государства, действующего в том же направлении.

Разработка такого сценария должна начаться с определения приоритетов в достижении технологической импортонезависимости. Для этого необходимо определить, по выпуску какой продукции и в каких объемах России необходимо иметь самодостаточную национальную технологическую базу для устойчивого обеспечения собственного развития, а в каких случаях целесообразнее использовать импортные поставки. Такие приоритеты сегодня определяются прежде всего потребностью в создании отечественной технологической базы, способной производить в минимально необходимом объеме конкурентную по своим потребительским характеристикам продукцию, гарантирующую национальную безопасность страны. Такой комплекс необходим России, даже если он будет недостаточно эффективным с точки зрения рыночных критериев.

Начинающие индивидуальные предприниматели не будут платить налоги

Российские предприниматели получат возможность начинать свою деятельность с налоговых каникул. Такое право дает им Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Законопроект был внесен в Госдуму в конце октября 2014 года. И уже 29 декабря подписан президентом России Владимиром Путиным.

Документ предусматривает освобождение от налогов впервые зарегистрированных предпринимателей сроком на два года. Нулевая ставка налогов будет действовать только для ИП, применяющих упрощенную или патентную налоговую систему. Режим двухлетних "налоговых каникул" установлен до 2020 года для предпринимателей, зарегистрировавших бизнес после 1 января 2015 года.

Как указано в пояснительной записке к закону, он "будет способствовать вовлечению в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность".

Установление каникул находится полностью в ведении регионов. Субъекты вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и средней численности работников. Эксперты считают, что далеко не все регионы в сложившейся экономической ситуации решатся на введение налоговых каникул. "Не исключено, что в силу серьезного бюджетного дефицита регионы просто не воспользуются такой возможностью и не станут отказываться от налоговых поступлений", - поясняет Сергей Варламов, партнер компании "Деловой фарватер".

По мнению экспертов, определенным сдерживающим фактором в применении каникул станет и ограниченная сфера применения закона. "Существенные ограничения, устанавливаемые законом по сфере деятельности (производственной, социальной и научной), существенно сузят круг лиц, имеющих возможность воспользоваться налоговыми каникулами, - заявляет Александр Житнич, управляющий партнер компании "Алариус Консалтинг". - Так, например, сегодня, по данным СПАРК, в Москве социальные услуги оказывают всего 439 предпринимателей, а услуги в сфере научных разработок - 516 предпринимателей. При этом всего в Москве, по данным ФНС, зарегистрировано более 220 тысяч индивидуальных предпринимателей". Что говорит о том, что воспользоваться каникулами сможет совсем небольшое количество предпринимателей.

"РБГ" назвала события, которые изменят жизнь бизнеса в 2015 году

Прошлый год был богат на события, в соответствии с которыми бизнес будет строить свою работу в 2015 году. "РГБ" составила топ-10 таких изменений.

Событие N 1. Право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям передали Следственному комитету. Бизнес боялся появления заказных уголовных дел - не секрет, что ранее налоговые преступления часто использовались в конкурентных войнах. Законодатели упирали на то, что лишение следователей права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям в 2011 году привело к реальному снижению фактов их выявления.

- Сам по себе факт проведения расследования по выявленным нарушениям налогового законодательства не является основанием предполагать, что эти действия проводятся для недружественного поглощения предприятия. Однако в свете изменений уголовно-процессуального закона, существенно упростивших процедуру возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, нельзя исключить возможность злоупотребления отдельными должностными лицами своими полномочиями, - отметил Сергей Никитенко, заместитель управляющего партнера адвокатского бюро "Шабарин и партнеры".

Событие N 2. Вводится региональный торговый сбор, плательщиками которого признаются организации и ИП. Ставки сбора устанавливаются в расчете на объект, с помощью которого ведется торговля (движимое или недвижимое имущество) или на его площадь. В результате нагрузка на предпринимателей значительно вырастет.

- В начале года перед предпринимателями встанет выбор - продолжать бизнес или закрыться. В первую очередь начнут закрываться торговые и ресторанные предприятия. Вполне вероятно, что бизнесмены начнут искать лазейки в законе, однако уклониться будет непросто, ведь главным объектом налогообложения является торговая площадь, а ее не спрячешь. Скорее всего, предприниматели станут сокращать площади или будут работать "в черную", - считает вице-президент "Деловой России" Николай Остарков.

Если московский бизнес еще сможет пережить подобные сборы, то для региональных предпринимателей они станут настоящим ударом, уверен член генсовета "Деловой России" Антон Степанов.

Событие N 3. Прибыль иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, теперь облагается налогами. Согласно закону N 376-ФЗ, контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, которое имеет в ней долю более 25%. Если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%, то для признания контролирующим лицом достаточно иметь более 10%.

