Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1299 "О утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства"

Установлен порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, расположенных на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Указано, что торги проводятся в течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства в форме аукциона, открытого по составу участников. Установлены содержание, сроки и порядок опубликования извещения о проведении аукциона.

Также определены требования к участникам аукциона и представляемым ими документам, случаи, когда заявитель не допускается к участию в аукционе, порядок проведения аукциона и определение его победителя, порядок оплаты победителем аукциона приобретенного объекта незавершенного строительства и перечисления средств бывшему собственнику объекта.

Документ вступает в силу с 1 марта 2015 года.

Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ с 1 января 2015 г."

На 2015 год проиндексирована предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды

С 1 января 2015 года коэффициент индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в размере 1,073. С учетом индексации предельная величина базы составит 670000 рублей.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная с учетом размера средней заработной платы в РФ и повышающего коэффициента в размере 1,7, составит 711000 рублей.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРЯМО ЗАКРЕПИТЬ ДЛЯ ООО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ НА ОСНОВАНИИ ТИПОВОГО УСТАВА (ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 667404-6)

Планируется предоставить право действовать на основании типового устава в случаях, установленных законом для юрлиц соответствующей организационно-правовой формы и вида.

Сейчас согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ типовой устав можно использовать только при госрегистрации. Действовать юрлица (за исключением хозяйственных товариществ) вправе на основании уставов, утвержденных их учредителями (участниками) (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

По мнению авторов законопроекта, целесообразно использовать типовой устав не только для целей госрегистрации, но и для осуществления деятельности юрлица без необходимости придания такому уставу бумажной формы. Рассматриваемый документ содержит соответствующие поправки к Гражданскому кодексу РФ.

Пока возможность действовать на основании типовых уставов планируется предоставить только ООО (в законопроект включены предложения по внесению изменений в Закон об ООО). Предполагается, что общества смогут выбирать: действовать ли на основании устава, утвержденного учредителями (участниками) общества, или на основании типового устава. Соответствующая информация будет отражена в решении об учреждении ООО. Кроме того, в этот документ предлагается вносить сведения о согласованном учредителями фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества. Сейчас в законе отсутствует прямое указание на необходимость включения в решение таких данных, однако на практике они могут в нем отражаться (п. 2 ст. 11 Закона об ООО). Право выбрать, на основании какого устава действовать, планируется предоставить и уже зарегистрированным ООО. Причем участники общества смогут в любой момент принять решение об отказе от использования типового устава и утвердить свой (или наоборот), уведомив об этом регистрирующий орган. Принятие таких решений предлагается отнести к компетенции общего собрания.

Законопроект содержит положения об изменении сведений, которые включаются в устав, утверждаемый учредителями (участниками) общества. Например, данные о филиалах и представительствах ООО предлагается указывать только в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 5 Закона об ООО в редакции законопроекта). Сейчас их требуется вносить и в устав.

Кроме того, уточняются положения Гражданского кодекса РФ о типовом уставе. Он, как планируется, не будет содержать сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юрлица. Эти данные предполагается указывать только в ЕГРЮЛ.

Отметим, что рассматриваемый документ предусматривает внесение изменений в Закон о госрегистрации юрлиц и ИП. Эти поправки связаны с использованием типового устава и касаются, в частности, порядка подачи документов для регистрации юрлиц, регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Типовые уставы планируется размещать на интернет-сайте регистрирующего органа (п. 10 ст. 6 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП в редакции законопроекта).

Малый бизнес может получить иммунитет от уголовного преследования за картели

Как стало известно «Ведомостям», правительство готово смягчить уголовную ответственность за картели. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова на прошлой неделе было решено повысить в 10 раз сумму преступного дохода и ущерба от сговоров, при которых может быть возбуждено уголовное дело. Об этом рассказали участники совещания — федеральные чиновники и эксперты. Концептуально решение принято, подтвердил представитель Шувалова.

Совещание было посвящено поправкам в ст. 178 Уголовного кодекса (УК, «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»), которые подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Служба предложила считать крупным преступным доходом 10 млн руб. (сейчас 5 млн), особо крупным — 40 млн руб. (25 млн). Порог по крупному ущербу — увеличить до 3 млн руб., особо крупному — до 10 млн (сейчас 1 млн и 3 млн соответственно).

