Ежедневный мониторинг законодательства

9 декабря 2014

Руководители задолжавших фирм заплатят кредиторам из своего кошелька

Привлечение руководителей к субсидиарной ответственности по долгам компании сегодня вошло в привычный обиход. Многие директора уже оценивают свои решения с точки зрения личной ответственности перед кредиторами. Но не каждого руководителя можно обязать платить из своего кармана по долгам фирмы.

Ответственность руководящего состава компании перед кредиторами с каждым годом увеличивается. "В последнее время в Гражданский кодекс РФ был внесен ряд новаций, связанных в том числе с ответственностью директоров, - рассказывает эксперт "Бизнес-Студио" Екатерина Шестакова. - Во-первых, закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ ввел ответственность мажоритарных акционеров. По требованию юрлица, его учредителей (участников), выступающих в интересах организации, они должны возместить причиненные по их вине убытки (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ). Во-вторых, введена солидарная ответственность акционеров. В случае совместного причинения убытков юридическому лицу виновные лица обязаны возместить их солидарно. В-третьих, статья 53.1 ГК РФ устанавливает меры ответственности для лица, уполномоченного выступать от имени организации".

О личной ответственности руководства вспоминают обычно при банкротстве юрлица, когда конкурсной массы не хватает для того, чтобы удовлетворить все требования кредиторов. Тогда восполнить недостаток средств может руководство лично из своего кармана. "Как показывает анализ арбитражной практики, последнее время участилось количество споров о привлечении руководителей компаний, которые признаны банкротами, к субсидиарной ответственности", - рассказывает Валерий Быков, к. э. н., судья Десятого арбитражного апелляционного суда.

Призвать руководство к ответу можно в ряде случаев. Например, если руководитель юридического лица обязан обратиться в суд о признании юридического лица банкротом и не сделал этого. "Начать процедуру банкротства руководитель должен при наличии следующих обстоятельств: если обращение кредитора и удовлетворение его требований или уплата налогов в бюджет приведет к невозможности удовлетворить требования других кредиторов; если есть признаки банкротства - задолженность более 100 тыс. руб., не исполненная более 3 месяцев", - говорит Быков.

Привлечь руководство к ответственности могут и налоговые органы, когда сами являются инициатором дела о банкротстве должника. "В реестре кредиторов кроме налоговиков числятся и другие претенденты на получение средств, а конкурсной массы на всех не хватает. В этом случае налоговый орган пытается за счет средств руководителя погасить задолженность перед бюджетом и избежать взыскания с инспекции как с заявителя денег на оплату услуг арбитражного управляющего и всех расходов, связанных с процедурой банкротства", - поясняет Валерий Быков.

Третий вид ответственности применяется в отношении руководителей должника как лиц, на которых возложена обязанность по ведению и хранению документов бухгалтерского учета и отчетности. Руководитель должен передать документы своему преемнику. Если этого не сделано, его могут привлечь к ответственности.

"Раньше привлечение руководителя к субсидиарной ответственности было делом нелегким. Успех напрямую зависел от того, будет ли доказана недобросовестность или неразумность действий руководителя, - говорит Рафаэль Костанян, старший юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры". - Но оба понятия, являющиеся оценочными и размытыми, были детально определены в Постановлении Пленума ВАС РФ N 62. В нем даны четкие критерии "недобросовестности" (п. 2) и "неразумности" (п. 3)".

Костанян поясняет, что недобросовестность считается доказанной, если директор действовал в условиях конфликта юридического лица и личных интересов; скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица либо предоставлял им недостоверную информацию; совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица. Заплатить по долгам фирмы руководитель может и после прекращения своих полномочий, если он удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица. А также если знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица. Неразумность действий считается доказанной, если директор: принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение; до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой информации; совершил сделку без соблюдения обычно требующихся внутренних процедур.

У директора при этом есть возможность отстоять свои интересы и снять с себя требование отвечать субсидиарно по долгам компании. "Например, директор может доказать, что заключенная им невыгодная сделка являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица. Также необходимо учитывать, что невыгодность сделки должна определяться на момент ее совершения. Если сделка стала не выгодной компании в связи с нарушением возникших из нее обязательств, то привлечь директора к ответственности нельзя. За исключением случая, когда доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения", - подчеркивает Костанян.

