Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Малые госкомпании

Из-за увеличения порогов выручки малый бизнес может недополучить госсубсидий (около 20 млрд руб. ежегодно), считает вице-президент НИСИПП Владимир Буев, круг претендентов расширится. Зато власти смогут отрапортовать об увеличении таких предпринимателей, отмечает он: статистически их количество вырастет.

Минэкономразвития подготовило предложения о повышении порога выручки для малого и среднего бизнеса, сообщил начальник отдела ведомства Леван Минейкин. Для микробизнеса — до 90 млн руб., для малого — до 600 млн (с 60 млн и 400 млн соответственно). Новый порог выручки для среднего бизнеса Минейкин не назвал, но отметил, что изменения поручил проработать первый вице-премьер Игорь Шувалов, предложивший порог в 10 млрд руб. (сейчас — 1 млрд). Вопрос прорабатывается, предложения еще не направлялись в правительство, отмечает представитель Минэкономразвития.

Предложение увеличить порог до 10 млрд руб. поступило от общественных организаций, Шувалов его поддержал, сообщил его представитель. Шувалов дал поручение по итогам совещания в ноябре, следует из протокола совещания. На нем обсуждалась 18%-ная квота для малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний. Для госкомпаний с выручкой более 10 млрд руб. квоты станут обязательными с 1 июля 2015 г., более 1 млрд — с 2016 г. «Это [закупки госкомпаний] десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства», — говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Представители госкомпаний жаловались, что требование заведомо невыполнимо, рассказывали участники совещания у Шувалова: большой объем их закупок приходится на неделимое дорогостоящее оборудование (буровые установки, электростанции). А малый и средний бизнес физически не способен его поставить из-за законодательного ограничения по выручке. Начальная стоимость буровой установки может составлять 3,4 млрд руб., приводит пример вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда в письме на имя замминистра экономического развития Олега Фомичева. С 1 января по 31 июля 2014 г. доля договоров с малым и средним бизнесом составила 0,04% всех заказов «Роснефти», пишет она, а в 2013 г. таких договоров вовсе не было.

На совещании у Шувалова прозвучало предложение увеличить порог по выручке среднего бизнеса до 3 млрд руб., рассказывала замруководителя Федеральной службы по тарифам Ольга Аллилуева, тогда круг претендентов на спецторги для малого и среднего бизнеса расширился бы. 1 млрд руб. при нынешних ценах — это мало для среднего бизнеса, согласен другой федеральный чиновник.

«Чем выше порог [выручки], тем выше шансы выполнить квоту», — объясняет сотрудник госкомпании. Невыполнение квот грозит переходом на более жесткий закон о госзакупках, беспокоится он, но в отличие от чиновников госкомпании работают «в рынке»: «Они должны сохранять гибкость». Никто не считал, достаточно ли малого и среднего бизнеса для выполнения квот, недоволен сотрудник другой госкомпании: требования нужно было вводить в пилотном режиме. Выполнение квот зависит от субъективных факторов, отмечает он: «Не провели крупный конкурс — база [контрактов] уменьшилась, и доля малого и среднего бизнеса выросла».

Пороги можно увеличить до 5 млрд руб., считает руководитель рабочей группы АСИ и член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов: закупка в технологичной сфере составляет в среднем около 1 млрд, разбивать ее на лоты менее 50 млн руб. нецелесообразно. «Выигрывая по контракту в месяц, компания очень скоро превысит существующий лимит по выручке для среднего бизнеса», — объясняет он.

«Повышая порог, мы упрощаем задачу [по достижению квот] госкомпаниям», — констатирует председатель комитета ТПП по развитию частного предпринимательства Елена Дыбова. Но пробьется ли к закупкам малый бизнес, задается она вопросом: весь заказ может быть поделен между компаниями с выручкой, близкой к границе между средним и крупным бизнесом.

Отходное дело

Платеж за сбор, транспортировку и утилизацию мусора могут "привязать" к количеству жильцов, а не к площади квартиры, как сейчас. Это предусмотрено законопроектом "Об обращении с коммунальными отходами", который подготовлен ко второму чтению в Госдуме.