- Разработанный минфином законопроект о КИК вызвал немало замечаний у бизнеса, - говорит председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Павел Гагарин. - Основной претензией было то, что действие документа распространяется не только на пассивные, но и на активные доходы за рубежом. Минфин вроде бы был готов идти на уступки в части увеличения доли владения для признания иностранной компании контролируемой и введения переходного периода. Компромисс обещал и премьер-министр РФ, но в итоговой редакции закона из-под его действия так и не были выведены российские публичные компании.

Событие N 4. Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию объявил об амнистии капитала. От налоговой и уголовной ответственности освободят тех, кто вернет в Россию доходы, выведенные в иностранные юрисдикции без уплаты налогов.

- Основная критика законопроекта об амнистии была связана с отсутствием в нем гарантий отказа от уголовного или административного преследования лиц, которые вернут в Россию свои капиталы. Однако учитывая, что президент специально отметил, что такие гарантии будут предоставлены, законопроект об амнистии будет кардинально переписан, что сделает его более привлекательным для бизнеса, - полагает Сергей Калинин, партнер адвокатского бюро "Линия права". - В то же время для возврата капитала, аккумулированного на счетах офшорных компаний, и сейчас нет каких-либо препятствий - достаточно просто распределить дивиденды с офшорной компании в пользу российского бенефициара и уплатить с этих дивидендов российский налог.

Событие N 5. Освобождение от уплаты налога на имущество организаций при применении УСН больше не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. К этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита или бытового обслуживания.

- Налоги на коммерческую недвижимость будут рассчитываться из кадастровой стоимости, которая не просто приближена к рыночной цене, а порой и значительно ее превышает. Налог будет доходить до 2%, и эти 2% уничтожат большинство арендаторов как класс, - считает адвокат и финансовый консультант Олег Сухов. - Размер налога превысит 2/3 от общего дохода, получаемого сегодня от аренды. При значительном уменьшении дохода владельцы нежилых помещений будут вынуждены искать альтернативные источники получения прибыли, что неизбежно приведет к массовым продажам коммерческой и офисной недвижимости.

Событие N 6. Падение цен на нефть. Несмотря на то что стоимость "черного золота" не оказывает прямого влияния на ряд отраслей, ее падение повлияло на всю российскую экономику в целом. В России за счет нерыночных механизмов цена нефти не коррелирует с ценой бензина, которая осталась по-прежнему высокой, значит, ее доля в затратах сохранилась, подчеркивает Максим Морозов, управляющий партнер компании M9 development. Кривая цен на нефть, поползшая вниз, повлекла за собой и рубль.

Событие N 7. Сильная девальвация рубля. Этот процесс поначалу не вызвал особого беспокойства у бизнеса. Напряжение появилось осенью, когда рубль перешел к более ускоренному падению.

- Уже в ноябре кажущиеся ранее гигантскими скачки бивалютной корзины в 0,5-1 руб. стали обыденностью, в декабре же повышенная волатильность сменилась окончательным обвалом. И бизнес, и население пришли в панику: граждане, "опоздавшие" конвертировать рублевые сбережения в валюту бросились их тратить. Многие ретейлеры начали ежедневно переписывать ценники, автопроизводители отпустили ранее фиксированные цены, а некоторые бренды и вовсе остановили поставки продукции в Россию, - напоминает Максим Чубак, начальник управления разработки и внедрения банковских продуктов РосинтерБанка.

Дистрибьюторы импортных детских товаров (доля которых на рынке достигает 80%), пересмотрели ценники, а некоторые вообще остановили поставки, даже по уже подтвержденным заказам, купить товар по уже согласованной цене не помогала даже 100-процентная предоплата, добавляет Виталий Филонов, директор по маркетингу интернет-гипермаркета детских товаров Mamagazin.ru.

Событие N 8. Рост ключевой ставки до 17,5%. Эта реакция ЦБ РФ на хаос на валютном рынке мгновенно отразилась на банковской отрасли: в течение недели банки скорректировали условия по большинству кредитных программ и вкладам. Кредиты стали фактически недоступны бизнесу. Однако бизнес настроен оптимистично. Исходя из понимания макроэкономики, такая ставка не сможет продержаться долго, так как перекрывает возможность для компаний привлекать средства и инвестировать их, поэтому считаем высокую ставку временным внешним обстоятельством, полагает Максим Раевский, член совета директоров девелоперской компании "СтройИнвестТопаз".

Событие N 9. Санкции во всем их многообразии - как США и ЕС, направленные против России, так и отечественные продуктовые контрсанкции.