Спасти руководителя от ответственности может возмещение кредиторам размера долга из других источников, разъясняет юрист: "Весьма важным замечанием Пленума ВАС РФ является положение, закрепленное в п. 8 Постановления. В случае если юридическое лицо уже получило возмещение своих имущественных потерь посредством иных мер защиты, в удовлетворении требования к директору должно быть отказано".

Сложившаяся практика сделала руководящие должности рискованными, но права кредиторов от этого стали более защищенными. "Раньше многие предприниматели-должники повсеместно прибегали к "альтернативной ликвидации": руководитель или собственник предприятия, для того чтобы избавиться от долгов, переводил имущество на другую организацию, а старую компанию оставлял с денежными обязательствами перед кредиторами", - рассказывает президент Российской Гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов. Новая практика делает бесполезной такую схему ухода от уплаты налогов и долгов. Кроме того, к ответственности может быть привлечен не последний руководитель предприятия, а именно тот, который допустил возникновение критичных для дальнейшей деятельности компании долгов. Поэтому даже увольнение не освобождает руководителя от ответственности.

Строить объекты инфраструктуры на муниципальных землях стало проще

Правительство утвердило перечень инфраструктурных объектов, которые могут быть построены на муниципальной и государственной земле без процедуры предоставления земельных участков и установления сервитутов. Такая возможность предусмотрена новой главой V.6 Земельного кодекса, которой кодекс дополнен в рамках масштабной земельной реформы (закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ).

В перечень вошли инфраструктурные объекты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство: подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения; водопроводы; элементы благоустройства территории; линии электропередачи классом напряжения до 35кВ; трубопроводы давлением до 1,2 Мпа; тепловые сети; геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки; защитные сооружения; линии и сооружения связи; проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги; пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения. Для этих видов объектов оформление прав на земельные участки нецелесообразно при наличии свободной муниципальной или государственной земли, считают в Минэкономразвития.

"Принятое решение позволит ускорить, упростить и удешевить процесс размещения указанных в перечне объектов, что будет способствовать скорейшему развитию инфраструктуры территорий", - отмечается в пояснительной записке к постановлению. Оно вступает в силу с 1 марта, одновременно с главой V.6 Земельного кодекса.

У ФНС появились новые возможности в работе с компаниями

Федеральная налоговая служба (ФНС) в работе с компаниями начала использовать новые возможности, предоставленные законодательством РФ. Недавно налоговый орган впервые взыскал недополученные налоги не с предприятия-должника, а с компании, которая неформально с ним связана. Как такое произошло? Какие новые возможности продемонстрировала ФНС? И к чему это может привести для бизнеса?

31 октября 2014 года Арбитражный суд Московского округа поддержал позицию суда апелляционной инстанции по делу о взыскании налоговых недоимок с ООО "N" (название компании изменено) по иску московской налоговой службы. Налоговым инспекторам удалось убедить суды в том, что положения Налогового кодекса о взаимозависимых лицах можно широко применять в случаях, когда одна компания с целью уклонения от выплаты по налоговым претензиям передает свои основные активы (клиентов, сотрудников и права на товарный знак) другой компании.

Суть спора такова. В свое время ЗАО "N" проиграло спор налоговой службе и задолжало в бюджет сумму пеней, штрафов и недоимок в размере около 327 миллионов рублей. Но вместо погашения указанной суммы ЗАО "N" фактически "перенесла" ведение своего бизнеса в другую фирму - ООО "N". В частности, договора с контрагентами, сотрудники и выручка за поставку товара были перенаправлены в адрес новой фирмы. Кроме того, обе организации, как было установлено, фактически осуществляют деятельность по одному адресу и имеют одинаковые контактные телефоны.

Схема, когда собственники бизнеса переносят его с одной "однодневки" на другую "однодневку", широко распространена в России. Цель всегда одна, и заключается она в уклонении от уплаты налогов. При этом первая "однодневка" обычно ликвидируется или проходит процедуру банкротства (именно так случилось и в нашем случае - в отношении ЗАО "N" была введена процедура банкротства). Вторая же компания продолжает вести коммерческую деятельность.