Предполагаемые изменения в "деле отходов" вызвали немало споров. В Союзе потребителей РФ, например, считают, что если принять законопроект в нынешнем виде, от экологических "болячек" мы не избавимся. А квартплата может вырасти.

"мы можем получить рост жилищно-коммунальных платежей населения, поскольку законопроект предусматривает , что в квартплату войдет новый платеж - "за обращение с твердыми бытовыми отходами", - говорит председатель СПРФ Петр Шелищ. - Кроме того, законопроект предоставляет региональным властям право наделять юрлиц или индивидуальных предпринимателей статусом "регионального оператора по обращению с отходами". А "рядовых" операторов лишат права отказаться от заключения договора с "региональным оператором", "привяжут" к нему. Налицо насаждение еще одного местного монополиста, деятельность которого явно нарушит требования антимонопольного законодательства. Еще один момент: в законопроекте предлагается вернуть лицензирование деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности, за которое операторы будут платить. Эти расходы тоже в итоге лягут на потребителей".

В минстрое, напротив, уверены, что реформирование процесса "избавления" от мусора совершенно необходимо. Как объяснил замминистра Андрей Чибис, опасения об увеличении оплаты со стороны жителей не оправданы, а предлагаемые изменения в схеме оплаты за обращение мусора, напротив, должны снизить рост совокупного коммунального платежа. Законопроект предусматривает изменение принципа оплаты: сейчас платеж осуществляется с занимаемой площади, если законопроект будет принят - он будет зависеть от числа жильцов. Такая система более справедлива.

"Но не все реально живущие люди зарегистрированы там, где они проживают. Сейчас ответственность лежит на собственнике жилья - он платит по нормативу в зависимости от площади. Возвращение к подушевому платежу вернет скрытые проблемы, связанные с незарегистрированными жильцами. Опять добросовестным плательщикам придется платить "за того парня". А выиграют от нововведения очень немногие - в частности, одинокие люди, проживающие в больших квартирах. Таких у нас все же единицы", - рассуждает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Так вырастет в итоге коммунальный платеж или нет? "Введение платы "за обращение" с отходами - это фактически скрытый налог, так как проконтролировать получение услуги "вывоз ТБО" потребитель может, а вот что дальше с этим мусором будет, ему уже проследить невозможно", - считают в Союзе потребителей.

В минстрое, в свою очередь, настаивают, что включение платы за обращение с отходами в коммунальный платеж не приведет к росту квартплаты. Так как предусмотрен защитный механизм: ограничения по совокупному платежу, которые введены правительством по инициативе министерства в нынешнем году.

По мнению Гордеева, вряд ли процесс уборки и переработки мусора станет более эффективным, если ликвидировать в этом деле конкуренцию, передав все полномочия региональному оператору. И сегодня, говорит эксперт, хотя формально население оплачивает только вывоз мусора, но фактически в этот тариф операторы, занимающиеся этим бизнесом, включают и свои расходы за утилизацию.

Но сегодня у управляющих компаний и ТСЖ есть выбор - они могут заключить договор на уборку отходов с любым оператором, могут, в конце концов, объединить по-соседски усилия и нанять мусоровоз самостоятельно. "Формализованный" подход приведет к явному снижению конкуренции. Значит, вопрос с тарифами остается открытым - они могут и вырасти.

Кроме того, принцип, по которому потребитель зарпанее оплатит всю цепочку расходов - от очистки мусоропровода или уличного бака и заканчивая захоронением отходов на свалке или ликвидацией их на мусоросжигающем заводе, вряд ли будет способствовать развитию "перерабатывающего" бизнеса.

Мусор сваливают где попало просто потому, что экономят на плате за его утилизацию

Такой подход может "законсервировать" существующие малоэффективные и экологически опасные способы утилизации ТБО, ведь все это будет без всяких оговорок оплачиваться людьми, а у распорядителей местных бюджетов не будет стимула снижать эти издержки.

