Ежедневный мониторинг законодательства!


Подпишитесь на рассылку сайта

Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1308 "Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности"

С 1 марта 2015 года вступит в силу порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков

В соответствии с Земельным кодексом РФ, установившим случаи и основания перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Размер платы рассчитывается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия собственника.

Размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности. В случае перераспределения земельных участков в целях последующего изъятия подлежащих образованию земельных участков для федеральных нужд размер платы определяется на основании установленной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности рыночной стоимости части земельного участка, находящегося в федеральной собственности, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения земельных участков.

Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"

С 1 марта определенные объекты можно будет размещать без предоставления земельных участков

С 1 марта 2015 г. будет применяться перечень видов объектов, которые можно размещать на землях (земельных участках), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам будут отнесены, в частности, проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, элементы благоустройства территории, пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.

Рассматриваемый перечень принят во исполнение п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступит в силу с 1 марта 2015 г.

В настоящее время для размещения указанных в перечне объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо предоставление соответствующего земельного участка либо установление сервитута. Участки из публичных земель предоставляются, например, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование.

Размещение данных объектов без предоставления земельных участков из публичных земель (установления сервитута), по сути, является самовольным занятием таких земельных участков. Подобное нарушение грозит административным штрафом. В частности, для юрлиц его размер составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ст. 7.1 КоАП РФ).

В России появится фонд поддержки импортозамещения в промышленности

Вчера Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о промышленной политике. Ко второму чтению в нем появилась статья, посвященная фондам развития промышленности.

Новый фонд позволит промпредприятиям «осуществлять заимствования по ставкам, сравнимым с зарубежными странами», говорил министр промышленности Денис Мантуров весной на совещании президента с членами правительства. Уставный капитал фонда пополнится минимум на 30-50 млрд руб., рассчитывал он. Минфин и Минэкономразвития идею не поддержали, и в проекте, внесенном правительством в Госдуму, фонд не упоминался.

Но средства на поддержку импортозамещения все же нашлись. По распоряжению правительства фонд уже в 2014 г. получит 20 млрд руб. из антикризисного фонда, рассказывает замминистра промышленности Глеб Никитин, еще 13,5 млрд руб. зарезервировано в бюджете на 2015-2017 гг. Планируется, что фонд будет выделять займы под 5% годовых для проектов импортозамещения на предынвестиционной стадии, объясняет он: на создание опытных образцов, проектной документации и т. д. Критерии отбора проектов подготовит набсовет фонда, срок финансирования — 5-7 лет, первые займы будут выданы уже в I квартале 2015 г., перечисляет Никитин. После предынвестиционной стадии последуют капитальные вложения, поясняет он: средства на финансирование этого этапа предоставят банки, ВЭБ или инвесторы.

Льготное финансирование исключительно на начальной стадии не обеспечит импортозамещения, уверен зампред комитета РСПП по промполитике Владимир Рудашевский, внутренних резервов у бизнеса нет, а при средней рентабельности в 10% занимать под ставку в 20% и более — «безумие». Вчера ЦБ поднял ключевую ставку на 6,5 п. п. до 17% годовых. Для импортозамещения необходимо привлекать долгосрочное финансирование, констатирует сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев (председатель совета директоров «Каскола»), но в новых реалиях, если ничего не предпринять, занимать придется на внутреннем рынке под 20-30%, такая стоимость кредитных ресурсов уже неподъемна для промышлен­ности.

Фонд выведен из-под банковского регулирования, поэтому льготные условия по займам фонда скорее всего сохранятся, успокаивает Никитин, но кредиты банков и ВЭБа могут вырасти из-за повышения ключевой ставки, что отразится на привлекательности такого финансирования. Антикризисная ставка ЦБ установлена ненадолго — максимум на месяц-два, считает Владимир Сальников из ЦМАКП. Но и до повышения ставки кредиты были слишком дороги или недоступны для промышленников, следует из опросов Института Гайдара.

Без ликвидности воспользоваться окном для импортозамещения не получится, признает Никитин: «С другой стороны, предынвестиционная стадия занимает от полутора до двух лет, за этот срок обстановка на долговом рынке может измениться». Должен заработать механизм проектного финансирования инвестпроектов Центробанком.

Импортозамещение возможно лишь в отдельных отраслях промышленности, говорит Сальников, из крупных, например, машиностроение, пищевая и химическая. Промышленники не верят в серьезное импортозамещение, следует из опросов Института Гайдара: 40% предприятий не готовы отказаться от импортного оборудования или сырья. Наблюдавшийся в сентябре — октябре рост индустрии за счет девальвации и импортозамещения был недолгим — в ноябре промышленность ушла в минус.