Справедливости ради нужно указать, что участниками ЗАО и ООО являются абсолютно разные лица, которые инкорпорированы в разных юрисдикциях (о. Мэн и Республика Кипр соответственно), что не может повлечь признания их зависимыми в отношении друг друга. Кроме того, какие-либо другие юридические признаки взаимозависимости указанных лиц налоговой службой не были предоставлены в ходе рассмотрения спора. Между тем ст. 20 Налогового кодекса четко устанавливает признаки, на основании которых компании признаются взаимозависимыми.

Считая, что указанные ЗАО и ООО являются именно взаимозависимыми компаниями, налоговики потребовали от ООО "N" оплатить задолженности ЗАО "N". Однако ст. 45 НК РФ, на которую ссылались фискалы, разрешает взыскивать налоговые недоимки одной компании за счет другой только в случае, если последняя является дочерним предприятием или имеет родственников среди акционеров первой. Либо если выручка за реализуемые товары, работы или услуги первой фирмы перечисляется на счета второй (последним положением ст. 45 была дополнена в 2013 году).

Суд первой инстанции не согласился с таким подходом налоговой службы. Он указал на невозможность распространения норм ст. 45 НК РФ на положения о взаимозависимости лиц, а ст. 20 НК РФ, в свою очередь, не может применяться для целей взыскания налоговой задолженности, числящейся за другим налогоплательщиком.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанции не согласились с выводами суда первой инстанции. Они признали лица взаимозависимыми и указали, что недобросовестность налогоплательщика влечет отказ в распространении на него гарантии защиты прав и интересов, закрепленных налоговым законодательством.

Следует разделить мнение подавляющего большинства юристов о том, что в этом случае взаимозависимость компаний была установлена судами без надлежащего правового основания.

Для бизнеса итоги налогового спора с одной стороны являются неким предупреждением и посланием, что такие простые, но эффективные налоговые схемы ухода от уплаты налога могут быть разрушены в арбитражных судах. С другой стороны, нужно учитывать, что в этой ситуации интересы государства опять были поставлены выше интересов иных кредиторов, читай - частных лиц. Поскольку ЗАО "N" было объявлено банкротом, то ничто не мешало налоговому органу пытаться взыскать сумму налоговых претензий через банкротные процедуры (в том числе оспорить все сделки по уступке прав по договорам, взыскав суммы для погашения налоговой задолженности). Также была возможность раскрыть корпоративную вуаль офшорных компаний и установить, кто реально является конечным бенефициаром указанных ЗАО и ООО. Но налоговая служба предпочла ограничиться представлением косвенных доказательств взаимосвязанности лиц.

Профессиональное юридическое сообщество и бизнес возмущает не столько, что недобросовестного налогоплательщика наказали таким образом, а то, что ситуация восстановления справедливости в очередной раз зависит от того, насколько сильно затрагиваются интересы государства при рассмотрении спора. Из-за этого обстоятельства, например, меняются стандарты доказывания в споре: для государственного органа планка существенно падает, обстоятельства, доказывающие отсутствие вины бизнеса, чаще всего игнорируются, текст закона толкуется in favorem (в пользу) интересов государства. При этом обратный подход, когда права частного лица можно защитить в ситуации формально законного, но очевидно несправедливого действия государства, судами не проводится вообще или очень редко.

Правовая политика власти должна задавать ясные, различимые и, что самое важное, одинаковые для всех подходы в плане защиты прав и нарушенных интересов. До тех пор, пока априори интересы государства будут выше, нежели интересы частных лиц, ни о какой справедливости речи быть не может.

Компаниям разрешили использовать типовой устав

Правительство РФ одобрило законопроект, разработанный Минэкономразвития, об использовании ООО типовых уставов. Документ прописывает, что общество может иметь один из видов устава: утвержденный участниками общества индивидуализированный устав или типовой устав, утвержденный уполномоченным госорганом.

Так как типовой устав утверждается уполномоченным госорганом, его последующее утверждение участниками ООО в бумажной форме и предоставление в регистрирующий орган на бумаге или в электронном виде не требуется. Сведения об обществе, использующем типовой устав (о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала юридического лица), будут отражаться только в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

"Идея не нова и давно используется в других правопорядках. Например, в Великобритании, Гонконге или Сингапуре компанию вообще можно зарегистрировать через Интернет, заполнив все необходимые формы за один день", - рассказывает адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров.