Бизнес просил о большей либерализации: увеличить пороги более чем в 10 раз. Доход следует считать крупным, если он превышает 60 млн руб. (это прибыль компании с рентабельностью в 15% и выручкой в 400 млн руб.), говорится в обосновании рабочей группы по дорожной карте о конкуренции: так малый бизнес будет выведен из-под уголовных санкций. А порог крупного ущерба в 15 млн руб. позволит сконцентрироваться на опасных экономических преступлениях.

Две трети антимонопольных дел по картелям возбуждены против малого и среднего бизнеса, приводит данные участник рабочей группы экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов. Почти все уголовные дела тоже против некрупного бизнеса, отмечает он, причем сотрудники МВД могут возбуждать уголовные дела без материалов ФАС.

Подавляющее большинство уголовных дел по картелям силовики возбуждают без экспертизы ФАС, признает начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев, чаще всего к картелям они не имеют никакого отношения: «Это выяснения отношений на колхозных, а не товарных рынках». Тем не менее суды выносят по ним приговоры и осуждают предпринимателей, говорит он. Силовые органы буквально воспринимают политический заказ на обеспечение конкуренции, объясняет сотрудник одного из них: «Тут же возбуждают дела». Их фигурантами становятся в основном мелкие предприниматели, подтверждает он: очень сложно выявить и доказать картель среди крупных компаний. С 1996 по 2013 г. по 178-й статье было возбуждено 380 уголовных дел, к ответственности привлечено более 50 человек.

Малому бизнесу бессмысленно создавать картели, говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Конкуренция слишком высокая, всегда придет кто-то еще». Иногда предприниматели могут заключить соглашение, признает член генерального совета «Деловой России» Сергей Колесников, но сговор не повлияет на рынок.

Выпадут не только картели на локальных рынках, но и большой пласт сговоров на торгах, беспокоится Тенишев, а это удар по бюджету. Недавно был вынесен приговор за сговор на торгах в Новгородской области, приводит он пример, доход участников картеля составил около 21 млн руб.: «При увеличении порога в 10 раз нарушители избежали бы уголовного наказания». Административная ответственность остается, отмечает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Но со временем малый бизнес может быть освобожден и от штрафов. Летом премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по «прекращению антимонопольного преследования субъектов малого предпринимательства». Минэкономразвития предлагает не наказывать за картель, если совокупная выручка сговорившихся — менее 400 млн руб., а доля — менее 10% рынка, рассказывает чиновник ведомства.

Генпрокуратуре рекомендуют запретить внеплановые проверки бизнеса

Запретить внеплановые проверки, инициированные по анонимкам, и установить ответственность за ложные сведения от заявителей – такие подарки рекомендует сделать предпринимателям межведомственная рабочая группа при Генпрокуратуре.

 «Надо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить их от навязчивого надзора и контроля, я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. Надо отказаться от самого принципа тотального бесконечного контроля», – заявил Владимир Путин в четверг в послании президента Федеральному собранию. В пятницу Кремль опубликовал поручения по его итогам. До 15 июля 2015 года президент поручил подготовить изменения в законодательство, которые запретят плановые проверки малого бизнеса в течение трех лет, если за три года до этого не было выявлено никаких нарушений.

Возможно, этим список послаблений для бизнеса не ограничится. В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос совершенствования госконтроля над компаниями. В распоряжении РБК оказалась справка управления по надзору Генпрокуратуры за соблюдением прав предпринимателей, подготовленная в ходе этой проработки.

Ее подлинность подтвердила представитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, представители которого входят в межведомственную рабочую группу при Генпрокуратуре по защите прав предпринимателей.

Исполнителем по поручению премьера значится Минюст, в ближайшее время предложения межведомственной рабочей группы будут направлены туда, уточнила она.

Авторы документа предлагают прекращать внеплановую проверку компании, если будет установлено, что ее начали из-за анонимного обращения. Изменения должны коснуться ст. 294 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля». Кроме того, предлагается законодательно закрепить механизм предварительной проверки достоверности сведений о заявителях и их информации. Так члены рабочей группы надеются обезопасить бизнес от злоупотреблений со стороны конкурентов.

В справке приводятся примеры, подтверждающие наличие проблемы. Так, управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти, Костромской области и Туве проверяли законность привлечения иностранной рабочей силы со стороны ИП на основании анонимных телефонных звонков. Аналогичные нарушения Генпрокуратура зафиксировала в действиях отделения Роспотребнадзора по Калмыкии.

