Ежедневный мониторинг законодательства

8 декабря 2014

Патенты смогут покупать не только граждане, но и компании

Небольшим фирмам могут дать право применять патентную систему налогообложения. Законопроект об этом уже внесен в Госдуму.

Сейчас патент могут купить только индивидуальные предприниматели, и это ставит их в преимущественное положение перед организациями, ведущими тот же вид деятельности и в том же масштабе, говорится в пояснительной записке.

Есть организации, для которых патентная система подошла бы, но это, скорее, исключение из общего правила, считает председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов.

Патентную систему можно оправдать как входной билет в мир официального бизнеса для "непрофессиональных" налогоплательщиков. "И то я рассматриваю патент как некую временную меру", - говорит Орлов. Он считает, что расширять сферу применения патентов нецелесообразно, поскольку этот налог не зависит от успешности бизнеса.

Патентная система - входной билет в мир официального бизнеса для начинающих предпринимателей

В России выдано 96 тысяч патентов, сообщает ФНС, из них 44 тысячи - на торговлю. Статистика говорит, что патентная система популярностью не пользуется, несмотря на льготы (освобождает от НДС, НДФЛ и налога на имущество, от налоговых деклараций, бухучета). Для получения патента, объясняет Орлов, надо стать индивидуальным предпринимателем, а это влечет еще и уплату страховых взносов. Трудно заинтересовать патентом тех, на кого нацелена эта система (репетиторы, владельцы квартир, сдающие их в аренду, и так далее). Поэтому надо сделать патентную систему доступной для людей, не являющихся ИП, полагает собеседник "РГ".

Государственные больницы планируют отдать в аренду бизнесу

Чстные компании попробуют в рамках эксперимента привлечь к управлению госучреждениями

На фоне предстоящего сокращения врачей в правительство РФ поступило предложение провести эксперимент по привлечению бизнеса к управлению объектами социальной инфраструктуры, находящимися в госсобственности — больницами, детскими садами, летними лагерями, школами, домами престарелых и проч. Об этом говорится в программе мероприятий («дорожной карте»), подготовленной Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив (АСИ; учреждено правительством) при участии Открытого правительства.

Как пояснил источник в АСИ, передача госучреждений в долгосрочную аренду бизнесу предлагается с условиями: если речь идет о медучреждении, то в числе условий — оказание услуг в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В то же время предоставляется право обслуживать пациентов полностью на коммерческой основе. Также в договоре может быть прописано условие о необходимости проведения модернизации учреждения (обновление оборудования, ремонт помещения и прочее).

Из программы следует, что частную компанию для управления тем или иным государственным объектом социальной инфраструктуры предполагается отбирать на конкурсной основе. До июня 2015 года планируется разработка документов, которые определяют условия и способы привлечения бизнеса к управлению госучреждениями. К сентябрю следующего года предполагается определить пилотные проекты, а к ноябрю — разработать условия конкурсов и утвердить планы-графики реализации инициативы. Ответственным за проект предлагается назначить Минэкономразвития.

В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что программа под названием «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» была разработана по поручению правительства.

— Документ призван обеспечить повышение эффективности использования общественных ресурсов, выделяемых на предоставление услуг в социальной сфере, активное внедрение в практику инновационных социальных технологий, расширение масштабов привлечения внебюджетных инвестиций для развития объектов социальной инфраструктуры, — указали в министерстве.

Вице-президент «Опоры России» Вячеслав Корочкин считает, что госсистема здравоохранения требует изменений, поскольку представляет собой «полуподпольную частную медицину на основе госучреждений». Дело в том, пояснил он, что на базе госбольниц создаются частные конторы (порой они никак не оформлены), которые принадлежат руководству госучреждения и их родственникам, поэтому такие компании не платят за аренду и налог на недвижимость. При этом врачи заинтересованы в том, чтобы направить пациентов в эти коммерческие организации, например, на платный анализ или рентген.

— Попытка законсервировать устаревшую советскую систему, которая основана исключительно на госсобственности, как раз и вызвала тот кризис в здравоохранении, который есть. Одним количеством денег, которые вкачиваются в переоборудование госучреждений, проблему не решить. Нужно принципиально менять систему. Если такой бизнес правильно выстроить, то при исправной работе страховой системы он будет доходным, — говорит Корочкин.

Руководитель рабочей группы АСИ по разработке означенной дорожной карты и первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон отметил, что данная инициатива предполагает обязательное соблюдение двух условий. Первое — сохранение доступности услуг для населения в социальной сфере как минимум на том же уровне, второе — взаимовыгодные условия сотрудничества.

— Нередко об этом замысле рассуждают без учета названных условий. Игнорируя первое условие, делают выводы о том, что данная инициатива приведет к приватизации госсобственности, превращению бесплатного в платное. Забывая о втором условии, утверждают, что бизнесу и некоммерческим организациям будут навязывать те объекты, которые не нужны государству, — рассуждает собеседник. — Речь идет о том, чтобы запустить механизм сотрудничества в тех конкретных случаях, когда интересы государства, общества и бизнеса совпадают. Это те случаи, когда нужно значительно повысить эффективность использования объекта без ущерба для потребителей, а наоборот — даже с выигрышем для них.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)  на 2015-2017 годы предусмотрен на уровне 1,6-1,8 млрд рублей. Основная часть доходов фонда — страховые взносы на обязательное медицинское страхование (в рамках страховых взносов основная масса работодателей выплачивает 22% в ПФР, 2,9% — в ФСС и 5,1% — в ФОМС). Директор группы медицинских компаний «Андреевские больницы – Неболит» Андрей Кожушков указал, что тарифы, предусмотренные ОМС, не в полной мере покрывают затраты на обслуживание. И если часть пациентов учреждение будет принимать по таким тарифам, то срок, в течение которого можно будет окупить обновленное оборудование, заметно увеличится.