Возможность использования типовых уставов отвечает реалиям времени. "Большинство предпринимателей при создании ООО не предъявляют каких-либо специальных требований к содержанию устава", - говорит управляющий партнер юридической компании "Баше" Фарид Бабаев. Сергей Егоров добавляет: "Большинству компаний и не нужны индивидуальные уставы. Предположу, что многие учредители никогда не читали устав своей фирмы, вспоминая о его наличии только тогда, когда приходилось делать его нотариальные копии".

Эксперты считают, что для компаний использование типовых уставов будет безопаснее, чем действующая сейчас система. "Контрагентам фирмы не придется выискивать в уставе ограничения и запреты для органов управления компании на совершение сделок, нередко творчески спрятанных в тексте многостраничного документа, - поясняет Сергей Егоров. - Предполагается, что типовой устав должен быть простым и понятным, в отличие от индивидуально разработанного устава, который может противоречить закону или содержать ошибки создавшего его специалиста".

Внедрение возможности использования типовых уставов в ООО - не самоцель, а очередной этап реализации дорожной карты "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной правительством РФ. "Реализация комплекса мер, предусмотренных дорожной картой, позволит оптимизировать, упростить и ускорить процедуру создания бизнеса в форме ООО, - считает Фарид Бабаев. - Некоторые мероприятия дорожной карты уже выполнены, такие как отмена оплаты не менее чем половины уставного капитала в ООО до даты регистрации; отмена уведомления налоговых органов и внебюджетных фондов об открытии и закрытии банковских счетов и др.".

Эксперты считают, что введение типовых уставов упростит процедуру регистрации юрлиц, но изначально обозначенных задач не решит. "Законопроект о введении "бездокументарного" устава разработан минэкономразвития, чтобы сократить издержки предпринимателей, ускорить процедуру госрегистрации ООО и увеличить число регистрируемых компаний, - говорит Сергей Егоров. - Вместе с тем нововведение не отразится на сроках регистрации компании".

Фонд развития промышленности заработает в России в 2015 году

Проект закона "О Промышленной политике РФ" будет рассмотрен Госдумой в двух чтениях 16 декабря и до конца года будет представлен на подпись президенту РФ. Об этом сообщил первый замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин на Третьем конгрессе предприятий наноиндустрии.

По мнению участников конгресса, следующий год будет непростым для российского бизнеса в целом, не станут исключением инновационные и нанопредприятия. "Сложившаяся ситуация, как и любой кризис, предоставляет отечественным инноваторам возможности: внутри страны открываются новые рынки, ранее полностью занятые иностранными производителями. У крупных компаний формируется серьезный запрос на импортозамещение, а российская высокотехнологичная продукция получает существенное ценовое преимущество на внутреннем рынке и одновременно потенциал развития экспорта. При этом очевидно, что в условиях экономических и финансовых сложностей основным партнером для российского инновационного бизнеса может стать только государство", - убежден гендиректор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко.

По данным минпромторга, за 2013 год затраты подведомственных предприятий на реализацию программ инновационного развития составили 116% от планового уровня. Несмотря на то что в 2013 году были очевидны тенденции к замедлению темпов экономического роста, некоторые компании продемонстрировали многократное увеличение затрат по сравнению с предыдущим годом. Финансирование НИОКР составило в прошлом году 122% от планового уровня. Основным источником финансирования НИОКР все еще остаются средства федерального бюджета. Их доля по компаниям, находящимся в ведении минпромторга, составила 61%.

Проект закона "О Промышленной политике РФ" будет рассмотрен Госдумой в двух чтениях 16 декабря и до конца года будет представлен на подпись президенту РФ

"До сих пор, говоря о необходимости применения результатов НИОКР, мы повсеместно используем слово "внедрение", что подразумевает некое насаждение и преодоление сопротивления. Очевидно, что для ухода от такого отношения к инновационному процессу необходимо создание системы экономических стимулов. И ряд инструментов поддержки инновационной продукции мы заложили в проект закона о Промышленной политике, - рассказал Глеб Никитин. - В законе прописаны новые механизмы выделения субсидий на НИОКР. Главным условием предоставления субсидий становится эффективное использование научных разработок в реальном производстве. Предусмотрены обязательства со стороны бизнеса по выпуску конкретных объемов серийной продукции с использованием результатов научных разработок. И если в течение нескольких лет предприятие не применило полученные технологии в производстве, не коммерциализировало разработки, то оно не может не только рассчитывать на компенсацию понесенных расходов, но и обязано вернуть средства в бюджет".