«Доходит до того, что некоторые ведомства не удосуживаются проверять, а есть ли заявитель на самом деле, – говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов. – Много случаев, когда предприниматели пытаются понять, кто же на них жалуется, и выясняется, что этих людей нет в природе по указанным адресам. Конечно, ситуацию в этой сфере надо упорядочить».

Представители бизнеса ранее обращались в правительство по поводу заявлений о нарушениях с неустановленным заявителем, рассказал РБК глава «Опоры России» Александр Калинин. «Сегодня можно написать заявление, в котором указать вымышленную фамилию. По таким заявлениям как минимум треть от всего числа проверок. Если это не остановить, это поглотит всю страну», – опасается он.

Генпрокуратура пошла дальше и предлагает установить ответственность за ложные сведения от заявителей, это можно только приветствовать, говорит Калинин. ​Нужно ориентировать контролеров на то, что с заявителей следует взыскивать расходы, понесенные контрольным органом, в случае заведомо ложного сообщения, указывают составители предложений премьеру из межведомственной группы. Это право у них есть по закону «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Другое предложение рабочей группы – сократить срок рассмотрения обращений о разъяснении законодательства с 30 до 15 дней и прописать в правилах разработки административных регламентов обязанность консультировать предпринимателей. «Эта мера позволит [компаниям] получать квалифицированную юридическую помощь в целях исключения возможного противоправного поведения», – говорится в документе.

«Опора России» поддерживает предложения Генпрокуратуры, говорит Калинин: «Любое снижение давления на бизнес по проверкам мы приветствуем. Потому что оно действительно сегодня чрезмерно. У нас есть предложение сократить численность сотрудников в проверяющих органах, а оставшимся поднять зарплату. Это точно уменьшит и количество проверок и повысит их качество. Так было сделано в налоговой службе. Что мы получили? Администрирование, качество сервиса в налоговой службе только выросло».

«Предложения разумные. За первое полугодие 2014 года прокуратура зафиксировала 8,5 тыс. нарушений со стороны контрольно-надзорных органов и дала предписания по их устранению», – знает координатор деятельности общественных омбудсменов аппарата бизнес-омбудсмена Анастасия Алехнович.

Эти предложения повысят роль прокуратуры при внеплановых проверках, но гораздо эффективнее было бы повысить роль административного реагирования со стороны руководства самого контрольного органа, считает партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов.

Бизнес будут штрафовать за мошенничество в особо крупном размере

Сразу нескольким ведомствам поручено проработать вопрос о введении кратных штрафов в качестве наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений по самым "популярным" для предпринимателей статьям 159-159.6 ("Мошенничество"), 160 ("Присвоение и растрата") УК РФ и за преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ).

Такие поручения подписаны по итогам ежегодного доклада уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, который прорабатывался в правительстве.

Также главам МВД, Минэкономразвития, Минюсту, ФСБ и Следственного комитета поручено до 19 февраля проработать ряд других важных изменений в УК и УПК РФ и другие акты. Они должны снизить прессинг на бизнес со стороны правоохранительных органов.

По итогам может быть установлена обязательность приобщения к материалам уголовного дела результатов экспертизы и заключений специалистов, полученных по инициативе защиты обвиняемого или подозреваемого, а также могут быть отменены квалифицирующие признаки в отношении преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, - "группа лиц по предварительному сговору", "совершенные организованной группой".

Кроме того, ведомствам предстоит найти решение проблемы со значительным количеством уголовных дел, по которым предварительное следствие приостановлено на срок более года, а также обеспечить эффективное применение статьи УПК РФ о преюдиции.

Тем же ведомствам вместе с Минфином поручено проработать вопрос об увеличении пороговых значений ущерба в статьях УК РФ по налоговым преступлениям.

Минстрой, Минэнерго, ФАС и ФСТ получили поручение проработать меры дополнительной защиты прав застройщиков при подключении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом, в частности, предлагается исходить из принципа о том, что застройщика нельзя обязывать строить инженерную инфраструктуру за пределами его земельного участка.