Андрей Коновал, оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие», говорит, что к настоящему моменту сложились серьезные лоббистские силы, заинтересованные в коммерциализации отрасли, в частности ― крупные столичные медкомпании.

― Чтобы государственное медицинское учреждение взяли и отдали в управление частной фирме, ― такого я не слышал, ― говорит собеседник. ― До этого коммерциализация отрасли шла через другие механизмы. Перевод государственных учреждений на самоокупаемость через систему ОМС вынуждал их развивать платные услуги в собственных стенах. Дефицит специалистов, медикаментов и медтехники из-за недостаточных объемов финансирования заставляет сегодня многих пациентов обращаться за помощью в коммерческие медцентры. Заметное распространение получила передача автоуслуг для станций скорой помощи на аутсорсинг частным коммерческим структурам. Правда, все известные мне случаи указывают на неэффективность и убыточность подобной практики. Что касается работы частных компаний по программам обязательного медицинского страхования, то, как правило, это им невыгодно, поскольку тарифы ОМС в разы, а то и в десятки раз ниже коммерческих расценок.

Управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута добавил, что доходность социальных объектов в принципе невысокая — не более 7-8% годовых. Но если, по его словам, бизнесу будут предложены действительно взаимовыгодные условия, то подобные проекты им могут быть интересны.

Генпрокуратура предложила план помощи бизнесу

Запретить внеплановые проверки, инициированные по анонимкам, и установить ответственность за ложные сведения от заявителей – такие подарки рекомендует сделать предпринимателям межведомственная рабочая группа при Генпрокуратуре.

«Надо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить их от навязчивого надзора и контроля, я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. Надо отказаться от самого принципа тотального бесконечного контроля», – заявил Владимир Путин в четверг в послании президента Федеральному собранию. В пятницу Кремль опубликовал поручения по его итогам. До 15 июля 2015 года президент поручил подготовить изменения в законодательство, которые запретят плановые проверки малого бизнеса в течение трех лет, если за три года до этого не было выявлено никаких нарушений.

Возможно, этим список послаблений для бизнеса не ограничится. В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос совершенствования госконтроля над компаниями. В распоряжении РБК оказалась справка управления по надзору Генпрокуратуры за соблюдением прав предпринимателей, подготовленная в ходе этой проработки.

Ее подлинность подтвердила представитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, представители которого входят в межведомственную рабочую группу при Генпрокуратуре по защите прав предпринимателей.

Исполнителем по поручению премьера значится Минюст, в ближайшее время предложения межведомственной рабочей группы будут направлены туда, уточнила она.

Авторы документа предлагают прекращать внеплановую проверку компании, если будет установлено, что ее начали из-за анонимного обращения. Изменения должны коснуться ст. 294 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля». Кроме того, предлагается законодательно закрепить механизм предварительной проверки достоверности сведений о заявителях и их информации. Так члены рабочей группы надеются обезопасить бизнес от злоупотреблений со стороны конкурентов.

В справке приводятся примеры, подтверждающие наличие проблемы. Так, управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти, Костромской области и Туве проверяли законность привлечения иностранной рабочей силы со стороны ИП на основании анонимных телефонных звонков. Аналогичные нарушения Генпрокуратура зафиксировала в действиях отделения Роспотребнадзора по Калмыкии.

«Доходит до того, что некоторые ведомства не удосуживаются проверять, а есть ли заявитель на самом деле, – говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов. – Много случаев, когда предприниматели пытаются понять, кто же на них жалуется, и выясняется, что этих людей нет в природе по указанным адресам. Конечно, ситуацию в этой сфере надо упорядочить».

Представители бизнеса ранее обращались в правительство по поводу заявлений о нарушениях с неустановленным заявителем, рассказал РБК глава «Опоры России» Александр Калинин. «Сегодня можно написать заявление, в котором указать вымышленную фамилию. По таким заявлениям как минимум треть от всего числа проверок. Если это не остановить, это поглотит всю страну», – опасается он.

Генпрокуратура пошла дальше и предлагает установить ответственность за ложные сведения от заявителей, это можно только приветствовать, говорит Калинин. ​Нужно ориентировать контролеров на то, что с заявителей следует взыскивать расходы, понесенные контрольным органом, в случае заведомо ложного сообщения, указывают составители предложений премьеру из межведомственной группы. Это право у них есть по закону «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Другое предложение рабочей группы – сократить срок рассмотрения обращений о разъяснении законодательства с 30 до 15 дней и прописать в правилах разработки административных регламентов обязанность консультировать предпринимателей. «Эта мера позволит [компаниям] получать квалифицированную юридическую помощь в целях исключения возможного противоправного поведения», – говорится в документе.

«Опора России» поддерживает предложения Генпрокуратуры, говорит Калинин: «Любое снижение давления на бизнес по проверкам мы приветствуем. Потому что оно действительно сегодня чрезмерно. У нас есть предложение сократить численность сотрудников в проверяющих органах, а оставшимся поднять зарплату. Это точно уменьшит и количество проверок и повысит их качество. Так было сделано в налоговой службе. Что мы получили? Администрирование, качество сервиса в налоговой службе только выросло».

«Предложения разумные. За первое полугодие 2014 года прокуратура зафиксировала 8,5 тыс. нарушений со стороны контрольно-надзорных органов и дала предписания по их устранению», – знает координатор деятельности общественных омбудсменов аппарата бизнес-омбудсмена Анастасия Алехнович.

Эти предложения повысят роль прокуратуры при внеплановых проверках, но гораздо эффективнее было бы повысить роль административного реагирования со стороны руководства самого контрольного органа, считает партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов.

 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
8
декабря
2014
Учредители агентства