Также эффективной мерой стимулирования инновационной активности должно стать постановление правительства N 1312 от 30 декабря 2013 года. Документ устанавливает правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат для тех российских компаний, которые производят НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках комплексных инвестиционных проектов. Минпромторг уже провел первые конкурсы и отобрал 29 проектов-победителей по 19 технологическим направлениям.

По результатам опроса, проведенного РСПП в этом году, главной причиной, ограничивающей инновационную активность российских предприятий, является недостаток собственных средств для развития инноваций. Эту проблему выделили 59% опрошенных предпринимателей. "В этом году снижению финансирования инноваций способствует и ограниченность внешних заимствований, - рассказал исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Виктор Черепов. - Вторая проблема - дефицит профессиональных кадров. Он также обуславливает отказ компаний от применения инноваций. Так ответили 38% респондентов РФ".

"Одной из причин невысокой инновационной активности российского бизнеса является низкий спрос на инновации в российской экономике и избыточный перекос в сторону закупки готовых зарубежных продуктов. Под воздействием санкций на Россию этот перекос, на наш взгляд, будет выправляться, - сообщил Глеб Никитин. - В первом квартале следующего года будут утверждены отраслевые планы, которые станут техническим заданием для новых инструментов господдержки. Одним из таких новых инструментов станет Фонд развития промышленности. Уже сейчас мы начинаем запускать фонд и планируем до конца года отобрать несколько проектов. Но полностью фонд заработает уже в 2015 году".

В России отменят отгулы за праздники

Госсовет Татарстана внес в Госдуму законопроект, отменяющий перенос на понедельник выходного дня, если праздник выпадает на субботу или воскресенье. Инициаторы изменений аргументируют свое предложение тяжелой экономической ситуацией в стране.

По их мнению, из-за длительных праздников происходит дестабилизация деятельности предприятий, уровень производства снижается, при этом растут расходы на оплату труда при фактическом отсутствии этого труда.

Часть депутатского корпуса уверена, что в преддверии кризиса и острой необходимости повышения производительности труда в стране надо пойти гораздо дальше предложенного законопроекта - отказаться от затяжных новогодних праздников. Если сейчас не пересмотреть календарь праздничных дней, то люди, не имеющие возможность куда-то выехать, будут бессмысленно сидеть дома.

Авторы законопроекта во многом правы - в прошлом году январские и майские праздники совокупно стоили экономике России не менее 200 млрд рублей. Минтруд оценил снижение ВВП только за один праздничный день приблизительно в 12-14 млрд рублей. Некоторые экономисты и представители крупных производств полагают, что все российские праздники стоят нам примерно 2,5% ВВП в год. При этом страдают как региональные, так и федеральный бюджеты.

Праздники приводят к спаду производства и длительному постпраздничному синдрому, связанному с замедленным вхождением в рабочий процесс. К примеру, только производство промышленных товаров теряет за январь ежегодно 10% выручки. Но если приверженцы этой точки зрения считают, что компенсировать "праздничные" потери невозможно, эксперты в области транспорта, туризма и торговли убеждены в обратном. Так, спад спроса на товары и услуги, например, в январе компенсируется повышенным платежеспособным спросом в декабре.

В профильном Комитете Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, скорей всего, не поддержат законопроект о сокращении количества праздников за счет выходных. Такое мнение высказал член комитета Валерий Трапезников: "Многие члены комитета отрицательно относятся к такому предложению. Лишний день отнимут у людей, которые работают на прямом производстве в метро, в шахте. Это сталевары, токари, фрезеровщики и так далее - это неправильный подход".

Представители стройиндустрии выступили за прозрачность отрасли

Завтра в Центре международной торговли открывается IV Всероссийский строительный конгресс. Его тема - поиск новых путей взаимодействия бизнеса и государства.