А Минфину и Минэкономразвития поручено до 12 марта подумать об установлении дополнительных отчислений в бюджеты муниципалитетов по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым малым и средним бизнесом, в размере 75 процентов прироста объема таких платежей в отчетном периоде. Это предлагается сделать, чтобы усилить интерес муниципалитетов к созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Минэкономразвития до 19 марта должно представить мониторинг избыточной финансовой нагрузки в сфере энергетики и естественных монополий, включая нетарифные платежи, на бизнес.

Эксперт: Закон о конкуренции тормозит импортозамещение в IT

Политика импортозамещения, проводимая государством, вынуждает компании и госструктуры перейти на использование отечественных аналогов зарубежных товаров, работ и услуг. Вводя механизмы импортозамещения в сфере IT-технологий и промышленности, следует понимать, что в большинстве случаев для разработки таких продуктов требуется значительный промежуток времени.

Ситуация в IT не катастрофична. Ряд отечественных разработчиков, в частности, "Лаборатория Касперского", являются производителем конкурентоспособного программного обеспечения мирового уровня. В то же время полный запрет использования зарубежных программных продуктов приведет к запаздыванию в выполнении госпрограмм, а то и к их невыполнению. Импортное оборудование также нельзя заменить отечественными аналогами в сжатые сроки. Отечественные производители не смогут сразу обеспечить спрос на сложное технологическое оборудование (серверы, сложные компьютеры).

Та же ситуация - и в здравоохранении. Показательна ситуация с недавним проектом постановления минпромторга России, предполагающего запрет на закупку государством импортного медоборудования. В итоге представители министерства рассмотрели вариант ограничения участия иностранной медтехники в госзакупках, предусмотрев его только для тех производителей, у оборудования которых есть конкурентоспособный отечественный аналог. Но крайне сложно найти такой, который соответствовал бы всем необходимым параметрам.

Процесс импортозамещения в закупках сталкивается с еще одним очень важным препятствием - это сложность и неоднозначность законодательной базы, в частности 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также, например, закона "О конкуренции". На него часто ссылаются регулирующие и проверяющие органы при рассмотрении процедур закупок, в которых указана страна-производитель или марка приобретаемого товара.

Концепцию импортозамещения необходимо поддерживать, но подходить к этому вопросу следует комплексно

То есть на сегодня, с учетом сложившейся практики, установка переходить на отечественные товары будет идти вразрез с действующим законодательством. И указание в документации о закупке конкретной страны-производителя, например Российской Федерации, может повлечь за собой ряд жалоб, которые, скорее всего, будут рассмотрены в пользу заявителя.

Согласно проведенному исследованию, многие заказчики не готовы идти на такую конкретизацию страны-производителя закупаемого товара из-за отсутствия необходимых нормативно-правовых актов, подтверждающих их абсолютное право на такие действия.

Ряд крупных отечественных госкорпораций, успевших прочувствовать всю сложность работы в санкционном режиме, также ссылается на целесообразность внесения изменений в действующее законодательство, чтобы закупать товары быстрее и проще. Ведь сам по себе процесс импортозамещения достаточно затратен и сложен.

Концепцию импортозамещения необходимо поддерживать, но подходить к этому вопросу следует комплексно. Нужно заблаговременно готовить не только нормативно-правовые акты, но и многолетнюю тактику и стратегию развития, которая не будет подвержена сиюминутным изменениям.

Путин: Госкомпании должны отдавать заказы отечественным фирмам

"Приоритет в размещении заказов госкомпании должны отдавать отечественным организациям, прежде всего имею в виду представителей малого и среднего бизнеса", - заявил глава государства.

При этом Путин не стал отрицать возможности покупок за рубежом, однако это должно быть "только уникальное оборудование и технологии, без которых мы развиваться не можем, либо будем развиваться неэффективно".

По словам президента, сейчас в стране 52 госкомпании, где государству принадлежит 50 и более процентов, - "они занимают ведущие позиции в ключевых отраслях экономики, в инфраструктуре, энергетике, в ОПК, имеют тесные хозяйственные, интеграционные связи со многими предприятиями по всей стране".

Президент отметил, "предложения отечественных поставщиков должны быть конкурентоспособны как по качеству, так и по цене, поскольку эти затраты закладываются в себестоимость продукции госкомпаний, влияют на их рентабельность".

Медведев утвердил правила платы за расширение земельного участка

Размер платы за увеличение площади земельных участков, которые находятся в частной собственности, из-за перераспределения земель в федеральной сфере, будет устанавливаться по определенным правилам. Так, налог составит 15 процентов от кадастровой стоимости земли из федеральной собственности, которая должна перейти в частную.