Депутаты дали малому бизнесу "каникулы"

Госдума на вчерашнем заседании в окончательном чтении приняла инициативы, которые назвал важными в своем Послании Владимир Путин. Речь, в частности, о налоговых каникулах для начинающих индивидуальных предпринимателей. Поддержку получили и новые меры по борьбе с контрафактом и контрабандой. Это депутатский ответ на массовую гибель людей по вине некачественной продукции.

Депутаты выполнили задачу, прозвучавшую в Послании Федеральному Собранию, - право на нулевую налоговую ставку новички среди индивидуальных предпринимателей получат уже в следующем году. "Каникулы" им будут назначать регионы до конца 2020 года. Согласно пояснениям заместителя министра финансов Юрия Зубарева, "это стимулирование вовлечения в предпринимательскую деятельность новых людей". При этом регионы сами будут определять, на один год или на два года предоставлять нулевую налоговую ставку, "в зависимости от того, насколько они хотят поощрять развитие малого бизнеса".

Будущие "каникуляры" должны работать по упрощенной (6 процентов) или патентной системе налогообложения в производственной, научной и социальной сферах. Точнее, 70 процентов их деятельности (в общем объеме доходов) должно относиться к указанным сферам. "Решено, что торговля и посреднические услуги в применении данной льготы не нуждаются", - доложил Зубарев.

У регионов, кроме того, появится право вводить для претендентов на "каникулы" ограничения по предельному размеру доходов и средней численности работников. В случае нарушения этих параметров нулевую ставку отменят.

Во время рассмотрения инициатив в ЛДПР предупредили, что предприниматели начнут массово перерегистрироваться, чтобы получить льготу. "Оформят на жену, на дочь или на друга - получат ее, а что получит бюджет в цифрах?" - беспокоится Сергей Катасонов. "Да, действительно, перерегистрация может быть, но мы не считаем это издержками, - парировал представитель минфина. - Это является как раз стимулирующей мерой, поскольку позволяет привлечь максимальное количество людей в эти приоритетные сферы".

Во фракции "Справедливая Россия", в свою очередь, на основе статистики минэкономразвития подсчитали, что лишь 15 процентов ИП работали и будут работать в тех сферах, которые подпадают под действие закона. Через год статистика изменится, обещают в минфине: "Те сферы, которые мы сейчас определяем как льготируемые, как приоритетные, будут иметь значительно больший удельный вес среди малых предприятий страны".

Выполняя еще одно поручение президента, депутаты усилили меры по борьбе с контрафактом и контрабандой. Законопроект на эту тему тоже был принят в третьем чтении.

Согласно законопроекту, за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки (если такая маркировка обязательна), совершенные в крупном размере, устанавливается наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб. (в настоящее время действует норма о 200 тыс.) или в размере зарплаты осужденного за период до двух лет (действует - 18 месяцев). Эти деяния также могут наказываться принудительными работами на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Вчера первое чтение прошли президентские поправки в антикоррупционное законодательство. Ими предлагается снизить минимальную кратность штрафа, предусмотренного за коррупционные преступления небольшой тяжести. Взяточникам также смогут назначать альтернативные виды уголовных наказаний в виде исправительных работ, а также в виде штрафа в фиксированном размере.

"Законопроект исходит из того, что дополнительное наказание в виде штрафа с множеством нулей (вместе с лишением свободы) теряет свой смысл, если по тем или иным причинам отсутствует объективная возможность его исполнения, - комментирует первый замглавы фракции "Единая Россия" Франц Клинцевич. - В то же время в целях обеспечения этого наказания предусматривается возможность наложения ареста на имущество подозреваемого или обвиняемого в коррупции".

Процедура личного банкротства запускается досрочно — с июля 2015 года

Физические лица смогут воспользоваться процедурой банкротства уже через полгода — с 1 июля 2015 года, инициировать ее можно будет при долге от 500 тыс. руб. Депутаты, принимая вчера проект о несостоятельности физлиц во втором чтении, приблизили на полгода срок вступления закона в силу, объяснив такое решение "сложной экономической ситуацией". Сейчас возможность банкротства физлиц более чем актуальна в связи с возрастанием задолженности по кредитам, ростом инфляции и курсовой разницей, признают эксперты.

Вчера Госдума во втором чтении одобрила поправки к закону "О несостоятельности" — в нем появится глава о банкротстве граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП). В ходе обсуждения на пленарном заседании в законопроект была внесена поправка — он должен вступить в силу на полгода раньше, чем планировалось, то есть с 1 июля 2015 года. "Данная мера обусловлена сложной экономической ситуацией и необходимостью снижения социальной напряженности",— пояснил "Ъ" председатель ответственного комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Законопроект особенно важен в условиях экономического кризиса — объем просроченной задолженности по потребительским кредитам растет с каждым годом, подчеркивает господин Гаврилов.