Представители строительной отрасли обсудят особенности строительства в России и проблемы, с которыми ежедневно сталкивается строитель. Они ждут прогноза, как новые законодательные инициативы отразятся на строительной отрасли.

В последнее время в российском стройкомплексе происходят кардинальные перемены, которым в большей степени способствует созданное чуть больше года назад Министерство строительства и ЖКХ РФ. Несмотря на то что минстрой серьезно занимается разработкой стратегии развития строительной отрасли, эксперты затрудняются дать точный прогноз относительно того, как повлияют законодательные изменения на качество строительных работ в долгосрочной перспективе, сможет ли российский строительный комплекс преодолеть кризисные явления и какие бизнес-инициативы окажутся самыми прибыльными с точки зрения инвестирования.

Чтобы строительство стало инвестиционно-привлекательной отраслью, важно добиться прозрачности рынка, что невозможно реализовать без учета мнения профессионального сообщества

Необходимо учитывать тот факт, что строительный комплекс, являясь одной из стратегически важных производственных отраслей, подвержен влиянию макроэкономической и политической конъюнктур. В этой связи профессиональному сообществу необходимо четко понимать стратегию развития, чтобы эффективно решать поставленные руководством государства цели и задачи.

Строительство сегодня на особом контроле, что связано в первую очередь с реализацией крупных государственных инфраструктурных проектов, в том числе при подготовке к чемпионату мира по футболу-2018. Поэтому среди приоритетных шагов по модернизации отрасли можно назвать актуализацию нормативно-правовой базы, а также решение вопросов регулирования в строительстве, которое по-прежнему остается наименее прозрачным в России.

Чтобы строительство стало инвестиционно-привлекательной отраслью, важно добиться максимальной прозрачности рынка, что невозможно реализовать без учета мнения представителей профессионального сообщества. Рассчитываем, что на Всероссийском строительном конгрессе все эти вопросы найдут ответы.

Госдума намерена обязать россиян работать по специальности

Многих взбудоражила информация о том, что в следующем году Госдума может принять изменения в Трудовом кодексе о профессиональных стандартах по уровню образования, стажу работы и набору умений. Сейчас имеется всего 199 стандартов, но к концу 2015 года их будет 350. Они станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций. И люди, не соответствующие стандартам, не смогут работать по такой специальности. А с 2020 года стандарты станут обязательными для всех работодателей.

Рекрутинговый портал job.ru провел опрос и выяснил, что лишь 23% ответивших работают строго по полученной в образовательном учреждении специальности. Еще почти столько же трудятся в смежных областях и считают, что полученное образование пригодилось им в работе. Но более четверти респондентов по специальности не работают. Правда, два года назад по специальности работали только 13,6% опрошенных и лишь 8,3% - в смежных областях.

- По нашим данным, больше половины работающего населения страны трудоустраивается не по специальности, - говорит управляющий партнер RichartsMeyer Recruitment Group Ольга Демидова . - После вуза кому-то не хватает практических навыков, другие понимают, что вообще не хотят работать по специальности, а есть и те, кто не может найти работу в своей сфере. За рубежом требования к специальности более прозрачны и понятны, а многие студенты уже после первого курса проходят стажировки в крупных компаниях, получая необходимый опыт. И устроиться по специальности им гораздо проще, чем российским выпускникам, которые с убедительным багажом теоретических знаний нередко не знают, как его применить на практике. Поэтому многие пытаются найти себя в смежных областях, а порой и в другой сфере деятельности. Кроме того, специалистов на ряд позиций, которые предлагает современный рынок, не выпускает ни один наш вуз. Это, например, менеджеры по продажам, по подбору персонала, compliance-специалисты и другие. Вероятно, четко прописанные профессиональные стандарты будут способствовать преодолению несоответствия между требованиями работодателей и учебными программами вузов.