При этом размер платы в случае перераспределения земли для изъятия для федеральных нужд будет определяться на основании установленной рыночной стоимости. Постановление на минувшей неделе подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

"Утвержденный Правилами размер платы аналогичен размеру платы приобретения невостребованных земельных долей, установленному Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Это обусловлено тем, что земельные участки, подлежащие передаче в частную собственность путем перераспределения, как и невостребованные доли, не могут быть самостоятельными предметами гражданского оборота ", - сообщает в среду, десятого декабря, сайт правительства РФ.

Как уточняет пресс-служба кабмина, подобные меры позволят ввести дополнительную площадь земель в оборот, а также увеличить налогооблагаемую базу бюджета.

Депутаты увеличивают порог долга для начала процесса о несостоятельности

Депутаты намерены втрое поднять порог долга, необходимого для начала банкротства компаний: со 100 тыс. до 300 тыс. руб. Принятие предложения, которое давно обсуждалось в бизнес-среде, подтолкнула подготовка закона о банкротстве физлиц — их решили считать несостоятельными при долге свыше 500 тыс. руб. Впрочем, до уровня обычных граждан планку для бизнеса все же не подняли, чтобы не лишать малый бизнес возможности объявлять себя несостоятельным. А чтобы при распродаже имущества компаний-банкротов оно по дешевке не доставалось недобросовестным участникам торгов, депутаты предлагают ужесточить требования к их организаторам.

Комитет Госдумы по вопросам собственности вчера рекомендовал изменения к закону "О несостоятельности", которые повышают сумму долга, необходимую для банкротства компаний, со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Просрочка, как и ранее, должна составлять не менее трех месяцев. Увеличивается сумма и для стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса и естественных монополий — с 500 тыс. руб. до 1 млн руб. Для сельхозпредприятий планка останется на уровне 500 тыс. руб.

Как пояснил "Ъ" председатель комитета по вопросам собственности Госдумы Сергей Гаврилов, порог для "вхождения в банкротство" увеличивается вслед за повышением суммы долга для граждан. Напомним: при подготовке законопроекта о банкротстве физлиц ко второму чтению было решено поднять для них планку до 500 тыс. руб. с первоначально планировавшихся 50 тыс. руб. Таким образом, порог для юрлиц все равно останется ниже, чем для граждан. "Поднимать планку еще выше пока нет смысла — малые и средние предприятия как раз попадают под сумму 300 тыс. руб., но если потребуется, потом можно будет поднять ее до 500 тыс. руб.",— пояснил господин Гаврилов.

Идея повышения порога вхождения в банкротство для компаний обсуждалась в бизнес-среде уже давно. Делать это необходимо — сумма не менялась с 2002 года, говорит партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Дмитрий Терентьев. В дальнейшем ее нужно будет снова повышать, добавляет он.

Одновременно депутаты намерены помешать практике, когда компания банкротится умышленно, а ее имущество распродается по дешевке. Поправки ужесточают требования к операторам электронных площадок, на которых проводятся торги. До 1 июля 2015 года они должны будут вступить в саморегулируемую организацию (СРО) операторов, страховать свою ответственность на сумму не менее 30 млн руб. в год и внести не менее 3 млн руб. в компенсационный фонд СРО (из него компенсируются причиненные убытки). Операторы площадок могут способствовать нарушению конкуренции и, как следствие, недобросовестному приобретению имущества, например, не допуская на торги добропорядочных участников, одобряет усиление их ответственности Дмитрий Терентьев.

Отметим, что поправки будут вынесены сразу на второе чтение. Они дополняют законопроект, допускающий инициирование банкротства без решения суда о взыскании задолженности с должника (см. "Ъ" от 27 февраля), который уже принят в первом чтении. Второе чтение законопроекта планируется на следующей неделе.

В российском ЖКХ появятся правила по охране труда

Министерство труда и социальной защиты разработало проект ведомственного приказа, которым впервые вводятся правила по охране труда работников жилищно-коммунальной сферы. В их числе — сантехники, электрики, дворники и пр. Документом среди прочего предусмотрено обязательное прохождение сотрудниками ЖКХ медосмотра при приеме на работу: они не должны страдать инфекционными заболеваниями.