Закон, считают в комитете, позволит гражданам избавиться от долгов в случае невозможности полного их погашения, "даст шанс начать жизнь с чистого листа". "Сейчас этот закон более чем актуален: многие брали займы в иностранной валюте, но с такой высокой курсовой разницей они подверглись чрезмерной нагрузке",— говорит Марк Каретин из адвокатского бюро "Юков и партнеры". По его мнению, это выгодно и для банков: они смогут получить хотя бы часть долга, вместо того чтобы списывать его.

В нынешней ситуации стоит ждать роста просрочек по кредитам, соглашается аналитик компании Alpari Дарья Желаннова: "В связи с ростом инфляции доходы граждан будут сокращаться, им будет сложнее расплачиваться с банками, а индексация зарплат вряд ли будет проведена". Напомним, что, по оценкам Национального бюро кредитных историй, около 10 млн человек имеют более одного действующего кредита, а 15-20% должников не справляются с выплатами и попадают к коллекторам.

Кредиторы и налоговики смогут запускать процедуру банкротства при сумме долга от 500 тыс. руб. Заявить о своей несостоятельности сможет и сам гражданин, при этом для него ограничения по сумме долга не действуют. Впрочем, при подаче заявления о банкротстве суд изучит его обоснованность (дела в отношении обычных граждан будут рассматриваться судами общей юрисдикции, ИП — арбитражными). Если есть "достаточные основания полагать", что с учетом своих доходов гражданин сможет исполнить свои денежные обязательства, он не может считаться неплатежеспособным. Если же таких оснований нет, суд может ввести реструктуризацию долгов максимум на три года. Но рассчитывать на нее могут граждане, имеющие источник дохода,— в противном случае должник объявляется банкротом, его имущество выставляется на торги.

Для того чтобы реструктурировать долги, надо также не иметь непогашенной или неснятой судимости за совершение экономического преступления, мелкого хищения, уничтожение или повреждение имущества, а также за фиктивное или преднамеренное банкротство. Нельзя реструктурировать долг и тем, кто был признан банкротом в течение пяти лет. План реструктуризации должны предлагать кредитор или налоговики. Затем он одобряется собранием кредиторов и утверждается судом. Гражданин также может направить свои предложения. При реструктуризации вводится мораторий на выплату долгов, начисление неустоек; гражданин не может приобретать доли в компаниях и совершать безвозмездные сделки. Некоторые сделки допустимы только с письменного согласия управляющего, например получение займов, передача имущества в залог, купля-продажа имущества стоимостью более 50 тыс. руб., недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг.

Если должник не выполнил план, он признается банкротом. Все его имущество, кроме того, на которое не может быть обращено взыскание, в этом случае переходит в распоряжение управляющего. Гражданин при этом не может самостоятельно совершать сделки, открывать банковские счета, вклады и получать по ним денежные средства, кроме того, до завершения процесса банкротства ему может быть ограничен выезд из России. После завершения банкротства гражданин не сможет в течение пяти лет снова заявлять о своей несостоятельности, три года — участвовать в управлении юрлиц. ИП пять лет не смогут заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, в течение пяти лет для получения кредитов и займов гражданину необходимо указывать на то, что он однажды был признан банкротом. Отметим, введение с июля 2015 года института личного банкротства предполагает личное банкротство и после смерти должника. Его права и обязанности переходят к наследникам, а до их определения — нотариусу по месту открытия наследства. Конкурсную массу в таком случае будет составлять наследство гражданина.

Напомним, законопроект обсуждался в правительстве и Госдуме в нынешнем виде около семи лет — судя по всему, только текущий валютный кризис обеспечит ему завершение законодательной процедуры до конца в начале 2015 года.

В случае признания гражданина банкротом и реализации имущества средства, вырученные от продажи, будут выплачиваться кредиторам в порядке очередности: сначала — за вред жизни и здоровью, а также алименты, во вторую очередь входят выплаты выходных пособий и зарплат по трудовому договору. Затем удовлетворяются требования остальных кредиторов, с ними возможно заключение мирового соглашения, но после погашения требований первой и второй очереди.

При продаже предмета залога 80% вырученной суммы направляются на выплату долга перед залоговым кредитором, 10% идет на погашение требований первой и второй очереди (если иного имущества не хватает для этого), еще 10% — на выплату вознаграждения управляющему. Если средств не хватает на погашение долга перед залоговым кредитором, то оставшаяся его часть выплачивается в порядке третьей очереди.

 

17 декабря 2014