В то же время продвигать и расширять применение таких гораздо более дешевых и "чистых" с экологической точки зрения возможностей утилизации, как раздельный сбор мусора, его вторичное использование и переработка в полезную продукцию, будет просто некому. "Реализация этой технологии невозможна без четкой государственной политики, без развития конкуренции в этой сфере и привлечения малого бизнеса, -говорит Петр Шелищ. - Сортировка - во всем мире единственная нерентабельная часть утилизации, поэтому, решив вопрос сортировки, можно с успехом продавать отходы, возложив ответственность за утилизацию на производителей и собирая с них утилизационный сбор".

Медведев не исключил, что налоги в России снизятся

"Мы фиксируем налоги (в их нынешнем виде, вводя мораторий на их повышение), но если территории, если федеральное правительство, допустим, придут к выводу, что какой-то налог необходимо несколько уменьшить, такие решения могут быть приняты; это нормально", - приводит ТАСС слова Медведева.

"Вряд ли могу назвать налог, который в настоящий момент готовы снизить против тех позиций, которые есть, но нет ничего

Малый бизнес получит налоговые льготы

Впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели получат двухлетние налоговые каникулы. Такое право будут предоставлять им регионы. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, использующих упрощенную либо патентную систему налогообложения.

Такой законопроект принят сегодня Госдумой во втором чтении.

Право на каникулы регионы смогут давать в течение пяти лет - с 2015 до 2020 года. Льготой будет являться налоговая ставка в размере нуля процентов. Впрочем, регионы получают право также устанавливать и ограничения на применение такой ставки в расчете из предельного размера доходов предпринимателя, а также средней численности работников. Нулевая налоговая ставка будет применяться к индивидуальным предпринимателям, которые работают в производственной, социальной или научной сфере.

Темы налоговых каникул коснулся 4 декабря президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию. "Необходимо реализовать уже принятые решения по ограничению налогового бремени, прежде всего, для тех, кто только начинает свою работу. Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние каникулы", - сказал Владимир Путин.

Законопроект о штрафах за несоблюдение санитарных норм общепитом принят в третьем чтении

Нижняя палата сегодня, 12 декабря 2014 г., одобрила в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Документ № 466530-6 усилит административную ответственность должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

В частности, будет установлен и увеличен размер административных штрафов:

  • на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  •  
  • Минэкономразвития предлагает узаконить сложную недвижимость

На портале regulation.gov.ru до 25 декабря проходит публичное обсуждение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ содержит поправки в первую часть Гражданского кодекса, заключающиеся в расширении объектов гражданских прав за счет нового вида – сложной недвижимости. В законе о госрегистрации прав на недвижимое имущество также должна появится новая статья, регулирующая особенности регистрации прав на такие объекты.

Предполагается, что предложенные изменения вступят в силу в первом квартале 2016 года.

Законопроект о полномочиях контрольно-надзорных органов при проведении проверок внесён в Госдуму

Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Цель законопроекта – уточнение полномочий контрольно-надзорных органов и повышение прозрачности проведения проверок.

В статью 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) вносится изменение, в соответствии с которым органы контроля вправе запрашивать при организации и проведении проверок документы и информацию от других госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и информация, в порядке, установленном Правительством.

Статья 15 Закона №294-ФЗ, устанавливающая ограничения при проведении проверки для должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, дополняется положениями, запрещающими требовать от подконтрольных лиц предоставления документов, включая разрешительные, которые находятся в распоряжении этого контрольного органа, а при проведении плановых выездных проверок – требовать предоставления таких документов, находящихся также в распоряжении других органов государственного или муниципального контроля.

Законопроектом предусматривается закрепление в указанной статье запрета на повторное истребование от подконтрольного лица информации, находящейся в государственных (муниципальных) информационных системах, реестрах и регистрах.

Принятие законопроекта будет способствовать уменьшению объёма административных издержек субъектов предпринимательской деятельности, сообщает пресс-служба кабинета министров.

 

15 декабря 2014