В проекте правил, с котором ознакомились «Известия», указано, что к выполнению работ в ЖКХ могут быть допущены только те лица, которые прошли предварительный медицинский осмотр, а также инструктаж по охране труда. Наряду с этим в проекте подробно прописаны правила, которые следует соблюдать при выполнении различных видов работ, — кроме технических инфраструктурных нюансов, есть и всем понятные требования.

Например, при очистке крыш от снега и льда правила предписывают принять ряд мер безопасности: нужно оградить тротуар и проезжую часть с трех сторон щитами и сигнальной лентой. Рядом с ограждением на тротуаре должен быть выставлен дежурный со свистком в оранжевом жилете и каске. Очищать снег с крыш разрешается только деревянной лопатой, тогда как для снятия сосулек следует использовать специальное приспособление.

Отдельное внимание в документе уделяется уборке проезжей части. В этом случае, говорится в документе, на дворнике обязательно должен быть надет сигнальный жилет, а участок проведения работ следует огородить дорожными знаками. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенную для этого тару (баки, ведра), которые плотно закрываются крышками. При этом в соответствии с правилами следует каждый день тщательно промывать тару горячей водой с применением моющих средств.

В документе подчеркивается, что правила являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, работающими в сфере ЖКХ.

В Минтруда «Известиям» пояснили, что работы, проводимые в жилищном и коммунальном хозяйстве, связаны с высоким риском получения производственных травм. Так, по данным Роструда, за первое полугодие 2014 года количество пострадавших со смертельным исходом в ЖКХ достигло 33 человек — это 3,8% от общего числа погибших на производстве (всего 860 человек).

— В настоящее время в нормативной правовой базе сферы охраны труда в жилищном и коммунальном хозяйстве действуют только межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства. Правила по охране труда в иных сферах ЖКХ фактически отсутствуют, что повышает риск производственного травматизма в этой отрасли, — указали в Минтруда.

Сейчас по законодательству оформление санитарной книжки является обязательным, например, для работников детских образовательных учреждений, а также в сфере торговли продуктами питания. Это делается в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
 Кроме того, в некоторых случаях Трудовой кодекс требует обязательного проведения предварительных медосмотров при приеме на работу — например, лиц до 18 лет (ст. 69 ТК) или при работе на тяжелых или вредных производствах (ст. 213 ТК). Работодатели строго следят за проведением медосмотров, так как несоблюдение данных норм может обернуться очень жесткими санкциями для организации.

Если после подписания приказа Минтруда дворников и сантехников будут принимать на работу без медкнижки, то, по словам юриста компании «Деловой фарватер» Павла Ивченкова, работодателю грозит административная ответственность. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), организации за это грозит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей штрафа за нарушение требований об охране труда, а в опасных для здоровья и жизни людей случаях может быть приостановлена деятельность предприятия на срок до 90 суток. С 2015 года предусмотрено ужесточение санкций за подобного рода правонарушения — 1 января вступает в силу новая статья КоАПа, увеличивающая штраф до 60–80 тыс. рублей, а по отдельным видам правонарушений (например, за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты) — до 150 тыс. рублей.

Вице-президент «Опоры России» Наталья Ушакова подчеркнула значимость для жилищной и коммунальной сферы принятие правил охраны труда.

— Документ правильный, в том числе и в части введения обязательных предварительных медицинских осмотров, — говорит Ушакова. — Работа специалистов этой сферы нередко предполагает непосредственный контакт с людьми, например в том случае, когда вы вызываете на дом сантехника. И, предположим, если он болеет туберкулезом, то не будет допущен к работе. Важно, чтобы документ не содержал избыточных требований к данной сфере. Возможно, стоит рассмотреть вариант введения медосмотров не для всех коммунальных работников, а только для тех, кто имеет контакт с людьми.

Гендиректор консалтинговой компании «Драйвер перемен» Ариадна Денисова добавляет, что ключевой момент — контроль за соблюдением этих правил, так как сейчас, например, на многих должностях требуется наличие медкнижек, но на деле их проверяют не всегда.

В Госдуме представили законопроект об отмене деления земель на категории

Сегодня, 9 декабря 2014 г., депутаты Государственной думы рассмотрели и приняли в первом чтении проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Документом предлагается изменить существующий порядок установления правового режима земель, опирающийся на институты категорий земель и перевода земель из одной категории в другую.

В связи с этим законопроектом предусматривается исключить из действующего законодательства поня

10 декабря 2014