- Ограничение на импорт ряда категорий прошло для рынка достаточно безболезненно. Во-первых, уже очевидно, что запрещенные к импорту продукты все еще остаются на полках некоторых магазинов. Во-вторых, снижение объема импорта было компенсировано поставками из других стран и продукцией локального производства, поэтому пустоты на полках не наблюдалось, - говорит Юлия Маруева, партнер продовольственной группы компании "Nielsen Россия". - Но 2015 год обещает быть временем разворачивания принципиально новых трендов на FMCG-рынке.

Событие N 10. Владимир Путин предложил на следующие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия.

- Стабильность налоговой системы - один из ключевых факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность экономики страны и ее устойчивый рост. Ничто так не дестабилизирует бизнес в налоговом плане, как частые (до 30 законов в год) изменения правил налогообложения. Инициатива президента выглядит очень своевременной, - убеждена Светлана Скрипник, партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. - Если речь идет об отказе от повышения налоговых ставок или отказе от введения новых налогов и сборов - это позитивный момент. Если же речь идет о "консервации" налоговой системы со всеми ее недостатками, улучшить инвестклимат вряд ли удастся. Налоговая система пока несовершенна. Очевидно, что не следует кардинально менять условия налогообложения и принимать решения без широкого обсуждения налоговых инициатив и оценки их влияния на экономику в перспективе.

- Вряд ли стоит воспринимать Послание президента буквально, - уверен Сергей Горохов, ведущий юрисконсульт Департамента налогового консалтинга ФБК Грант Торнтон. - Безусловно, изменения в НК РФ будут, и неоднократные. Пожелание президента в том, чтобы избежать в ближайшие 4 года появления норм, ухудшающих положение налогоплательщика: увеличения ставок налогов, усложнения их уплаты. Но это - в идеале. С учетом же бурления в экономике сейчас, увы, нельзя дать однозначный прогноз того, какие именно перемены могут произойти в налоговой сфере.

Малому бизнесу перенесли срок оплаты патента

С 1 января изменились сроки оплаты патента индивидуальными предпринимателями. Теперь срок уплаты полной суммы налога продлен до окончания срока действия патента. Это предусмотрено законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ". По словам экспертов, эта важная поправка для предпринимателей, снижающая издержки на старте бизнеса. Предприниматели могут отложить уплату налога до конца срока действия патента и дольше держать деньги в обороте.

Ранее предприниматели оплачивали стоимость патента "авансом": по краткосрочным патентам (действующим до полугода) налог нужно было уплачен в течение 25 дней после выдачи патента, по долгосрочным патентам (действующим до года) налог платился в два этапа: 1/3 должна быть уплачена в течение 25 дней после выдачи патента, остаток - не позднее, чем за месяц до окончания действия патента. "Это не вполне удобно, поскольку предприниматель начинает получать доходы только после получения патента, поэтому перед началом деятельности на патенте предприниматель должен задуматься над поиском первоначальных инвестиций, необходимых для уплаты налога. Стоит отметить, что стоимость патента за последний год существенно возросла - по некоторым видам деятельности стоимость патента на год может исчисляться сотнями тысяч рублей, что является достаточно существенной суммой", - рассказал Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".

Отныне по краткосрочным патентам налог уплачивается не позднее срока окончания действия патента, по долгосрочным - 1/3 в течение 90 дней после получения патента, остаток - до окончания срока действия патента.

Эксперты позитивно оценивают эти изменения. "До сих пор несвоевременная оплата патента являлась основанием для лишения права на применение патентной системы налогообложения. Чем активно пользовались налоговые органы. Изменения касательно срока оплаты будут выгодны для индивидуальных предпринимателей, поскольку позволят не уплачивать в бюджет налог до начала получения непосредственно дохода", - пояснила Диана Маклозян, глава юридического департамента консалтинговой компании Heads.

"Поправки дают возможность налогоплательщику самостоятельно определить наиболее подходящее время уплаты налога в течение действия патента в зависимости от полученных доходов", - говорит Наталья Чикунова, юрист адвокатского бюро DS Law.

Этот же законопроект вводит "налоговые каникулы" для вновь зарегистрированных предпринимателей. "Законопроект предоставляет возможность регионам устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей двухлетние "налоговые каникулы" в виде 0% ставки, в случае применения специальных налоговых режимов, а именно упрощенной и патентной систем налогообложения. Однако эта льгота будет распространяться не на всех новых бизнесменов, а только на тех, кто осуществляет свою деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Конкретные виды деятельности также будут устанавливаться законами субъектов. Кроме этого, законом субъекта могут быть установлены и другие ограничения на применение этой льготы в виде ограничения средней численности работников, предельного размера доходов. Эти меры поддержки должны поспособствовать развитию малого бизнеса, поскольку за последние годы число и

13 января 2015