- В США, Канаде, Европе, Японии профессиональные стандарты внедрялись для узкопрофильных специалистов - архитектор, юрист, нотариус и т.д., - напоминает руководитель отделения по подбору персонала Kelly Service Ольга Копылова. - В последнее время во многих странах создаются и внедряются все новые - в соответствии с потребностями рынка и появлением новых профессий. Нередко инициаторами стандартов являются и профессиональные сообщества. Под них создаются образовательные программы и стандарты, определяется структура образовательного процесса. Среди наших соискателей профильное образование соответствует опыту работы менее чем в 30%. Это, как правило, тоже специалисты узкого профиля - юристы, лингвисты, ИТ-специалисты, финансисты. Все остальные работают не по диплому. Но будущему работодателю, как правило, они все равно интересны, именно благодаря опыту.

Интересно, а как будут выглядеть профстандарты по творческим специальностям? Например, актера театра юного зрителя или писателя? И соответствовал бы ему Лев Николаевич Толстой, который, как известно, любил переписывать свои романы по четыре раза? Если б я переписывала эту колонку хотя бы три раза, меня б, наверное, уже уволили. Хотя диплом по специальности у меня есть.

Путин: Начинающий малый бизнес в РФ получит налоговые каникулы

Экономическая и "бизнесовая" составляющие нынешнего Послания президента Федеральному Собранию вселяют в предпринимателей определенную надежду на обретение понятных и прозрачных правил игры на долгое время.

Уменьшение количества проверок для добросовестных компаний, налоговые каникулы новичкам, амнистия капитала, возвращенного в страну из офшоров, помощь фирмам несырьевого и неторгового профиля и многое другое помогут держать экономику страны на должном уровне, несмотря на антироссийские санкции и временное ослабление курса рубля. А отношения бизнеса и государства будут строиться на философии общего дела, партнерстве и равноправном диалоге.

Подавляющее большинство наших предпринимателей хотят приносить пользу России, дорожат деловой и социальной репутацией, подчеркнул президент Владимир Путин. И государству необходимо создавать все условия для их результативного труда. Президент заявил о необходимости внедрить ряд мер, которые помогут избавить бизнес от навязчивого надзора и контроля. Первое - публичность проверок. Это позволит отсечь "заказные" визиты проверяющих. В следующем году вводится специальный реестр с информацией о том, какой орган и для чего инициировал проверку, какие результаты получены. Завтра Госдума как раз рассмотрит в первом чтении поправки в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми этот реестр и появится. "Теперь бизнес будет иметь исчерпывающую информацию, которая позволит ему подготовиться к проверке, обжаловать ее результаты или спорить по поводу проведения повторного мероприятия по такому же или схожему предмету", - сообщил "РГБ" партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Дмитрий Титов. "Если реестр будет вестись качественно и правильно, это снизит градус напряженности при проверке", - подтвердил партнер группы компаний vvCube Вадим Ткаченко.

Второе - отказ от принципа тотального контроля. В 2015 году правительство должно принять необходимые решения по переходу к системе ограничений проверок. И, наконец, предприятие, в течение трех лет не имевшее существенных нареканий, на следующие три года освобождается от плановых проверок органов государственного и муниципального контроля.

Будут установлены надзорные каникулы для малого бизнеса.

Также Владимир Путин предложил на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия. Для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Льготы получат и производства, начинающиеся с нуля. "Данное президентом обещание относительно моратория на изменение налогового законодательства очень кстати, - считает член президиума "ОПОРЫ России" Юрий Савелов, - однако сказать, что абсолютно никаких изменений в ближайшие четыре года не произойдет на 100% нельзя, потому что в любой момент ситуация может потребовать точечных корректировок". "Налоговые каникулы могут появиться согласно проекту поправок в НК РФ, разрабатываемому минфином. Но право на введение таких льгот закреплено за региональными властями. И не исключено, что из-за серьезного бюджетного дефицита регионы не воспользуются такой возможностью", - отметил Сергей Варламов, партнер компании "Деловой фарватер".

По мнению экспертов, предложение об амнистии капитала станет самым действенным рычагом в политике деофшоризации нашей экономики. "Если наладить хорошие механизмы по возврату денег из офшоров, то в России будет наблюдаться хороший приток капитала. Этот рынок оценивается не менее чем в 40 млрд долл. в год", - подчеркнул директор Центра макроэкономических исследований при РАНХиГС Рустам Темиргалиев.

Для развития бизнеса, размещения новых производств нужны подготовленные

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
9
декабря
2014
Учредители агентства